Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 13:31, реферат
Главную роль в обеспечении психологического поведения и деятельности спортсмена на различных этапах соревнований играет его тренер. Задача тренера в условиях нашего общества - это не только спортивные достижения спортсмена, но и воспитание всесторонне развитого, образованного человека, способного к использованию культурного достояния общества и саморазвитию.
Психологическое
поведение спортсменов
Главную
роль в обеспечении психологического
поведения и деятельности спортсмена
на различных этапах соревнований играет
его тренер. Задача тренера в условиях
нашего общества - это не только спортивные
достижения спортсмена, но и воспитание
всесторонне развитого, образованного
человека, способного к использованию
культурного достояния общества и саморазвитию.
Реализация
этой задачи требует разрешения главного
противоречия, лежащего в основе духовного
развития человечества, противоречия
между необходимостью усвоить спортивный
опыт и знания предшествующих поколений,
созданную ими культуру, научиться строить
на их основе свою профессиональную деятельность
и поведение, с одной стороны, и необходимостью
их постоянно совершенствовать и, следовательно,
не разрушать и отбрасывать, а обогащать
и развивать - с другой.
В деятельности
тренера это противоречие реализуется
в двух его функциях.
Во-первых,
он должен передать подрастающему поколению
накопленную человечеством
Во-вторых,
он не должен при этом лишить спортсмена
его собственного индивидуального
своеобразия. Более того, он постоянно
на него опирается и развивает. Это означает,
что тренер не может быть диктатором, навязывающим
спортсмену имеющиеся нормы, не должен
выступать инструментом подавляющей системы
воздействия на формирование личности.
В основе
современного обучения и воспитания
лежит гуманистическая
Психологические составляющие эффективного профессионального контакта.
Взятые
вместе инновационная педагогика и
гуманистическая психология - направление,
признающее своим главным предметом
личность как уникальную целостную систему,
которая представляет собой не нечто заранее
данное, а открытую возможность самоактуализации,
присущую только человеку. Стремление
человека к выявлению и развитию своих
личностных возможностей предполагает
наличие благоприятных социально-исторических
условий, которые в большей степени способствуют
профессиональному общению и общению
с другими людьми, ибо развивать свои личностные
качества без общения невозможно.
Одними
из задач социальной психологии являются
разработка средств корректировки и оптимизации
общения в области физической культуры
и спорта, развитие способностей и навыков
к нему. Это особенно необходимо тем категориям
людей, которые профессионально связаны
с общением, в частности тренерам.
Вот здесь
и хотелось бы поговорить о методах,
формирующих педагогическое общение,
языках и дистанциях психологического
общения.
Дистанции
общения - важнейшие составляющие педагогического
мастерства. В общении изменение
дистанции сильно влияет на взаимопонимание
и взаимодействие собеседников. Правильно
выбранная дистанция - это 90% успеха любого
диалога. У каждого человека есть собственный
психологический комфорт. У каждого - свой
комплекс переживаний, и каждый сам выбирает
психологическую дистанцию. Это один из
наиболее важных аспектов педагогического
общения. Выделяют три основные дистанции:
физическую, пространственную и вертикальную.
Если во время разговора со спортсменом
у вас мелькают другие мысли (не относящиеся
к диалогу), то это нарушает единое психологическое
пространство. Эффективное профессиональное
общение, с одной стороны, единое, равное,
но это не значит, что надо быть на равных
со своим подопечным. Плоскость контакта
может быть вертикальна и горизонтальна.
Надо понять эффективность этого общения
не на равных.
Вертикальное
общение (тренер - спортсмен) осложняет
жизнь и мешает в общении, если
тренер не использует приема "пристройка
сверху" и не находит общей
психологической дистанции. Работая
со спортсменом, надо использовать в
общении все три составляющие эффективного
психологического контакта. Надо помнить
не только о спортивных результатах, но
и о развитии личности, что совершенно
невозможно, если не учитывать дистанции
общения.
Процесс
общения не может происходить
без участия тех или иных органов
чувств. Поэтому и педагогический
анализ невозможен без достаточно тщательного
изучения конкретных средств и способов
передачи мыслей и чувств, обмена сведениями,
обсуждения информации в реальных актах
общения людей. Существует неразрывная
связь сознания с общением и языком как
основным средством общения.
В профессиональном
педагогическом общении выделяют три
составляющие эффективного контакта:
речь, язык тела и язык нашей самоценности.
Речь -
это только информация, а все остальное
- это язык тела и самоценность. Речь
- это вербальное общение. Если исходить
из различий между основными видами
речи, можно выделить следующие отличительные
признаки и взаимосвязи практики
делового общения:
- информационная
речь в основном имеет функцию передачи
и обогащения знаний;
- побуждающая
речь в основном направлена
на то, чтобы побудить спортсмена
к тем или иным поступкам
в интересах коллектива и
- убеждающая
речь в основном должна
Второй
язык - язык тела. Язык тела - невербальное
общение, включающее в себя мимику, жесты,
перемещения, интонацию, запах, покраснение
или бледность кожных покровов.
Третий
язык - самоценность. Определить, что
такое самооценка, не так уж легко.
Общепринято, однако, что самооценка
- это отношение и чувство к себе, представление
человека о себе. Самооценка проявляется
в поведении каждого из нас. Язык нашей
самоценности, который выступает в виде
внутреннего диалога, т.е. разговора с
самим собой, о самом себе, язык нашего
"Я". Самоценность определяет путь
человека. Чем полнее самоценность человека,
тем критичнее, требовательнее он относится
к себе. От самоценности зависит взаимоотношение
человека с окружающими. Человек, чья самооценка
высока, создает вокруг себя атмосферу
честности, ответственности, сострадания,
любви. Такой человек чувствует себя важным
и нужным, он ощущает, что мир стал лучше
от того, что он в нем существует. Только
ощущая свою собственную высокую ценность,
человек способен видеть, принимать и
уважать высокую ценность других людей.
Он не пользуется правилами, которые противоречат
его чувствам. В то же время он не идет
на поводу у своих переживаний. Он способен
делать выбор. И в этом ему помогает его
интеллект.
Он ощущает
свою высокую значимость постоянно,
все время. Люди, которые не имели самоценности,
нередко кончали жизнь суицидом или шли
на убийство. Самооценка - это вещь, которая
внушается другими людьми. При рождении
все это заложено внутри, но как это разбудить?
Только семьей и окружающими людьми. Каждый
человек должен чувствовать свою значимость
с рождения и на протяжении всей своей
жизни.
Как повысить
самоценность? Каждое мгновенье у
нас есть такая возможность. Как
же проверить свою самоценность?
ТЕСТ: рассмотрите
себя в зеркале. Ощущение, что что-то
не то. Вроде бы, все хорошо, но что-то
не то. Спросите у себя: "Кто я такой?"
"Зачем Я?" Здесь надо обращать внимание
не столько на движения, сколько на чувства:
какие они? Позитивные или негативные?
И от этого зависит третий язык общения.
Напряжение, печаль, тоска, грусть, злость
- неблагоприятные состояния для самоценности.
Если самоценность чуть опустошена, то
человек нормально функционирует. Если
же он чувствует душевную боль, то самоценность
почти опустошена. А в ответ на эту душевную
боль действует целый ряд последствий.
И здесь не только душевная боль, но и физическая.
Испытывая физическую боль, мы становимся
уязвимыми к нейтральным раздражителям.
Ведь если рана открыта, то ветер, вода,
попадая туда, уже вызывают вместо положительной
реакции боль.
То же самое с душевной болью. Человек также становится уязвимым. Смех имеет уже другую окраску, ибо он воспринимается на свой счет. Пристальный взгляд наводит на мысль, что что-то в вас не то и не так. Нейтральные раздражители усугубляют эту боль. Тогда срабатывает механизм душевной раны, возникает психологическая защита. Человек это чувствует, осознает и что-то предпринимает, разряжая ситуацию.