Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 21:52, лекция

Краткое описание

Понятие "индивид" (впервые введено в научный оборот Цицероном как латинский аналог греческого термина "атом") сопряжено с представлением об отдельно взятом представителе человеческого рода, общества, народа, класса социальной группы, как своеобычном социальном атоме, т.е. далее принципиально неразложимом элементе бытия социума. Используется также для введения представления о человеке как носителе какого-либо единичного качества. Например, в социологии "индивид" обладает свойством быть носителем социальности. В социологических опросах термин "индивид" заменяется термином "респондент" (лат. respon-sare - отвечать, реагировать) и редуцируется к его способности выступать в качестве источника первичной эмпирической информации об изучаемых явлениях и процессах.

Оглавление

1.Индивид. Личность. Индивидуальность (определение и характеристики)
2.Структура личности (Платонов, Ковалев, Лубинский)
3.Социализация(понятие, методы, механизмы, этапы)

Файлы: 1 файл

Семинар_Психология личности.docx

— 33.74 Кб (Скачать)

2.Структура личности (Платонов, Ковалев, Лубинский)

 

3.Социализация(понятие, методы, механизмы, этапы)

Ежедневная трудовая деятельность и острые политические события, статья в газете, реплика, брошенная в  городском транспорте, личный пример лидера страны, общение с товарищами, дискуссия в "курилке", критика  со стороны руководителя и задушевная неторопливая беседа с отцом, неодобрительный  взгляд попутчика и интересная книга - все это влияет на человека, формирует  его внутренний мир, направляет поведение. Причем, одно и то же обстоятельство, событие на одного человека может оказать глубокое воздействие, на другого же - вообще не окажет никакого влияния, он даже не обратит на него внимания. Пройдя через аналогичные жизненные испытания, люди отличаются своими взглядами на мир, убеждениями: во имя чего жить и как жить. Формирование личности - процесс очень сложный, в нем участвует такое множество факторов, что создание какой-либо единой модели, способной объяснить духовный мир каждого человека, пути его становления, крайне затруднительно.

Социология стремится лишь наметить основные направления, по которым можно  вести анализ социализации - процесса формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря  которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей. Социализация - достаточно широкий процесс, она включает в  себя как овладение навыками, умениями, знаниями, связанными с природными объектами, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального  поведения.

Рассматривая проблемы личности, мы фактически уже приступили к анализу, осмыслению процесса обретения личностью  социальных свойств и качеств. Напомним, были выделены две составляющие процесса развития личности, ее духовного мира.

С одной стороны, социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и т.д. стандарты, образцы ролевого поведения, предлагающие (предписывающие) личности определенный тип поведения, подкрепленные различными формами  социального контроля.

С другой стороны, - автономная, независимая  личность, содержащая потенциальную  возможность собственной позиции, неповторимости, которая проявляется  в процессе поиска, выбора и осуществления  социальных ролей.

Социализация - процесс, играющий огромную роль, как в жизни общества, так  и в жизни личности. От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив сформированные в данной культуре ценности, нормы поведения, наладив  взаимодействие с партнерами, сумела реализовать свои способности, задатки, живет в социальном отношении  комфортно и благополучно. Взлеты и падения в человеческих судьбах, уверенность в жизни и чувство  обреченности, достижение благополучия, реализация своих способностей и  ощущение себя "чужаком", "неудачником" - вот лишь некоторые свидетельства  эффективной (или неэффективной) социализации той или иной личности.

Для общества успех процесса социализации является своеобразной гарантией того, сумеют ли представители новой генерации  занять место старших поколений  в системе социальных взаимодействий, перенять их опыт, умения, ценности. Социализация, другими словами, обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни. Неполадки в системе социализации не только порождают конфликты поколений, но и ведут к дезорганизации социальной жизни, к распаду общества, утрате его культуры, целостности.

Следует учесть, что тип, модель процесса социализации определяется тем, каким  ценностям привержено общество, какой  тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. В обществе, уважающем  свободу личности, ее индивидуальность, открытом для инноваций, творческой инициативы, социализация  организуется  таким образом, чтобы обеспечить воспроизводство этих свойств социальной системы. Самой личности в процессе ее формирования представляется значительная свобода, она учится самостоятельности  и ответственности, уважению к себе и к другим. Это проявляется  всюду как в реальных жизненных  ситуациях, в процессе трудовой деятельности, так и в процессе воспитания в  семье, организации учебы в школе, вузе и т.д. Причем, подобная модель социализации предполагает органическое единство свободы и строгой ответственности  личности за то, как она этой свободой воспользовалась. Чтобы представить  сам процесс социализации личности более наглядно, надо начать с исходного  момента. Перед нами, с одной стороны, биологический организм новорожденного, а с другой, - система социальных связей, институтов, культура социума, ее ценности, нормы поведения и  т.д.

У новорожденного есть все биологические  предпосылки для того, чтобы стать  дееспособным участником социальных связей и взаимодействий. Но ни одним социальным свойством человек не обладает от рождения. Социальный опыт, ценности, чувство  совести и чести - генетически  не кодируются и не передаются.

Будут ли вообще реализованы эти  предпосылки, в какие социальные качества, свойства они воплотятся, зависит от того, в какой среде  будет развиваться данный организм. Вне социальной среды человеческий организм в личность не превращается. Наука накопила множество примеров, рассказывающих о судьбах детей (например, Маугли), оказавшихся по тем или иным причинам вне социальных связей. В результате организм индивида развивался, но даже элементарных социальных свойств (речь, мышление, не говоря о чувстве совести, стыда и т.д.) не приобретал.

Это одна сторона связи биологического организма и социальной среды, имеющая  значение для процесса социализации. Есть и другая. Она касается этапов становления и развития духовного  мира личности, форм и сроков освоения его социальных требований, ожиданий, ценностей.    В науке принято  выделять три главных уровня морального сознания личности:

“Доморальному” уровню соответствуют следующие стадии:

а) ребенок слушается, чтобы избежать наказания;

б) ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды (послушание в обмен на какие-то конкретные блага  и поощрения).

 “Конвенциальному” уровню  соответствуют стадии:

а) модель “хорошего” ребенка, движимого  желанием одобрения со стороны других и стыд перед их осуждением;

б) установка на поддержание установленного порядка и правил (хорошо то, что  соответствует правилам).

Уровню “автономной морали”  соответствуют стадии:

а) подросток  осознает относительность, условность нравственных правил и требует  их логического обоснования, пытаясь  свести его к принципу полезности;

б) “релятивизм” предыдущей стадии сменяется  признанием высшего закона, соответствующего интересам большинства. Лишь после  этого 

в) формируются устойчивые моральные  принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью, безотносительно  к внешним обстоятельствам и  разумным соображениям.

Результаты свидетельствуют о  наличии устойчивой закономерной связи  между уровнем морального сознания человека, с одной стороны, его  возрастом и интеллектом, - с другой. Число детей, стоящих на “доморальном” уровне с возрастом резко уменьшается. Для подросткового возраста наиболее  типична ориентация на мнение значимых других или на соблюдение формальных правил (конвенциальная мораль). В юности начинается постепенный переход к автономной морали, который, как правило, сильно отстает от развития абстрактного мышления; последнее идет гораздо быстрее морального созревания.

По существу речь идет о поэтапном  формировании собственного “Я” личности. В основе этого процесса - переход  от духовного мира детства, опекаемого, управляемого, регулируемого взрослыми (т.е. внешне регулируемого поведения) к идейно-нравственному облику самостоятельного человека, развивающегося на основе личного  убеждения, саморегуляции, самоуправления.

Внешне эта перестройка духовного  мира может проявляться в повышенной критичности в сочетании с  застенчивостью, искренности и подчеркнутой самоуверенности, стремление к обсуждению вечных “философских” вопросов, то есть в противоречивом единстве детских  и взрослых черт. Через сомнения, через высокую критичность личность пытается понять мир, себя, доподлинно убедиться в справедливости внушаемых  ей ценностей, идей.

Следует учесть, что нередко люди в своем развитии “застывают”  на подступах к автономной морали. На это влияет  как их интеллектуальный уровень, так и среда, в которой  они обитают. Там где личность подчинена внешним требованиям, где индивид не имеет возможности  в достаточной мере проявить самостоятельность, инициативу, где каждый его шаг  контролируется, создаются социальные предпосылки массового осуществления, говоря языком М. Вебера, традиционных действий и мотивов формирования “человека-винтика”, приученного жить “как все”, “как положено”.  

Итак, становление личности в детские, юношеские, молодые годы - это сложный  процесс, в котором взаимодействуют  биологические, возрастные и социальные факторы. Не следует думать, что процесс  социализации распространяет свое влияние  лишь на этот период жизни человека, охватывает исключительно этап преобразования биологического организма в дееспособную личность. Безусловно, в юные годы “закладывается фундамент” всего духовного развития личности. Этим и объясняется особая роль семьи в формировании личности, где жизнь преподает индивиду первые и самые яркие уроки, где  формируется его духовный мир. Вместе с тем, вряд ли стоит чрезмерно  абсолютизировать роль духовной основы, заложенной в детские и юношеские  годы. При всей своей значимости, эта основа содержит преимущественно  чувственно - эмоциональный компонент, сугубо личностные качества: совестливость, честность, смелость и т.д. Лишь вступив  во взрослую самостоятельную жизнь, включившись в широкий контекст социальных связей, участвуя в решающих социальных институтах, личность активно  формирует, например, свои политические приверженности, осознает, как жить, во имя чего жить. И еще неизвестно, станет ли совестливый человек принципиальным борцом с несправедливостью, приобретет ли активный индивид качества смелого  политика и т.д.

Процесс обретения, уточнения, развития человеком социальных свойств, качеств, по сути, не знает возрастных границ, хотя, конечно, какая-то база, фундамент, сформированные в молодости, сохраняются. Во-первых, меняются социальные роли, которые выполняет личность. Даже рождение внука, выход на пенсию оставляют след на внутреннем мире личности, требуют исполнения новых функций, оправдания ролевых ожиданий. Достаточно бурно и драматично протекает социальное развитие 30-50-летних людей. Новые должности, статусы, новые связи, отношения, новый опыт. А также изменения, в том числе глубокие, претерпевает и общество как целостная система социальных связей. Это требует подчас мучительной и трудной внутренней работы, предполагает корректировку, а иногда и обновление установок, жизненных ориентиров личности. Подтверждение тому - сложные процессы, происходящие в духовной жизни всех поколений наших соотечественников сегодня.

Социализация не только дает нам  возможность общаться друг с другом посредством освоенных социальных ролей. Она также обеспечивает сохранение общества. Хотя количество его членов постоянно меняется, так как люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.

Задача социализации - подготовить  индивида к выполнению социальных ролей. Дети - единственная категория, изначально не исполняющая социальных ролей. Им незнакомо то, что составляет суть этих ролей, - круг прав и обязанностей. Они не знают обязанностей инженера, почтальона, парламентария или прихожанина. Они не знают, что такое социальная ответственность. Дети обычно недостаточно представляют себе, что такое социальные нормы, хотя о многих из них взрослые им рассказывали.

Теоретические и очень приблизительные  знания о социальных  ролях не позволяют заключить, что дети овладели ими или усвоили их. Они играют, но не ведут себя в соответствии с требованиями социальной роли. У  детей происходит в основном только игровое освоение социального мира: мальчишки играют в войну, а девчонки - в дочки-матери.

Итак, два мира - детский и взрослый - различаются с точки зрения социализации. Они находятся на разных полюсах  этого процесса. Главное различие - степень овладения социальными  ролями. Но в жизни есть люди, которые  в полном объеме так и не усвоили  предназначенные социальные роли, что  порождает личностные социальные конфликты.

Беспомощность ребенка, его зависимость  от окружения заставляют думать, что  процесс социализации проходит при  чьей-то посторонней помощи. Так  оно и есть. Помощники - это люди и учреждения. Их называют агентами социализации. Человек выступает основным объектом, т.е. тот, кого надо “включить” в разнообразную систему общественных отношений, и субъектом, т.е. тот, кто активно усваивает нормы и ценности современного ему общества,  социализации. Агенты социализации - люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят: агентов первичной социализации - родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок; первичная социализация включает семью, родственников и друзей; агентов вторичной социализации - представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудников телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Поскольку социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную, постольку и агенты социализации делятся на первичных и вторичных. Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает, прежде всего, семью и друзей, а вторичная - относится к опосредованному, или формальному окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации важна на ранних этапах жизни, а вторичной - на поздних. Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тесными личными отношениями (родители, друзья), а вторичную - те, кто связан формально - деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет доверительных отношений, оказывается среди агентов не первичной, а вторичной социализации. Милиционер или полицейский всегда выступает в роли вторичного социализатора. Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие - средства существования, церковь - духовное общение и т.п. Напротив, агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добытчика средств существования, опекуна, воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм.

Информация о работе Психология личности