Психологические аспекты изучения мотивации агрессивного поведения женщин, осужденных к лишению свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 01:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретическое и практическое изучение мотивации агрессивного поведения в условиях лишения свободы.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать основные подходы к исследованию агрессивности в отечественной и зарубежной психологии;
2) раскрыть особенности агрессивной мотивации у женщин в условиях лишения свободы;
3) эмпирически изучить взаимосвязь адаптации и агрессивности осужденных женщин;
4) осуществить интерпретацию результатов исследования и выделить практические рекомендации.

Файлы: 1 файл

_мотивация агрессивного поведения осужденных женщин_МИУ_19_20.10.doc

— 349.00 Кб (Скачать)

5) способа, помогающего оказать психологическое воздействие на другого индивида; с целью подавить его волевые стимулы и деструктировать [30]. 

Наиболее привычными, явными выражениями агрессивного поведения  считаются: злословие, повышение тона и громкости голоса, аффектация (бурное проявление негативных эмоций), принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы (кусание, царапание, удары), применение оружия. Скрытые формы агрессивного поведения выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве. Агрессия может быть направлена:

– на окружающих людей вне семьи (например, на врачей, педагогов или сверстников);

– только на близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабушку или на сибсов);

– на животных (птиц, кошек, насекомых);

– на себя (свое тело или личность, например, в форме выдергивания волос, сдирания кожи, кусания ногтей, отказа от еды в подростковом возрасте);

– на внешние физические объекты (например, в форме поедания несъедобного, разрушения предметов, порчу имущества и т. д.);

– на символические и фантазийные объекты (в форме серийных агрессивных рисунков, коллекционирования оружия, увлечения компьютерными играми агрессивного содержания).

Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей. А.Бандура, Р.Уолтерс называют ее асоциальной агрессией и связывают с действиями социально-деструктивного характера, в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону. Для работы с агрессивным поведением наиболее важным является дифференциация всех форм агрессивного поведения на две группы:

1. Несоциализированные  формы агрессивного поведения (не носят враждебного характера и не имеют своей целью причинение ущерба другому человеку).

2. Социализированные  формы агрессивного проведения (направляются  враждебностью, имеют своей целью  причинение ущерба или боли  другому человеку).

Ведущая задача специалиста — определить индивидуальную направленность агрессивного поведения — его доминирующие мотивы. Мотивы могут осознаваться ребенком или подростком, но чаще агрессивное поведение побуждается и поддерживается бессознательными тенденциями. Индивидуальную мотивацию агрессивного поведения можно сформулировать как психологическую цель или функцию.

Таким образом, агрессия – индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей. Агрессивность –   склонность к причинению другим лицам физического и морального ущерба, свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей. Такая агрессия называется   асоциальной агрессией и связаны с действиями социально-деструктивного характера, в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону.

1.2 Понятие адаптации. Этапы адаптации осужденных

 

Адаптация – это состояние равновесия, развившееся после нейтрализации стрессогенного воздействия. Это понятие включает в себя приспособление организма к условиям окружающей среды, и его результат. Такое состояние может достигаться принципиально разными путями, поэтому выделяют разные типы адаптационной направленности (Головин, 1997):

Гомеостатический - достижение равновесия, спокойствия путем приспособления себя к среде, сведения к минимуму своих желаний и потребностей. Очень яркий пример адаптации по данному типу - одиноко живущий отшельник.

– Гедонистический - получение наслаждения, удовольствия путем приспособления среды к своим потребностям. Например, наркоман, все помыслы которого направлены на поиск наркотика для получения максимального наслаждения.

– Прагматический - ориентация на получение максимальной пользы и для себя, и для окружающих, на достижение успеха в социально одобряемых формах. Наиболее социально ориентированный тип адаптационной направленности.

У большинства  людей в той или иной степени  выражены все эти типы адаптационной  направленности. По вектору направленности выделяют также активную и пассивную адаптацию. В случае неприемлемости для человека этих двух вариантов приспособление протекает по типу активного поиска в социальном пространстве новой среды, с высоким адаптивным потенциалом для данного индивида.

В психологии менеджмента  выделяют следующие виды адаптации:

  Психофизиологическая (адаптация организма);

- Психическая  (включает биологический., психологический, социальный аспект);

-Социальная (адаптация  личности);

- Социально-психологическая  (адаптация индивида; единство процессов усвоения правил среды и преобразования, изменения среды);

- Производственная (адаптация как субъекта труда);

- Профессиональная.

Это разделение условно, т. к. человек адаптируется как целостная структура (организм, личность, индивид), и в реальной жизни перечисленные виды адаптации тесно взаимосвязаны.

Уровни  адаптации – высокий, средний, низкий и дезадаптивность.

Механизмами адаптации по М.И Бобневой являются:

1.Социальное  воображение

2. Социальный  интеллект

3. Реалистическая  направленность сознания

4. Ориентировка  на должное.

При наличии  внешних и внутренних барьеров в  ходе приспособления адаптация осуществляется с помощью защитных механизмов отрицания, регрессии, формирования реакции, вытеснения, подавления, замещения, рационализации, проекции, идентификации, сублимации

Дезадаптация  – это нарушение взаимодействия со средой. Критериями диагностичности ее являются нарушения в межличностной сфере, а также реакции, выходящие за пределы нормы и ожиданий (агрессия, депрессия, тревожность). По продолжительности влияния на человека различают дезадаптацию:

– временную (связанную с включением в новую ситуацию);

- ситуативную;

- устойчивую (связанную  с невозможностью найти приемлемые способы адаптации в специфических условиях при решении проблем;

- общую устойчивую (это состояние стабильной неприспособленности,  которая активизирует все перечисленные  защитные механизмы.

Причинами возникновения  состояния дезадаптированности  являются:

1. Пережитый  психо-социальный стресс;

2. Пережитые  экстремальные ситуации;

3. Неблагополучное  включение в новую ситуацию  или нарушение устоявшихся взаимоотношений.

Социальная  адаптация  (термин ввели В.Томас, Ф.П.Знанецки)-- приспособление во взаимодействии, вживание. М.И.Еникеев [8] определяет социальную адаптацию как приспособление индивида к условиям социальной среды, формирование адекватной системы отношений с социальными объектами, ролевая пластичность поведения, интеграция личности в социальные группы, деятельность по освоению стабильных социальных условий, принятие норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся в ней форм взаимодействия. Осуществляется она в форме аккомодации (полное подчинение требованиям среды), конформизма (вынужденного подчинения, уподобление ей) и ассимиляции (сознательного принятия норм и ценностей среды)/

Составной частью социальной адаптации является социально-психологическая адаптация, которая характеризует состояние взаимоотношения индивида и среды, при котором человек без внешних и внутренних конфликтов продуктивно включается в ведущую деятельность, удовлетворяет основные социогенные потребности, налаживает состояние самоутверждения и свободы, выражения творческих способностей.

Понятие «социально-психологическая  адаптация» является более узким, чем  «адаптация» вообще, и подразумевает приспособленность человека к существованию в обществе в соответствии с требованиями общества, собственными потребностями, мотивами, интересами.

Адаптация в  широком смысле не обязательно означает социально-психологическую адаптацию. Гармония между потребностями общества и отдельного человека достижима  только тогда, когда собственные  потребности и интересы сформированы у человека с ориентацией на требования общества.

Успешность  адаптации зависит от:

- Жизненных  целей 

- Ценностных  ориентаций 

- Их поведенческой  реализации 

- Социальной  среды, в которой происходит  их реализация

Адаптивность  – это приспособительные возможности человека (Еникеев, 2002). Адаптивность и неадаптивность – тенденции функционирования целеустремленной системы, определяемые соответствием или несоответствием ее целей и достигаемых результатов. Адаптивность выражается в их согласованности, а неадаптивность – это особый мотив, направляющий развитие личности и проявляемый в надситуативной активности в специфической привлекательности действий с заранее непредрешенным исходом). Предметом влечения становится сама возможность взаимоисключающих исходов. Неадаптивность может выступать как дезадаптивность – в случае постоянной неуспешности попыток реализовать цель, или при наличии двух и более равно значимых целей (Головин, 1997).

Адаптивное  поведение – это взаимодействие человека с людьми, характеризующееся согласованием интересов, требований, ожиданий его участников.

Проблемы психологической  адаптации начали освещаться чуть более  столетия назад, и следует отметить концептуальные идеи и теории.

Роберт Левин о проблемах адаптации:

Поскольку ребенок должен приобрести адаптивные навыки, которые способствуют выживанию популяции, резонно предположить, что обычаи по уходу за детьми в стабильных и растущих обществах являются продуктом адаптационного процесса, в котором плохо адаптированные общества неспособные выжить были абсорбированы лучше адаптированными обществами или радикальным образом изменили свои обычаи по уходу за детьми.

Адаптивная функция  сознания:

Сознание осуществляет связь с  долговременной памятью, хотя механизмы  связи остаются неосознаваемыми. Толчком к извлечению информации из долговременной памяти часто служат довольно простые команды: «Как его зовут?», «Где я читал об этом?». Команды могут быть и более сложными: «Какая связь между этой ситуацией и предыдущей, с которой я столкнулся?». Быстрый доступ к хранящейся информации – пример адаптивного использования сознания.

Необихевиористический подход:

Социальная адаптация - процесс (или состояние, достигающееся  как результат этого процесса) физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношениях или в культуре. В функциональном отношении цель адаптации зависит от перспектив улучшения способности выживания групп или индивидов, или от способа достижения значимых целей. Речь идет преимущественно об адаптации групп, а не индивида.

Интеракционисттический  подход:

Указывает на различие между ситуативной адаптацией и общей адаптацией к типичным проблемным ситуациям. Здесь просматривается идея, согласно которой общая адаптация (и адаптированность) является результатом последовательного ряда ситуативных адаптаций к повторяющимся ситуациям

Психоаналитический подход

Адаптация трактуется как результат, выражающийся в гомеостатическом равновесии индивида с требованиями среды, и его содержание описывается формулой: конфликт—тревога—защитные реакции (L. Berkowitz, E. Erikson, Z. Freud)

Близкий к этому поход реализуется  в концепции общего адаптационного сидрома Г.Селье [20].

Адаптация, по Г.Гартманну, включает как  процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу Эго. Г.Гартманн отмечает, что многие проблемы, связанные с развитием характера, таланта, «интересов Эго», выбора методов защиты в определенных ситуациях и т.п. не могут быть решены лишь в терминах инстинктов и конфликтов.

Гуманистический подход (G. Allport, A. Maslow, C. Rogers, V. Frank).

В качестве цели адаптации рассматривается  достижение позитивного духовного  здоровья и соответствия ценностей личности ценностям социума. При этом предполагается развитие у адаптирующегося индивида определенных личностных качеств. Критикуется понимание адаптации в рамках гомеостатической модели. Процесс адаптации в данном подходе описывается формулой: конфликт—фрустрация—акты приспособления.

Когнитивный подход (L.Festinger,1957; R.Lasarus,1966).

Адаптация есть процесс  оптимального взаимодействия индивида со средой. Формула та же: конфликт—угроза—реакция приспособления. Однако содержание иное. При столкновении с противоречащей установкам информацией возникает рассогласование между содержанием установки и реальностью (когнитивный диссонанс). Это переживается как состояние дискомфорта (угроза), которое стимулирует к поиску возможностей снятия (уменьшения) когнитивного диссонанса.

Теория адаптации А. Налчанджяна:

Освещает важные проблемы адаптации личности, верную классификацию адаптивных механизмов по отношению к функции психологической защиты и классификацию потребностей и мотивов, с точки зрения их отношения к адаптации. И, с нашей точки зрения самое главное, сопоставляет понятия адаптации и социализация, показав, что индивида социализация может быть и дезадаптивной.

Теория адаптации  Э. Маркаряна:

«Выделение адаптивной функции  в качестве генеральной позволяет  заложить теоретический фундамент  для создания приближенной к реальным процессам функционирования и развития общества системной модели культуры. Укажем на два взаимно предполагающих друг друга направления человеческой активности, обусловливающих и интегрирующих в конечном итоге все возможные виды и формы культуры. Мы имеем в виду направленность регулирующей человеческой деятельности, ориентированной на упорядоченное взаимодействие социальной системы с внешней средой и на упорядочение самой социальной системы как целостного организма».

Информация о работе Психологические аспекты изучения мотивации агрессивного поведения женщин, осужденных к лишению свободы