Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 13:56, контрольная работа

Краткое описание

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Личность……………………………………...……………………………4
1.1 Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение
1.2. Структура личности
2.Свойства и индивидуально-типологические особенности личности…...8
2.1. Темперамент
2.2. Характер
2.3. Способности
2.4. Чувства и эмоции
2.5. Воля
3.Образование…………………………………………………………………13
3.1.Система формального образования как объект социологического изучения
3.2. Эволюция системы образования
3.3Функции института образования в обществе
Заключение……………………………………………………………………...23
Список литературы………………………………………………………….…24

Файлы: 1 файл

психология и педагогика.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

                Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования 

«Российский  Государственный  Торгово-Экономический  университет» 

Воронежский филиал 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Психология и педагогика»

                   по теме: «Психология личности.» 
 
 
 

              Выполнила  

              Проверил 
               
               
               
               
               
               
               
               

                                         Воронеж-2010г.                                                                                                   

ПЛАН 

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Личность……………………………………...……………………………4

1.1 Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение

1.2. Структура личности

2.Свойства  и индивидуально-типологические особенности личности…...8

2.1. Темперамент

2.2. Характер

2.3. Способности

2.4. Чувства и эмоции

2.5. Воля

3.Образование…………………………………………………………………13

3.1.Система формального образования как объект социологического изучения

3.2. Эволюция системы образования

3.3Функции института образования в обществе

Заключение……………………………………………………………………...23

Список  литературы………………………………………………………….…24

 

ВВЕДЕНИЕ 

      Личность  чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных  качеств. Это значит, что к числу  личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

      Личность  —это человек, взятый в системе таких  его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе  связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

 

       1. Личность 

      1.1. Понятия личность, человек, индивид,  индивидуальность

      и их соотношение 

      Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые 9 личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.

      Поскольку личность чаще всего определяют как  человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся  такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.

      По определению Р.С. Немова, личность – это человек, взятый в системе его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

      Наряду  с понятием «личность» употребляются  термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены  между собой.

      Человек – это родовое понятие, указывающее  на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы – к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

      Индивид – это единичный представитель  вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

      Индивидуальность  – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

      Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся проце5сса становления личности и индивидуальности.

      Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

      Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

      В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности. 

      1.2. Структура личности  

      Различают статистическую и динамическую структуры  личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально  функционирующей личности абстрактная  модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для  выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие:

      всеобщие  свойства психики, т.е. общие для  всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции);

      социально-специфические  особенности, т.е. присущие только тем  или иным группам людей или  общностям (социальные установки, ценностные ориентации);

      индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие  индивидуально-типологические особенности. Свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности).

      В отличие от статистической модели структуры  личности модель динамической  структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое так или иначе отражается в сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.

      Наиболее  распространенной является предложенная К.Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности. Которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом  

 

        2. Свойства и индивидуально-типологические особенности  личности 

      2.1. Темперамент 

      Темпераментом называют индивидуально своеобразную, природно обусловленную совокупность динамических проявлений психики – интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

      Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации  личности. Темперамент как раз и обусловлен биологической организацией индивида, а потому обнаруживается довольно рано и четко у детей в игре, занятиях, общении.

      Рассмотрим  характеристики четырех типов темперамента.

      Холерик. Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холериков характерна цикличность в работе. Они со всей страстью отдаваться делу, увлечься им. Но вот истощились силы, упала вера в свои возможности, наступило подавленное настроение, и они нечего не делают. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности.

      Сангвиник. Человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Он обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны. Сангвиник жизнерадостен, благодаря чему ему свойственна высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных ему дел. В противном случае он становится вялым, скучным, отвлекается.

      Флегматик. Он солиден, не тратит понапрасну сил: рассчитав их, он доводит дело до конца. Он ровен в отношениях, в  меру общителен, не любит попусту  болтать. Недостатками флегматика являются его инертность, малоподвижность. Ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект и т.п.

      Меланхолик. Человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью  даже к слабым раздражителям. Он часто  грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен; у него могут возникнуть невротические расстройства.

      От  темперамента зависят такие свойства, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. 

      2.2. Характер 

      Характер  – это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самой себе. Характер формируется, как правило, постепенно в процессе познания и практической деятельности.

      Большинство исследователей выделяет в структуре сложившегося характера прежде всего две стороны: содержание и форму. Они неотделимы друг от друга и составляют органическое единство.

      Содержание  характера составляет жизненную  направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки.

      Содержание  характера проявляется в виде определенных индивидуально-своеобразных отношений, которые говорят об избирательной  активности человека.

      В разных же формах характера выражаются различные способы проявления отношений, темперамента, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения.

      Кроме содержания и формы в отечественной  психологии в структуре характера  представлены индивидуальные особенности  личности: интеллектуальные, волевые  и эмоциональные. В связи с этим исследователи выделяют в структуре характера темперамент, волю, убеждения, потребности, интересы, чувства и интеллект. 

Информация о работе Психология личности