Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 08:07, лекция

Краткое описание

Вопросы к зачету

Файлы: 1 файл

психология личности.doc

— 375.00 Кб (Скачать)

 

 

 

19. Понятие социализации, ее фазы и этапы.

Процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, необходимых  для выполнения социальных ролей в обществ, называется социализацией. Это преобразование биологического индивида в социальное существо. Роль социализации для личности - это возможность полнее себя реализовать.
Для социализации характерны 2 взаимосвязанные процессы: адаптация и интериоризация (включение во внешний мир человека социальных норм и ценностей). Люди не всегда социализируются в соответствии с ожиданиями, поскольку индивид играет как пассивную роль (усвоения опыта и цен), так и активную (выработка для себя ориентиров). Социализация проходит как стихийно, так и целенаправленно, под действием посредников. За усвоение норм и ценностей людей отвечают агенты социализации. Первичные: (межличностные отношения) родители, родственники, друзья и т.д. Вторичные: (социальные отношения) представители администрации, вуз, школы, полиция, СМИ.
              2 этапа социализации: первый этап - первичная социализация, второй - вторичная социализация. На этапе первичной социализации ребенок усваивает социальные нормы, знания, ценности, постепенно входит в определенную культуру. На этапе вторичной социализации взрослый человек усваивает социальные роли и выполняет их в своей жизнедеятельности. Вместе взрослый пополняет и углубляет знания, усваивает новые социально-политические и моральные нормы, распространяет социальный опыт, совершенствует выполнения своих ролей. Процесс социализации охватывает всю жизнь, социализация взрослых существенно отличается от социализации детей. У взрослых социализация направлена ​​на изменение поведения в новой ситуации, а у детей - на формировании ценностных ориентаций. Взрослые, опирающиеся на опыт способны оценить нормы и воспринимать их критически, а дети в состоянии только их усвоить. Взрослые приобретают навыки, а социализация детей связана с мотивацией.
        Выделяют и стадии социализации личности: дотрудову (период жизни человека к трудовой деятельности), трудовую (период активной трудовой деятельности человека) и после трудовую (период, начинающийся с прекращением активной трудовой деятельности человека и до конца ее жизни).
 

 

              20. Факторы и механизмы социализации.

 

Социализация личности осуществ­ляется в процессе взаимодействия с многообразными факторами. Если про­следить общую тенденцию перехода от одного этапа социализации к другому, то она будет состоять в движении от ее монофакторного (се­мья) к полифакторному характеру и затем к заключительному этапу социализации — в обратном направлении. Чем больше социальных факторов вовлечено в процесс социализации, тем насыщеннее и интен­сивнее он протекает. Их отсутствие делает социализацию невозможной.

Факторы социализации:

1) Совокупность ролей и статусов, которые предлагает общество человеку;

2) Совокупность социальных институтов общественных организаций социальных общностей в рамках которых индивид выполняет свои роли;

3) Совокупность ценностей норм, знаний, привычек, навыков, качеств, которые человек приобретает, чтобы реализовать свои роли;

4) Социальную среду, которая включает социальные институты и технологии производства, воспроизводства и передачи культурных связей;

5) Конкретные события, социальные явления и процессы, в которые включен человек.



 

 

Макро-, мезо-, микрофакторы

Макрофакторы — это прежде всего общество, государство, его социальные институты, средства массовой информации. К мезофакторам относятся те, что составляют социум личности в широком плане: тип поселения (регион, город, село), этнос, к которому она принадлежит (или относит себя), местные средства мас­совой информации, предприятие, учебное заведение, учреждение, в ко­тором личность работает или учится. К мезофакторам, видимо, следует отнести и церковь. Микрофакторами являются те, что непосредственно влияют на процесс социализации личности: семья, товарищеское окру­жение, учебная группа, первичный трудовой коллектив, иные структу­ры, с которыми человек непосредственно взаимодействует. Другими словами, это социум в узком плане, или микросоциум личности.

Макро- и мезофакторы могут влиять на социализацию личности как прямо, непосредственно, так и через микрофакторы.

 

Механизмы социализации:

 

Механизм социализации личности - сочетание факторов, характеризующих условия социальной среды, с факторами, которые характеризуют индивида.

Стилизованный: связан со стилем жизни группы людей, харак­теризующихся определенной субкультурой — комплексом мо­рально-психологических и поведенческих черт, типичных для тех или иных возрастных, профессиональных, культурных слоев.

Институциональный механизм социализа­ции, что означает, как это следует из самого термина, социализацию лич­ности в процессе ее взаимодействия с социальными институтами, создан­ными как специально для этой цели, так и попутно реализующими ее в ходе своей деятельности. К числу первых следует отнести прежде всего институты образования и воспитания, к числу вторых — производствен­ные, политические, религиозные, досуговые институты, СМИ и другие.

Значение социальных институтов для процесса социализации лич­ности состоит прежде всего в том, что под их влиянием, в результате предлагаемых образцов поведения происходит усвоение тех или иных социальных ролей, норм, ценностей

  

 



Информация о работе Психология личности