Психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков.
Гипотеза исследования: предупреждение девиантного поведения подростков будет эффективным при соблюдении психолого – педагогических условий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………...3
ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Проблема девиантного поведения в современной литературе……….……7
1.2. Особенности проявления девиантного поведения подростков……..……12
1.3. Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения подростков…………………………………………………………………....17
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1. Цели, задачи, этапы предупреждения девиантного поведения………….26
2.2. Методики по выявлению девиантного поведения………………………..29
2.3. Психолого-педагогическая работа по предупреждению девиантного поведения у подростков………………………………………………………....34
Заключение…………………………………………………………………….....42
Список использованной литературы………………………………………...…45
Приложение………………………………………………………………………47

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 4 КУРС.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

      Какую тактику вы использовали в игре?

      На  кого ориентировались при решении  вопроса о том, сколько пальцев  выбросить в следующий раз?

      Кто упорствовал? и т.д.

      Вопросы меняются в зависимости от выявленной картины.

      VII. «Мой сосед».

      Ведущий просит детей как следует посмотреть друг на друга, обратить внимание на волосы, глаза, прическу, одежду каждого из участников. Затем он просит одного из детей закрыть глаза и задает вопросы о ком-то из группы.

      У кого в группе светлые волосы?

      Какие глаза у А?

      Кто одет в зеленую кофту?

      Какая прическа у О?

      Какого  цвета волосы у твоего соседа справа?

      Эта игра обычно проходит очень живо и  способствует развитию наблюдательности, интереса друг к другу.

      VIII. «Ассоциации».

      Один  является водящим. Он выходит из комнаты, а в это время остатние загадывают кого-то из участников группы (можно  и ведущего). Задача водящего отгадать, кто был выбран, задавая вопросы  ассоциативного характера о нем:

      С каким животным ассоциируется у  тебя этот человек?

      На  какое растение он похож?

      Какой дом подходит этому человеку?

      С каким напитком он у тебя ассоциируется?

      С каким - блюдом? и т.п.

      Вопросы могут быть самые разнообразные  и зависят от фантазии водящего.

      Другой  вариант Водящий просит каждого  из участников отвечать на один и тот  же вопрос формулируется это обычно так: «Расскажите мне об этом человеке, как если бы он был животным (деревом, цветком, машиной, едой и т.п.)».

      В этой игре нельзя задавать вопросы типа: «Как зовут этого человека?», «Какие глаза у этого человека?», «Какие фильмы любит этот человек?» и т. п.

      Игру  «Ассоциации» полезно использовать и на более поздних этапах работы. Она является своеобразной формой обратной связи, довольно мягкой, так как речь идет лишь об ассоциациях, которые являются фантазией другого человека.

      В ходе групповой работы также можно использовать как упражнения социально-психологического тренинга («Пальцы», «В кругу симпатий»), так и упражнения из психотерапевтических групп разных направлений: «Кто я?» (психосинтез), общение в паре, эмпатическое слушание (группа встреч), «Перевоплощение в предмет» (генштальт группы), ролевая игра (психодрама).

 

       ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 

       К психолого-педагогическим условиям, обеспечивающим повышение эффективности предупреждения девиантного поведения подростков относим:

  • информационно-просветительскую работу с родителями в основе которой лежит профилактика возможных нарушений семейного воспитания, повышение коммуникативной компетентности во взаимодействии с подростками;
  • информационно-просветительскую работу с педагогами в основе которой лежит информирование об индивидуально-психологических особенностях личности подростка и повышение уровня эффективности приемов педагогического воздействия;
  • развитие у подростка навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других путем включения его в психологический тренинг.

      Предупреждение  девиантного поведения подростков в рамках выделенных психолого-педагогических условий вписывается в профессиональную деятельность социального педагога работающего в школе.

       Для диагностики девиантного поведения  были отобраны следующие методики: патохарактерологический опросник А.Е. Личко позволяющий определить тип акцентуаций характера, методика Басса-Дарки, которая определяет степень агрессивности.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      В ходе исследования психолого-педагогических условий предупреждения девиантного поведения подростков была проделана следующая работа:

  1. Проанализирована проблема в психолого-педагогической науке и практике;
  2. Выявлены особенности проявления девиантного поведения у подростков;
  3. Определены психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков.
  4. Разработана программа предупреждения девиантного поведения подростков.

      В процессе анализа литературы мы пришли к выводу о глубокой наполненности  содержания понятия «девиантного поведения». Исходя из описанных точек зрения «девиантное поведение» можно определить, как систему поступков или  отдельные поступки психически здорового человека не соответствующие или противоречащие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам на определенном этапе развития общества, как результат неблагоприятного социального развития и нарушения процесса социализации личности.

      Девиантное  поведение подростков имеет свою специфическую природу. Среди причин обуславливающих различные девиации, выделяют социально-психологические, психолого-педагогические, психобиологические факторы. При этом большую роль среди указанных причин играют характерологические особенности. Речь идет о так называемых акцентуаций характера, проявляющихся в подростковом возрасте и влияющих на поведение подростков. Акцентуации характера – это крайние варианты нормы при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий («места наименьшего сопротивления» в структуре акцентуаций, так называемые «негативные» свойства акцентуаций) при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим («позитивные свойства» акцентуаций характера). Поэтому закрепление некоторых черт характера мешает подростку адаптироваться в окружающей среде и может стать одной из причин его отклоняющегося поведения акцентуаций характера рассматриваются в качестве предпосылок девиантного поведения подростков.

      На  основе теоретического осмысления повышению  эффективности предупреждения девиантного  поведения, включающий в себя:

  • информационно-просветительскую работу с родителями, в основе которой лежит профилактика возможных нарушений семейного воспитания, повышение коммуникативной компетентности во взаимодействии с подростками;
  • информационно-просветительскую работу с педагогами в основе которой лежит информирование об индивидуально-психологических особенностях личности подростка и повышение уровня эффективности приемов педагогического воздействия;
  • развитие у подростка навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других путей включения его в психологический тренинг.

      Для диагностики девиантного поведения  были отобраны следующие методики: патохарактерологический опросник А.Е. Личко позволяющий определить тип акцентуаций характера, методика Басса-Дарки, которая определяет степень агрессивности.

      К психолого-педагогическим условиям, обеспечивающим повышение эффективности предупреждения девиантного поведения подростков относим:

  • информационно-просветительскую работу с родителями в основе которой лежит профилактика возможных нарушений семейного воспитания, повышение коммуникативной компетентности во взаимодействии с подростками;
  • информационно-просветительскую работу с педагогами в основе которой лежит информирование об индивидуально-психологических особенностях личности подростка и повышение уровня эффективности приемов педагогического воздействия;
  • развитие у подростка навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других путем включения его в психологический тренинг.

      Предупреждение  девиантного поведения подростков в рамках выделенных психолого-педагогических условий вписывается в профессиональную деятельность социального педагога работающего в школе.

 

       СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович.– М.: Просвещение, 1968. – 347 с.
  2. Рожкова, М.И. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
  3. Гаврилова, Т.П. Личностные трудности и проблемы подростков. // Т.П. Гаврилова. Психологическая наука и образование. – 1997. - № 3. – С. 104-109.
  4. Гилинский, Я.И. Девиантное поведение подростков: состояние, проблемы, перспективы // Бюллетень защиты прав ребенка. – СПб.: Питер, 1994. – С. 7-12.
  5. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. – М.: Академия, 1999. – 301 с.
  6. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения. // Вопросы психологии. – 1998. - № 5. – С. 141-145.
  7. Ковалева, А.Г. Психология личности. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1969. – 391 с.
  8. Кон, И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
  9. Кондрашенко, В.П. Девиантное поведение у подростка. – Минск: Беларусь, 1988. – 204 с.
  10. Краковский, А.П. Трудный возраст. – М.: Просвещение, 1986. – 160 с.
  11. Кулагина, И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 192 с.
  12. Личко, А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования. – М.: НИИПП им. Бехтерова, 1976. – 96 с.
  13. Макшанцев, Н.В. Отклонения в поведении подростков // Социология. – 1991. - № 4. – С. 64-66.
  14. Натанзон, Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. – М.: Просвещение, 1984. – 96 с.
  15. Поливанова, К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. – 1996. - № 1. – С. 20-23.
  16. Раттер, М. Помощь трудным детям. Пер. с англ. Е. Алексеевой, С. Нуровой. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 432 с.
  17. Реан, А.А. Характерологические особенности подростков – деликвентов. // Вопросы психологии. – 1991. - № 4. – С. 139-144.
  18. Хрипкова, А.Г.. Мальчик – подросток – юноша: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 207 с.

Приложение

Методики диагностики

Тест  опросника Басса-Дарки

  1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
  2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
  3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
  4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.
  5. Я не всегда получаю то, что мне положено.
  6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
  7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.
  8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.
  9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
  10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
  11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
  12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.
  13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.
  14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.
  15. Я часто бываю не согласен с людьми.
  16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
  17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.
  18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
  19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
  20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.
  21. Меня немного огорчает моя судьба.
  22. Я думаю, что многие люди не любят меня.
  23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
  24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
  25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.
  26. Я не способен на грубые шутки.
  27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
  28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
  29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне нравится.
  30. Довольно многие люди завидуют мне.
  31. Я требую, чтобы люди уважали меня.
  32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.
  33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
  34. Я никогда не бываю мрачен от злости.
  35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.
  36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.
  37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.
  38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
  39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.
  40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.
  41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
  42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
  43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.
  44. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел.
  45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
  46. Если кто-нибудь раздражает меня, то я готов сказать все, что я о нем думаю.
  47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
  48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
  49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.
  50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.
  51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
  52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
  53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
  54. Неудачи огорчают меня.
  55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.
  56. Я могу вспомнить случай, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.
  57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
  58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
  59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.
  60. Я ругаюсь только со злости.
  61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
  62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.
  63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.
  64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
  65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.
  66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
  67. Я часто думаю, что жил неправильно.
  68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
  69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.
  70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
  71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
  72. В последнее время я стал занудой.
  73. В споре я часто повышаю голос.
  74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.
  75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Информация о работе Психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков