Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 08:07, лекция

Краткое описание

Вопросы к зачету

Файлы: 1 файл

психология личности.doc

— 375.00 Кб (Скачать)

Такая структурная модель личности (ид, эго, супер-эго) разделена на три зоны: бессознательное, предсознательное и сознание. Сознание составляет лишь незначительную часть общей зоны, своеобразную вершину айсберга. Подводная часть айсберга – это область бессознательного и предсознателъного. Ид полностью лежит в зоне бессознательного и недоступно нашему сознанию. Супер-эго формируется в процессе систематического взаимодействия ребенка с родителями, учителями, воспитателями, т.е. в процессе первичной социализации личности. Содержание предсознательного может быть осознано человеком, однако требует для этого определенных усилий. Становление психики, формирование супер-эго у ребенка происходит через преодоление Эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек.

 

5. Стадии развития по З. Фрейду

 

По мнению Фрейда, энергия либидо, связанная с инстинктом жизни, становится основным источником формирования характера человека. В своем развитии он проходит несколько стадий, отличающихся друг от друга способом-удовлетворения инстинкта жизни.

Первая стадия (оральная) – период развития ребенка до года, когда удовлетворение желаний происходит при раздражении полости рта (главным источником удовольствия являются сосание, кусание и глотание).

На второй (анальной) стадии (от 18 месяцев до 3 лет) ребенок учится навыкам туалета. В этой стадии у ребенка формируются либо упрямство и жестокость, либо искренность и бережливость. Эти различия в характере зависят от тактики родителей в приучении ребенка к туалету. При строгости в отношении выполнения правил туалета формируется первый вариант, при негибкой и требовательной тактике – второй. По мнению Фрейда, поощрять детей к регулярному опорожнению кишечника и щедро хвалить их за это – значит тем самым формировать позитивную самооценку и способствовать развитию творческих способностей.

С трех лет ребенок переходит в третью, фаллическую стадию, когда осознает свои сексуальные различия, интересуется своими гениталиями. Как раз на этой стадии у детей развивается Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек. От б–7 лет до начала подросткового возраста идет период сексуального затишья, получивший название латентный период.

Гениталъная стадия начинается с наступлением полового созревания, когда восстанавливаются сексуальные и агрессивные побуждения и интерес к противоположному полу. У подростков отмечаются усиление возбудимости и повышение сексуальной активности.

Между тремя структурами личности (ид, эго, супер-эго) существует неустойчивое равновесие. Инстинкты, исходящие из ид, стремятся к своему удовлетворению, диктуют человеку такие желания, реализация которых зачастую противоречит нормам морали и нравственности. Супер-эго предупреждает о невозможности осуществления таких желаний и стоит на страже соблюдения норм морали и нравственности, принятых в обществе. Определенный компромисс между ними достигается за счет функционирования эго. Когда состояние внутреннего конфликта длительное время не разрешается, человек делается потенциальным невротиком, поскольку возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку предотвратить или смягчить конфликт между ид и супер-эго.

6. Структура личности по К.Г. Юнгу. Архетипы бессознательного.

 

Швейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875–1961) с 1906 по 1913 год сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, но впоследствии создал свой вариант психоаналитического учения – аналитическую психологию.

Структура личности, отождествляемая со структурой души, по мнению Карла Юнга, состоит из трех частей: индивидуального бессознательного, коллективного бессознательного и сознания. Индивидуальное бессознательное – это хранилище подавленных, вытесненных из сознания мыслей, чувств, воспоминаний. Коллективное бессознательное обусловлено генетически, является своего рода памятью поколений. В коллективном бессознательном сосредоточен исторический опыт человечества, представленный в психике родившегося ребенка в виде архетипов, которые наследуются от предков. После тщательного анализа сновидений, бреда, шизофренических расстройств и исследования мифологии разных народов, Юнг пришел к выводу, что все это своего рода символы, самостоятельные, живые, динамические единицы, адекватные архетипам, отражающим прирожденные психические состояния и сопровождающим человека с момента рождения до смерти.

Главное различие между Фрейдом и Юнгом кроется в объяснении либидо. Фрейд видел в либидо главным образом сексуальную энергию, в то время как Юнг рассматривал его как творческую жизненную энергию, способствующую постоянному личностному росту индивида.

По мнению Юнга, свобода воли человека ограничена, а поведение индивида подчинено врожденным архетипам и коллективному бессознательному. Содержание личности скрыто от постороннего наблюдения. Внутренний мир человека субъективен и раскрывается только через сновидения и через символы культуры и искусства.

Большой заслугой К. Юнга является разработка типологии личности по двум ориентациям: экстраверсия – интроверсия, а также выделение четырех психических процессов: мышление, чувствование, интуиция, ощущение.

Центральным, по Юнгу, является архетип эго. Он включает в себя мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы воспринимаем целостность своей личности. Важнейшими архетипами индивидуального бессознательного Юнг считал персону, тень, аниму, анимус, самость.

Персона – это часть нашей личности, которую мы показываем миру, т.е. какими мы хотим выглядеть в глазах других людей. Этот архетип в основном лежит в области сознательных пластов индивидуальной психики.

Тень является центром индивидуального бессознательного, содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти, вытесненные в область бессознательного. Тень отражает низменную, животную сторону личности.

Анима представляет собой внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону.

Анимус – это внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны на биологическом факте: в организмах мужчины и женщины вырабатываются как женские, так и мужские гормоны (разумеется, в разных соотношениях). Эти два архетипа (ани-ма и анимус), как считал Юнг, эволюционировали на протяжении многих тысячелетий в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом.

Самость в теории Юнга отражает целостность личности. Ее главное предназначение состоит не в противопоставлении разных частей души (сознательного и бессознательного) друг другу, а в соединении их и дополнении друг друга.

Исходя из своей психоаналитической теории, Юнг создал типологию личности, в которой выделил два основных типа – интровертов и экстравертов, а также четыре психических процесса: мышление, чувствование, интуиция, ощущение.

Интроверты обращают внимание на внутреннее состояние своей души, строят свое поведение исходя из собственных идей, норм и убеждений. Интровертам свойственных повышенная, порой не имеющая оснований тревожность по поводу даже малейших житейских проблем, своего здоровья. Им присущи высокая чувствительность и повышенная чуткость к опасности.

Экстраверты, напротив, ориентированы на внешнюю сторону душевных устремлений, они прекрасно ориентируются во внешнем мире, в своей деятельности исходят из его норм и правил поведения. Экстравертам свойственны общительность, инициативность, гибкость поведения, умение найти свое место в обществе и приспособиться к его требованиям. Предметы и явления, объекты внешнего мира интересуют их больше, чем собственный внутренний мир.

Психические качества экстравертов и интровертов, по мнению Юнга, сосуществуют в каждом человеке, в его душе. Превалирование одних из них определяет конкретный психологический тип личности – экстраверт или интроверт. В том случае, если соотношение экстраверсии и интроверсии у человека примерно одинаково, его относят к амбивалентам. В индивидуальном бессознательном центральным, основным архетипом является самость, которая не дает возможности одной из сторон души полностью подчинить другую.

Общение интроверта с незнакомыми ему людьми весьма затруднительно. Он не может выстроить свою линию поведения, опираясь на позицию большинства. Он любит настаивать на своем или уходит от контактов. Однако в общении с близкими ему людьми, наоборот, раскрывается. Здесь верх берет экстравертная сторона его личности.

Экстраверты же, как правило, хорошо строят свои отношения с большим кругом людей, считаются с их мнениями и интересами. Однако в узком кругу близких людей они открываются другой стороной своей личности – интровертной. Здесь они могут быть деспотичными, нетерпеливыми, не учитывают мнения и позиции близких, стремятся настоять на своем.

По мнению Юнга, архетип «самость» связан не только с типологией личности (экстраверт – интроверт), но и с четырьмя основными психическими процессами – мышлением, чувствованием, интуицией и ощущением. У каждого человека доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интроверсией или с экстраверсией индивидуализирует путь развития человека. Это положение теории Юнга послужило основанием для разработки типологии личности различными исследователями (И. Майерс, К. Бриггс, Д. Кейрсли, П. Тигер и др.)

 

 

 

7. Развитие личности по Э.Эриксону.

 

Центральным для созданной Эриксоном теории развития эго является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее:

«1) в принципе, личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;

2) общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития» (Erikson, 1963a, р. 270).

В книге «Детство и общество» (1963а) Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго (как говорят, на «восемь возрастов человека»). Согласно его утверждению, эти стадии являются результатом эпигенетически развертывающегося «плана личности», который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Кроме того, согласно Эриксону, каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом — поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Иначе говоря, каждая из восьми фаз жизненного цикла человека характеризуется специфичной именно для данной фазы («фазо-специфической») эволюционной задачей — проблемой в социальном развитии, которая в свое время предъявляется индивидууму, но не обязательно находит свое разрешение. Конфликты играют жизненно важную роль в теории Эриксона, потому что рост и расширение сферы межличностных отношений связаны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии. В то же время он отмечает, что кризис означает «не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации».

Каждый психосоциальный кризис, если рассматривать его с точки зрения оценки, содержит и позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно (то есть на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый позитивный компонент (например, базальное доверие и автономию), и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Напротив, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, развивающемуся эго тем самым наносится вред, и в него встраивается негативный компонент (например, базальное недоверие, стыд и сомнения). Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.

 

 

 

Стадии развития по Эриксону

 

Стадия развития

Нормальная линия развития

Аномальная линия развития

1. Раннее младенче­ство (от рождения до 1 года)

Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворе­ние потребностей детей в общении и других жизненно важных потребно­стей

Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребен­ком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви. Слишком ран­нее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция

2. Позднее младен­чество (от 1 года до 3 лет)

Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей чело­века

Сомнения в себе и гипертрофиро­ванное чувство стыда. Ребенок ощу­щает свою неприспособленность, со­мневается в своих способностях. Ис­пытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигатель­ных навыков, например хождения. У него слабо развитая речь, имеется сильное желание скрыть от окружа­ющих людей свою ущербность

3. Раннее детство (около 3-5 лет)

Любознательность и активность. Живое воображение и заинтересо­ванное изучение окружающего ми­ра, подражение взрослым, включе­ние в полоролевое поведение

Пассивность и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к дру­гим детям, подавленность и уклон­чивость, отсутствие признаков по-лоролевого поведения

4. Среднее детство (от 5 до 11 лет)

Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям успехов. Развитие познавательных и коммуникативных умений и навы­ков. Постановка перед собой и реше­ние реальных задач. Активное усво­ение инструментальных и предмет­ных действий, ориентированность

Чувство собственной неполноцен­ности. Слаборазвитые трудовые на­выки. Избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми. Острое чувство собствен­ной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью. Ощущение «за-

 

на задачу

тишья перед бурей», или периодом половой зрелости. Комформность, рабское поведение. Чувство тщетно­сти прилагаемых усилий при реше­нии разных задач

5. Половое созрева­ние, подростковый возраст и юность (от 11 до 20 лет)

Жизненное самоопределение. Разви­тие временной перспективы — пла­нов на будущее. Самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и эксперимен­тирование в разных ролях. Учение. Четкая половая поляризация в фор­мах межличностного поведения. Становление мировоззрения. Взя­тие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости

Путаница ролей. Смещение и сме­шение временных перспектив: появ­ление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом. Кон­центрация душевных сил на самопо­знании, сильно выраженное стрем­ление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношений с внеш­ним миром и людьми. Полоролевая фиксация. Потеря трудовой актив­ности. Смешение форм полоролево-го поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоз­зренческих установках

Стадия развития

Нормальная линия развития

Аномальная линия развития

6. Ранняя взрослость

Близость к людям. Стремление к

Изоляция от людей. Избегание лю-

(от 20 до 45 лет)

контактам с людьми, желание и спо­собность посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей, лю­бовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью

дей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности ха­рактера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Не­признание, изоляция, первые сим­птомы отклонений в психике, ду­шевных расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил

7. Средняя взрос­лость (от 40-45 до 60 лет)

Творчество. Продуктивная и твор­ческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная и разнообразная жизнь. Удовлетворен­ность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей.

Застой. Эгоизм и эгоцентризм. Не­продуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе

 

Обучение и воспитание нового по­коления

 

8. Поздняя взрос­лость (свыше 60 лет)

Полнота жизни. Постоянные разду­мья о прошлом, его спокойная, взве­шенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощу­щение полноты и полезности про­житой жизни. Способность прими­риться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна

Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени оста­лось слишком мало, что оно бежит слишком быстро. Осознание бес­смысленности своего существова­ния, потеря веры в себя и в других людей. Желание прожить жизнь за­ново, стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощу­щение отсутствия в мире порядка, наличия в нем недоброго неразумно­го начала. Боязнь приближающейся смерти

Информация о работе Психология личности