Психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков.
Гипотеза исследования: предупреждение девиантного поведения подростков будет эффективным при соблюдении психолого – педагогических условий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………...3
ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Проблема девиантного поведения в современной литературе……….……7
1.2. Особенности проявления девиантного поведения подростков……..……12
1.3. Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения подростков…………………………………………………………………....17
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1. Цели, задачи, этапы предупреждения девиантного поведения………….26
2.2. Методики по выявлению девиантного поведения………………………..29
2.3. Психолого-педагогическая работа по предупреждению девиантного поведения у подростков………………………………………………………....34
Заключение…………………………………………………………………….....42
Список использованной литературы………………………………………...…45
Приложение………………………………………………………………………47

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 4 КУРС.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

      Наряду  с адекватными вербальными методами на занятия могут быть использованы и невербальные методы, такие, например, как проективный рисунок, психогимнастика, музыкальная терапия и др.

      Описанные выше психотерапевтические методы позволяют достичь осознание, с помощью конкретных действий (10, С. 135).

      Таким образом, в предупреждение девиантного  поведения у подростков является первичная профилактика ассоциальной направленности и вторичная профилактика для которой в последние годы актуальной задачей стало определение так называемых «групп риска» - это подростки больше других склонны к формированию девиантного поведения. 

      ВЫВОДЫ  ПО I ГЛАВЕ 

      В процессе анализа литературы мы пришли к выводу о глубокой наполненности  содержания понятия «девиантного поведения». Исходя из описанных точек зрения «девиантное поведение» можно определить, как систему поступков или отдельные поступки психически здорового человека не соответствующие или противоречащие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам на определенном этапе развития общества, как результат неблагоприятного социального развития и нарушения процесса социализации личности.

      Девиантное  поведение подростков имеет свою специфическую природу. Среди причин обуславливающих различные девиации, выделяют социально-психологические, психолого-педагогические, психобиологические факторы. При этом большую роль среди указанных причин играют характерологические особенности. Речь идет о так называемых акцентуаций характера, проявляющихся в подростковом возрасте и влияющих на поведение подростков. Закрепление некоторых черт характера мешает подростку адаптироваться в окружающей среде и может стать одной из причин его отклоняющегося поведения акцентуаций характера рассматриваются в качестве предпосылок девиантного поведения подростков.

      На  основе анализа литературы выяснили, что предупреждению девиантного поведения способствуют: информационно-просветительская работа с родителями; информационно-просветительская работа с педагогами; развитие у подростка навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других путей включения его в психологический тренинг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 

      2.1. Цели, задачи, этапы предупреждения девиантного поведения 

            Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что на организацию  работы оказывает влияние система  принципов, которая отражает общие  требования к организации и проведению эксперимента. В исследовании девиантного поведения следует опираться на следующие принципы:

  • принцип системного подхода, ориентирующий исследование на раскрытие целостности объекта, выделение его внутренних связей и отношений;
  • принцип личностного подхода, предполагающий отношение к подростку как личности, как самосознательному субъекту собственного развития, как к субъекту воспитательного взаимодействия;
  • принцип деятельностного подхода, который связан с фундаментальным научным положением о том, что развитие личности происходит только в деятельности. Деятельностный подход позволяет раскрыть цели, средства, а также результат психолого-педагогической профилактики девиантности, взаимодействия, взаимообусловленность всех участников этого процесса.

      Данными принципами следует руководствоваться при моделировании процесса предупреждения девиантности подростков.

      Этапы проведения предупреждения девиантного  поведения у подростков: 

      Первый  этап.

      Информационно-просветительская работа для родителей подростков с девиантным поведением. Ее целью является предупреждение возможных нарушений в семейном воспитании, повышения коммуникативной компетентности во взаимодействии с подростками.

      С этой целью родителей знакомим с  теми формами семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении подростков. В процессе работы решаются следующие задачи:

  • формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации;
  • повышение уровня коммуникативной компетентности родителей в отношении с подростками;
  • просвещение родителей в отношении стилей семейного воспитания.

      Форма работы - лекции. 

      Второй  этап.

      Информационно-просветительская работа с педагогами работающими  с подростками.

      Целью этой работы является информирование об индивидуально-психологических особенностях личности подростка с девиантным поведением, и повышения уровня эффективности приемов педагогического воздействия с этими детьми. В процессе работы решаются следующие задачи:

  • узнать каждого подростка, его индивидуально-психологические особенности и условия формирования;
  • при выборе приемов учебно-воспитательного воздействия на подростков учитывать их индивидуальные особенности;
  • информирование о стиле общения в педагогическом процессе.

      Форма работы – лекции. 

      Третий  этап.

      Представляет  собой психологический тренинг. Его целью является развитие навыков  взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия  и принятие других. В процессе тренинга решаются следующие задачи:

  • сопоставить осознанию каждым ребенком своих взаимодействий с другими детьми;
  • развивать ответственность детей за свои поступки;
  • предоставлять возможности моделировать и опробовать новые формы поведения;
  • учить давать и получать адекватную обратную связь.

      В ходе групповой работы были использованы как упражнения социально-психологического тренинга («Пальцы», «В кругу симпатий»), так и упражнения из психотерапевтических групп разных направлений: «Кто я?» (психосинтез), общение в паре, эмпатическое слушание (группа встреч), «Перевоплощение в предмет» (генштальт группы), ролевая игра (психодрама).

      Программа предназначена для социально-психологической  работы с детьми подросткового возраста общеобразовательных классов.

      Численный состав группы (20 человек) связан с количеством  учащихся в экспериментальной группе.

      Представленные  этапы являются психолого-педагогическими  условиями предупреждения девиантного  поведения подростков.

      После профилактической работы подростки  еще раз диагностировались по тем же методикам. Затем полученные результаты обрабатывались, обобщались и анализировались. Проводилась статистическая обработка результатов.

 

       2.2. Методики по выявлению девиантного поведения  

      Для получения психологической информации о видах девиантного поведения подростков можно использовать патохарактерологический опросник А.Е. Личко, методику диагностики Басса-Дарки.

      Метод характерологического исследования подростков, названный Патохарактерологическим  Диагностическим Опросником (ПДО), предназначен для определения в возрасте 13-18 лет типов акцентуации характера, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей (психологической склонности к алкоголизации, оценка риска социальной дезадаптации, оценивать степень проявления реакции эмансипации в самооценке, а также степень проявления черт мужественности – женственности в системе отношений). ПДО может быть использован психиатрами, психологами.

      На  основании описания типов характеров в руководствах и монографиях: Э. Крепелина, Э. Кречмера, К. Шнайдера, Л.К. Ганнушкина, Г.Е. Сухаревой, К. Леонгарда, А.Е. Личко были составлены наборы фраз, отражающие отношения при разных типах характера к ряду жизненных проблем, актуальных в подростковом возрасте. В эти наборы были включены фразы индифферентные, не имеющие диагностического значения. В число таких проблем вошли оценка собственных витальных функций (самочувствие, сон, аппетит, сексуальное влечение), отношение к окружению (родителям, друзьям, незнакомым и т.д.) и к некоторым абстрактным категориям (к правилам и законам, к опеке и наставлениям, к критике в своей адрес и др.).

      Принцип отношения к личностным проблемам, заимствованный из психологии отношений, был использован для диагностики  типов характера, так как оценка испытуемым своих отношений оказалась  более объективной и надежной, чем данные исследований, в которых  подростку предлагают самому отметить у себя те или иные черты характера.

      ПДО включает 25 таблиц – наборов фраз («самочувствие», «настроение» и др.). В каждом наборе от 10 до 19 предлагаемых ответов.

      С испытуемым проводятся два исследования. В первом исследовании ему предлагается в каждой таблице выбрать наиболее подходящий для него ответ и соответствующий номер поставить в регистрационном листе № 1 (см. приложение). Если в каком-либо наборе подходит не один, а несколько ответов, допускается сделать два-три выбора. Более трех выборов в одной таблице делать не разрешается. В разных таблицах можно сделать не одинаковое число выборов.

      Во  втором исследовании предлагается выбрать  в тех же таблицах наиболее неподходящие, отвергаемые ответы (при желании  можно выбрать в каждой таблице два-три неподходящих ответа, но не более) и поставить соответствующие номера в регистрационном листе № 2.

      В обоих исследованиях разрешается  отказываться от выбора ответа в отдельных  таблицах, проставляя 0 в регистрационном  листе. Если число таких отказов в обоих исследованиях составляет в сумме 7 и более, то это свидетельствует либо о трудности работы с опросником в силу невысокого интеллекта, либо, при достаточном интеллекте, но негативном отношении к исследованию. В последнем случае работу с опросником можно проводить после психотерапевтической беседы.

      Для проведения исследования требуется  от получаса до часа времени. Исследование можно проводить одновременно с  группой испытуемых при условии, чтобы они не могли совещаться или подсматривать выборы друг у друга.

      ПДО не пригоден для исследования подростков при наличии выраженной интеллектуальной недостаточности (так называемая пограничная  умственная отсталость не препятствует обследованию) или остро психотического состояния с нарушением сознания, обрядом, галлюцинациями и т.п., а также при выраженном психическом дефекте шизофренического, органического и других типов. В случаях явно негативного отношения к обследованию, оно может проводиться только после психотерапевтической беседы и установления хорошего контакта.

      Для выявления уровня агрессивности  используем опросник Басса-Дарки.

      Агрессивные проявления можно разделить на два  основных типа: мотивационная агрессия, или агрессия как самоценность и  инструментальная агрессия, как средство. (При этом подразумевают, что оба вида агрессии могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его и сопряжены с эмоциональными переживаниями – гневом, враждебностью и т.д.).

      Практических  психологов в большей степени  должна интересовать мотивационная  агрессия как прямое проявление реализации присущих деятельности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степень вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из известных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.

      А. Басс, воспринявший ряд положений  своих предшественников, выделил  понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как  акцию, развивающую негативные чувства  и негативные оценки людей, событий. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакции:

Информация о работе Психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков