Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 08:07, лекция
Вопросы к зачету
Проблема психологической характеристики темперамента в жизненных условиях исследовалась В.С. Мерлиным к его сотрудниками. К конкретным свойствам темперамента они относят: активность, работоспособность, скорость включения в новую работу, общую ригидность личности, быстроту усвоения навыков, особенности внимания (объем, концентрация, распределение, переключение), интроверсию-экстраверсию, а также особенности эмоционально-волевой сферы: эмоциональную возбудимость, быстроту возникновения и смены чувств, сдержанность, особенности настроения, состояния тревоги и беспокойства. Сопоставление отдельных свойств нервной системы с поведением человека позволило исследователям школы В.С. Мерлина выделить ряд психических особенностей, сочетание которых может быть соотнесено с общими типами высшей нервной деятельности. Это следующие психологические свойства:
чувствительность (сензитивность) – возникновение психической реакции на внешний раздражитель наименьшей силы;
реактивность – сила эмоциональной реакции на внешние или внутренние раздражители;
активность – проявление энергетического запаса; показывает, насколько инициативен человек в преодолении препятствий, в своих действиях и поступках;
соотношение (баланс) реактивности и активности, о котором судят по тому, от чего зависит деятельность человека – от случайных обстоятельств или от намеченных целей, стремлений;
импульсивность – быстрота перехода к действию, связана с волей человека;
темп, ритм психомоторных проявлений психики (процессов, реакций) походка, практические действия, мимика;
пластичность или ригидность – гибкость, легкость приспособления к новым условиям или, наоборот, инертность, косность, нечувствительность к изменению условий;
экстравертированность – направленность личности вовне, на окружающих людей, предметы, события или интровертированность - направленность личности на себя, на собственные переживания и мысли;
поведение человека в целом, например: то, что сметет на своем пути холерик, не заметит сангвиник, обойдет флегматик и станет непреодолимым препятствием для меланхолика.
Для сангвиника характерна малая чувствительность, повышенная реактивность, большая импульсивность, энергичность, быстрота ума, быстрый темп речи и движений, высокая работоспособность. Чувства легко возникают и сменяются, мимика богатая, подвижная, выразительная. Сангвиник легко приспосабливается к новым условиям, быстро входит в контакт с людьми, общителен. Он жизнерадостен, охотно берется за живое дело, развивает кипучую деятельность, но может остыть, если это дело кропотливое, требующее терпения.
Положительные стороны: хорошо контактирует с людьми, деятелен, из него можно воспитать хорошего организатора, податлив к воспитанию, но в присутствии товарищей. Отрицательные стороны: неустойчивое настроение, опрометчивость решений, с трудом воспитываются волевые качества. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника вырабатывается легкомысленное отношение и непостоянство.
Сангвиник-ученик на уроке излишне подвижен, легко отвлекается, словоохотлив, типична поспешность в выполнении заданий, мимика и речь выразительны. По отношению к нему надо чаще проявлять строгость, над ним должен быть установлен систематический контроль.
У холерика много общего с сангвиником. У него малая чувствительность, высокая реактивность, но он менее пластичен, более ригиден, медленнее перестраивается в новой деятельности, обстановке, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Это взрывная натура, отличающаяся повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью, раздражительностью. Для него характерна цикличность в активности, в смене настроения. Проявление холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто проявляется отрицательно: в раздражительности, в аффективности.
Положительными чертами его является прямолинейность, в критические минуты - решительный напор, трудоспособность. Отрицательные черты: обижается по пустякам, возможны нервные срывы.
Педагогу следует учитывать, что для холерика нужны самовоспитание и воспитание наедине. Требуется вырабатывать тормозные механизмы, переключение внимания; опасно захваливать, так как он сам склонен переоценивать себя. Учитывая силу его нервной системы, педагог может резко воздействовать на него.
Флегматик отличается малой чувствительностью, малой реактивностью и импульсивностью, медленным протеканием психических процессов, бедной мимикой и пантомимикой. Новые формы поведения вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно флегматик ровен и спокоен, терпелив и выдержан, не склонен к аффектам. По выражению И.П. Павлова, «это труженик жизни». Остается спокойным в трудном жизненном положении. При наличии сильного торможения ему нетрудно придерживаться режима; солиден, не тратит напрасно сил. Рассчитав свои силы, доводит дело до конца, может выполнять дело, требующее длительного напряжения, проявляя усидчивость, устойчивое внимание и терпение. Флегматик в меру общителен, ему свойственно постоянство в отношениях, но характер недостаточно гибок. Положительные или отрицательные черты у него зависят от условий: в одних возникают положительные черты – выдержка, глубина мыслей и т.д., в других – вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.
В педагогической практике необходимо учитывать инертность и малоподвижность флегматика. Он быстро теряется при ответах (поэтому не следует на него давить), не успевает за всеми, отстает в работе (давать больше времени на работу и ответ), долго вживается в коллектив.
У меланхолика самая высокая чувствительность, впечатлительность, малая реактивность и импульсивность, реакции часто не соответствуют силе раздражителя, особенно сильно у него внешнее торможение, может затормаживаться по механизму запредельного торможения. Ему трудно на чем-то сосредоточиться. Обидчив, но внутренне и внешне это мало проявляется. Мимика и пантомимика не выразительны. Меланхолик не энергичен, ригиден, очень интровертирован, быстро устает. По выражению И.П. Павлова, «явно тормозной тип». Каждое явление жизни становится для него тормозящим; ни на что хорошее он не надеется, ожидает лишь плохое и опасное, испытывает страх перед новой обстановкой, смущается при контактах с новыми людьми, отношения в коллективе налаживаются с трудом. Слабость процессов возбуждения и торможения приводит к тому, что он деятелен. В нормальных условиях жизни меланхолик – человек глубокий, содержательный, отличается большой тактичностью, может прекрасно справляться с жизненными проблемами. При неблагоприятных условиях он может превратиться в замкнутого, необщительного, боязливого, тревожного человека.
Тип высшей нервной деятельности как физиологическая основа темперамента человека относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания.
15. Понятие характера.
Характер - второе индивидуально-психологическое свойство личности. В переводе с греческого языка это слово означает «чеканка», «примета», «признак». Характер обусловлен общественно-историческими условиями - принадлежностью к эпохе, нации, классу, усвоением социального опыта, типическими обстоятельствами жизненного пути, воспитанием, зависит от природных предпосылок развития индивидуальности задатков, типа высшей нервной деятельности, темперамента, который определяет внешнюю его форму выражения, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные проявления характера.
Индивидуальное и общее в характере образуют единство. Характер одновременно является и «устойчивым» и «изменяющимся».
Физиологической основой характера является, с одной стороны, тип нервной системы. Свойства нервной системы определяют в нем такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность, большую подвижность или инертность, повышенный или пониженный тонус проявляемой активности, общительность или замкнутость, легкость или трудность вхождения в новую обстановку или новую обязанность. Тип ВНД влияет и на другие проявления характера, например, на тонус чувств, внешнюю выразительность движений, речь.
Характер человека взаимосвязан и с другими сторонами личности: интеллектом, специальными способностями, мировоззрением, убеждениями, моральными принципами и т.д., многогранен и многообразен в своих проявлениях. В зависимости от конкретных задач, которые решает человек, а также от состояния организма могут проявляться или тормозиться то одни, то другие свойства характера.
В ее основе лежит несколько групп черт, выражающих систему отношений личности. К первой группе относятся черты, выражающие отношение личности к действительности, обществу. В основе этой группы черт лежит направленность личности, система ведущих мотивов. К ним относятся: внимание, интерес, идеалы человека, чувства.
Вторую группу составляют черты, которые проявляются в труде, деятельности: инициативность, трудолюбие, работоспособность, усердие, добросовестность, ответственность, творческое отношение (или противоположные черты) и т.д.
Третья группа черт выражает отношение человека к другим людям: доброжелательность, чуткость, тактичность, вежливость, правдивость, искренность, гуманность (или противоположные черты) и т.п. Основа этой группы – эмпатийное или безразличное отношение к людям.
Четвертая группа – это система отношений человека к самому себе: самокритичность, скромность, гордость, самоуверенность, самолюбие, эгоцентризм, самообладание, достоинство, строгость и пр.
Пятая группа включает черты, характеризующие отношение личности к вещам: аккуратность, неряшливость, бережливость, щедрость, скупость, расточительность и т.д.
Формирование характера начинается с детства и во многом зависит от того окружения, с которым ребенок вступает во взаимодействие. Решающее значение для формирования положительных черт характера имеет система постоянного усложнения требований со стороны взрослых.
16. Способности человека.
Способности – индивидуально-психологические особенности, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б.М. Теплов.
Способности характеризуются скоростью, глубиной, легкостью и прочностью процесса овладения знаниями, умениями и навыками, эффективностью использования их на практике, но сами к ним не сводятся. Таким образом, способности – прижизненное образование, их развитие идет в процессе индивидуальной жизни; среда, воспитание, деятельность активно их формируют.
Способности - понятие динамическое, их формирование происходит в основном в процессе определенным образом организованной деятельности.
Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и пр., поддерживаются и развиваются дальше соответствующие способности. Способности – это активность человека, которая обогащает науку, искусство, культуру страны. Общество заинтересовано в развитии способностей людей, стимулировании проявления их в деятельности.
В отечественной психологии признается точка зрения Б.М. Теплова на соотношение врожденного и приобретенного в способностях: «Мы не можем понимать способности... как врожденные возможности индивидуума... Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития».
Задатки – это первичная природная основа способностей, еще не развитая, но дающая о себе знать при первых пробах деятельности. К анатомо-физиологическим особенностям, обусловливающим развитие способностей, относятся, как показали исследования, индивидуальные свойства нервной системы. Кроме того, Н.С. Лейтес выделил в качестве первоосновы умственных способностей интеллектуальную активность и саморегуляцию. Задатки весьма многозначны, они лишь предпосылки развития способностей.
Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом, на процесс формирования и развития способностей, которые прижизненно формируются в процессе деятельности и воспитания, а также обусловливают:
- различные пути формирования способностей;
- влияют на уровень достижения, быстроту развития способностей.
Виды способностей. Их отличают по направленности, или специализации. В этом плане различают:
- общие способности, которые С.Л. Рубинштейн связал с качествами мыслительных операций, анализа, синтеза, обобщения, абстракция человека;
- специальные способности.
Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства, или компоненты.
Различают также теоретические и практические способности, которые отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным, практическим действиям; чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаются только у одаренных, разносторонне талантливых людей.
И.П. Павлов создал типологию личности, принадлежность к которой определяет в значительной мере особенности ее способностей, и выделил три типа: художественный, мыслительный и промежуточный.