Психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков.
Гипотеза исследования: предупреждение девиантного поведения подростков будет эффективным при соблюдении психолого – педагогических условий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………...3
ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Проблема девиантного поведения в современной литературе……….……7
1.2. Особенности проявления девиантного поведения подростков……..……12
1.3. Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения подростков…………………………………………………………………....17
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1. Цели, задачи, этапы предупреждения девиантного поведения………….26
2.2. Методики по выявлению девиантного поведения………………………..29
2.3. Психолого-педагогическая работа по предупреждению девиантного поведения у подростков………………………………………………………....34
Заключение…………………………………………………………………….....42
Список использованной литературы………………………………………...…45
Приложение………………………………………………………………………47

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 4 КУРС.doc

— 206.00 Кб (Скачать)
  1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная агрессия – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  4. Негативизм – оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  8. Чувство вины – возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

      При составлении опросника авторы пользовались следующими принципами:

  • вопрос может относится только к одной форме агрессии;
  • вопросы формулируются таким образом, чтобы максимально ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

            Опросник состоит  из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет» (см. Приложение).

      Опросник  выявляет следующие формы агрессивных  и враждебных реакций:

      Физическая  агрессия (нападение)

      Косвенная агрессия

      Склонность  к раздражению (раздражение)

      Негативизм

      Обида

      Подозрительность

      Вербальная  агрессия

      Кроме того, выделяется восьмой пункт –  угрызения совести, чувство вины. Ответы на вопросы этой шкалы выражают сдерживающее влияние вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются нормами общества. Этот пункт выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки, наличие у него угрызений совести.

      Обработка опросника Басса-Дарки производится при помощи индексации различных форм агрессивных и враждебных реакций (см. Приложение).

      Таким образом, в диагностической работе с подростками психологическая  информация о видах девиантного  поведения может быть получена при  использовании патохарактерологического опросника А.Е. Личко и диагностика агрессивности Басса-Дарки.

 

       2.3. Психолого-педагогическая работа по предупреждению девиантного поведения у подростков 

      Работа в осуществлении программы по предупреждению девиантного поведения должна проводиться комплексно, целостно как самим ребенком, с его семьей, так и с педагогами.

      Как было уже отмечено, первый этап информационно-просветительская работа представляет разработку и проведение лекций с родителями с целью предупреждения возможных нарушений в семейном воспитании, повышение коммуникативной компетентности во взаимодействии с подростками. Информационно-просветительская работа с родителями представляет собой 3 лекции, которые проводились на родительских собраниях.

      1 лекция.

      Тема: Стили семейного  воспитания.

      В ходе этой лекции были рассмотрены типы неправильного семейного воспитания, которые формируют личностные черты, предрасполагающие к возникновению отклонений в поведении подростков.

      2 лекция.

      Тема: Спорные и конфликтные  ситуации с подростками.

      В данной лекции были рассмотрены стратегии поведения родителей в конфликтной ситуации с подростками и способы разрешения некоторых спорных вопросов.

      3 лекция.

      Тема: Коммуникативная  компетентность родителей  в общении с  подростками.

      В лекции были рассмотрены типичные способы  коммуникации родителей с подростками оказывающие влияние на развитие личности подростка.

      Второй  этап информационно-просветительская работа представляет разработку и проведение лекций с педагогами работающими  с подростками. Целью данной работы является информирование об индивидуально-психологических особенностях личности подростка с девиантным поведением и повышения уровня эффективности приемов педагогического воздействия с этими детьми. Информационно-просветительская работа с педагогами представляет собой 3 лекции, которые были прочитаны на педагогических совещаниях.

      1 лекция.

      Тема: Стили общения  в педагогическом процессе.

      В ходе этой лекции были рассмотрены  типы стилей педагогического общения  и как они влияют на развитие личности подростка.

      2 лекция.

      Тема: Коммуникативная компетентность.

      В данной лекции мы рассмотрели, что такое  коммуникативная компетентность, как  выстраивать контакт с подростком, и методы разрешения педагогических конфликтов.

      3 лекция.

      Тема: Выбор приема педагогического  воздействия на подростка  с учетом его индивидуально-психологических особенностей.

      В ходе лекции были рассмотрены индивидуально-психологические  особенности подростка и приемы педагогического воздействия, которые  могут корректировать поведение  учащихся.

      Третий  этап представляет собой психологический тренинг с подростками, который рассчитан на 4 занятия по 2,5 часа, каждое. Итого – 10 часов групповой работы. Далее представлен подробный сценарий группы с комментариями к упражнениям, составленный перед началом работы с группой. 

      Блоки групповой работы.

      I. Начинается со знакомства, которое происходит в форме игры «Снежный ком», каждый стоящий в кругу перед тем, как назвать свое имя повторяет все имена, которые были названы перед ним. Что касается имени, то оно может быть как настоящим, так и вымышленным. Главное, что это имя на все групповые встречи.

      II. «Имя с выходом».

      Каждый  участник по очереди выходит в  центр круга и громко говорит  свое имя, делая при этом какой-то жест или принимая позу, характерную  для него. «Имя с выходом» лучше, если начнет игру сам ведущий, чтобы было понятно.

      III. Игра с мячом.

      Ведущий: Запомнили имена друг друга? Я  еще не все. Сейчас мы поиграем в  игру, которая поможет нам запомнить  имена лучше. Тот, кто поймает  мяч, называет свое имя. А затем, бросая мяч другому человеку, называет его имя. Если кто-то забыл имя участника группы, то можно попросить его напомнить.

      Упражнение  способствует лучшему запоминанию  имен участников группы.

      IV. «Представление в парах».

      Каждый  участник группы должен выбрать себе пару - любого человека из круга, сесть рядом со своим партнером и договориться, кто будет первым, а кто - вторым.

      Инструкцию  к упражнению «Представление в парах» учащиеся усваивают с трудом, поэтому  ведущий должен продемонстрировать, как выполняется упражнение. Здесь  также важно внимательно следить за происходящим и вовремя давать участникам обратную связь. Упражнение часто дает богатый материал для консультативной работы, но нельзя переусердствовать, так как это самое начало работы группы и подростки еще не готовы к глубокому проникновению в свои проблемы, а особенно к их демонстрации окружающим.

      Первая  часть игры - работа в парах. Сначала  первые рассказывают вторым немного  о себе (что захочется; можно про любимые занятия, свою семью, друзей, свой характер, предпочтения или что-то другое). Вторые внимательно выслушивают своего партнера и стараются запомнить, что он говорит. После того, как Ведущий говорит, «Стоп», - происходит обмен ролями.

      Вторая  часть игры - представление партнера (о том, что будет вторая часть  объявляется непосредственно по окончании первой). Снова организуется круг. Каждый участник должен теперь представить своего партнера, встав за его спину и держа руки на его плечах (Ведущий показывает). Нужно рассказать от первого лица то, что услышал от своего партнера, так, как будто ты - это он.

      Упражнение  помогает участникам лучше узнать друг друга.

      Установка на работу: задачи и правила.

      Ведущий рассказывает о задачах и правилах работы группы, организуя диалог, чтобы  убедиться в том, что его правильно  понимают.

      Ведущий:

      «У  нас впереди 4 занятия, участие в  которых может помочь каждому  из вас:

      - разобраться в своих отношениях с окружающими и начать строить эти отношения, разрешая возникающие конфликты с пользой для себя и других;

  • понять, что с вами происходит, чем вызвано то или иное отношение к вам окружающих и ваше к ним;
  • узнать свои сильные и слабые стороны и научиться использовать и те, и другие;
  • строить самого себя и влиять на свою жизнь.

      Для того чтобы наши занятия протекали  наиболее эффективно, чтобы каждый извлекал из них как можно больше пользы для себя, я введу несколько правил поведения и работы в нашей группе:

  1. Правило активности и ответственности каждого за результаты работы в группе: чем активнее будет каждый участник группы, чем больше он внесет в работу группы, тем больше получит пользы вся группа и он сам.
  2. Правило постоянного участия в работе: для каждого члена группы участие в работе обязательно.
  3. Правило закрытости группы: то, что происходит в группе, не обсуждается за ее пределами.
  4. Правило откровенности и искренности: члены группы должны попытаться быть здесь самими собой, говорить то, что думают и чувствуют.
  5. «Я – высказывания»: говорить только о себе и от своего лица (Я думаю, Я чувствую и т.п.).
  6. Правило «Стоп!»: тот член группы, который не хочет отвечать на вопрос или участвовать в конкретном упражнении, может сказать «Стоп!» и, таким образом, исключить себя из участия; это правило желательно использовать как можно реже, т.к. оно ограничивает и самого участника, и всю группу в развитии.

      V. «Молекулы».

      Атомы (участники группы) беспорядочно движутся. По сигналу ведущего они объединяются в молекулы определенной величины (2-5 атомов) в течение 10 секунд, пока звенит колокольчик. Атомы, не вошедшие в состав молекул, выбывают. Ведущий должен каждый раз называть такое количество атомов, входящих в молекулу, чтобы один участник оставался лишним.

      Это упражнение способствует раскрепощению участников, сближению, установлению контактов друг с другом.

      VI. «Пальцы».

      Упражнение  на согласованность действий.

      По  команде ведущего участники группы выбрасывают какое-то количество пальцев: от 1 до 10. Группа должна выбросить одинаковое количество пальцев, не договариваясь. Игра происходит в полном молчании и продолжается до тех пор, пока все в группе не выбросят одинаковое количество пальцев.

      По  окончании игры следует обсуждение. В зависимости от того, какую цель преследует ведущий, он выбирает и вопросы  для обсуждения. Это упражнение, как и многие другие, можно повернуть  по-разному. Представляется интересным использовать его для выявления и дальнейшего осознания участниками стереотипов поведения в социальной группе. На этом материале можно увидеть, стремится ли человек провести свою линию или идет за большинством, готов ли он к сотрудничеству с другими или стремится во что бы то ни стало навязать свое и т.п. Для того чтобы дети осознали, как они ведут себя в группе, можно предложить им следующие вопросы:

Информация о работе Психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков