Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:39, курсовая работа
Цель исследования: определить психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков.
Гипотеза исследования: предупреждение девиантного поведения подростков будет эффективным при соблюдении психолого – педагогических условий.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………...3
ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Проблема девиантного поведения в современной литературе……….……7
1.2. Особенности проявления девиантного поведения подростков……..……12
1.3. Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения подростков…………………………………………………………………....17
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1. Цели, задачи, этапы предупреждения девиантного поведения………….26
2.2. Методики по выявлению девиантного поведения………………………..29
2.3. Психолого-педагогическая работа по предупреждению девиантного поведения у подростков………………………………………………………....34
Заключение…………………………………………………………………….....42
Список использованной литературы………………………………………...…45
Приложение………………………………………………………………………47
При составлении опросника авторы пользовались следующими принципами:
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет» (см. Приложение).
Опросник выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:
Физическая агрессия (нападение)
Косвенная агрессия
Склонность к раздражению (раздражение)
Негативизм
Обида
Подозрительность
Вербальная агрессия
Кроме того, выделяется восьмой пункт – угрызения совести, чувство вины. Ответы на вопросы этой шкалы выражают сдерживающее влияние вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются нормами общества. Этот пункт выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки, наличие у него угрызений совести.
Обработка
опросника Басса-Дарки
Таким
образом, в диагностической работе
с подростками психологическая
информация о видах девиантного
поведения может быть получена при
использовании
2.3. Психолого-педагогическая
работа по предупреждению
девиантного поведения
у подростков
Работа в осуществлении программы по предупреждению девиантного поведения должна проводиться комплексно, целостно как самим ребенком, с его семьей, так и с педагогами.
Как было уже отмечено, первый этап информационно-просветительская работа представляет разработку и проведение лекций с родителями с целью предупреждения возможных нарушений в семейном воспитании, повышение коммуникативной компетентности во взаимодействии с подростками. Информационно-просветительская работа с родителями представляет собой 3 лекции, которые проводились на родительских собраниях.
1 лекция.
Тема: Стили семейного воспитания.
В ходе этой лекции были рассмотрены типы неправильного семейного воспитания, которые формируют личностные черты, предрасполагающие к возникновению отклонений в поведении подростков.
2 лекция.
Тема: Спорные и конфликтные ситуации с подростками.
В данной лекции были рассмотрены стратегии поведения родителей в конфликтной ситуации с подростками и способы разрешения некоторых спорных вопросов.
3 лекция.
Тема: Коммуникативная компетентность родителей в общении с подростками.
В лекции были рассмотрены типичные способы коммуникации родителей с подростками оказывающие влияние на развитие личности подростка.
Второй этап информационно-просветительская работа представляет разработку и проведение лекций с педагогами работающими с подростками. Целью данной работы является информирование об индивидуально-психологических особенностях личности подростка с девиантным поведением и повышения уровня эффективности приемов педагогического воздействия с этими детьми. Информационно-просветительская работа с педагогами представляет собой 3 лекции, которые были прочитаны на педагогических совещаниях.
1 лекция.
Тема: Стили общения в педагогическом процессе.
В ходе этой лекции были рассмотрены типы стилей педагогического общения и как они влияют на развитие личности подростка.
2 лекция.
Тема: Коммуникативная компетентность.
В
данной лекции мы рассмотрели, что такое
коммуникативная
3 лекция.
Тема: Выбор приема педагогического воздействия на подростка с учетом его индивидуально-психологических особенностей.
В
ходе лекции были рассмотрены индивидуально-
Третий
этап представляет собой психологический
тренинг с подростками, который рассчитан
на 4 занятия по 2,5 часа, каждое. Итого –
10 часов групповой работы. Далее представлен
подробный сценарий группы с комментариями
к упражнениям, составленный перед началом
работы с группой.
Блоки групповой работы.
I. Начинается со знакомства, которое происходит в форме игры «Снежный ком», каждый стоящий в кругу перед тем, как назвать свое имя повторяет все имена, которые были названы перед ним. Что касается имени, то оно может быть как настоящим, так и вымышленным. Главное, что это имя на все групповые встречи.
II. «Имя с выходом».
Каждый участник по очереди выходит в центр круга и громко говорит свое имя, делая при этом какой-то жест или принимая позу, характерную для него. «Имя с выходом» лучше, если начнет игру сам ведущий, чтобы было понятно.
III. Игра с мячом.
Ведущий: Запомнили имена друг друга? Я еще не все. Сейчас мы поиграем в игру, которая поможет нам запомнить имена лучше. Тот, кто поймает мяч, называет свое имя. А затем, бросая мяч другому человеку, называет его имя. Если кто-то забыл имя участника группы, то можно попросить его напомнить.
Упражнение способствует лучшему запоминанию имен участников группы.
IV. «Представление в парах».
Каждый участник группы должен выбрать себе пару - любого человека из круга, сесть рядом со своим партнером и договориться, кто будет первым, а кто - вторым.
Инструкцию к упражнению «Представление в парах» учащиеся усваивают с трудом, поэтому ведущий должен продемонстрировать, как выполняется упражнение. Здесь также важно внимательно следить за происходящим и вовремя давать участникам обратную связь. Упражнение часто дает богатый материал для консультативной работы, но нельзя переусердствовать, так как это самое начало работы группы и подростки еще не готовы к глубокому проникновению в свои проблемы, а особенно к их демонстрации окружающим.
Первая часть игры - работа в парах. Сначала первые рассказывают вторым немного о себе (что захочется; можно про любимые занятия, свою семью, друзей, свой характер, предпочтения или что-то другое). Вторые внимательно выслушивают своего партнера и стараются запомнить, что он говорит. После того, как Ведущий говорит, «Стоп», - происходит обмен ролями.
Вторая часть игры - представление партнера (о том, что будет вторая часть объявляется непосредственно по окончании первой). Снова организуется круг. Каждый участник должен теперь представить своего партнера, встав за его спину и держа руки на его плечах (Ведущий показывает). Нужно рассказать от первого лица то, что услышал от своего партнера, так, как будто ты - это он.
Упражнение помогает участникам лучше узнать друг друга.
Установка на работу: задачи и правила.
Ведущий рассказывает о задачах и правилах работы группы, организуя диалог, чтобы убедиться в том, что его правильно понимают.
Ведущий:
«У нас впереди 4 занятия, участие в которых может помочь каждому из вас:
- разобраться в своих отношениях с окружающими и начать строить эти отношения, разрешая возникающие конфликты с пользой для себя и других;
Для того чтобы наши занятия протекали наиболее эффективно, чтобы каждый извлекал из них как можно больше пользы для себя, я введу несколько правил поведения и работы в нашей группе:
V. «Молекулы».
Атомы (участники группы) беспорядочно движутся. По сигналу ведущего они объединяются в молекулы определенной величины (2-5 атомов) в течение 10 секунд, пока звенит колокольчик. Атомы, не вошедшие в состав молекул, выбывают. Ведущий должен каждый раз называть такое количество атомов, входящих в молекулу, чтобы один участник оставался лишним.
Это упражнение способствует раскрепощению участников, сближению, установлению контактов друг с другом.
VI. «Пальцы».
Упражнение на согласованность действий.
По команде ведущего участники группы выбрасывают какое-то количество пальцев: от 1 до 10. Группа должна выбросить одинаковое количество пальцев, не договариваясь. Игра происходит в полном молчании и продолжается до тех пор, пока все в группе не выбросят одинаковое количество пальцев.
По окончании игры следует обсуждение. В зависимости от того, какую цель преследует ведущий, он выбирает и вопросы для обсуждения. Это упражнение, как и многие другие, можно повернуть по-разному. Представляется интересным использовать его для выявления и дальнейшего осознания участниками стереотипов поведения в социальной группе. На этом материале можно увидеть, стремится ли человек провести свою линию или идет за большинством, готов ли он к сотрудничеству с другими или стремится во что бы то ни стало навязать свое и т.п. Для того чтобы дети осознали, как они ведут себя в группе, можно предложить им следующие вопросы:
Информация о работе Психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков