Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 08:07, лекция

Краткое описание

Вопросы к зачету

Файлы: 1 файл

психология личности.doc

— 375.00 Кб (Скачать)


 

Вопросы к зачету по дисциплине «Психология личности».

 

1. Понятие человек, индивид, индивидуальность, личность, их соотношение.

Человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности.

Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б. Г. Ананьевым. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид — это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности, т. е. строение его тела обусловливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т. д. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относился свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности, половой деморфизм, а также индивидуально – типические характеристики, в том числе конституциональные особенности, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей

Термин «индивидуальность» употребляется как синоним слова «индивид» для обозначения неповторимости совокупности признаков, присущих отдельному организму и отличающих данный организм от всех других, принадлежащих к тому же виду.

Индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.

Черты человека как индивидуальности могут проявляться в особенностях темперамента, характера, интересах, потребностях, способностях.

           Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, — «личность». Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Таким образом, личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

              Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека.

Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «индивид», «индивидуальность». Из этих понятий «человек» - самое широкое и общее, все остальные включаются в него.

Всякий человек является индивидом, но не всякий индивид является человеком, а только тот, который приобрел социальную индивидуальность, и снял свою биологическую индивидуальность. Всякая Личность есть человек как социальная индивидуальность, но всякий ли человек может быть назван Личностью? По этому вопросу нет единства мнений. В принципе при ответе на него существует два направления ответа: 1. Объективное (признающее Личностью любого человека, как субъекта социальных отношений и Деятельности). 2. Нормативно-ценностное (предполагающее, что не каждый человек – Личность, и считающее необходимым установление социальных критериев Личности, т.е. избранных социальных качеств). Согласно этому направлению, чтобы быть Личностью недостаточно просто быть человеком, субъектом общественных отношений и Деятельности, нужно обладать социальными качествами, не каждому человеку присущими.

 

2. Понятие личности в психологии.

 

Термин «личность» имеет несколько различных значений. Наука о личности — персонология [От англ. personality — личность, индивидуальность. (Прим. перев.)] — это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путем использования разнообразных исследовательских стратегий. Отличительная черта психологии личности — особое значение методов оценки при изучении, объяснении, прогнозировании, вынесении обоснованных решений в том или ином индивидуальном случае. К этим методам относятся интервью, тестирование, наблюдение и регистрация поведения, измерение физиологических реакций, анализ биографических и личных документов.

Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии.

Личность также рассматривалась как сочетание наиболее ярких и заметных характеристик индивидуальности. Так, о человеке можно сказать, что он — «общительная личность» или «робкая личность», имея в виду, что робость или дружелюбие являются его наиболее характерными чертами.

Принципиального соглашения большинство теоретических определений личности содержат следующие общие положения:

- В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности, или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Кроме того, понять, какие специфические качества или их комбинации дифференцируют одну личность от другой, можно только путем изучения индивидуальных различий.

- В большинстве определений личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное непосредственному наблюдению, по крайней мере частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью. Другими словами, личность — абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека.

- В большинстве определений подчеркивается важность рассмотрения личности в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды.

- В большинстве определений личность представлена теми характеристиками, которые «отвечают» за устойчивые формы поведения. Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке.

Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев).
   Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздествия (Рубинштейн).
   Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).
   И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты.
   Б.Г. Ананьев: личность - субъект общественного поведения и коммуникации.
   А.В. Петровский: личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, размуное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности.
 

3. Типология личности в зарубежной литературе: психологические и социально - психологические концепции.

 

Американский психолог начала XX в. С. Холл основополагающим законом развития считал биогенетический «закон рекапитуляции»; согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет главные стадии филогенеза, повторяя в свернутом виде такие стадии развития человеческого общества, как собирательство, охота и т.д. Другой вариант биогенетической концепции разрабатывался представителями немецкой конституционной психологии. Так, Э. Кречмер, разрабатывая проблемы типологии личности на основе типа телосложения, считал, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то однозначная связь.

Особенно ярко биологизм выступает в трактовке личности З. Фрейдом. Согласно его учению, все поведение личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями или инстинктами, и в первую очередь сексуальными влечениями.

В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенетические теории стараются объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми. Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни. Другой концепцией этого ряда служит теория научения. Согласно ей жизнь личности, ее отношения есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.).

Одним из направлений в разработке психологии личности является «Теория поля», предложенная американским психологом немецкого происхождения К. Левиным. Согласно его концепции, поведение индивида управляется психологическими силами (стремления, намерения и т.п.), имеющими направленность, величину и точку приложения в поле,«жизненного пространства». В итоге каждая из этих теорий объясняет социальное поведение человека, исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден как-то приспосабливаться. При этом совсем не учитываются объективные, общественно-исторические условия его жизни.

Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В нем можно выделить три течения. Концепции, объясняющие поведение личности главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики, называют психодинамическими (Э. Эриксон и др.).

Концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, называют когнитивистскими (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.).

Концепции, в центре внимания которых стоит развитие личности в целом, называются персонологическими (Э. Шпрангер, К. Бюлер, А. Маслоу и др.).

 

 

4. Структура личности по З. Фрейду: топографическая и структурная модели

 

Ни одно из направлений теории личности не приобрело такую громкую известность за пределами психологической науки, как фрейдизм (классический психоанализ). Его основоположником был австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856–1939), считавший главным источником развития личности врожденные биологические факторы (инстинкты), порождающие энергию либидо (влечение, желание). Эта биологическая энергия направлена как на продолжение рода (сексуальное влечение), так и на разрушение (агрессия). По Фрейду, происходит сложное динамическое взаимодействие между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и мотивами, сознанием, морально-этическими императивами – с другой. Это взаимодействие и регулирует поведение человека, причем главенствующая роль принадлежит бессознательному. Такое объяснение послужило основанием для обозначения целого направления в теории личности – психодинамического (психоанализ).

Структурная модель личности, по Фрейду, состоит из трех начал (составляющих): ид(«оно»), эго («Я»), судер-эго («сверх-Я»).

Ид («оно») включает в себя примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид целиком функционирует в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, копуляция и др.), оно наполняет наше поведение энергией. Ид сохраняет свое центральное положение для индивида на протяжении всей его жизни. Согласно Фрейду, ид – это нечто темное, биологическое, не регулируемое законами и правилами. Это исходная структура психики, осуществляющая разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными).

Эго («Я») представляет собой совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, ответственных за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, наложенными внешним миром, помогая обеспечить безопасность и самосохранение организма.

Супер-эго («сверх-Я») служит носителем моральных стандартов, формирующихся в процессе социализации личности. Супер-эго формируется в процессе воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали. Основными источниками формирования супер-эго являются родители, воспитатели, учителя, коллеги по учебе и работе, другие люди, с которыми человек вступает в длительное взаимодействие и общение на протяжении своей жизни.

Взаимодействие составляющих структурной модели личности происходит следующим образом. Ид постоянно требует удовлетворения инстинктов и желаний, бессознательно направляет психическую энергию человека, регулируя его психические процессы и состояния. Неосознаваемые влечения, идущие от ид, находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в супер-эго, т.е. с нормами и нравственными ценностями. Между ид и супер-эго возникают напряженные противоречия, которые разрешаются с помощью эго. Последнее стремится примирить обе конфликтующие стороны таким образом, чтобы влечения ид были в определенной степени удовлетворены, но при этом не были нарушены нормы морали.

Информация о работе Психология личности