Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 01:06, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое и практическое изучение мотивации агрессивного поведения в условиях лишения свободы.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать основные подходы к исследованию агрессивности в отечественной и зарубежной психологии;
2) раскрыть особенности агрессивной мотивации у женщин в условиях лишения свободы;
3) эмпирически изучить взаимосвязь адаптации и агрессивности осужденных женщин;
4) осуществить интерпретацию результатов исследования и выделить практические рекомендации.
РЕФЕРАТ
курсовой работы
«Психологические аспекты изучения мотивации агрессивного поведения женщин, осужденных к лишению свободы»
Объем работы – 38 стр., в том числе 3 табл., 2 рис., 30 источников, 3 приложения
Ключевые слова: агрессия, агрессивность, агрессивное поведение, мотивация, мотивационная сфера личности, мотивы, адаптация, дезадаптация. психология осужденных
Объект исследования: мотивации агрессивного поведения у женщин в условиях лишения свободы.
Предмет исследования: взаимосвязь агрессии и адаптации женщин в условиях лишения свободы.
Цель исследования: теоретическое и практическое изучение мотивации агрессивного поведения в условиях лишения свободы.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать основные подходы к исследованию агрессивности в отечественной и зарубежной психологии;
2) раскрыть особенности
агрессивной мотивации у
3) эмпирически изучить
взаимосвязь адаптации и
4) осуществить интерпретацию результатов исследования и выделить практические рекомендации.
В работе показано, что в условиях лишения свободы высокий уровень агрессивности у женщин связан с проявлением дезаадаптации.
Методы исследования:
Результаты исследования помогут в поиске новых подходов к социально-психологической реабилитации осужденных женщин и повышению эффективности коррекционно-реабилитационных программ в пенитенциарной практике.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Актуальность исследования определяется необходимостью изучения агрессивных тенденций в области межличностных отношений в условиях лишения свободы. При общей тенденции к снижению темпов роста преступности, доля преступлений, совершаемых женщинами превышает традиционно устойчивый уровень. Удельный вес женской преступности в ее общем объеме на сегодняшний день составляет 14%. Вследствие этого психология агрессивного поведения женщин-преступниц в условиях лишения свободы заслуживает особого внимания и анализа.
Одной из содержательных характеристик личности женщин-преступниц в условиях лишения свободы опосредующих особенности процесса ресоциализации является агрессивность. Агрессивность, как личностная черта, сопряжена с определенным строением мотивационной сферы личности. Рост агрессивных тенденций, ее направленность в условиях лишения свободы может быть связан проявлением дезадаптации.
В отечественной пенитенциарной науке разработка проблем агрессии в поведении преступников внесли свой вклад А.Г. Амбрумова, А.Р. Ратинов, А.С.Михлин, Е.Г. Самовичев, Э.Ф. Побегайло, В.Н. Кудрявцев. С криминологических позиций причины и механизмы агрессивных тенденций преступников исследовали Ю.М. Антонян, В.Н. Кудрявцев, О.В. Старков, В.А. Серебрякова. Психологический анализ природы мотивационной основы агрессии и жестокости преступников проводился А. Р. Ратиновым, О.Ю. Михайловой, В.В. Гульданом, О.Д. Ситковской, Л.А. Волошиной, Е.В. Побрызгаевой.
В тоже время единичные исследования посвящены изучению мотивации агрессивного поведения женщин в условиях лишения свободы. Этим определяется цель и задачи нашего исследования.
Объект исследования: мотивации агрессивного поведения у женщин в условиях лишения свободы.
Предмет исследования: взаимосвязь агрессии и адаптации женщин в условиях лишения свободы.
Цель исследования: теоретическое и практическое изучение мотивации агрессивного поведения в условиях лишения свободы.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать основные подходы к исследованию агрессивности в отечественной и зарубежной психологии;
2) раскрыть особенности
агрессивной мотивации у
3) эмпирически изучить взаимосвязь адаптации и агрессивности осужденных женщин;
4) осуществить интерпретацию результатов исследования и выделить практические рекомендации.
Гипотеза исследования: в условиях лишения свободы высокий уровень агрессивности у женщин связан с проявлением дезаадаптации.
Методы исследования:
1) на теоретическом
уровне – анализ и обобщение
специальной литературы по
2) на практическом уровне – метод психологического тестирования:
– многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО АМ) А.К. Маклакова и С.В. Чермянина (Приложение 1),
– методика диагностики личностной агрессивности и конфликтности (Е.П. Ильин, П.А. Ковалёв (Приложение 2).
3) Методы математической статистики (коэффициент корреляции Пирсона).
Практическая значимость результатов исследования.
Результаты исследования помогут в поиске новых подходов к социально-психологической реабилитации осужденных женщин и повышению эффективности коррекционно-реабилитационных программ в пенитенциарной практике.
Эмпирическая база исследования: осужденные женщины, всего 30 человек.
Рассмотрим основные подходы к агрессии и агрессивному поведению в зарубежной и отечественной психологии.
В зарубежной психологии выделяется два направления исследования агрессивных форм поведения: 1) выяснение причин агрессии; 2) поиск средств и методов предотвращения и коррекции агрессивных форм поведения. Значительная часть работ посвящена рассмотрению детерминант агрессивного поведения с различных позиций. О социальной опосредованности агрессии свидетельствуют исследования Бандуры, Фешбаха, Конрада, Долларда, Берковитца, Миллера и многих других ученых. Вопросы биологической детерминации агрессии поднимают в своих работах Лоренц, Барах, Ричардсон, Тейлор и Сире. Исследователи приводят доказательства генетической предрасположенности индивида к агрессии и влияния физиологической среды организма человека на степень его агрессивности. Психологический анализ причин агрессивного поведения проводят Фрейд, Мак Дауголл, Франкл, Фромм. Например, З.Фрейд считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежное. В человек существуют два наиболее мощных инстинкта; сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти. З. Фрейд утверждал, что все поведение человека является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение.
Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению (Л.Бендер.) Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Х. Дельдаго).
А. Басс определяет агрессию как «реакцию, результатом которой будет ощущение болевого стимула». Агрессия - злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение [14, c.12].
Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:
1. Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия - та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия - это те действия, которые имеют осознанный мотив - причинение вреда или ущерба [2]
2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая). Р.Бэрон и Д.Ричардсон [цит. по 8, c.38 – 39] дают такое определение: «агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения».
По мнению этих авторов:
– агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
– в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
– жертва должна обладать мотивацией избежания подобного обращения с собой [9].
Из отечественных психологов
эту точку зрения разделяют Т.Г.Румянцева
и И.Б.Бойко. Они рассматривают
агрессию как форму социального
поведения, которое реализуется
в контексте социального
В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию н сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр. От подобной реактивной агрессии в различных ее проявлениях (экспрессивная агрессия, импульсивная агрессия, аффективная агрессия) следует отличать враждебную агрессию, характеризующуюся целенаправленно-осознанным намерением нанесения вреда другому, и инструментальную агрессию, где цель действия субъекта нейтральна, а агрессия используется как одно из средств ее достижения.
Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия- это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба.
Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения. Агрессивность - склонность к причинению другим лицам физического и морального ущерба ,свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Таким образом, податливость
к агрессивным действиям
Агрессивность – устойчивая черта личности – готовность к поведению агрессивному (по-видимому, агрессивность между особями одного вида существует у большей части приматов). Ее уровни определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из них – нормы соц. ответственности и нормы воздействия за акты агрессии. Важная роль принадлежит и таким ситуативным переменным: истолкованию намерений окружающих, возможность получения связи обратной, провоцирующему влиянию оружия, и пр.
Агрессивное поведение - специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.
В социально-психологическом и уголовно-правовом плане жестокое агрессивное поведение может реализоваться и в форме действия, и в форме бездействия, а не жестокое агрессивное поведение – только в форме действия.
Выделяют следующие виды агрессивных реакций (Басс и Дарки):
1) физическая агрессия –
2) косвенная агрессия – злобные сплетни, шутки, взрывы ярости;
3) склонность к раздражению –
готовность к проявлению
4) негативизм - оппозиционная манера
поведения, от пассивного
5) обида (зависть и ненависть к окружающим, вызванная действительными и вымышленными сведениями);
6) в диапазоне от недоверия и осторожности до убеждения, что все другие люди приносят вред или планируют его;
7) вербальная агрессия –
Агрессивное поведение – враждебные действия, цель которых является нанесение страдания, ущерба другим; одна из реакций живого существа на фрустрацию потребностей и конфликт. По своей направленности агрессивное повеление может быть:
1) непосредственным, прямым,
т.е. направленным против
2) смешенным, когда
индивид, испытывающий
Поскольку устремление вовне агрессивное поведение (гетероагрессия), как правило, подвергается со стороны общества санкциям социальным, что усиливает фрустрацию, у человека может выработаться механизм, направляющий агрессивные импульсы внутрь, на самого себя. Такое агрессивное поведение называется аутоагрессией. Она проявляется в актах самоунижения, самообвинения, вплоть до нанесения себе телесных повреждений и самоубийства.
Таким образом, агрессивные акты выступают в качестве:
1) способа психологической защиты;
2) способа удовлетворения определенной потребности;
3) способа самореализации, самоутверждаемости, саморезультируемости;
4) средства для достижения какой-либо ценностной, значимой цели;