Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 01:06, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое и практическое изучение мотивации агрессивного поведения в условиях лишения свободы.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать основные подходы к исследованию агрессивности в отечественной и зарубежной психологии;
2) раскрыть особенности агрессивной мотивации у женщин в условиях лишения свободы;
3) эмпирически изучить взаимосвязь адаптации и агрессивности осужденных женщин;
4) осуществить интерпретацию результатов исследования и выделить практические рекомендации.
Обработка и интерпретация данных.
Считаются сырые баллы в соответствии с ключом, которые затем переводятся в стены.
Наименование шкал и количество ответов, совпавших с ключом |
Стены | |||
ЛАП |
НПУ |
КС |
МН |
|
62-> |
46-> |
27-31 |
18-> |
1 |
51-61 |
38-45 |
22-26 |
15-17 |
2 |
40-50 |
30-37 |
17-21 |
12-14 |
3 |
33-39 |
22-29 |
13-16 |
10-11 |
4 |
28-32 |
16-21 |
10-12 |
7-9 |
5 |
22-27 |
13-15 |
7-9 |
5-6 |
6 |
16-21 |
9-12 |
5-6 |
3-4 |
7 |
11-15 |
6-8 |
3-4 |
2 |
8 |
6-10 |
4-5 |
1-2 |
1 |
9 |
1-5 |
0-3 |
0 |
0 |
10 |
Наименование шкалы |
Уровень развития качеств | |
Ниже среднего (1-3 стена) |
Выше среднего (7-10 стенов) | |
НПУ |
Низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности. |
Высокий уровень нервно-психической устойчивости и по- веденческой регуляции, высокая адекватная самооценка и реальное восприятие действительности. |
КС |
Низкий уровень развития коммуникативных способностей, затруднение в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, повышенная конфликтность. |
Высокий уровень развития коммуникативных способностей, легко устанавливает контакты с сослуживцами, окружающими, не конфликтен. |
МН |
Не может адекватно оценить
свое место и роль в коллективе,
не стремится соблюдать |
Реально оценивает свою роль в коллективе, ориентируется на соблюдение общепринятых норм поведения. |
Итоговая оценка получается путем суммирования всех шкал.
Уровень адаптивных способностей (стены) |
Интерпретация |
5-10 |
Группы высокой и нормальной адаптации. Лица этих групп достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. |
3-4 |
Группа удовлетворительной адаптации. Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности. Лица этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий. |
1-2 |
Группа низкой адаптации. Лица этой группы обладают признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое состояние можно охарактеризовать, как пограничное. Возможны нервно-психические срывы. Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки. Требуют наблюдения психолога и врача (невропатолога, психиатра). |
Текст опросника личностной агрессивности и конфликтности (Е.П. Ильин, П.А. Ковалёв)
1.Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
2.В спорах я всегда стараюсь захватить инициативу.
3.Мне чаще всего не воздают должное за мои дела.
4.Если меня не попросят по-хорошему, я не уступлю.
5.Я стараюсь делать все, чтобы избежать напряженности в отношениях.
6.Если по отношению
ко мне поступают
7.Я часто злюсь, когда мне возражают.
8.Я думаю, что за моей спиной обо мне говорят плохо.
9.Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
10.Мнение, что нападение - лучшая защита, правильное.
11.Обстоятельства почти
всегда благоприятнее
12.Если мне не нравится
установленное правило, я
13.Я стараюсь найти такое решение спорного вопроса, которое удовлетворило бы всех.
14.Я считаю, что добро эффективнее мести.
15.Каждый человек имеет право на свое мнение.
16.Я верю в честность намерений большинства людей.
17.Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
18.В споре я часто
перебиваю собеседника,
19.Я часто обижаюсь
на замечания других, даже если
и понимаю, что они
20.Если кто-то корчит из себя важную персону, я всегда поступаю ему наперекор.
21.Я предлагаю, как правило, среднюю позицию.
22.Я считаю, что лозунг из мультфильма «Зуб за зуб, хвост за хвост» справедлив.
23.Если я все обдумал, то я не нуждаюсь в советах других.
24.С людьми, которые
со мной любезнее, чем я мог
ожидать, я держусь настороженн
25.Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания.
26.Я считаю бестактным не давать высказаться в споре другой стороне.
27.Меня обижает отсутствие
внимания со стороны
28.Я не люблю поддаваться в игре даже с детьми.
29.В споре я стараюсь найти то, что устроит обе стороны.
30.Я уважаю людей, которые не помнят зла.
31.Утверждение: «Ум - хорошо, а два - лучше» - справедливо.
32.Утверждение: «Не обманешь - не проживешь» тоже справедливо.
33.У меня никогда не бывает вспышек гнева.
34.Я могу внимательно
и до конца выслушать
35.Я всегда обижаюсь, если среди награжденных за дело, в котором я участвовал, нет меня.
36.Если в очереди кто-то пытается доказать, что он стоит впереди меня, я ему не уступаю.
37.Я стараюсь избегать обострения отношений.
38.Часто я воображаю
те наказания, которые могли
бы обрушиться на моих
39.Я не считаю, что я глупее других, поэтому их мнение мне не указ.
40.Я осуждаю недоверчивых людей.
41.Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если она кажется мне несправедливой.
42.Я всегда убежденно отстаиваю свою правоту.
43.Я не обижаюсь на шутки друзей, даже если они злые.
44.Иногда я предоставляю
возможность другим взять на
себя ответственность за
45.Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
46.Я верю, что за зло можно отплатить добром, и действую в соответствии с этим.
47.Я часто обращаюсь к коллегам, чтобы узнать их мнение.
48.Если меня хвалят, значит, этим людям от меня что-то нужно.
49.В конфликтной ситуации я хорошо владею собой.
50.Мои близкие часто обижаются на меня за то, что в разговоре с ними я им рта не даю раскрыть.
51.Меня не трогает, если при похвале за общую работу не упоминается мое имя.
52.Ведя переговоры со старшим по должности, я стараюсь ему не возражать.
53.В решении любой
проблемы я предпочитаю
54.У меня отрицательное отношение к мстительным людям.
55.Я не думаю, что руководитель должен считаться с мнением подчиненных, ведь отвечать за все ему.
56.Я часто боюсь подвохов со стороны других людей.
57.Меня не возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.
58.когда я разговариваю с кем-то, меня так и подмывает скорее изложить свое мнение.
59.Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
60.Я всегда стараюсь выйти из вагона раньше других.
61.Вряд ли можно найти такое решение, которое бы всех удовлетворило.
62.Ни одно оскорбление
не должно оставаться
63.Я не люблю, когда
другие лезут ко мне с
64.Я подозреваю, что многие поддерживают со мной знакомство из корысти.
65.Я не умею сдерживаться,
когда меня незаслуженно
66.При игре в шахматы
или настольный теннис я
67.У меня вызывают сожаление чрезмерно обидчивые люди.
68.Для меня не имеет
большого значения, чья точка
зрения в споре окажется
69.Компромисс не всегда является лучшим разрешением спора.
70.Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу обидчику.
71.Я считаю, что лучше посоветоваться с другими, чем принимать решение одному.
72.Я сомневаюсь в искренности слов большинства людей.
73.Обычно меня трудно вывести из себя.
74.Если я вижу недостатки у других, я не стесняюсь их критиковать.
75.Я не вижу ничего обидного в том, что мне говорят о моих недостатках.
76.Будь я на базаре
продавцом, я не стал бы
77.Пойти на компромисс - значит показать свою слабость.
78.Справедливо ли мнение, что если тебя ударили по одной щеке, то надо подставить и другую?
79.Я не чувствую себя ущемленным, если мнение другого оказывается более правильным.
80.Я никогда не подозреваю людей в нечестности.
Литература
1.Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб, 2002. С.142-146.
2.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. 2002. С.213-216.
Эмпирические данные
Таблица П.2.1 - Сводная таблица первичных эмпирических данных
№ |
Пол |
Адаптивность |
Агрессивность |
ПА |
НА |
Общ | |||||||||||
НПУ |
КС |
МН |
ЛАП |
Стены |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |||||
1 |
Ж |
14 |
10 |
4 |
28 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
7 |
4 |
23 |
2 |
Ж |
16 |
11 |
6 |
33 |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
4 |
3 |
3 |
3 |
5 |
6 |
23 |
3 |
Ж |
27 |
18 |
15 |
60 |
2 |
5 |
3 |
7 |
3 |
4 |
4 |
6 |
7 |
6 |
10 |
39 |
4 |
Ж |
20 |
16 |
8 |
44 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
2 |
3 |
2 |
8 |
5 |
24 |
5 |
Ж |
14 |
10 |
4 |
28 |
5 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
5 |
5 |
18 |
6 |
Ж |
5 |
10 |
5 |
20 |
4 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
6 |
5 |
20 |
7 |
Ж |
26 |
19 |
15 |
60 |
2 |
4 |
3 |
5 |
6 |
4 |
5 |
5 |
5 |
9 |
10 |
37 |
8 |
Ж |
27 |
20 |
13 |
60 |
2 |
4 |
4 |
6 |
5 |
6 |
5 |
5 |
6 |
9 |
10 |
41 |
9 |
Ж |
14 |
9 |
7 |
30 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
2 |
1 |
2 |
2 |
8 |
3 |
21 |
10 |
Ж |
27 |
18 |
15 |
60 |
2 |
5 |
5 |
5 |
6 |
3 |
5 |
4 |
4 |
11 |
9 |
37 |
11 |
Ж |
15 |
7 |
6 |
28 |
5 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
5 |
3 |
16 |
12 |
Ж |
7 |
4 |
3 |
14 |
8 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
1 |
5 |
5 |
17 |
13 |
Ж |
24 |
15 |
16 |
60 |
2 |
3 |
5 |
5 |
5 |
6 |
5 |
3 |
5 |
10 |
8 |
37 |
14 |
Ж |
27 |
20 |
16 |
63 |
1 |
4 |
5 |
5 |
5 |
6 |
4 |
4 |
6 |
10 |
8 |
39 |
15 |
Ж |
24 |
25 |
13 |
62 |
1 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
6 |
9 |
8 |
37 |
16 |
Ж |
27 |
18 |
15 |
60 |
2 |
6 |
4 |
5 |
5 |
7 |
3 |
7 |
5 |
9 |
10 |
42 |
17 |
Ж |
32 |
13 |
7 |
49 |
3 |
2 |
5 |
2 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
8 |
7 |
26 |
18 |
Ж |
27 |
18 |
15 |
60 |
2 |
5 |
4 |
6 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
8 |
10 |
38 |
19 |
Ж |
13 |
10 |
8 |
31 |
5 |
2 |
4 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
7 |
3 |
19 |
20 |
Ж |
23 |
20 |
17 |
60 |
2 |
3 |
5 |
5 |
6 |
5 |
6 |
2 |
3 |
11 |
8 |
35 |
21 |
Ж |
27 |
18 |
15 |
60 |
2 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
2 |
3 |
7 |
6 |
26 |
22 |
Ж |
31 |
16 |
14 |
61 |
1 |
5 |
4 |
5 |
6 |
5 |
4 |
6 |
4 |
10 |
10 |
39 |
23 |
Ж |
26 |
20 |
16 |
60 |
2 |
4 |
6 |
5 |
6 |
3 |
4 |
3 |
3 |
12 |
7 |
34 |
24 |
Ж |
30 |
20 |
10 |
49 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
7 |
8 |
29 |
25 |
Ж |
22 |
20 |
18 |
60 |
2 |
6 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
6 |
7 |
6 |
13 |
38 |
26 |
Ж |
23 |
19 |
18 |
60 |
2 |
7 |
4 |
5 |
6 |
5 |
5 |
6 |
7 |
10 |
11 |
45 |
27 |
Ж |
32 |
13 |
7 |
49 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
5 |
5 |
7 |
26 |
28 |
Ж |
14 |
9 |
6 |
29 |
5 |
4 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
5 |
5 |
20 |
29 |
Ж |
28 |
19 |
13 |
60 |
2 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
5 |
3 |
6 |
7 |
8 |
31 |
30 |
Ж |
16 |
11 |
6 |
33 |
4 |
4 |
4 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
6 |
5 |
21 |