Психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков.
Гипотеза исследования: предупреждение девиантного поведения подростков будет эффективным при соблюдении психолого – педагогических условий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………...3
ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Проблема девиантного поведения в современной литературе……….……7
1.2. Особенности проявления девиантного поведения подростков……..……12
1.3. Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения подростков…………………………………………………………………....17
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1. Цели, задачи, этапы предупреждения девиантного поведения………….26
2.2. Методики по выявлению девиантного поведения………………………..29
2.3. Психолого-педагогическая работа по предупреждению девиантного поведения у подростков………………………………………………………....34
Заключение…………………………………………………………………….....42
Список использованной литературы………………………………………...…45
Приложение………………………………………………………………………47

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 4 КУРС.doc

— 206.00 Кб (Скачать)
 
 
 

     Филологический  факультет

     отделение “Социальная педагогика”

     кафедра педагогики 
 

      

     Студентка 4 курса очного отделения 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

       Психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков 
 

     
Научный руководитель:

к.п.н., доцент.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………...3

ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

    1. Проблема девиантного поведения в современной литературе……….……7
    2. Особенности проявления девиантного поведения подростков……..……12
    3. Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения подростков…………………………………………………………………....17

ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

2.1. Цели, задачи, этапы предупреждения девиантного поведения………….26

2.2. Методики по выявлению девиантного поведения………………………..29

2.3. Психолого-педагогическая работа по предупреждению девиантного поведения у подростков………………………………………………………....34

Заключение…………………………………………………………………….....42

Список использованной литературы………………………………………...…45

Приложение………………………………………………………………………47 

 

ВВЕДЕНИЕ 

      Актуальность  исследования. Актуальность данной проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества обозначенного контингента школьников имеющих отклонения в поведении. Поэтому вопрос о предупреждении девиантного поведения подростков – один из ведущих факторов образовательного учреждения. В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение.

      Это связано с кризисом общества, глубокими  социально-экономическими, политическими переменами, переходом к рыночным отношениям, что резко обострило социальные проблемы, увеличило обездоленность большого количества населения.

      И все же в настоящее время именно в подростковом возрасте наблюдается  относительный пик этих расстройств, определяемый психологическими особенностями подростка (возникшее противоречие потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями ее осуществления выступает в качестве своеобразного конфликтообразующего фактора), поведением субъективной ценности нравственного здоровья.

      Трудности, которые испытывают подростки, обусловлены  в том числе и его характерологическими особенностями. Заострение черт характера  являются тем фоном, на котором быстрыми темпами продолжают распространяться алкоголизация и никотинизация подростков, увеличивается употребление наркотиков и токсических веществ, все более широкое распространение получают отступления от общечеловеческих норм нравственности.

      На  фоне обострения криминогенной обстановки в России в целом по всем видам и показателям растет молодежная преступность. При общем снижении возраста преступников наиболее криминогенно активной является возрастная группа в 14-17 лет. Резко увеличилось число подростков, стоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

      Как мы видим, в нашем обществе существует ряд причин для развития личности с девиантным поведением. И одна из основных задач психолога –  определение основных направлений  восстановления нормального процесса социализации подростка, т.е. разработка основных профилактических мероприятий психолого-педагогического характера.

      В литературе девиантное поведение рассматривается  вместе с психологическими особенностями  подросткового возраста. Сам по себе «переходный возраст» и его психологические  особенности (норма и отклонение) давно интересуют ученых – психологов.

      В отечественной психологии (М.А. Алеманский, Л.М. Зюбин, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, А.Р. Лурия, Д.И. Фельдштейн и др.) и криминологи (В.Н. Кудрявцев, Г.М. Миньковский, А.Р. Ратиков, А.М. Яковлев и др.) убедительно показано, что девиантное поведение не определяется «прирожденными механизмами», обуславливаясь причинами социально-психологическими, в том числе характером микросреды и недостатками воспитания.

      Исследованию  предупреждений девиантного поведения посвящены труды С.А. Беличевой, А.С. Белкина, В.П. Кащенко, Л.М. Семенюк и др.

      Научной базой для изучения проблем подросткового  возраста являются фундаментальные  работы российских (Л.С. Выготского, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна и др.) ученых.

      Л.С. Выготский подошел к проблеме критического возраста с точки зрения анализа новообразований в создании подростка и социальной ситуации развития, отражающей в каждом возрасте неповторимые отношения между ребенком и средой.

      Однако, несмотря на достаточно широкий круг исследований по проблеме девиантного поведения подростков, аспекты организации психолого-педагогической деятельности по предупреждению девиантного поведения подростков в школе недостаточно разработаны. Все это помогло определить проблему исследования: предупреждение причин формирования девиантного поведения подростков.

      Цель  исследования: определить психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков.

      Объект  исследования: девиантное поведение подростков.

      Предмет исследования: психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков.

      Гипотеза  исследования: предупреждение девиантного поведения подростков будет эффективным при соблюдении психолого – педагогических условий.

      Задачи  исследования:

  1. Проанализировать сущность обозначенной проблемы в психолого-педагогической науке и практике.
  2. Выявить особенности проявления девиантного поведения у подростков;
  3. Определить психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков.

      Для реализации цели и задач работы мы использовали методы теоретического и эмпирического исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, социологической литературы, диагностические методы, статистическая обработка данных, количественная и качественная обработка экспериментальных данных.

      Методики  исследования:

  • патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко;
  • методика диагностики агрессивности Басса-Дарки.

      Методологические  основы исследования: строятся на принципах  системного подхода, личностного и  деятельностного подхода.

      Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 

      
    1. Проблема  девиантного поведения  в современной литературе
 

      Девиантные  формы нарушения поведения или  отклонения от общепринятых норм в  подростковой среде обнаруживают за последние десятилетия тенденцию  стремительного увеличения и представляют собой проекцию всех тех проблем, которые накопились в обществе, требуют своего безотлагательного решения. При этом характер нарушений поведения у подростков может быть самым разнообразным. Чаще всего они проявляются в противоположных действиях, игнорировании существующих требований и порядков, пьянстве и алкоголизме, сексуальной распущенности, бродяжничестве, употреблении наркотических и токсических веществ, суицидальных тенденциях.

      В настоящее время существует множество  гипотез, концепций, которые стремятся  дать философское, психолого-педагогическое обоснование такому явлению как «девиантное» поведение. Известны многочисленные концепции девиантного, отклоняющегося поведения – от биогенетических до культурно-исторических.

      Авторы  биогенетических концепций (начиная  З. Фрейда до Э. Торднайка, К. Бюлера, Э. Майера, А. Джексена и А. Маслоу), отводя ведущую роль в личностном развитии человека его природно-биологическому началу, полагают, что все причины антиобщественного поведения, отклонений в поведении, надо искать в биологии человека, в особых генетических структурах преступности.

      Среди разнообразных теорий и концепций  девиантного поведения важное место  занимают исследования психоаналитической ориентации, основоположником которых  является З. Фрейд. В работах его  последователей (А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, У. Шуту и др.) генезис преступности, в частности, рассматривался наряду с другими формами отклоняющегося поведения, такими, как неврозы, психастении, сексуальные расстройства, различные формы социальной адаптации. По мнению представителей психоаналитических концепций, лиц с отклоняющимся поведением отличают повышенная тревожность, агрессивность, ригидность, комплекс неполноценности. Особое внимание уделяется природе агрессивности, служащей якобы первопричиной насильственных преступлений (14, С. 142).

      Проблеме  агрессивности, тревожности, изучению природы и проявления этих свойств посвящены работы А. Бандуры, А. Басса, Л. Берковца, С. Розенцвейга; эти проблемы получили отражение и в работах отечественных ученых – С.Н. Еникопова, Т.Н. Курбатова, а также в выполненном в нашей стране исследовании польского психолога Э. Квятковской – Тохович.

      Наряду  с понятием «девиантное поведение» в литературе встречаются следующие  понятия «патологическое», «аморальное» «асоциальное», «незаконное поведение». При этом авторы не усматривают в приведенных понятиях большой разницы, другие – Ковалев К.К., 1981 и др. вкладывают в них различный смысл. В связи с этим понятие «девиантное поведение» то непомерно расширяется, охватывая все формы нарушений поведения у здоровых и психически больных людей, то суживается досоциально-психологического, характеризующего расстройства поведения только у здоровых лиц. Следовательно, для изучения данной проблемы, прежде всего, необходимо уточнить терминологию и содержание понятий, характеризующих нарушения поведения. Учитывая множественность трактовок отклоняющегося поведения, уточним наше представление о них.

      Понятие девиантного или отклоняющегося от норм поведения сопряжено, прежде всего, с понятием «норма», так как  девиантное поведение приобретает  определенный смысл лишь тогда, когда в качестве основного исходного критерия для определения его сущности используется понятие «социальная норма» (24, С. 5).

      Границы «нормального» поведения столь  же относительны, как и границы  здоровья или «нормального» характера. Здесь уместны слова П.Д. Ганнушкина о том, что «соединение двух таких терминов, как «личность» или «индивидуальность», с одной стороны, и «норма» или «средняя величина» - с другой, - такого рода соединение грешит внутренним противоречием; это есть соединение двух по существу совершенно не согласных друг с другом терминов» (17, С. 4).

      Норму определяют как идеал, условное обозначение  объективно существующего явления, среднестатистический показатель, максимальный вариант, «равновесие» со средой, функциональный оптимизм и т.д. Однако общепризнанного определения нормы на сегодняшний день нет, что мало помогает определению девиантности. Вот некоторые из них:

  • нормы социальные (от лат. norma – руководящее начало, правило, образец) – средства социальной регуляции поведения индивидов и групп (21, С. 189);
  • нормы социальные – совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью осуществления деятельности (поведения) установленного образца (типа) (15, С. 51);
  • социальная норма – обусловленный социальной практикой социокультурный инструмент регулирования отношений в конкретно-исторических условиях жизни общества (22, С. 14).

Информация о работе Психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков