Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:16, контрольная работа

Краткое описание

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А. Ф. Лазурский, Г. Оллпорт, Р. Кеттел и др. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить, по меньшей мере, три периода: философско-литературный, клинический и собственно экспериментальный. Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX в.

Файлы: 1 файл

Контрольная 1 по психологии.docx

— 28.30 Кб (Скачать)

Введение.

Психология личности стала экспериментальной  наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с  именами таких ученых, как А. Ф. Лазурский, Г. Оллпорт, Р. Кеттел и др. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить, по меньшей мере, три периода: философско-литературный, клинический и собственно экспериментальный. Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX в.

В первые десятилетия XIX в. наряду с  философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали  вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических  условиях, изучать историю его  жизни для того, чтобы лучше  понять его наблюдаемое поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе  человеческой личности. Этот период и  получил название клинический. Вплоть до начала XX в. философско-литературный и клинический подходы к личности были единственными попытками проникновения  в ее сущность.

В первые десятилетия текущего столетия изучением личности стали заниматься и профессиональные психологи, которые  до этого времени обращали внимание главным образом на исследование познавательных процессов и состояний  человека. Они попытались придать  соответствующим исследованиям  экспериментальный характер, введя  в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения  достоверных фактов, на основе которых  затем можно было бы строить экспериментально проверенные, а не умозрительные теории личности.

Важной задачей экспериментального периода в изучении личности стала  разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности.

Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период ее изучения явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о  его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все  то, что есть в человеке и что  он может назвать своим, личным: его  биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. Такое понимание  личности отчасти сохранилось и  до сих пор.

Указанное расширительное толкование личности имеет свои основания. Действительно, если признать, что личность есть понятие, характеризующее человека и его  деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все то, что сделано  человеком, принадлежит ему, касается его. В художественном творчестве, философии  и других социальных науках такое  понимание личности вполне оправдано. Однако в психологии, где существует множество других, отличных от личности понятий, наполненных научно-конкретным содержанием, данное определение представляется слишком широким.

Из всех определений личности, предложенных в начале экспериментального периода  разработки проблемы личности, наиболее удачным оказалось то, которое  было дано Г.Оллпортом: личность – это прижизненно формирующаяся, индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем — черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.

1.Характеристика соотношения понятий «человек», «индивид», «личность».

Человек - это родовое понятие, указывающее (с материалистической точки зрения) на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы  – к человеческому роду. Человек  – это специфическое, уникальное единство биологического и социального. Как существо биологическое, он подчиняется  биологическим и физиологическим  законам, как существо социальное –  он часть социума и продукт общественного развития. В психологической науке существует несколько понятий для обозначения человека: индивид, личность, индивидуальность.

 Человек как индивид. В понятии человека как индивида обычно выражаются два основных признака:

1) человек  как своеобразный представитель  других живых существ, отличающийся  от животных и являющийся продуктом  фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт;

2) отдельный  представитель человеческой общности, использующий орудия, знаки и  через них овладевающий собственным  поведением и психическими процессами.

Оба значения понятия взаимосвязаны  и описывают человека как существо своеобразное. Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и  своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность. В  обыденной жизни под индивидом  понимают конкретного человека со всеми  присущими ему особенностями.

Человек как личность. Это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями. В личности выделяется ее общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т. е. создает человека природа, а формирует его общество.

Сущностная характеристика личности и ее основные особенности определяются:

а) содержанием  мировоззрения человека, т. е. сложившейся  у него системой убеждений, научных  взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его  внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных  целей и интересов, отношений, позиций;

б) степенью целостности мировоззрения и  убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные  интересы разных слоев общества. Целостность  мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится  под влиянием противоречивых интересов, носителем которых она вдруг  оказывается в силу различного рода социальных обстоятельств;

в) степенью осознанности человеком своего места  в обществе. Очень часто бывает, что человек слишком долго  не может в силу разного рода обстоятельств  найти своего места в обществе, что не позволяет его мировоззрению  окончательно оформиться и эффективно проявляться;

г) содержанием  и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью. Будучи достаточно изменчивыми, потребности  и интересы личности при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека;

д) спецификой соотношения и проявления различных  личностных качеств. Личность настолько  многогранна в своих индивидуально-психологических  проявлениях, что соотношения ее разнообразных качеств могут  сказываться и на проявлениях  мировоззрения, и на поведении.

Человек как индивидуальность. Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие. Индивидуальность - не есть что-то над - или сверхличностное. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других - малозаметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере и сразу во всех сферах психической деятельности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Она является постоянным объектом исследования при изучении каждой конкретной личности.

В результате, понятие «человек»  включает в себя совокупность человеческих качеств, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного  конкретного человека. Понятие «индивид»  характеризует именного его и  дополнительно включает такие психологические  и биологические свойства, которые  наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства. Индивидуальность содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

2.Понятие структуры личности.

Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладевания им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

В психологической науке имеется  несколько общепризнанных положений  относительно личности. По крайней  мере, можно говорить о четырех  аксиомах:

1. личность присуща каждому человеку;

2. личность есть то, что отличает  человека от животных, у которых  личности нет; 

3. личность есть продукт исторического  развития, то есть возникает на  определенной ступени эволюции  человеческого существа;

4. личность есть индивидуальная  отличительная характеристика человека, то есть то, что отличает одного  человека от другого. Общаясь  с людьми, мы, прежде всего, ориентируемся  на особенности их личностного  склада.

Следует сказать, что до сих пор  понятие "личность" на Востоке  и на Западе трактуется по-разному. В европейской культуре, основанной на христианстве, личностью считался святой, праведник, подвижник. В восточной  культуре собственно о личности заговорили со времен Конфуция (554 — 479 гг. до н.э.), для которого личностью был "благородный  муж", то есть активно участвующий  в управлении государством, пекущийся  о его благе. В новое время  западная личность — это, прежде всего, индивидуальность, как бы стоящая над обществом, а идеал восточной личности — человек, добровольно отдающий себя служению обществу.

Структура личности – это основные части личности и способы взаимодействия между ними. Структура личности –  это то, из чего (из каких элементов) и как построена личность. В целом, структура личности может быть - в теоретическом плане - представлена следующей схемой, которая, конечно же, весьма условна:

1) общечеловеческие  свойства (ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции);

2) социально-специфические  черты (социальные установки,  роли, ценностные ориентации);

3) индивидуально-неповторимые  черты (темперамент, сочетание  ролей, самосознание).

В качестве относительно самостоятельных  компонентов структуры личности можно выделить:

1) динамику  ее психических процессов —  темперамент; 

2) психические  возможности личности, в отдельных  видах деятельности — способности; 

3) направленность  личности — характерные для  нее потребности, мотивы, чувства,  интересы, оценки, симпатии и антипатии,  идеалы и мировоззрение; 

4) проявляясь  в соответствующих обобщенных  способах поведения, направленность  обусловливает характер личности.

 

Компоненты структуры личности.

-Подструктура  биологического и социального соотношения;

-Подструктура направленности:  убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы;

-Подструктура  опыта: умения, знания навыки, привычки;

-Подструктура форм отражения: особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства);

-Подструктура биологических, конституциональных свойств: скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства.

Личность — это единое целостное  образование, отдельные элементы которого находятся в закономерных взаимосвязях. Так, природные особенности индивида — тип его высшей нервной деятельности — закономерно определяет его  темперамент. Темперамент проявляется  во всех действиях личности. Тип  высшей нервной деятельности и темперамент  человека обусловливают в известной  мере его способности.

Способности человека обусловливают  возможности его включения в  определенные виды деятельности, поэтому  они влияют на формирование направленности личности. Направленность, способность  и темперамент человека преломляются в чертах характера.

Психические свойства многосистемны, то есть они по-разному проявляются в различных системах взаимосвязей. Можно выделить свойства личности как субъекта познания, трудовой деятельности, общения.

Так, в процессе познания первостепенное значение приобретают гностические свойства личности: сенсорно-перцептивные, мнемические и интеллектуальные (когнитивные). В процессе трудовой деятельности первостепенное значение имеют соответствующие способности и характер, а в процессе общения — характер и коммуникативные свойства (речевые особенности, контактность, рефлексивность, суггестивность, конформность, психологическая совместимость и др.). Совокупность психических свойств образует психический склад личности.

Следует вывод - все компоненты личности, образующие ее структуру, тесно связаны  между собой. Поэтому, если из структуры  личности исключить какие-либо психические  процессы и состояния, то она будет  неполной.

3. Определение понятий по предложенным определениям.

Индивид – человек как представитель  рода, телесное бытие человека.

Человек как индивид – это  существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости.

Субъект – человек как носитель предметно-практической деятельности.

Человек как субъект проявляется  в разных способах организации форм активности - общении, деятельности, познании.

Личность – человек как социальное существо, определяющий свободно и  ответственно свою позицию среди  других.

Личностные свойства человека –  жизненный путь человека, его социальная биография. Человек как представитель  общества, определяющий свободно и  ответственно свою позицию среди  других.

Информация о работе Психология личности