Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 08:07, лекция

Краткое описание

Вопросы к зачету

Файлы: 1 файл

психология личности.doc

— 375.00 Кб (Скачать)

Художественный тип характеризуется относительным преобладанием первой сигнальной системы в психической деятельности человека, мыслительный – относительным преобладанием второй сигнальной системы, промежуточный (средний) тип – примерно равным соотношением двух сигнальных систем.

Для художественного типа свойственна яркость образов, для мыслительного - преобладание абстракций, логических построений. У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у различных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития – талант, гений.

Качественные особенности способностей – это сложный комплекс психологических свойств, набор «переменных», обеспечивающий успех деятельности, но позволяющий идти к цели разными путями. Например, организаторские способности человека могут быть различного типа. Для измерения способностей применялись тесты умственной одаренности. Это дает возможность получить коэффициент умственной одаренности, или интеллекта «ай-кью» (IQ), который высчитывается по формуле:

 

 

17. Эмоции и чувства.

 

Чувство – это своеобразно переживаемое и выраженное человеком отношение к действительности, окружающему миру, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей и отличающееся относительной устойчивостью.

Человеческие чувства носят социальный характер. Кроме чувств человеку присущи субъективные психологические состояния, отражающие отношение к окружающему миру и выражающиеся в виде непосредственных переживаний, носящих ситуативный характер и называемых эмоциями. У человека они проявляются в разнообразных эмоциональных состояниях: настроения, аффекты, страсти, стрессы и т.д.

В широком смысле слова эти два термина - «чувства» и «эмоции» - употребляются как синонимы. Если у человека есть чувства и эмоции, то у животных - только эмоции, связанные с удовлетворением или неудовлетворением их биологических потребностей: появление ярости у самца, встретившего соперника, тревоги у птиц, гнезду которых грозит опасность.

При удовлетворении сложных социальных потребностей возникают высшие чувства. Высшие чувства человека в зависимости от направленности или содержания делятся на:

 моральные – переживание человеком его отношений к другим людям, к обществу, правилам и нормам общежития (патриотизм, коллективизм, товарищество, самолюбие, собственное достоинство, сострадание, гуманность);

 интеллектуальные чувства, связанные с познавательной деятельностью, – регулятор интеллектуальной активности (любознательность, любовь к знаниям, истине, удивление, сомнение);

 эстетические - переживание прекрасного, возвышенного или грубого, пошлого; проявляются при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общественной жизни, в соответствующих их оценках, художественных вкусах. Зависят от общественно-исторических условий жизни, меняются в различные эпохи, зависят от воспитания;

 практические (праксические) – чувства, связанные с деятельностью человека.

Чувства и эмоции выполняют следующие важнейшие функции.

Сигнальная функция выражается в возникновении и изменении переживаний при удовлетворении или неудовлетворении потребностей в связи с происходящими изменениями в окружающей среде иди организме. Переживания выступают в роли сигналов, информирующих человека о том, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, с какими препятствиями сталкивается, над чем надо задуматься, что нужно изменить.

Регулирующая функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, заставляют преодолевать встречающиеся препятствия.

Приспособительная функция облегчает приспособление человека к изменяющимся условиям. П.В. Симонов называл эмоции специальным нервным аппаратом, «который помогает мозгу человека действовать при недостатке точных сведений о путях и способах достижения жизненных целей».

Побудительно-мобилизационная функция проявляется в том, что чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость, открывают личности предметы, отвечающие ее потребностям, побуждающие к деятельности по их удовлетворению, при этом могут открывать в ней новые возможности и способности.

Выразительная функция эмоций и чувств состоит в том, что они, отражаясь на лице, в мимике и жестах, помогают определять и оценивать состояния человека, понимать друг друга и способствуют лучшему общению и взаимодействию.

Уже в психологии XVII-XIX вв. выявились две точки зрения на проблему эмоций. Согласно первой из них, эмоции – вторичные состояния, зависящие от познавательной деятельности (И. Гербарт и др.). Согласно второй – они носят первичный, самостоятельный характер и тесно связаны с биологическими функциями организма. Раскрыть биологическую природу чувств впервые попытался Ч. Дарвин. В 1872 г. он опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», в которой им было высказано свое понимание связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций, и предложена «эволюционная» теория эмоций.

Выражение чувств, проявляющихся в той или иной форме, называют их экспрессией.

У человека, испытывающего то или другое эмоциональное состояние – радость, скорбь, гнев, страх и т.д., происходят определенные изменения как во внутренних органах, так и во внешнем облике. Меняется окраска лица (покраснение или побледнение), частота сердцебиения и сила дыхания, выражение лица, глаз (мимика), появляются определенного характера жесты (пантомимика), возникают специфические оттенки в интонациях.

Выделяют следующие проявления эмоциональных переживаний: настроение, аффект, страсть, стресс, эмоциональный тон, фрустрация.

Настроение - устойчивое, сравнительно продолжительное эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности и поведении. В радостном настроении человек становится более активным и продуктивным, склонен все воспринимать с положительной стороны. Вещи, обычно безразличные, могут вызвать в этих случаях радостные переживания. В тревожном, плохом настроении его активность и продуктивность резко снижаются, он отовсюду ожидает опасности, неприятности и т.п.

Аффект - эмоциональное проявление, быстро овладевающее человеком, бурно протекающее, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля. Это эмоциональная «буря». Аффективные эмоции характеризуются огромной интенсивностью, затратой энергии, кратковременностью.

Страсти – быстро возникающие, сильные, устойчивые, глубокие чувства, определяющие направление мыслей и поступков человека. Страсть - чувство длительное, неярко выраженное вовне, но внутренне очень глубокое и сильное. Она может быть положительной (страсть к изобретательству, науке, служению народу и пр.) и отрицательной (страсть к алкоголю, картежным играм и т.д.).

Стресс имеет место в ситуациях опасности, обиды, угрозы, стыда. Состояние человека при стрессе характеризуется дезорганизацией поведения и речи, проявляющейся в одних случаях в беспорядочной активности, в других – в пассивности, бездеятельности, когда требуется решительно действовать. Если стресс оказывается незначительным, то он может способствовать мобилизации сил, активизации деятельности. Поведение индивида в стрессовых состояниях существенно зависит от типа нервной системы человека, прежде всего от жизненно значимого свойства нервной системы – ее силы или слабости.

Эмоциональный тон – чувственный тон человека как некоторая сторона его мироощущения и восприятия.

Фрустрация – одна из форм психологического стресса, эмоциональное состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

 

18. Мотивационная сфера личности.

 

Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность

              Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.

       Мотивы могут быть осознанными или неосознаваемыми. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Следует отметить, что сами мотивы формируются из потребностей человека. Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности.

Побуждающим к деятельности фактором является цель. Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Принято различать цель деятельности и жизненную цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. В то же время реализация каждой из целей деятельности есть частичная реализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности находит выражение сознаваемая ею «концепция собственного будущего». Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность.

Следует отметить, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта — это разнообразие потенциального круга предметов, способных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Следующая характеристика мотивационной сферы — это иерархизированность мотивов. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие — слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

В отечественной психологии формирование и развитие мотивационной сферы у человека рассматривается в рамках психологической теории деятельности, предложенной А. Н. Леонтьевым. Леонтьев описал лишь один механизм образования мотивов, который полу­чил название механизма сдвига мотива на цель. Суть данного механизма состоит в том, что в процессе деятельности цель, к которой в силу определенных причин стремился человек, со временем сама становится самостоятельной побудительной силой, т. е. мотивом.

Центральный момент данной теории заключается в том, что мотив, из-за которого мы стремимся к достижению цели, связан с удовлетворением определенных потребностей. Но со временем цель, которой мы стремились достичь, может превратиться в насущную потребность. Доминирующие мотивы становятся одной из основных характеристик личности, отражающейся на особенностях других личностных черт. Мотивы аффилиации (мотив стремления к общению) и власти актуализируются и удовлетворяются только в общении людей. Мотив аффилиации обычно проявляется, как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми. В качестве противоположного мотиву аффилиации выступает мотив отвержения, проявляющийся в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми для личности людьми. Доминирование у человека мотива аффилиации порождает стиль общения с людьми, характеризующийся уверенностью, непринужденно­стью, открытостью и смелостью. Напротив, преобладание мотива отвержения ведет к неуверенности, скованности, неловкости, напряженности. Преобладание данного мотива создает препятствия на пути межличностного общения. Другим весьма значимым мотивом деятельности личности является мотив власти. Он определяется как устойчивое и отчетливо выраженное стремление чело­века иметь власть над другими людьми. Особое место занимают исследования так называемых просоциальных мотивов и соответствующего просоциального поведения. Под таким поведением понимают­ся любые альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи. В ходе изучения агрессивного поведения было высказано предположение, что за этой формой поведения лежит особого рода мотив, получивший название «мотив агрессивности». Агрессивными принято называть действия, наносящие человеку какой-либо ущерб: моральный, материальной или физический. Агрес­сивность всегда связана с намеренным причинением вреда другому человеку.

Информация о работе Психология личности