Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:12, контрольная работа

Краткое описание

В современной психологии и на протяжении всей истории её развития можно встретить разные определения понятия «способности».
Во-первых способности–это индивидуально психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость, быстроту и прочность овладения новыми способами и приемами деятельности.[1]

Оглавление

1. Охарактеризуйте понятие ''способности''.
2. Рассмотрите соотношение понятий ''потребности'' и ''мотивы''.
3. Приведите примеры и охарактеризуйте такие виды способностей как: общие, творческие, учебные, природные.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 18.26 Кб (Скачать)

 

 

 

 

3. Приведите примеры  и охарактеризуйте такие виды  способностей как:

общие, творческие, учебные, природные

 

У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его  жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные  высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью  и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в

самых различных видах деятельности. К  ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная  речь и ряд других.

Творческие  способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности позволяют создавать новое, никогда ранее не существовавшее. Они проявляются в любой деятельности (научной, производственной, художественной и др.). Существует творчество гениев и творчество в выполнении простых повседневных дел. Творчество нельзя сводить только к труду писателя. художника, ученого, конструктора, поскольку оно может проявляться и в преподавании, и в торговле, и в приготовлении пищи, и в любой другой деятельности, а результаты этой деятельности -- не только конкретные продукты или идеи, но также и сами действия. Творчество, тем самым, рассматривается как некоторый специфический стиль деятельности, а не вид деятельности (труд архитектора, писателя и т.п. ).Примеры: Научное исследование или изобретение, создание художественного произведения, и,т,д.

Учебные способности - это академические  способности, то есть то, насколько  человек качественно и эффективно усваивает учебный материал. Связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков. [2].

 

Природные (естественные) способности- это способности  биологически обусловленные, связанные  с врожденными задатками, формирующиеся  на их основе через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

Под природными способностями понимают те, которые являются общими для человека и животных, особенно высших. Например, такими элементарными способностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуникации. Мышление с определенной точки зрения также можно рассматривать как способность, которая характерна не только для человека, но и для высших животных. Данные способности непосредственно связаны с врожденными задатками. Однако задатки человека и задатки животного — это не одно и то же. У человека на базе этих задатков формируются способности. Это происходит при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения и т. п. В процессе развития человека данные биологические способности способствуют формированию целого ряда других, специфически человеческих способностей. Так например индивид с высокой вкусовой чувствительностью может прекрасно исполнять обязанности дегустатора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1) Столяренко Л.Д. Основы психологии/ Л.Д. Столяренко.- М.: Феникс, 1997.-105с.

2) Маклаков А. Г. Общая психология/ А. Г. Маклаков.- Спб.: Питер, 2001.-48с.

3) Общая психология/ В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова.; Под редакцией проф  В.В. Богословского- М.: Просвещение, 2001.-98с.   
4) Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии/ А.Н. Леонтьев.- М.: Смысл, 2001.- 511-514 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Тем самым область психологии способностей - это раздел психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).

Психология  изучает психические явления: психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно в психических процессах выделяются познавательные процессы, чувства и воля. К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, память,мышление, воображение, с помощью которых мы узнаем, постигаем мир и самого себя. Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.

Психические состояния- относительно устойчивые психические явления. К психическим состояниям относятся бодрость, утомление, скука, радость, тревога, апатия и др. Хотя психические состояния, как и другие явления психики, отражают воздействие на человека определенных событий внешней и внутренней жизни, он, как правило, осознает лишь само это состояние, а то, что его вызвало, либо вообще не представляет, либо представляет неотчетливо.

Психические свойства- наиболее устойчивые и существенные особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся особенности личности человека, его направленность, качества личности, черты характера, темперамент, способности.

    Задатки - это качества, благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способности. Без соответствующих задатков хорошие способности невозможны, но задатки это вовсе не всегда гарантия того, что у человека обязательно появятся хорошие способности. Люди отличаются друг от друга по своим задаткам, и этим объясняется то, почему при равных условиях обучения и воспитания у одних людей способности быстрее развиваются, достигают в конечном счете более высокого уровня, чем у других. Основные отличия задатков от способностей в следующем. Задатки даны (заданы - отсюда и название) человеку с рождения или возникают благодаря естественному развитию организма. Способности приобретаются в результате обучения. Для того, чтобы иметь задатки, человеку не нужно принимать со своей стороны никаких усилий. Задатки не "требуют", чтобы человек активно включался в те виды деятельности, с которыми эти задатки функционально связаны. Способности без активного участия человека в тех видах деятельности, к которым они относятся, не формируются.

Потребность человека.

        Широкую известность получила теория иерархии потребностей Маслоу (Maslow), современного американского экономиста. Согласно этой теории потребности человека развиваются от низших к высшим, и индивидуум должен сперва удовлетворить потребности низшего порядка для того, чтобы возникли потребности высшего уровня.

     1. Физиологические (голод, жажда, секс ...);

  1. Потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха...);
  2. Потребность социальная (любовь, семья, друзья, общение);
  3. Потребность в самоутверждении (самоуважение, престиж, карьера, успех);
  4. Потребность в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.).

    Самоактуализация— стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Согласно А. Маслоу, самоактуализация — желание стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Ее путь труден и связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он — путь к полноценной, внутренне богатой жизни. Согласно К. Роджерсу, она — обозначение той силы, что заставляет человека развиваться на самых различных уровнях — от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов. Самоактуализующийся человек — «полностью функционирующая личность»; его свойства во многом напоминают свойства ребенка, что естественно: ведь человек как бы возвращается к самостоятельной оценке мира, характерной для ребенка до его реориентации на условия получения одобрения.

  Личность, общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психология личности