Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности: мотивационная составляющая

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Успешное формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к труду. Ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая понимается учеными как комплексное психологическое образование, как сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов.

В условиях смены образовательных парадигм, новых социально-экономических условий, профессиональная деятельность существенно усложняется, актуализируя внутренние, психологические ресурсы личности. Устойчивость, стабильность и качество профессиональной деятельности обуславливается особенностями психологической готовности специалиста.

Файлы: 1 файл

vvedenie.doc

— 617.00 Кб (Скачать)
 
 

      Как видно из таблицы, для группы 1 курса  наиболее значимой является - терминальная ценность духовное удовлетворение, и  наиболее значимой жизненной сферой обучение и образование. Однако, согласно данным исследования преобладающими ценностями относительно жизненных сфер являются: собственный престиж, в наибольшей степени реализующийся в сфере профессиональной жизни, высокое материальное положение – в сфере семейной жизни, и духовное удовлетворение – в сфере общественной жизни.

      Для 3курса наиболее значима терминальная ценность высокое материальное положение, а наиболее значимой жизненной сферой является так же обучение и образование. При том, ведущая терминальная ценность высокое материальное положение в наибольшей степени реализуется в сферах обучения и образования, семейная жизнь, общественная жизнь.

      5 курс Согласно данным исследования, наиболее значимой в данной  группе является высокое материальное  положение, реализуемое в большей  степени в семейной жизни. 
 
 
 

     3.Сравнительный анализ данных исследования. 

     Поскольку целью нашей работы является проследить динамику изменения мотивационно-ценностных отношений в профессиональном становлении  студентов. Произведем необходимый  сравнительный анализ полученных данных, и определим изменение мотивации достижения и мотивации аффиляции у студентов от курса к курсу.

Сравним данные полученные в результате проведения ТМД, с целью выявления динамики мотивации достижения у студентов  педагогического университета (см. таблицу № 5).

Сводная таблица данных по ТМД

      Таблица № 5

мотив достижения

курс

1 курс 3 курс 5 курс
универс. универс. универс.
выражен сильно 22,7% 11,2% 30%
выражен средне 40,9% 66,6% 50%
выражен слабо 36,3% 22,2% 20%
t крит. стюдента 3,56 2,63 1,31
 

      Из  таблицы видно, что у всей выборке студентов средний уровень мотива достижения встречается в приблизительно одинаковом числе случаев.

      Если  проследить динамику изменения мотива достижения от курса к курсу, то получим  следующие данные.

Сводная таблица данных по ТМД

Таблица № 6

мотив достижения

курс

1 курс 3 курс 5 курс
выражен сильно 15,8% 27,2% 27%
выражен средне 68,4% 43,6% 51,3%
выражен слабо 15,8% 23,6% 18,9%
t крит. Стюдента 2,3 1,9
 

      Исходя  из представленных данных следует, что  число студентов с высоким уровнем мотива стремления к успеху увеличивается от 1 к 3 курсу и сохраняется на том же уровне до 5 курса.  Одновременно, к 3 курсу увеличивается число студентов с низким уровнем мотива достижения, а к 5 курсу их доля снова снижается. Очевидно такое изменение может быть связана, с включенностью студентов в учебный процесс, а так же с более детальным знакомством с будущей профессией.

      Проследим теперь, как изменяется мотивация  аффиляции у студентов высшего  учебного заведения. Данные исследования представлены в таблице № 7.

Сводная таблица данных по ТМА

Таблица № 7

мотив достижения

курс

1 курс 3 курс 5 курс
универс. универс. универс.
интенсивность обоих мотивов высокая 31,8% 33,3% 16,6%
преобладание  СП 18% 27,7% 27,7%
преобладание  СО 13,6% 22,2% 33,3%
интенсивность обоих мотивов низкая 36,3% 22,2% 22,2%
t крит. Стюдента 2,21 2,14 2,6
 

     Устудентов 1 курса часть группы не заботится  о том будут ли они приняты  группой, а другая часть группы проявляет  высокую интенсивность обоих  мотивов. Вероятно, это связано с личностными особенностями студентов, а так же той свободой, которая предоставлена студентам сначала обучения. К 3 курсу, группа студентов становится более устойчивой у студентов интенсивность обоих мотивов очень велика, т.к. стремление занять свое место в группе наиболее значимо. На 5 курсе у студентов университета – мотив страха отвержения является ведущим. Возможно, это может быть связано с осознанием студентами 5 курса себя как профессионала

      Проследим динамику изменения мотивации аффиляции  от курса к курсу. По данным исследования составлена таблица № 8.

Сводная таблица данных по ТМА

Таблица № 8

мотив достижения

курс

1 курс 3 курс 5 курс
интенсивность обоих мотивов высокая 21,8% 30,6% 22,6%
преобладание  СП 23,6% 23,7% 27%
преобладание  СО 21,8% 23,7% 27%
интенсивность обоих мотивов низкая 21,8% 23% 19,9%
t крит. Стюдента 2 2,51 2,6
 

      Согласно  данным обследования, мотивация аффиляции  на 1 курсе выражена средне. К 3 курсу  происходит незначительный перевес  в сторону высокой интенсивности  мотивации аффиляции. Тогда как к 5 курсу преобладающими становятся одновременно мотив стремления к принятию и страх отвержения.

      Таким образом, происходит изменение мотивации  аффиляции от среднего уровня на 1 к., к высокому уровню проявления мотивации  аффиляции на 3 и 5 курсах.

      Данные  полученные в результате изучения ценностных ориентаций студентов так же подверглись  сравнительному анализу. Сводные данные представлены в таблице № 3.

      На  основе данных таблицы, мы можем сделать  вывод о том, что для группы 1 к преобладающей является ценность духовное удовлетворение Т.е. для 1 к наиболее ценно руководство морально-нравственными принципами преобладанием духовных ценностей на материальными К 3 курсу преобладающими являются ценности обеспечивающие высокое материальное положение как к главному смыслу жизни. Для студентов 5 курса преобладающими являются высокое материальное положение как главный смысл жизни. При анализе актуальных жизненных сфер обнаружилось, что ведущей жизненной сферой для студентов 1 курса обучение и образование, на 3 курсе для студентов университета актуальная жизненная сфера остается постояннойНа 5 курсе вновь происходит изменение, для университета актуальной жизненной сферой становится сфера профессиональной жизни.

      При анализе данных об изменении основных терминальных ценностей от 1 к 5 мы получили следующие результаты. (см. таблицу № 9).

      Из  данных таблицы видно, что наиболее значимыми ценностями на 1 к являются развитие себя и своих способностей, и духовное удовлетворение предполагающие превалирование  морально нравственных ценностей над материальными. К 3 курсу на 1 место выходят ценности достижения, т.е. постановка и решение определенных жизненных задач. На 5 курсе ведущими становятся ценности высокого материального положения, как главный жизненный смысл. Таким образом, от 1 к от идеальных ценностей переходят к материальным и практическим.

При этом на протяжении всего обучения ведущей  жизненной сферой является среда  обучения и образования. 

     Итак, исходя из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза о том, что в ходе профессионального становления во время обучения в ВУЗе происходят изменения мотивационной сферы студентов и переосмысление основных терминальных ценностей.. Действительно, в ходе профессионального становления происходит изменение мотивационной сферы студентов, от средней выраженности мотива достижения на 1 курсе к высокому уровню мотива достижения на 3 и 5 курсе. А так же происходит изменение мотивации аффиляции от среднего уровня на 1 курсе к высокой интенсивности мотивации аффиляции на 3 и преобладанию мотивов СП и СО на 5 курсе.

     Высокие показатели выраженности мотивации достижения  у студентов 5го курса свидетельствуют о высокой степени их психологической готовности к будущей профессиональной деятельности 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

    В курсовой работе посвященной изучению психологической готовности студентов  к профессиональной деятельности мы рассмотрели теоретические подходы  к исследованию психологической  готовности определяя для себя что  усешное формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к  труду. Ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая понимается учеными как комплексное психологическое образование, как сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов.

    Под психологической готовностью традиционно  понимают психический феномен, посредством  которого объясняют устойчивость деятельности человека в полимотивированном пространстве.

    Для нашей работы мы выделяем мотивационно целевой аспект психологической готовности, предполагая что именно в мотивационной сфере отражается и проявляется наиболее значимые характеристики психологической готовности к профессиональной деятельности

Мотивационная сфера человека представляет собой сложное системное образование, в которое включены определенные иерархические структуры. В исследованиях мотивации в профессиональном становлении студентов указывается на влияние мотивационных установок студентов на степень психологической готовности к профессиональной деятельности.

      Нами  была предпринята попытка изучения особенностей мотивационной сферы  студентов в разные периоды обучения.

      Для этого, мы изучили 2 основных вида мотивации: мотивация достижения и мотивация аффиляции В целом наблюдается изменение мотивации достижения и мотивации аффиляции от низкого уровня на 1 курсе к более высокому на 3 и 5 курсах.

      В ходе данного исследования были так  же изучены основные терминальные ценности студентов. Данные исследования выявили нацеленность студентов больше на духовное удовлетворение, и развитие себя в начале профессионального становления. А к концу обучения их ценностные ориентации становятся более материальными. В результате проведения сравнительного анализа данных оказалось, что в ходе профессионального становления на всем протяжении обучения, происходят статически значимые изменения мотивации достижения и мотивации аффиляции в сторону увеличения ее выраженности от 1 к 5 курсу.. Отсутствие статистически достоверных различий в оценках студентами разных курсов и учебных заведений субъективно значимых для них основных целей – ценностей указывает на их относительную устойчивость и независимость в профессиональном становлении личности студента.

Информация о работе Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности: мотивационная составляющая