Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 07:53, контрольная работа

Краткое описание

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально- психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.
Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Общее и индивидуальное в психике человека……………………5
2. Психологическая структура личности: соотношение
биологического и социального……………………………………………...…..6
3. Активность личности. Связь личности с деятельностью. Формирование и развитие личности………………………………………………………………...8
Заключение……………………………………………………………………… 12
Литература……………………………………………………………………....13

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 24.79 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

 1. Соотношение понятий «человек», «индивид»,  «индивидуальность», «личность». Общее и индивидуальное в психике человека……………………5

 2. Психологическая структура личности: соотношение

 биологического и социального……………………………………………...…..6

 3. Активность личности. Связь личности с деятельностью. Формирование и развитие личности………………………………………………………………...8

Заключение……………………………………………………………………… 12

 Литература……………………………………………………………………....13   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Личность  выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально- психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки  зрения его психической, духовной жизнедеятельности.

       В широком плане личность человека  является интегральной целостностью  биогенных, социогенных и психогенных  элементов.

       Биологическая основа личности  охватывает нервную систему, систему  желез, процессы обмена веществ  (голод, жажда, половой импульс)  половые различия, анатомические  особенности, процессы созревания  и развития организма.

       Социальное «измерение» личности  обусловливается влиянием культуры  и структуры общностей, в которых  человек был воспитан и в  которых он участвует. Важнейшими  социогенными слагаемыми личности  являются социальные роли, выполняемые  ею в различных общностях (семье,  школе, группе ровесников), а также  субъективное «Я», то есть созданное  под влиянием воздействия других  представление о собственной  особе, и отраженное «Я», то  есть комплекс представлений  о себе, созданных из представлений  других людей о нас самих.

       Из всех проблем, с которыми  сталкивались люди в ходе истории  человечества, вероятно, наиболее запутанной  является загадка самой человеческой  природы.

       В каких только направлениях  не велись поиски, какое множество  различных концепций было выдвинуто,  но ясный и точный ответ  до сих пор ускользает от  нас.

     Существенная  трудность состоит в том, что  между нами очень много различий.

       Люди разнятся не только своим  внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными  и непредсказуемыми. Среди более  чем пяти миллиардов людей  на нашей планете не встретишь  двух в точности похожих друг  на друга.

       Эти громадные различия усложняют,  если не делают вообще невозможным,  решение задачи по установлению  того общего, что объединяет представителей  человеческой расы.

       Астрология, теология, философия, литература  и социальные науки - вот лишь  некоторые из течений, в русле  которых предпринимаются попытки  понять всю сложность человеческого  поведения и саму сущность  человека. Какие-то из этих путей  оказались тупиковыми, в то же  время другие направления находятся  на пороге своего расцвета. Сегодня  проблема стоит остро, как никогда,  поскольку большинство серьёзных  недугов человечества - стремительный  рост численности населения, глобальное  потепление, загрязнение окружающей  среды, ядерные отходы, терроризм.  Наркомания, расовые предрассудки, нищета - является следствием поведения  людей. Вполне вероятно, что качество  жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации,  будут зависеть от того, насколько  мы продвинемся в понимании  себя и других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Соотношение понятий  «человек», «индивид»,  «индивидуальность», «личность». Общее и индивидуальное в психике человека. Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии 

     Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек –  существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с  другими людьми.

       Личность – это тот же человек,  но рассматриваемый только как  общественное существо. Говоря о  личности, мы отвлекаемся от биологической  природной его стороны. Не всякий  человек является личностью.

       Индивидуальность – это личность  конкретного человека как неповторимое  сочетание своеобразных психических  особенностей.

       Индивид – человек как единица  общества.

       Одни ученые считают, что психика  человека биологически обусловлена,  что все стороны личности являются  врожденными. Например: характер, способности  наследуются как цвет глаз, волос.

       Другие ученые считают, что  каждый человек всегда находится  в определенных отношениях с  другими людьми. Эти общественные  отношения и формируют человеческую  личность, т.е. человек усваивает  принятые в данном обществе  правила поведения, обычаи, нравственные  нормы.

       Но и природные биологические  особенности совершенно необходимы  для психического развития человека. Необходимы человеческий мозг  и нервная система, чтобы на  этой основе стало возможно  формирование психических особенностей  человека.

       Развиваясь вне человеческого  общества, существо, обладающее человеческим  мозгом, никогда не станет даже  подобием личности. 

     2. Психологическая  структура личности: соотношение биологического  и социального. 

     На  земле нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру. Однако есть много общего, что позволяет  выделить структуру личности вообще, которая состоит из четырех сторон:

       Блок психических явлений (мотивационный)  — направленность (устойчивая система  мотивов): влечения желания, стремления, интересы, идеалы, мировоззрение, убеждения,  потребности);

       Опыт личности — обретение  человеком общественного опыта  (социализация). Этот опыт включает  необходимые для его жизнедеятельности  знания, умения, навыки:

       • знания — система научных понятий о закономерностях природы, общества, становления и развития человека и его сознания;

     • умения — способность человека на основе знаний и навыков продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в новых условиях;

       • навыки — автоматизированные компоненты целенаправленной сознательной деятельности;

       Блок регулирования поведения  личности (система самоконтроля) включает  формы психических познавательных  процессов, в частности: индивидуальные  особенности ощущений, восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, воображения,  мышления, речи;

     Биологически  обусловленные свойства и качества личности:

      * антропологические признаки — расовые, половые, возрастные и др.;

      * физические особенности — размеры тела и его структурно-механические свойства;

      * внешняя анатомия тела;

      * функционально-анатомические особенности;

      * биохимические особенности и патологии выделенных элементов;

       Производными от этих основных  подструктур являются:

       Характер – это:

      V совокупность основных, отличительных  свойства человека, проявляющихся  в особенностях его поведения  и отношения к окружающей действительности;

      V целостное образование личности, определяющее особенности его  деятельности и поведения.

       Способности – психическое свойство  личности, являющееся условием успешного  выполнения определенных видов  деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Активность личности. Связь личности  с деятельностью.  Формирование и  развитие личности. 

     Основной  источник активности личности – это  потребности.

       Все стороны личности проявляются  в деятельности, и именно потребности  заставляют действовать человека.

       Потребность – это побуждение  к деятельности, которая осознается  и переживается человеком, как  нужда в чем-то, или недостаток  чего-либо.

       Потребности бывают:

      - Естественные (природные) - непосредственно обеспечивают существование человека в пище, одежде, отдыхе, жилище и т.д. Это биологические потребности, но они отличаются от потребностей животных, Способ их удовлетворения у человека носит общественный характер.

      - Духовные или социальные потребности (чисто человеческие). Это потребность в; словесном общении с другими людьми, в знаниях культуры (чтение книг, посещение театров, музыка и т.д.).

      - Очень важное значение имеет потребность в труде.

       Уровень развития потребностей  влияет на уровень развития  личности.

       Нормальное состояние человека (если  только он не спит) – активное, деятельное.

       Активность бывает:

      V Внешней (движение, мышечные усилия).

      V Внутренней (психическая активность), которая наблюдается даже у  неподвижного человека, когда он  размышляет, читает, что-то вспоминает  и т.д.

       Деятельность – активность человека  направленная на удовлетворение  его собственных потребностей, а  также требований к нему со  стороны общества и государства.

       Без деятельности невозможна  человеческая жизнь:

      V В процессе деятельности человек  познает окружающий мир.

      V Создает материальные условия  жизни для себя – жилище, одежду, пищу.

     V В процессе деятельности создаются  духовные продукты: наука, литература, живопись, музыка.

      V Своей деятельностью человек  изменяет окружающий мир.

      V Деятельность человека формирует  и изменяет его самого.

       Для всякой деятельности необходимы  психические процессы:

       Внимание, память, мышление,  воображение.

       С другой стороны все эти  психические процессы формируются  и развиваются в деятельности, такова взаимосвязь психических  процессов и деятельности.

       Различают три основных вида  деятельности:

      1)Учебную. 2)Трудовую.3)Игровую.

       Они отличаются друг от друга  по: результатам, мотивам, организациям.

       Труд основной вид деятельности  и его результатом является  создание общественно-полезного  продукта (заводская и с/х продукция,  написанная книга, музыка и  т.д.)

Информация о работе Психология личности