Психологическое поведение спортсменов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 13:31, реферат

Краткое описание

Главную роль в обеспечении психологического поведения и деятельности спортсмена на различных этапах соревнований играет его тренер. Задача тренера в условиях нашего общества - это не только спортивные достижения спортсмена, но и воспитание всесторонне развитого, образованного человека, способного к использованию культурного достояния общества и саморазвитию.

Файлы: 1 файл

Психологическое поведение спортсменов.doc

— 36.50 Кб (Скачать)

Психологическое поведение спортсменов 

Главную роль в обеспечении психологического поведения и деятельности спортсмена на различных этапах соревнований играет его тренер. Задача тренера в условиях нашего общества - это не только спортивные достижения спортсмена, но и воспитание всесторонне развитого, образованного человека, способного к использованию культурного достояния общества и саморазвитию. 

Реализация  этой задачи требует разрешения главного противоречия, лежащего в основе духовного  развития человечества, противоречия между необходимостью усвоить спортивный опыт и знания предшествующих поколений, созданную ими культуру, научиться строить на их основе свою профессиональную деятельность и поведение, с одной стороны, и необходимостью их постоянно совершенствовать и, следовательно, не разрушать и отбрасывать, а обогащать и развивать - с другой. 

В деятельности тренера это противоречие реализуется  в двух его функциях. 

Во-первых, он должен передать подрастающему поколению  накопленную человечеством культуру в виде определенных знаний, навыков, привычек, умений в области физической культуры и спорта. Иначе говоря, добиться правильного поведения спортсмена и совершенствования его спортивных результатов. 

Во-вторых, он не должен при этом лишить спортсмена его собственного индивидуального своеобразия. Более того, он постоянно на него опирается и развивает. Это означает, что тренер не может быть диктатором, навязывающим спортсмену имеющиеся нормы, не должен выступать инструментом подавляющей системы воздействия на формирование личности. 

В основе современного обучения и воспитания лежит гуманистическая педагогика, включающая инновационные методы технологии передачи знаний, педагогику сотрудничества и психологию ценностного общения. При таком подходе личность рассматривают как уникальную целостную систему, способную к общению с другими личностями. 
 

Психологические составляющие эффективного профессионального  контакта.

Взятые  вместе инновационная педагогика и  гуманистическая психология - направление, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку. Стремление человека к выявлению и развитию своих личностных возможностей предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий, которые в большей степени способствуют профессиональному общению и общению с другими людьми, ибо развивать свои личностные качества без общения невозможно. 

Одними  из задач социальной психологии являются разработка средств корректировки и оптимизации общения в области физической культуры и спорта, развитие способностей и навыков к нему. Это особенно необходимо тем категориям людей, которые профессионально связаны с общением, в частности тренерам. 

Вот здесь  и хотелось бы поговорить о методах, формирующих педагогическое общение, языках и дистанциях психологического общения. 

Дистанции общения - важнейшие составляющие педагогического  мастерства. В общении изменение  дистанции сильно влияет на взаимопонимание и взаимодействие собеседников. Правильно выбранная дистанция - это 90% успеха любого диалога. У каждого человека есть собственный психологический комфорт. У каждого - свой комплекс переживаний, и каждый сам выбирает психологическую дистанцию. Это один из наиболее важных аспектов педагогического общения. Выделяют три основные дистанции: физическую, пространственную и вертикальную. Если во время разговора со спортсменом у вас мелькают другие мысли (не относящиеся к диалогу), то это нарушает единое психологическое пространство. Эффективное профессиональное общение, с одной стороны, единое, равное, но это не значит, что надо быть на равных со своим подопечным. Плоскость контакта может быть вертикальна и горизонтальна. Надо понять эффективность этого общения не на равных. 

Вертикальное  общение (тренер - спортсмен) осложняет  жизнь и мешает в общении, если тренер не использует приема "пристройка сверху" и не находит общей  психологической дистанции. Работая  со спортсменом, надо использовать в  общении все три составляющие эффективного психологического контакта. Надо помнить не только о спортивных результатах, но и о развитии личности, что совершенно невозможно, если не учитывать дистанции общения. 

Процесс общения не может происходить  без участия тех или иных органов  чувств. Поэтому и педагогический анализ невозможен без достаточно тщательного  изучения конкретных средств и способов передачи мыслей и чувств, обмена сведениями, обсуждения информации в реальных актах общения людей. Существует неразрывная связь сознания с общением и языком как основным средством общения. 

В профессиональном педагогическом общении выделяют три  составляющие эффективного контакта: речь, язык тела и язык нашей самоценности. 

Речь - это только информация, а все остальное - это язык тела и самоценность. Речь - это вербальное общение. Если исходить из различий между основными видами речи, можно выделить следующие отличительные  признаки и взаимосвязи практики делового общения: 

- информационная речь в основном имеет функцию передачи и обогащения знаний; 

- побуждающая  речь в основном направлена  на то, чтобы побудить спортсмена  к тем или иным поступкам  в интересах коллектива и общества. По сравнению с другими видами  речи здесь важен именно этот аспект; 

- убеждающая  речь в основном должна вызывать  у спортсмена позитивные или  негативные чувства. В речах  такого рода на передний план  выступает эмоциональный аспект (конечно, при наличии доказательности). 

Второй  язык - язык тела. Язык тела - невербальное общение, включающее в себя мимику, жесты, перемещения, интонацию, запах, покраснение или бледность кожных покровов. 

Третий  язык - самоценность. Определить, что  такое самооценка, не так уж легко. Общепринято, однако, что самооценка - это отношение и чувство к себе, представление человека о себе. Самооценка проявляется в поведении каждого из нас. Язык нашей самоценности, который выступает в виде внутреннего диалога, т.е. разговора с самим собой, о самом себе, язык нашего "Я". Самоценность определяет путь человека. Чем полнее самоценность человека, тем критичнее, требовательнее он относится к себе. От самоценности зависит взаимоотношение человека с окружающими. Человек, чья самооценка высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания, любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше от того, что он в нем существует. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор. И в этом ему помогает его интеллект. 

Он ощущает  свою высокую значимость постоянно, все время. Люди, которые не имели самоценности, нередко кончали жизнь суицидом или шли на убийство. Самооценка - это вещь, которая внушается другими людьми. При рождении все это заложено внутри, но как это разбудить? Только семьей и окружающими людьми. Каждый человек должен чувствовать свою значимость с рождения и на протяжении всей своей жизни. 

Как повысить самоценность? Каждое мгновенье у  нас есть такая возможность. Как  же проверить свою самоценность? 

ТЕСТ: рассмотрите  себя в зеркале. Ощущение, что что-то не то. Вроде бы, все хорошо, но что-то не то. Спросите у себя: "Кто я такой?" "Зачем Я?" Здесь надо обращать внимание не столько на движения, сколько на чувства: какие они? Позитивные или негативные? И от этого зависит третий язык общения. Напряжение, печаль, тоска, грусть, злость - неблагоприятные состояния для самоценности. Если самоценность чуть опустошена, то человек нормально функционирует. Если же он чувствует душевную боль, то самоценность почти опустошена. А в ответ на эту душевную боль действует целый ряд последствий. И здесь не только душевная боль, но и физическая. Испытывая физическую боль, мы становимся уязвимыми к нейтральным раздражителям. Ведь если рана открыта, то ветер, вода, попадая туда, уже вызывают вместо положительной реакции боль. 

То же самое с душевной болью. Человек также становится уязвимым. Смех имеет уже другую окраску, ибо он воспринимается на свой счет. Пристальный взгляд наводит на мысль, что что-то в вас не то и не так. Нейтральные раздражители усугубляют эту боль. Тогда срабатывает механизм душевной раны, возникает психологическая защита. Человек это чувствует, осознает и что-то предпринимает, разряжая ситуацию.

Информация о работе Психологическое поведение спортсменов