Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:12, контрольная работа

Краткое описание

В современной психологии и на протяжении всей истории её развития можно встретить разные определения понятия «способности».
Во-первых способности–это индивидуально психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость, быстроту и прочность овладения новыми способами и приемами деятельности.[1]

Оглавление

1. Охарактеризуйте понятие ''способности''.
2. Рассмотрите соотношение понятий ''потребности'' и ''мотивы''.
3. Приведите примеры и охарактеризуйте такие виды способностей как: общие, творческие, учебные, природные.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 18.26 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ  ФИЛИАЛ

 

                                                 Факультет      МиМ

                             Кафедра     Философии, истории и права

                            Специальность  Бакалавр менеджмента

 

                                       

                                         КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                                                   Вариант №16

 

По дисциплине       « Психология »

ТЕМА: Психология личности.

 

 

 

Студент                                      

 

Группа                           

 

Преподаватель                                   

 

 

 

                                               

                                                    Барнаул 2012

 

 

 

  СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Охарактеризуйте понятие ''способности''.

2. Рассмотрите соотношение  понятий ''потребности'' и ''мотивы''.

3. Приведите примеры  и охарактеризуйте такие виды  способностей как: общие, творческие, учебные, природные.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1.Охарактеризуйте понятие ''способности''

 

  • В современной психологии и на протяжении всей истории её развития можно встретить разные определения понятия «способности».
  • Во-первых способности–это индивидуально   психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость, быстроту и прочность овладения новыми способами и приемами деятельности.[1] Во-вторых, способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространенно. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным. В-третьих, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Значительный вклад в разработку обшей теории способностей внес наш отечественный ученый Б.М. Теплов -крупнейший исследователь индивидуальных различий в отечественной и мировой науке, ученый, обладавший огромной эрудицией в самых различных областях: истории и философии, искусстве и литературе, физиологии органов чувств и высшей нервной деятельности. Но прежде всего он был выдающимся психологом, осуществившим в своем творчестве синтез гуманитарного и естественнонаучного знания и тем самым ярко воплотившим в своих работах существо психологии как науки, занимающей особое место в системе наук.  Он  и предположил второе из перечисленных определений способностей.

    Выделяют  следующие уровни способностей:

    • репродуктивный — обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать различными видами деятельности;

    • творческий — обеспечивает создание нового, оригинального. Одна способность, сколь бы развита она ни была (например, феноменальная память), еще не обеспечивает успешности более или менее сложной деятельности. Для этого необходимо оптимальное сочетание ряда качеств личности. Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной деятельности (прежде всего творческой), называется одаренностью. 
    Высокую степень одаренности называют талантом. Талант — это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность. Талант характеризуется высоким уровнем развития умений и навыков, большим объемом знаний, а поэтому немыслим без огромного труда. Люди, чья талантливость в глазах всего человечества бесспорна, все без исключения были титанами труда. Только благодаря труду они могли достигнуть высочайшего уровня мастерства, всемирной известности. 
    Гениальность— наивысшая степень проявления одаренности и творческих сил человека. Можно сказать, что талант остается в пределах достижений эпохи, а гений прокладывает принципиально новые пути для будущих поколений.

    Классификации способностей. Существует очень много  способностей. В науке известны попытки  их классификации. В большинстве  этих классификаций различают в  первую очередь природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфически человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.  Существует целый  ряд классификаций способностей.  Их можно классифицировать на:

    1) природные  (или естественные) способности,  в основе своей биологически  обусловленные, связанные с врожденными  задатками, формирующиеся на их  базе, при наличии элементарного  жизненного опыта через механизмы  научения типа условно-рефлекторных  связей).

    1. специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

    Эти специфически человеческие способности  принято разделять на общие и  специальные высшие интеллектуальные способности. В свою очередь, они  могут подразделяться на теоретические  и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и  др.[3]

    а) Общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.). Специальные элементарные способности это способности, присущие уже не всем людям, они предполагают определенную выраженность каких-то качественных сторон психических процессов. Глазомер это способность с различной точностью воспринимать, оценивать и сравнивать величины зрительно воспринимаемых объектов, интервалов между ними и расстояний до них, т.е. это определенное качество зрительного восприятия. Музыкальный слух это определенное качество слухового восприятия, проявляющееся в способности к различению музыкальных звуков и точному воспроизведению их. Музыкальный слух это один из компонентов музыкальных способностей. Специальные элементарные способности развиваются на основе задатков в процессе обучения.

    б) теоретические, определяющие склонность человека к  абстрактно-логическому мышлению, и  практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно  лишь разносторонне одаренным людям;

    в) учебные, которые влияют на успешность педагогического  воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств  личности, и творческие, связанные  с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называем я гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) - талантом;

    г) способности  к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей  с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

    Взаимосвязь предмета познания,способностей  и результатов деятельности.

    ( Познание природы в  конкретных проявлениях-> природные способности-> наука конкретного, образного)

    ( Познание законов природы,  развитие науки и техники-> интеллектуальные способности-> наука абстрактного,рационального)

    ( Познание истории, предназначения  человека-> духовные способности-> система идей, взглядов, представлений, теорий, мироощущения).

     

    2.Рассмотрите соотношение  понятий ''потребности'' и ''мотивы''.

     

    Потребности и мотивы настолько тесно переплетены  в структуре личности, что понять эти компоненты можно только во взаимосвязи. Начинать анализ нужно с потребностей. В своих первичных биологических  формах потребности есть состояние  организма, выражающую объективную  нужду в чем - то, что лежит вне  его. По мере становления личности происходит изменение и развитие потребностей. Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся  у них потребностей и особым их сочетанием. Любая форма поведения  человека объясняется как внутренними, так и внешними причинами. К внешним  причинам относят стимулы, исходящие  из сложившейся ситуации, а к внутренним - мотивы, потребности, цели, желания  и т.д., именуемые личностной диспозицией. Понятие мотива, в отличие от понятия  мотивации, означает то, что принадлежит  самому субъекту поведения, является его  устойчивым, личностным свойством, изнутри  побуждающим его к совершению определенных действий.

    Соотношение между потребностями и мотивами устанавливает Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) - выдающийся советский психолог, доктор педагогических наук, профессор. . Он предлагает «повернуть» проблему потребностей в проблему содержания потребностей. Потребность необходимо конкретизировать, опредметить, выделить предмет, может быть, круг предметов, которые эту потребность удовлетворяют. Потребности становятся предметными. Что стоит взятое абстрактно чувство жажды? Пока это чувство не наполнено представлением о предмете, оно не побуждает действие. Только тогда, когда человек видит или представляет стакан воды, жажда «бросает» его к стакану, то есть нужно, чтобы потребность была представлена в предмете. Необходим путь от абстракции потребностей к содержательной их характеристике, то есть к мотивам. Этот путь и есть ключ к пониманию самих потребностей. Предмет потребности – это то объективное, ради чего совершается действие, разворачивается деятельность, направленная (и побуждаемая) предметом потребности –мотивом.

    Мотив (от лат. «moveo»  – двигаю, т. е. двигатель; то, что  двигает) как предмет потребности  может быть идеальным, вещественным – воспринимаемым, воображаемым или  мнимым. Данный как в восприятии, так и существующий только в воображении, мысли. Мотив соединяет два понятия, находится на стыке двух понятий. Это понятия потребности и деятельности. У мотива две функции:

    1. Побуждающая,  мотив направляет деятельность. Связывает мотив с потребностью. Потребность побуждала действовать  (даже неопредмеченная). Мотив делает  то же самое. Ранее побуждала  потребность, а теперь предмет,  мотив берет на себя энергетику  потребности (закон оптимальной  мотивации Йеркса-Додсона).

    2. Образование  смысла. Связывает мотив с деятельностью  (загонщик – участник труда  – должен понимать смысл своего  действия – понимание отношения  мотива к цели). Направленная активность. Мотив как бы метит смыслы, любые условия достижения цели.

    Между потребностями и  мотивами существует связь, соотношение. Причем соотношение неоднозначное: потребности может соответствовать  целый класс мотивов, а мотив  может входить в разные потребностные  классы. Леонтьев указывает на то, что  развитие потребностей связано с  расширением круга предметов (мотивов) способных эти потребности удовлетворить. Следовательно, можно прогнозировать судьбу потребностей, влиять на них  через мотивы их удовлетворяющие [4].

    Жизненный мир человека пронизывают несколько  потоков детерминации, наибольший интерес  из которых представляют внешняя  и внутренняя детерминация. Первый источник детерминации (внешний) локализируется в видо–родовых структурах, к которым принадлежит человек (общество, культура, природа). В период раннего онтогенеза происходит интериоризация наличных знаковых систем, к которым относится не только язык, но и вся система невербальной коммуникации, «второй план», понятный и саморазумеющийся для представителей данной популяции, но практически недоступный для людей, выросших в иной культуре. Интересно, что Дорфман отдельно отмечает, что в ряде случаев  человека вполне устраивают те рамки воспроизведенных качеств видо–родовых систем, в которые он включен, когда общество «принимает на себя по отношению к нему родительские и контрольные функции». При этом он ссылается на одну из ранних работ американского психоаналитика и неофрейдиста Э. Фромма «Бегство от свободы», в которой последний подробно разбирает причину и механизм того, почему современный человек, несмотря на все свободы, кровью завоеванные за последние столетия, в реальной жизни часто не только не желает ими пользоваться, но и бежит от них под защиту тоталитарных и даже фашистских систем.

    Внешняя детерминация, как она понимается, определяет процессы идентификации  и интериоризации. Человек, живущий  в обществе вынужден учитывать «правила игры», если он желает приобщиться к  великой «жизненной игре».

    Истоки  второго источника детерминации (внутренней) находятся в самом  человеке. Как пишет Дорфман, человек  выступает не только как часть  мира, не только как подсистема системы, но и в качестве относительно автономной системы по отношению к миру. Внутренняя детерминация обнаруживает источник активности в самом человеке и мир в  этом случае предстает как его (человека) подсистема. «В рамках внутренней детерминации открывается с новой точки  зрения проблема индивидуальности человека. В своем бытии индивидуальность свободна от жесткой детерминации законами и природы и общества» . Однако подобная свобода, как следует из определения, возможна лишь в той  ситуации, когда человек обладает имманентным собственным источником активности, то есть личностная свобода  зависит от индивидуальных особенностей и связана с той психической  энергией, которая имеется у индивида. При избыточности психической энергии  в количественном и, что самое  главное, в онтогенетическом плане  личность, вырастая в конкретном обществе, на деле «перерастает» общество и  начинает «прежде всего подчиняться  внутренней логике своего существования  и развития, характеризуясь самобытностью  и самоценностью».

    Информация о работе Психология личности