Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 08:07, лекция
Вопросы к зачету
Рис. 1. Иерархия потребностей по А. Маслоу
Потребности принадлежности и любви начинают действовать, когда физиологические потребности в безопасности и защите удовлетворены. Групповая принадлежность становится доминирующей целью для человека. Если эта потребность не удовлетворяется, человек чувствует муки одиночества, общественного остракизма. Отверженность, отсутствие дружбы и любви сказываются на общем состоянии индивида (отгороженность, нервозность, малообщительность и др.).
Потребность в самоуважении по Маслоу включает самоуважение и уважение другими. Самоуважение проистекает от компетентности в каких-то вопросах, делах, уверенности в своих силах, независимости, свободы. Уважение другими – это признание, добрая репутация, принятие в коллектив. Удовлетворение потребности в самоуважении порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание собственной необходимости для других.
Далее на первый план выступает потребность в самоактуализации, т.е. желание человека стать тем, чем он может стать. Человек, достигая этого уровня иерархии потребностей, полностью использует свой потенциал, свои таланты и способности. Высшей степенью самоактуализации, однако, достигают лишь одаренные люди, что составляет (по данным А. Маслоу) менее процента населения. Отчасти это происходит потому, что многие люди просто не видят своего потенциала или не знают о его существовании. Кроме того, следует учесть, что на человека негативное влияние оказывают потребности в безопасности. Процесс интеллектуального роста постоянно требует рискованных действий, случаются и ошибки, приходится отказываться от старых привычек. Все это способствует увеличению страха и тревоги, что, в свою очередь, ведет к поиску все большей и большей безопасности и защиты. Человек иногда как бы зацикливается на каком-то уровне потребностей, дальнейший рост в этом случае замедляется.
Критерии самоактуализации личностей по А. Маслоу:
– более эффективное восприятие реальности;
– приятие себя, других и природы;
– непосредственность, простота и естественность;
– целеустремленность в решении проблем;
– независимость, потребность в уединении;
– свежесть восприятия;
– общественный интерес;
– глубокие межличностные отношения;
– демократический характер;
– разграничение средств и целей;
– чувство юмора;
– креативность;
– сопротивление окультуриванию, общепринятым мнениям.
11. Структура личности в психологии.
Психологическая структура личности чрезвычайно разнообразна: в нее входят все те индивидуальные особенности человека, которые мы привыкли называть чертами личности.
В психологической науке существует два основных подхода к структурированию личности. Первый основан на выделении черт личности, которые принято группировать на основе внутренней связи в подструктуры, а подструктуры, в свою очередь, делить на уровни.
Второй подход основывается на выделении типов личности, которые не сводятся к определенному набору черт, но раскрывают некие общие особенности личности и способа ее взаимодействия с миром.
К. Платонов положил в основу структурирования личности группировку психологических черт в логически целостные подструктуры: биологически обусловленные и социально обусловленные. Подструктуры же, в свою очередь, имеют свои уровни:
Самый нижний уровень - это те черты человека, которые обусловлены биологически: возрастные и половые свойства его личности, темперамент, особенности нервной системы. На следующем уровне находится подструктура, которая включает особенности протекания различных психических процессов: память, мышление, восприятие, врожденные способности.
В следующую подструктуру входит опыт человека, т.е. те знания и умения, которые были усвоены в процессе социальной жизни. И, наконец, на самом высоком уровне находится направленность личности, т.е. особенности мировоззрения и характера человека, его самооценка, интересы и увлечения. Все это многообразие и формирует целостную психологическую структуру личности.
З.Фрейд первым выделил в структуре личности сознательный и бессознательный компоненты, на основе которых строилась дальнейшая теория психоанализа.
Бессознательное, по Фрейду, включает в себя Оно (или Ид), которое отвечает за важнейшие человеческие инстинкты - либидо (или инстинкт жизни, сексуальная энергия) и тонатос (или инстинкт смерти).
Оба эти инстинкта, согласно мнению основателя психоанализа, являются подлинными двигателями человеческой жизни. Из сублимации либидо, например, возникла потребность в творчестве, а необходимость контроля над иррациональными инстинктами повлияла на возникновение табу в человеческом обществе.
К бессознательному также относится Сверх-Я (Супер-Эго), которое включает в себя моральные нормы и предписания, выполняя роль цензора в структуре психики. Сознательная часть личности - Я или Эго - призвана поддерживать гармонию между Оно и Сверх-Я, уравновешивать человеческое стремление к удовольствиям и необходимость подчиняться определенным моральным стандартам.
С. Л. Рубинштейн понимал личность, как целостную структуру, в которой можно выделить различные группы черт, характеризующие определенные ее стороны. Эти черты, взаимодействуя друг с другом, создают единство личности.
В структуре личности Рубинштейн выделял следующие основные компоненты: направленность личности, т.к. собственно те установки, интересы и потребности, которые движут человеком; способности, темперамент и характер.
Структура личности в социологии рассматривается в тесной связи с социальными отношениями, в которые человек вступает в процессе своей жизнедеятельности. Структура личности понимается, как фундамент человеческой деятельности, обусловленный особенностями общественной жизни.
Социальная структура личности выражается во внешней и внутренней соотнесенности личности с социумом. На внешнем плане мы находим совокупность различных социальных статусов, т.е. реальное положение личности в обществе, и социальных ролей, т.е. тех моделей поведения, которых человек придерживается в соответствии со своим статусом и ролью в социальной группе.
На внутреннем плане находится набор диспозиций, т.е. позиций, которые были осмыслены субъектом, и непосредственно сами ролевые ожидания.
Структура по В.Н.Мясищеву
В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Определяет отношение человека к действительности. Включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности.
ХАРАКТЕР
Определяет стиль поведения личности в социальной среде. В нем проявляется содержание и форма духовной жизни человека. В системе характера выделяются моральные и волевые качества. | ВОЗМОЖНОСТИ
Включают систему способностей, которая обеспечивает успешное осуществление деятельности. Различные способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ
Обеспечивает саморегуляцию, самоконтроль и коррекцию действий и поступков жизни и деятельности.
|
В качестве ведущего компонента структуры личности все авторы рассматривают направленность как важнейший компонент структуры.
Направленность личности проявляется:
в особенностях интересов - выявлении ведущих, степени их устойчивости, широте проявления;
- в особенностях целей, которые ставит перед собой личность;
- в потребностях;
- в установках личности и пр.
12. Системный подход к анализу структуры личности. Внутриличностные механизмы.
13. Сознательное и бессознательное в психике.
У человека психика носит осознанный и неосознанный характер. Высшим уровнем развития психики человека является сознание.
Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики человека, возникшая как результат общественно-исторических условий формирования его в трудовой деятельности при постоянном общении с помощью языка с другими людьми.
Сознание отражает действительность категориально, через совокупность знаний, через обобщенный человеческий опыт. Отражение существенных закономерных связей действительности осуществляется в обобщениях, с предвидением событий, осознанием цели деятельности, предвосхищением будущего результата деятельности, его психическим моделированием в системе понятий. Основной функцией сознания является обеспечение целеполагающей деятельности человека.
Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире.
В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К этим процессам относят ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.
Сознание обеспечивает целеполагающую деятельность человека путем формирования целей деятельности, с определением и оценкой ее мотивов, принятием волевых решений, учетом хода выполнения действий, внесением в него необходимых корректив и т. д.
В сознание человека входит мир эмоций и чувств, в которых находят отражения сложные объективные, общественные межличностные отношения, в которые включен человек.
Условием формирования и проявления специфических качеств сознания является язык. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний, обогащение человека теми богатствами человеческой мысли, которые выработало человечество. Язык является особой объективной системой, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание.
Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только человеку. Животные сознанием не обладают.
Бессознательное - непременная составная часть психической деятельности каждого человека. Первое упоминание о бессознательном встречается у Платона.
Научное понимание проблемы бессознательного разделяется на два основных направления: теорию психоанализа (родоначальник З. Фрейд) и теорию неосознаваемой психологической установки. Психоанализ рассматривает сознание и бессознательное как взаимоисключающие элементы психической деятельности. Психология установки, напротив, имеет в основе идею целостной психики - опирается на представление о фундаментальном единстве человеческой личности.
Современные представления о феноменологии бессознательного предусматривают, что в зоне ясного осознания находит свое отражение лишь малая часть всех одновременно поступающих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Эти сигналы используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. При возникновении обстоятельств, затрудняющих выбор стратегии поведения человека, требующие нового способа решения, они попадают в зону ясного сознания, но как только решение принято, стратегия найдена, управление поведением передается в сферу бессознательного. При этом сознание освобождается для решения новых задач.
Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биогенных и социогенных потребностей, на сохранение организма и вида. Бессознательное - это сфера психического отражения, в которой образ действительности и отношение к этой действительности субъекта не является предметом специальной рефлексии; это совокупность непроизвольных психических процессов, система врожденных безусловно-рефлекторных реакций. Сознание фокусируется на определенных объектах, а бессознательное перерабатывает второстепенную (в данный момент) информацию.
В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями ("субсенсорные" или "субцептивные" реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но в силу повторения автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др.
14. Типы и свойства темперамента.
Темперамент (от лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей) - совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону его деятельности (в том числе и умственной) и поведения; но не содержательную.
Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Основными его компонентами являются:
- общая психическая активность, которая характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот, медлительности, инертности;
- моторика;
- эмоциональность (особенности протекания эмоций, чувств, настроений), их качество - знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, печаль, гнев и т.п.).
Отечественная психология связывает типы темперамента с деятельностью центральной нервной системы (И.П. Павлов). Считается, что индивидуальные особенности личности обусловлены свойствами нервных процессов возбуждения и торможения и их разными сочетаниями. И.П. Павлов полагал, что три свойства нервных процессов определяют тип высшей нервной деятельности (ВНД) или тип нервной системы.
Этими свойствами являются:
– сила возбуждения (способность нервной системы выдерживать сильные кратковременные или длительно действующие средней силы раздражители). Она характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток, малой истащаемостью некоторого их ресурса, а также способностью нервной системы адекватно реагировать на внешние раздражители, не нарушая «закон силы» раздражителя;
- сила торможения (способность нервных клеток давать адекватный ответ на тормозные раздражители);
- уравновешенность, характеризующаяся соотношением процессов возбуждения и торможения;
- подвижность - скорость (быстрота) смены процессов возбуждения и торможения.
Экспериментально были выделены дополнительные свойства нервной системы:
лабильность – скорость возникновения и протекания процессов возбуждения и торможения;
динамичность – скорость и легкость выработки условных рефлексов;
концентрированность – показатель меры дифференцировки раздражителей.
Основываясь на исследованиях В.Д. Небылицына и его учеников, некоторые авторы считают, что в отечественной дифференциальной психологии сложилась 12-мерная классификация свойств нервной системы человека. В нее включают 8 первичных свойств (сила, подвижность, динамичность и лабильность), различающихся по отношению к возбуждению и торможению, и четыре вторичных свойства (уравновешенности по этим основным свойствам).