Психологические аспекты изучения мотивации агрессивного поведения женщин, осужденных к лишению свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 01:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретическое и практическое изучение мотивации агрессивного поведения в условиях лишения свободы.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать основные подходы к исследованию агрессивности в отечественной и зарубежной психологии;
2) раскрыть особенности агрессивной мотивации у женщин в условиях лишения свободы;
3) эмпирически изучить взаимосвязь адаптации и агрессивности осужденных женщин;
4) осуществить интерпретацию результатов исследования и выделить практические рекомендации.

Файлы: 1 файл

_мотивация агрессивного поведения осужденных женщин_МИУ_19_20.10.doc

— 349.00 Кб (Скачать)

Рассматривая  существующие в современной науке подходы к проблеме дезадаптации, можно выделить три основных направления.

1. Медицинский  подход.

Оценка роли и места состояний дезадаптаций по отношению к категориям «норма» и «патология». Отсюда - трактовка дезадаптации как процесса, протекающего вне патологии и связанного с отвыканием от одних привычных условий жизни и, соответственно, привыкание к другим]. Понимание под дезадаптацией нарушений, выявляемых при акцентуациях характера. Оценка преневротических нарушений, невротических состояний как наиболее универсальных проявлений психической дезадаптации.

По мнению С.Б.Семичева в понятии «дезадаптация», следует  различать два значения. В широком  смысле - расстройства адаптации (включающие и непатологические ее формы), а в узком смысле дезадаптация предполагает лишь предболезнь, т.е. процессы, выходящие за пределы психической нормы, но не достигающие степени болезни. Дезадаптация рассматривается как одно из промежуточных состояний здоровья человека от нормы до патологии, наиболее близкое к клиническим проявлениям болезни [21].

2.Социально-психологический  подход.

Социально-психологическая  дезадаптация рассматривается большинством авторов (Б.Н.Алмазов,1991; С.А.Беличева,1994; Т.Г.Дичев,1976; С.Раттер,1987) как процесс нарушения гомеостатического равновесия личности и среды, как нарушение приспособления индивида в силу действия тех или иных причин; как нарушение, обусловленное несоответствием врожденных потребностей личности ограничивающему требованию социальной среды; как неспособность личности адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям. В процессе социально-психологической адаптации изменяется и внутренний мир человека: появляются новые представления, знания о деятельности, которой он занимается, в результате чего происходит самокоррекция и самоопределение личности. Претерпевают изменения и самооценка личности, которая связана с новой деятельностью субъекта, ее целями и задачами, трудностями и требованиями; уровень притязаний, образ «Я», рефлексия, «Я-концепция», оценка себя в сравнении с другими. Исходя из данных оснований, происходит изменение установки на самоутверждение, индивид приобретает необходимые знания, умения и навыки. Все это и определяет сущность его социально-психологической адаптации к социуму, успешность ее протекания.

А.В.Петровский определяет социально-психологическую  адаптацию как вид взаимодействия личности с окружающей средой, в  ходе которого согласовываются и ожидания его участников [16, с.6].

При этом автор  подчеркивает, что важнейшим компонентом адаптации является согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающей в себя как реальный уровень, так и потенциальные возможности развития среды и субъекта. Противоречие между целью и результатом неизбежно, но в нем источник динамики индивида, его существования и развития.

Результатом социально-психологической  дезадаптации является состояние дезадаптированности  личности. Основу дезадаптированного поведения составляет конфликт, а под его влиянием постепенно формируется неадекватное реагирование на условия и требования среды. Этой точки зрения придерживаются многие отечественные психологи (Б.Н.Алмазов,1986; М.А.Аммаскин, 1979; М.С.Певзнер,1995; И.А.Невский, 1981; А.С.Белкин, 1981; К.С.Лебединская,1988 и др.). Авторы определяют отклонения в поведении через призму психологического комплекса средового отчуждения субъекта. Следовательно, не имея возможности сменить среду, пребывание в которой тягостно для него самого, осознание своей некомпетентности побуждает субъекта к переходу на защитные формы поведения, созданию смысловых и эмоциональных барьеров в отношении с окружающими, снижению уровня притязаний и самооценки.

В рамках зарубежной гуманистической психологии критикуется  понимание дезадаптации как нарушения  адаптации - гомеостатического процесса и выдвигается положение об оптимальном взаимодействии личности и среды. Форма социально-психологической дезадаптации, по их понятиям, такова: конфликт - фрустрация - активное приспособление. По К.Роджерсу дезадаптация - это состояние несоответствия, внутреннего диссонанса, причем главный его источник заключается в потенциальном конфликте между установками «Я» и непосредственным опытом человека.

3. Онтогенетический  подход.

С позиции онтогенетического  подхода к исследованию механизмов дезадаптации особое значение имеют кризисные, переломные моменты в жизни человека, когда происходит резкое изменение его «ситуации социального развития» (Л.С.Выготский, 1983), вызывающее необходимость реконструкций сложившегося типа адаптивного поведения. В контексте данной проблемы наибольший риск представляет момент поступления ребенка в школу - в период усвоения новых требований, предъявляемых новой социальной ситуацией.

Дезадаптация есть нарушение гомеостатического равновесия.

Адаптивность – это приспособление индивида к окружающей среде в согласии со своими целями и последующими результатами.

Адаптивное  поведение – это взаимодействие человека с другими людьми с согласованием их интересов и ожиданий.

Этапы адаптации  осужденных [29]

Выделяются определенные фазы (стадии) адаптации осужденных к условиям лишения свободы.

Первоначальная  фаза - общей ориентировки. Она состоит в том, что прибывший в исправительное учреждение осужденный на месте знакомится с условиями отбывания наказания, выявляет степень соответствия фактической ситуации той информации, которую он получил в период пребывания в следственном изоляторе и в ходе психологической подготовки.

Вторая фаза адаптации - фаза нивелировки, когда личностные реакции осужденных на факт социальной изоляции нивелируются.

Третья фаза - фаза завершения адаптации, когда осужденный ставит перед собой цели, которые он стремится реализовать в новых условиях. В основной период пребывания в исправительном учреждении происходит адаптация к последствиям социальной изоляции, когда осужденный начинает жить настоящим, надеждой на будущее.

1.3 Агрессивность осужденных женщин как проявление дезадаптации в условиях лишения свободы

 

Быстрая и коренная ломка жизненных планов, образа жизни  путем социальной изоляции порождает  у человека комплекс специфических  проявлений, называемых «синдромом лишенного свободы» («тюремным синдромом»). Преодолеть эти тягостные состояния осужденный может путем адаптации, приспособления к новым правилам и нормам общежития, к новым условиям жизнедеятельности. 

Процесс адаптации  связан с адаптивной ситуацией, которая возникает в связи с произошедшими изменениями в социальной среде или переходом личности из одной социальной среды в другую, чем-либо для нее новую, когда привычные шаблоны поведения, стереотипы восприятия, установки личности становятся малоэффективными или недейственными (ненужными). Осужденному по крайней мере трижды приходится переживать весьма сложные адаптивные ситуации, каждый раз заново приспосабливаясь:

– к требованиям режима отбывания наказания, к условиям труда, среде осужденных, жизни и быту в исправительных учреждениях;

– при изменении условий отбывания уголовного наказания - к новым условиям труда и быта, требованиям режима, правилам внутреннего распорядка и т. п.;

– в связи с освобождением из исправительного учреждения - к условиям жизни на свободе, работы в коллективе свободных граждан, к жизни в семье и т. п.

Успешность  процесса адаптации к условиям лишения  свободы зависит от ряда факторов: понимания смысла и необходимости  правоограничений, которым человек  подвергается; осознания серьезности своего нового положения; включения в деятельность для поиска путей, которые могли бы законным способом облегчить положение; влияния других осужденных.

Осужденный  вынужден смириться со своей участью  и приспособиться к тем условиям, в которых он находится. Однако, - как отмечают  А.Д. Глоточкин и В.Ф. Пирожков, - он не оставляет попыток изменить их, приспособить к себе. Даже люди, не способные решительно противостоять внешним обстоятельствам (легко внушаемые, конформные), пытаются изменить эти обстоятельства, в какой-то мере привести их в соответствие со своими представлениями, понятиями, взглядами, стереотипами. «Бунт» против новых условий со стороны отдельных осужденных, внутренние конфликты, переживаемые ими из-за неспособности адаптироваться, могут порождать серьезные нервно-психические нарушения [5].

Осужденные  адаптируются к условиям социальной изоляции адекватным или неадекватным образом. Основными признаками адекватной реакции являются: соответствие поведения осужденного реальной информации о перспективах его пребывания в местах лишения свободы; соблюдение им режима отбывания наказания, требований администрации; способность контролировать свое поведение и эмоции. Для неадекватной (патологической) реакции характерно проявление психопатологических признаков у лица, считавшегося до осуждения психически здоровым.

Нормальная  адаптация характеризуется таким  психическим состоянием осужденного, которое ничем существенным не отличается от обычного для него состояния до лишения свободы. Лицо объективно оценивает свой статус, прогноз дальнейшего пребывания в исправительном учреждении; он включен в активную коллективную жизнь, трудится, учится в школе, участвует в самодеятельности. У него отсутствует внутреннее сопротивление воспитательным воздействиям.

Встречаются осужденные, на которых лишение свободы не оказывает психотравмирующего воздействия. Для них колония стала «родным домом»: требования режима не являются новыми, требования воспитателей воспринимаются с позиций целесообразного конформизма.

Неадекватные реакции характеризуются возникновением и проявлением под влиянием лишения свободы у ранее психически здоровых осужденных дезадаптивного поведения. А.Д. Глоточкин и В.Ф. Пирожков сюда относят фобии, тревожно-депрессивные, негативно-депрессивные и негативно-истерические реакции [5].

Клаустрофобическая  реакция проявляется в боязни закрытого пространства – камеры следственного изолятора или тюрьмы. При нахождении в камере эти лица проявляют двигательное беспокойство, на прогулках – повышенную двигательную активность. Указанные реакции более выражены у сельских жителей.

Тревожно-депрессивная реакция проявляется в преобладании угнетенного, подавленного настроения, чувства безнадежности, отчаяния, пессимистического отношения к жизненным перспективам: «жизнь кончилась», «жизнь загублена». Такие осужденные отличаются раздражительностью, тревогой за оставленную семью, беспокойством за «незавершенные дела» на свободе. У них часто наблюдаются нарушения сна, длительная бессонница, тоска по дому.

Негативно-депрессивная реакция характеризуется наличием всех вышеуказанных признаков в сочетании с внутренним негативным отношением к факту лишения свободы, непризнанием себя виновным, отсутствием раскаяния за содеянное, нарушением режима отбывания наказания, игнорированием указаний и требований воспитателей, отсутствием установки на исправление при внешне подавленном настроении, апатии и безразличии.

Негативно-истерическая реакция проявляется в демонстративно-негативном поведении, стремлении привлечь к себе внимание окружающих как к лицу, «невинно пострадавшему от правосудия». Для значительной части таких лиц характерно стремление к сутяжничеству, жалобам на неправильное отношение со стороны следователей, суда, воспитателей, администрации колонии. Отличительной чертой указанных лиц является эгоцентризм, бравада своим преступным прошлым с целью завоевать авторитет у других осужденных, подчинить их себе.

Процесс адаптации к  лишению свободы  имеет свои специфические  особенности у женщин.

Рассмотрим исследования, посвященные индивидуально-типологическим особенностям осужденных женщин и мотивации  агрессивного поведения в местах лишения свободы.  

Исследование Н. В. Кастериной показало, что  женщины, попадающие в места лишения свободы, обладают «букетом» психологических аномалий, которые способствуют совершению преступления. Последние несколько лет увеличилось количество осужденных женщин имеющих нервно-психические отклонения, патологические зависимости (алкогольную и наркотическую) [7].

Женщины с психическими отклонениями неадекватно оценивают  жизненные ситуации, поступки, не всегда правильно реагируют на  требования администрации колонии. Такие авторы  как К.А. Абульханова-Славская  Б.Д. Парыгин, А.А. Реан, А.А. Началджян и другие  говорят о том, что в настоящее время актуальна  проблема «изменения личности с психическими аномалиями и изменения личности в экстремальных условиях» [1, с. 39-55].

Изучение психологических особенностей у женщин в местах лишения свободы, как указывает Н. В. Кастерина, определяется необходимостью поиска новых подходов к социально-психологической реабилитации  осужденных женщин и повышению эффективности коррекционно реабилитационных программ в пенитенциарной практике.

По мнению автора, чем разнообразнее арсенал индивидуально-личностных свойств и все особенности примерно равно выражены и сбалансированы, т.е.  противоположные характеристики уравновешивают друг друга, тем адекватнее ведет себя личность в новых условиях.

Исследование Н. В. Кастериной  позволило выявило индивидуально-типологические особенности у осужденных женщин с психическими отклонениями и наркотической зависимостью и определило у них ведущую тенденцию в структуре личности. В исследовании приняли участие 145  осужденных женщин за различные виды преступлений, из них 62 — с психическими отклонениями и 83 — с наркотической зависимостью [7].

Результаты тестирования показали, что женщины с психическими отклонениями и наркотической зависимостью имеют схожие индивидуально-типологические характеристики по шкалам:  лабильность (соответственно 18 и 23 %), тревожность (23 и 18 %), спонтанность (5 и 5 %), агрессивность (24 и 19 %), ригидность (10 и 6 %), сензитивность (10 и 6 %). Следовательно,  психокоррекционные мероприятия с ними можно проводить в одной группе. При этом увеличивается возможность одновременно охватить большее количество осужденных, участвующих в тренингах [7].

Информация о работе Психологические аспекты изучения мотивации агрессивного поведения женщин, осужденных к лишению свободы