Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 07:53, контрольная работа

Краткое описание

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально- психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.
Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Общее и индивидуальное в психике человека……………………5
2. Психологическая структура личности: соотношение
биологического и социального……………………………………………...…..6
3. Активность личности. Связь личности с деятельностью. Формирование и развитие личности………………………………………………………………...8
Заключение……………………………………………………………………… 12
Литература……………………………………………………………………....13

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 24.79 Кб (Скачать)

       Творческая деятельность – ее  результатом является создание  нового оригинального продукта  высокой общественной ценности (техническое  изобретение, создание нового  музыкального или художественного  произведения, выведение новых сортов  и т.д.)

       Она требует наличия способностей, глубоких знаний, большого интереса  к делу, но главным образом  – напряженный труд, настойчивость  и упорство в преодолении препятствий.

     «Вдохновение  – это такая гостья, которая  не любит посещать ленивых».

       Учение - деятельность, направленная  на приобретение знаний, умений, и навыков, необходимых для  широкого образования и последующей  трудовой деятельности.

       Учение дает полезный продукт  лишь на производственной практике, при обучении профессии.

       Труд и учение осуществляются  в специально организованной  форме, т.е. в определенное время  и в определенном месте.

       Игра связана со свободной  организацией, ребенок играет в  отведенное для этого время  как хочет и сколько хочет.

       Человеку почти в любом возрасте  свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни  они имеют разное значение.

       С точки зрения структуры различают  цели и мотивы деятельности:

       Цель – то ради чего действует  человек.

       Мотив – то почему, он так  действует.

       Составную часть или отдельный  акт деятельности называют действием. 

       Действия бывают вполне осознанными  и не вполне осознанными, когда  недостаточно осознана цель, последовательность  движений и контроль. Такие мало  осознанные действия производятся  под влиянием сильных чувств  и называют импульсивными.

       Различают практические и умственные  действия. Они тесно связаны между  содой.

       Интерес – избирательное отношение  личности к объекту, в силу  его эмоциональной привлекательности.

       Бывают разные виды интересов:

      * Материальные – стремление к жилищным условиям, удобствам, гастрономическим изделиям, одежде и т.д. Эти интересы могут перерастать в уродливые формы стяжательства (накопительства).

      * Духовные – характеризуют высокий уровень развития личности. Это, прежде всего познавательные интересы.

      * Непосредственный – интерес к самому процессу деятельности: процессу познавания, труда, творчества.

      * Опосредованный – интерес к результатам деятельности. Например: к приобретению профессии, служебному и общественному положению или материальным результатам труда.

      * Пассивный - интерес созерцательный, когда человек ограничивается наблюдением интересующего объекта (футбол, хоккей по TV).

      * Активный – интерес действенный, когда человек действует, овладевая объектом интереса (играет в футбол, хоккей).

       В зависимости от широты и  глубины интереса, находится уровень  развития личности.

       К основным факторам формирования  личности относятся:

       Среда — важнейший фактор социализации  человека и его становления.  Среда — это окружение, условия,  обстоятельства, в которых растет, живет и работает человек.

       Выделяют:

      - Микросреду — контактное, т.е. непосредственное окружение человека (родители, воспитатели, родственники, школа, «улица» и т.п.);

      - социальную среду — конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые устои, при которых рождается и живет человек;

      - естественную среду — определенные климатические, географические условия, формирующие этнопсихологические особенности личности. наследственность — генетическая передача определенных качеств и свойств личности от поколения к поколению;

       Обучение, воспитание, образование;

       Степень адекватности включения  человека в трудовую деятельность.

       Можно иметь хорошую наследственность, находиться в благоприятной среде,  получить квалифицированных учителей, но оставаться при этом умной  ненужностью. Только в процессе  трудовой деятельности происходит  становление и развитие личности. 

     Заключение 

     Проблема  личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится  к числу сложнейших в человекознании. До сих пор ещё не сложилось  достаточно обоснованного и общепринятого  определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью  проявлений личности, многообразием  её становления и развития. Но конституирующий  характеристикой личности человека является его субъективность. Взгляд на личностное в человеке как проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли.

       Такое представление о личности  в психологии, социологии, педагогике; литература. Искусство, политика, да  и сам язык обыденной жизни  наделяют личность силой активности. Кто не активен. Тот обезличен.  В этом сходятся научные и  интуитивные концепции личности  в сознании людей. «То чего  не достаёт рабу, - писал Гегель- это признания его личности; принцип  же личности есть всеобщность.  Господин рассматривает раба  не как личность, а как не  обладающую самостоятельностью  вещь, сам раб не числится «Я»,  его « Я» есть господин».

       Личность есть господин самого  себя, - такова максима ценностного  осмысления феномена личности  в культуре. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература 

1. Ильенков  Э.В. Что такое личность? – М.,2001

2. Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности – М.2007

3. Радугин А.А. Москва,2007. – 256с.

4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003

5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003

Информация о работе Психология личности