Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:16, контрольная работа
Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А. Ф. Лазурский, Г. Оллпорт, Р. Кеттел и др. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить, по меньшей мере, три периода: философско-литературный, клинический и собственно экспериментальный. Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX в.
Введение.
Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А. Ф. Лазурский, Г. Оллпорт, Р. Кеттел и др. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить, по меньшей мере, три периода: философско-литературный, клинический и собственно экспериментальный. Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX в.
В первые десятилетия XIX в. наряду с
философами и писателями проблемами
психологии личности заинтересовались
врачи-психиатры. Они первыми стали
вести систематические
В первые десятилетия текущего столетия
изучением личности стали заниматься
и профессиональные психологи, которые
до этого времени обращали внимание
главным образом на исследование
познавательных процессов и состояний
человека. Они попытались придать
соответствующим исследованиям
экспериментальный характер, введя
в них математико-
Важной задачей
Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период ее изучения явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. Такое понимание личности отчасти сохранилось и до сих пор.
Указанное расширительное толкование личности имеет свои основания. Действительно, если признать, что личность есть понятие, характеризующее человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все то, что сделано человеком, принадлежит ему, касается его. В художественном творчестве, философии и других социальных науках такое понимание личности вполне оправдано. Однако в психологии, где существует множество других, отличных от личности понятий, наполненных научно-конкретным содержанием, данное определение представляется слишком широким.
Из всех определений личности, предложенных в начале экспериментального периода разработки проблемы личности, наиболее удачным оказалось то, которое было дано Г.Оллпортом: личность – это прижизненно формирующаяся, индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем — черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.
1.Характеристика соотношения понятий «человек», «индивид», «личность».
Человек - это родовое понятие, указывающее
(с материалистической точки зрения)
на отнесенность существа к высшей
ступени развития живой природы
– к человеческому роду. Человек
– это специфическое, уникальное
единство биологического и социального.
Как существо биологическое, он подчиняется
биологическим и
Человек как индивид. В понятии человека как индивида обычно выражаются два основных признака:
1) человек
как своеобразный
2) отдельный
представитель человеческой
Оба значения понятия взаимосвязаны
и описывают человека как существо
своеобразное. Наиболее общими характеристиками
индивида являются: целостность и
своеобразие
Человек как личность. Это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями. В личности выделяется ее общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т. е. создает человека природа, а формирует его общество.
Сущностная характеристика личности и ее основные особенности определяются:
а) содержанием мировоззрения человека, т. е. сложившейся у него системой убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций;
б) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества. Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем которых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоятельств;
в) степенью осознанности человеком своего места в обществе. Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти своего места в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно оформиться и эффективно проявляться;
г) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью. Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека;
д) спецификой
соотношения и проявления различных
личностных качеств. Личность настолько
многогранна в своих
Человек как индивидуальность. Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие. Индивидуальность - не есть что-то над - или сверхличностное. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других - малозаметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере и сразу во всех сферах психической деятельности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Она является постоянным объектом исследования при изучении каждой конкретной личности.
В результате, понятие «человек» включает в себя совокупность человеческих качеств, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека. Понятие «индивид» характеризует именного его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства. Индивидуальность содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.
2.Понятие структуры личности.
Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладевания им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
В психологической науке имеется несколько общепризнанных положений относительно личности. По крайней мере, можно говорить о четырех аксиомах:
1. личность присуща каждому
2. личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет;
3. личность есть продукт
4. личность есть индивидуальная
отличительная характеристика
Следует сказать, что до сих пор понятие "личность" на Востоке и на Западе трактуется по-разному. В европейской культуре, основанной на христианстве, личностью считался святой, праведник, подвижник. В восточной культуре собственно о личности заговорили со времен Конфуция (554 — 479 гг. до н.э.), для которого личностью был "благородный муж", то есть активно участвующий в управлении государством, пекущийся о его благе. В новое время западная личность — это, прежде всего, индивидуальность, как бы стоящая над обществом, а идеал восточной личности — человек, добровольно отдающий себя служению обществу.
Структура личности – это основные части личности и способы взаимодействия между ними. Структура личности – это то, из чего (из каких элементов) и как построена личность. В целом, структура личности может быть - в теоретическом плане - представлена следующей схемой, которая, конечно же, весьма условна:
1) общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции);
2) социально-специфические черты (социальные установки, роли, ценностные ориентации);
3) индивидуально-неповторимые черты (темперамент, сочетание ролей, самосознание).
В качестве относительно самостоятельных компонентов структуры личности можно выделить:
1) динамику ее психических процессов — темперамент;
2) психические
возможности личности, в отдельных
видах деятельности —
3) направленность личности — характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение;
4) проявляясь
в соответствующих обобщенных
способах поведения,
Компоненты структуры личности.
-Подструктура биологического и социального соотношения;
-Подструктура направленности: убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы;
-Подструктура опыта: умения, знания навыки, привычки;
-Подструктура форм отражения: особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства);
-Подструктура биологических, конституциональных свойств: скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства.
Личность — это единое целостное образование, отдельные элементы которого находятся в закономерных взаимосвязях. Так, природные особенности индивида — тип его высшей нервной деятельности — закономерно определяет его темперамент. Темперамент проявляется во всех действиях личности. Тип высшей нервной деятельности и темперамент человека обусловливают в известной мере его способности.
Способности человека обусловливают возможности его включения в определенные виды деятельности, поэтому они влияют на формирование направленности личности. Направленность, способность и темперамент человека преломляются в чертах характера.
Психические свойства многосистемны, то есть они по-разному проявляются в различных системах взаимосвязей. Можно выделить свойства личности как субъекта познания, трудовой деятельности, общения.
Так, в процессе познания первостепенное значение приобретают гностические свойства личности: сенсорно-перцептивные, мнемические и интеллектуальные (когнитивные). В процессе трудовой деятельности первостепенное значение имеют соответствующие способности и характер, а в процессе общения — характер и коммуникативные свойства (речевые особенности, контактность, рефлексивность, суггестивность, конформность, психологическая совместимость и др.). Совокупность психических свойств образует психический склад личности.
Следует вывод - все компоненты личности, образующие ее структуру, тесно связаны между собой. Поэтому, если из структуры личности исключить какие-либо психические процессы и состояния, то она будет неполной.
3. Определение понятий по предложенным определениям.
Индивид – человек как представитель рода, телесное бытие человека.
Человек как индивид – это
существо материальное, природное, телесное
в его целостности и
Субъект – человек как носитель предметно-практической деятельности.
Человек как субъект проявляется в разных способах организации форм активности - общении, деятельности, познании.
Личность – человек как
Личностные свойства человека – жизненный путь человека, его социальная биография. Человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.