Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:12, контрольная работа
В современной психологии и на протяжении всей истории её развития можно встретить разные определения понятия «способности».
Во-первых способности–это индивидуально психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость, быстроту и прочность овладения новыми способами и приемами деятельности.[1]
1. Охарактеризуйте понятие ''способности''.
2. Рассмотрите соотношение понятий ''потребности'' и ''мотивы''.
3. Приведите примеры и охарактеризуйте такие виды способностей как: общие, творческие, учебные, природные.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАРНАУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра Философии, истории и права
Специальность Бакалавр менеджмента
По дисциплине « Психология »
ТЕМА: Психология личности.
Студент
Группа
Преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
1. Охарактеризуйте понятие ''способности''.
2. Рассмотрите соотношение понятий ''потребности'' и ''мотивы''.
3. Приведите примеры
и охарактеризуйте такие виды
способностей как: общие,
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Охарактеризуйте понятие ''способности''
Во-первых способности–это индивидуально психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость, быстроту и прочность овладения новыми способами и приемами деятельности.[1] Во-вторых, способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространенно. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным. В-третьих, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Значительный вклад в разработку обшей теории способностей внес наш отечественный ученый Б.М. Теплов -крупнейший исследователь индивидуальных различий в отечественной и мировой науке, ученый, обладавший огромной эрудицией в самых различных областях: истории и философии, искусстве и литературе, физиологии органов чувств и высшей нервной деятельности. Но прежде всего он был выдающимся психологом, осуществившим в своем творчестве синтез гуманитарного и естественнонаучного знания и тем самым ярко воплотившим в своих работах существо психологии как науки, занимающей особое место в системе наук. Он и предположил второе из перечисленных определений способностей.
Выделяют следующие уровни способностей:
• репродуктивный — обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать различными видами деятельности;
• творческий
— обеспечивает создание нового, оригинального.
Одна способность, сколь бы развита она
ни была (например, феноменальная память),
еще не обеспечивает успешности более
или менее сложной деятельности. Для этого
необходимо оптимальное сочетание ряда
качеств личности. Сочетание способностей,
которое создает основу для отличного
выполнения сложной деятельности (прежде
всего творческой), называется одаренностью.
Высокую степень одаренности называют
талантом. Талант — это сочетание способностей,
дающее человеку возможность успешно,
самостоятельно и оригинально выполнять
какую-либо сложную трудовую деятельность.
Талант характеризуется высоким уровнем
развития умений и навыков, большим объемом
знаний, а поэтому немыслим без огромного
труда. Люди, чья талантливость в глазах
всего человечества бесспорна, все без
исключения были титанами труда. Только
благодаря труду они могли достигнуть
высочайшего уровня мастерства, всемирной
известности.
Гениальность— наивысшая степень проявления
одаренности и творческих сил человека.
Можно сказать, что талант остается в пределах
достижений эпохи, а гений прокладывает
принципиально новые пути для будущих
поколений.
Классификации
способностей. Существует очень много
способностей. В науке известны попытки
их классификации. В большинстве
этих классификаций различают в
первую очередь природные, или естественные,
способности (в основе своей биологически
обусловленные) и специфически человеческие
способности, имеющие общественно-
1) природные
(или естественные) способности,
в основе своей биологически
обусловленные, связанные с
Эти специфически человеческие способности принято разделять на общие и специальные высшие интеллектуальные способности. В свою очередь, они могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и др.[3]
а) Общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.). Специальные элементарные способности это способности, присущие уже не всем людям, они предполагают определенную выраженность каких-то качественных сторон психических процессов. Глазомер это способность с различной точностью воспринимать, оценивать и сравнивать величины зрительно воспринимаемых объектов, интервалов между ними и расстояний до них, т.е. это определенное качество зрительного восприятия. Музыкальный слух это определенное качество слухового восприятия, проявляющееся в способности к различению музыкальных звуков и точному воспроизведению их. Музыкальный слух это один из компонентов музыкальных способностей. Специальные элементарные способности развиваются на основе задатков в процессе обучения.
б) теоретические,
определяющие склонность человека к
абстрактно-логическому
в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называем я гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) - талантом;
г) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.
Взаимосвязь предмета познания,способностей и результатов деятельности.
( Познание природы в конкретных проявлениях-> природные способности-> наука конкретного, образного)
( Познание законов природы, развитие науки и техники-> интеллектуальные способности-> наука абстрактного,рационального)
( Познание истории,
2.Рассмотрите соотношение понятий ''потребности'' и ''мотивы''.
Потребности
и мотивы настолько тесно переплетены
в структуре личности, что понять
эти компоненты можно только во взаимосвязи.
Начинать анализ нужно с потребностей.
В своих первичных
Соотношение между потребностями и мотивами устанавливает Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) - выдающийся советский психолог, доктор педагогических наук, профессор. . Он предлагает «повернуть» проблему потребностей в проблему содержания потребностей. Потребность необходимо конкретизировать, опредметить, выделить предмет, может быть, круг предметов, которые эту потребность удовлетворяют. Потребности становятся предметными. Что стоит взятое абстрактно чувство жажды? Пока это чувство не наполнено представлением о предмете, оно не побуждает действие. Только тогда, когда человек видит или представляет стакан воды, жажда «бросает» его к стакану, то есть нужно, чтобы потребность была представлена в предмете. Необходим путь от абстракции потребностей к содержательной их характеристике, то есть к мотивам. Этот путь и есть ключ к пониманию самих потребностей. Предмет потребности – это то объективное, ради чего совершается действие, разворачивается деятельность, направленная (и побуждаемая) предметом потребности –мотивом.
Мотив (от лат. «moveo» – двигаю, т. е. двигатель; то, что двигает) как предмет потребности может быть идеальным, вещественным – воспринимаемым, воображаемым или мнимым. Данный как в восприятии, так и существующий только в воображении, мысли. Мотив соединяет два понятия, находится на стыке двух понятий. Это понятия потребности и деятельности. У мотива две функции:
1. Побуждающая,
мотив направляет деятельность.
Связывает мотив с
2. Образование
смысла. Связывает мотив с
Между потребностями и
мотивами существует связь, соотношение.
Причем соотношение неоднозначное:
потребности может
Жизненный мир человека пронизывают несколько потоков детерминации, наибольший интерес из которых представляют внешняя и внутренняя детерминация. Первый источник детерминации (внешний) локализируется в видо–родовых структурах, к которым принадлежит человек (общество, культура, природа). В период раннего онтогенеза происходит интериоризация наличных знаковых систем, к которым относится не только язык, но и вся система невербальной коммуникации, «второй план», понятный и саморазумеющийся для представителей данной популяции, но практически недоступный для людей, выросших в иной культуре. Интересно, что Дорфман отдельно отмечает, что в ряде случаев человека вполне устраивают те рамки воспроизведенных качеств видо–родовых систем, в которые он включен, когда общество «принимает на себя по отношению к нему родительские и контрольные функции». При этом он ссылается на одну из ранних работ американского психоаналитика и неофрейдиста Э. Фромма «Бегство от свободы», в которой последний подробно разбирает причину и механизм того, почему современный человек, несмотря на все свободы, кровью завоеванные за последние столетия, в реальной жизни часто не только не желает ими пользоваться, но и бежит от них под защиту тоталитарных и даже фашистских систем.
Внешняя детерминация, как она понимается, определяет процессы идентификации и интериоризации. Человек, живущий в обществе вынужден учитывать «правила игры», если он желает приобщиться к великой «жизненной игре».
Истоки
второго источника детерминации
(внутренней) находятся в самом
человеке. Как пишет Дорфман, человек
выступает не только как часть
мира, не только как подсистема системы,
но и в качестве относительно автономной
системы по отношению к миру. Внутренняя
детерминация обнаруживает источник активности
в самом человеке и мир в
этом случае предстает как его (человека)
подсистема. «В рамках внутренней детерминации
открывается с новой точки
зрения проблема индивидуальности человека.
В своем бытии индивидуальность
свободна от жесткой детерминации законами
и природы и общества» . Однако
подобная свобода, как следует из
определения, возможна лишь в той
ситуации, когда человек обладает
имманентным собственным