Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 01:06, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое и практическое изучение мотивации агрессивного поведения в условиях лишения свободы.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать основные подходы к исследованию агрессивности в отечественной и зарубежной психологии;
2) раскрыть особенности агрессивной мотивации у женщин в условиях лишения свободы;
3) эмпирически изучить взаимосвязь адаптации и агрессивности осужденных женщин;
4) осуществить интерпретацию результатов исследования и выделить практические рекомендации.
Рисунок 2.2 показывает распределение средних значений агрессивности осужденных женщин.
Рисунок 2.2 – Выраженность агрессивных тенденций у осужденных женщин
Как видно из представленных данных, для испытуемых более характерны такие виды агрессивного поведения как неуступчивость, обидчивость и напористость. В то же время, в меньшей степени для них характерна мстительность, нетерпимость к мнению других и вспыльчивость.
Для доказательства выдвинутой гипотезы о взаимосвязи уровня адаптации и агрессивности личности (позитивной и негативной агрессивности и общего показателя агрессивности) был осуществлен корреляционный анализ (коэффициент линейной корреляции Пирсона). Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Взаимосвязь адаптации и агрессивности испытуемых
Показатели |
Позит.агрессия |
Негат.агрессия. |
Общая агрессия |
Нервно-психическая |
0,49* |
0,66* |
0,70* |
Коммуникативные способности |
0,64* |
0,75* |
0,84* |
Моральная нормативность |
0,71* |
0,81* |
0,90* |
* - коэффициент корреляции, при котором существует значимая связь
Результаты корреляционного
Как видно из таблицы 2.3, установлена положительная взаимосвязь между уровнем нервно-психической устойчивости личности и уровнем ее позитивной (r=0,49, p<0,05) а и негативной агрессивности (r=0,66, p<0,05), а также уровнем общей агрессии (r=0,70, p<0,05). Это значит, что осужденная женщина, имеющая более высокий уровень агрессивности, характеризуется более низкой нервно-психической устойчивостью (чем выше балл по НПУ, тем ниже ее уровень).
Высокому уровню агрессивности
также соответствует более низкий
уровень коммуникативных
Моральная нормативность также более низкая у женщин с повышенной агрессивностью (r=0,90, p<0,05).
Полученные результаты можно интерпретировать следующим образом: женщины в местах лишения свободы, с признаками социально-психологической дезадаптации в виде нервно-психической неустойчивости, низкой коммуникативной культуры и моральной ненормативности отличаются более высоким уровнем агрессии. Это выражается в том, что они подозрительны, обидчивы, нетерпимы к мнению других, мстительны, вспыльчивы. Позитивная направленность агрессии может выражаться в настойчивости и напористости в отстаивании своих интересов. Однако, в общем плане, чем выше уровень агрессивности личности, тем сильнее выражены признаки дезадаптации.
Гипотеза, выдвинутая в ходе исследования, доказана на уровне статистической значимости (p<0,05). В условиях лишения свободы высокий уровень агрессивности у женщин связан с проявлением дезаадаптации.
Как показали результаты исследования, дезадаптированность личности осужденных женщин может проявляться в нервно-психической неустойчивости, наличии эмоциональной неуравновешенности, вспыльчивости, низкой коммуникативной культуры, отрицании моральных и социальных норм. Иными словами дезадаптированность проявляется как на уровне личности (внтуриличностный конфликт), так и на уровне микросреды и более широкой социальной группы.
Результатом дезадаптированности личности является рост внутреннего психического напряжения, которое может вылиться в агрессивное и конфликтное поведение.
В ходе исследования выявлено, что высокий уровень дезадаптации у осужденных женщин соответствует таким проявлениям агрессивного и конфликтного поведения как вспыльчивость, напористость, наступательность, обидчивость, неуступчивость, бескомпромиссность, мстительность, нетерпимость к мнению других, подозрительность. И если напористость, наступательность могут рассматриваться как проявление так называемой позитивной агрессивности, то мстительность, подозрительность, обидчивость способны разрушать человека и вести к открытой агрессивности.
Агрессивное поведение с этой точки зрения выступает в качестве способа психологической защиты, способа удовлетворения определенной потребности, самоутверждения или средства для достижения какой-либо значимой цели. Агрессия также может выступать как способ, помогающий оказать психологическое воздействие на другого индивида; с целью подавить его волевые стимулы и деструктировать.
В связи с этим выделим рекомендации для профилактики социально-психологической дезадаптации личности и снижения уровня агрессивности[6]:
– включить в программу служебной подготовки сотрудников психологических служб и социальных работников ИУ разделы теоретического и практического изучения особенностей развития и динамики агрессивной мотивации женщин-осужденных;
– внедрить методику изучения агрессивной мотивации осужденных в деятельность психофизиологических лабораторий ИУ.
– проводить дифференциацию осужденных по типу агрессивной мотивации в целях подготовки и проведения психолого-педагогической коррекции их поведения.
– разработать методические основы программы психологической коррекции агрессивных форм поведения осужденных в направлении их социальной реабилитации.
Осуществив анализ научной литературы по проблеме мотивации агрессивного поведения, можно сделать следующие выводы:
1. Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей. Агрессивность – склонность к причинению другим лицам физического и морального ущерба, свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
2. Социальной изоляции в результате лишения свободы порождает у человека комплекс специфических проявлений, называемых «синдромом лишенного свободы». Преодолеть эти тягостные состояния осужденный может путем адаптации, приспособления к новым правилам и нормам общежития, к новым условиям жизнедеятельности. Адаптация – понятие, включающее в себя приспособление организма к условиям окружающей среды, и его результат. Неадекватные реакции осужденных характеризуются возникновением и проявлением под влиянием лишения свободы у ранее психически здоровых осужденных дезадаптивного поведения. А.Д Глоточкин и В. Ф. Пирожков сюда относят фобии, тревожно-депрессивные, негативно-депрессивные и негативно-истерические реакции.
Результатом дезадаптации может стать повышенная конфликтность и агрессивность личности. Мотивация агрессивного поведения относится к разряду весьма сложных и многообразных психических феноменов. Мотивации агрессивного поведения женщин, осужденных к лишению свободы, опосредована комплексом причин социально-психологического и психофизиологического характера, активизирующихся в конкретной жизненной ситуации. Специфика развития мотивации агрессивного поведения у осужденных-женщин в пенитенциарных учреждениях связана прежде всего, с реализацией оперативно-режимных требований, биологическим предназначением женщины и ассоциативным восприятием себя и других.
В ходе эмпирического исследования установлено, что осужденные женщины, имеющие более высокий уровень агрессивности, характеризуются более низкой нервно-психической устойчивостью, низким уровнем коммуникативных способностей и моральной нормативности.
Более высокий уровень агрессивности личности с проявлениями дезадаптации выражается в подозрительности, обидчивости, нетерпимости к мнению других, мстительности и вспыльчивости. Таким образом, в ходе на уровне статистической значимости (p<0,05) доказана гипотеза: в условиях лишения свободы высокий уровень агрессивности у женщин связан с проявлением дезаадаптации.
По результатам исследования выделены практические рекомендации. Они включают разработку программ служебной подготовки сотрудников психологических служб и социальных работников ИУ, внедрение методики изучения агрессивной мотивации осужденных в деятельность психофизиологических лабораторий ИУ, проведение дифференциации осужденных по типу агрессивной мотивации в целях подготовки и проведения психолого-педагогической коррекции их поведения.
1. Абульханова-Славская, К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегия исследования / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. – 1994. Т. 15.– №4.
2. Бандура, А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М. 2000.
3. Берковец, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковец. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001 – 512 с.
4. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – Санкт-Петербург: Питер, 2000. – 352 с.
5. Глоточкин, А.Д. Исправительно-трудовая психология / А.Д. Глоточкин, В.Ф. Пирожков / Под. ред. К.К. Платонова. —М.: РВШ. МВД СССР, 1975.
6. Казакова, Е. Н. Психологические
аспекты изучения мотивации
7. Кастерина, Н.В. Индивидуально-типологические особенности осужденных женщин / Н.В. Кастерина // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 5. С. 94—9
8. Крысько, В.Г. Социальная психология: словарь-справочник / В.Г. Крысько. – Минск: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 688 с.
9. Куницына, В.Н. Межличностное общение. Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001. – 544 c.
10. Кудрявцев, В.Н. Социальные отклонения / В.Н. Кудрявцев. – М.: Юрид. лит, 1989. – 368 с.
11. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие / Т.В. Лодкина. – М.: Академия, 2003. – 192 с.
12. Лоренц, К. Агрессия / К. Лоренц. – М., 1994. – 274 с.
13. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – Санкт-Петербург: Питер, 2000. – 688с.
14. Паренс, Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. – М.. 1997.
15. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп.. – М.: Политиздат, 1990. – 494 c/
16. Петровский А. В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии.// Вопросы психологии, - №4.--1984.-- С.15-30.
17. Психология человека от рождения до смерти / Под общ. Ред. А.А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 656 с.
18. Ростова, Л.М. К вопросу о содержании понятия «социальная адаптация» / Л. М. Ростова. – Барнаул: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 370 с.
19. Румянцева, Т.Г Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. – №1. – 1991. – С.81-87.
20. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М.: Изд-во «Прогресс», 1979. – 124 с.
21. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М., 1996.
22. Сербун, П.П. Ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы: монография / П.П. Сербун. – Минск: Академия МВД РБ, 2004. – 88 с.
23. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, 2001. – 976 с.
24. Словарь социального педагога и социального работника / Под ред. И.И. Калачевой. – 2-е изд. – Минск: БелЭн. – 2003. – 256 с.
25. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. пособие / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 416 с.
26. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002 / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Манулов.– 490 с.
27. Фурманов, И.А. Социально-психологические проблемы поведения: курс лекций / И.А. Фурманов. – Мн.: БГУ, 2001. – 88 с.
28. Хюстон, М. Перспективы социальной психологии / М. Хюстон, В. Штребе, М. Дж. Стефинсон. – М., 2001.
29. Шиханцев, Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов / Шиханцев, Г.Г. – Зерцало, 1998. – 341 c.
30. Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии / В.В. Юрчук. – Мн.: «Современное слово», 1998. – 768 с.
Текст многоуровневнего личностного опросника «Адапттвность»