Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 21:52, лекция

Краткое описание

Понятие "индивид" (впервые введено в научный оборот Цицероном как латинский аналог греческого термина "атом") сопряжено с представлением об отдельно взятом представителе человеческого рода, общества, народа, класса социальной группы, как своеобычном социальном атоме, т.е. далее принципиально неразложимом элементе бытия социума. Используется также для введения представления о человеке как носителе какого-либо единичного качества. Например, в социологии "индивид" обладает свойством быть носителем социальности. В социологических опросах термин "индивид" заменяется термином "респондент" (лат. respon-sare - отвечать, реагировать) и редуцируется к его способности выступать в качестве источника первичной эмпирической информации об изучаемых явлениях и процессах.

Оглавление

1.Индивид. Личность. Индивидуальность (определение и характеристики)
2.Структура личности (Платонов, Ковалев, Лубинский)
3.Социализация(понятие, методы, механизмы, этапы)

Файлы: 1 файл

Семинар_Психология личности.docx

— 33.74 Кб (Скачать)

Тема: Психология личности

1.Индивид. Личность. Индивидуальность (определение и  характеристики)

Понятие "индивид" (впервые введено  в научный оборот Цицероном как  латинский аналог греческого термина "атом") сопряжено с представлением об отдельно взятом представителе человеческого  рода, общества, народа, класса социальной группы, как своеобычном социальном атоме, т.е. далее принципиально неразложимом элементе бытия социума. Используется также для введения представления  о человеке как носителе какого-либо единичного качества. Например, в социологии "индивид" обладает свойством  быть носителем социальности. В социологических опросах термин "индивид" заменяется термином "респондент" (лат. respon-sare - отвечать, реагировать) и редуцируется к его способности выступать в качестве источника первичной эмпирической информации об изучаемых явлениях и процессах. В качестве респондента (источника информации) индивиду вменяются (приписываются) сущностные признаки: быть носителем определенного типа сознания (обыденного - в массовых опросах, специализированного, профессионального - в экспертных и т.д.); обладать компетентностью, т.е. определенной информацией и знаниями; иметь выработанное отношение ("мнение") о предмете опроса, т.е. обладать определенными установками; быть включенным в те или иные социокультурные контексты, прежде всего в нормативные системы, что позволяет наделять респондента характеристикой рациональных стратегий поведения; иметь индивидуальные черты (уровень интеллектуального развития, аналитические возможности, память, воображение, мера допустимого конформизма и т.д.), которые изначально оцениваются или как усиливающие или (чаще) как ослабляющие схематизм рационального мышления и поведения в конкретных жизненных ситуациях и в ситуации опроса. При этом эксплицитно в этой социологической абстракции индивида присутствует допущение о несущественности индивидуальных (личностных) характеристик человека, об их элиминируемости за счет соблюдения опросной процедуры и о предзаданности человека внешней по отношению к нему тотальностью (культурой, социальными связями и отношениями, средой и т.д.). Аналогичным образом дело обстоит и в иных социальных дисциплинах. Например, абстракция индивида как носителя экономической функции в экономике, абстракция индивида как атомарной единицы электората в политологии и т.д. Понятие "индивид", с одной стороны, позволяет фиксировать прежде всего "внешние" по отношению к его психике, но определяющие в самой абстрактной форме его суть социокультурные параметры, а с другой - предполагает свою переинтерпретацию в терминах и на основе методологических и онтологических допущений той или иной концепции или научной дисциплины. Понятие «индивид» есть первое условие обозначения предметной области исследования человека. В дальнейших исследованиях данный термин конкретизируется в понятиях индивидуальности и личности.

Индивид, рассматриваемый в его  специфических особенностях, не сводимых к каким-либо родовым и всеобщим характеристикам, выступает синонимом  понятия индивидуальности. Из этого  вытекает, что в понятии индивидуальности фиксируется особенное, специфическое  и своеобразное, то есть все то, что  отличает данного конкретного человека от других людей.

Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения  им социальными ценностями и его  способность к реализации этих ценностей.

Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Как личность человек характеризуется  уровнем развития его сознания, соотнесенностью  его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются  возможности данного человека к  участию в общественных отношениях.

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным  людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.

Личность характеризуется уровнем  осознанности своих отношений и  их устойчивостью.

В личности существенна не только ее позиция, но и способность к  реализации своих отношений. Это  зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых  и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются  при жизни человека, но на определенной природной основе.

Наследственная основа человеческого  организма (генотип) определяет его  анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.

В биологической организации человека, в его природе заложены возможности  будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного  в знаниях, традициях, предметах  материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Природные стороны человека не следует  противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической  эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человечески- ми, а не животными задатками.

Но становление человека как  личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера) , в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между  постоянно растущими общественно  обусловленными потребностями и  возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых  потребностей.

Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются  тем, что ее отношения обусловлены  в основном утилитарными, меркантильными интереса- ми. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных).

Понять личность - это значит понять, какие жизненные задачи и каким  способом она решает, какими исходными  принципами решения этих задач она  вооружена.

Различаются личности социализированные - адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные - девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения - маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями - "слабыми местами" в психической саморегуляции).

Можно выделить ряд особенностей социализированной  личности, находящейся в пределах психической нормы.

Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая  личность сохраняет свою жизненную  стратегию, остается приверженной своим  позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные  психические срывы в экстремальных  ситуациях она предупреждает  системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

Личность в норме находится  в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и  самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем  человеческом пути, испытывает "радость  завтрашнего дня", изыскивает возможности  актуализации своих способностей. В  трудных условиях - толерантна, способна к адекватным действиям.

Психически уравновешенный индивид  устанавливает доброжелательные отношения  с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.

В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и  чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна - способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.

Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным  от произвольных преходящих социальных условий, диктата власти, не терять самообладание в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством - духовностью. Духовность - высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность человека высшему  смыслу его бытия. Духовность личности - ее сверхсознание, неугасимая потребность стойкого отвержения всего низменного, беззаветная преданность возвышенным идеалам.

Автономность личности - это ее обособленность от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности.

По мнению Б.Г.Ананьева, компонентами индивидуальности являются свойства индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных отношений, экономических, политических, правовых отношений и др.) и субъекта деятельности (совокупность деятельностей и меры их продуктивности). Каждая из этих групп  человеческих свойств выступает  открытой внешнему миру, общественной жизни. В каждой из подструктур (индивид, личность, субъект деятельности) имеются  индивидуальные различия, которые можно  рассматривать с точки зрения уникальности и неповторимости. Но такие индивидуальные различия не могут быть критериями индивидуальности как целостного образования, так как индивидуальность — не только открытая внешнему миру система, но и система закрытая, со сложной структурой внутреннего мира. В этой структуре формируется взаимное соответствие потенциалов и способов их проявлений, самосознания и рефлексивных свойств личности, складываются ценности, притязания и самооценка.

 В индивидуальности интегрируются  три формы развития:

основная форма развития индивидных свойств — онтогенез;

основная форма развития личностных свойств — жизненный путь человека в обществе

форма развития субъектных свойств  — история производственной деятельности человека в обществе, в частности  история формирования его профессиональной деятельности.

 Индивидные, личностные и субъектные  свойства не совпадают в возрастном  развитии. Индивидуальность генетически  формируется позже, являясь результирующей  противоречивой динамики развития, взаимодействия и взаимопроникновения  целостной системы ее свойств в процессе онтогенеза и жизненного пути. Субъективная картина жизненного пути в самосознании личности всегда строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, исчисляясь в биографо-исторических датах и событиях личной жизни.

 Изучение индивидуальности  требует рассмотрения ее как  многомерной системы, развитие  и формирование которой подчиняется  определенным законам. Важным  индикатором человеческой индивидуальности  является активность созидающей, творческой деятельности человека. Одно из возможных проявлений  активности индивидуальности —  поступки человека. Это могут  быть поступки гражданского характера  (отражающие отношение человека  к своему долгу гражданина), коммуникативные  (отражающие отношения в сфере  общения), трудовые (в форме различного  рода профессиональных действий). «Вызревание» поступков происходит  в сфере переживаний личности, в результате активной внутренней  работы.

 Период между вызреванием  поступка и его действенным  проявлением может быть различным,  а иногда и не получить внешнего  проявления. Поступки человека могут  проявляться как устойчивый стиль  поведения. Такая индивидуальность  выступает как организатор и  преобразователь обстоятельств  современной ему среды, способная  создавать новые обстоятельства  жизни. Низкая активность тоже  становится устойчивой характеристикой  индивидуальности. При этом человек  выступает пассивным носителем  обстоятельств. Во всех случаях  индивидуальность представляет  источник саморазвития человека, делает его относительно независимым  от случайных влияний внешней  среды. 

 Критерием сформированности индивидуальности является вклад человека в материальную и духовную культуру своего общества и человечества, т.е. неповторимый вклад личности в общественное развитие. В основывающейся на экзистенциализме гуманистической психологии личности (А.Маслоу, К.Роджерс) самоосуществление индивидуальности рассматривается как неповторимое единичное проявление мира человека.

Информация о работе Психология личности