Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:25, курсовая работа
Успешное формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к труду. Ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая понимается учеными как комплексное психологическое образование, как сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов.
В условиях смены образовательных парадигм, новых социально-экономических условий, профессиональная деятельность существенно усложняется, актуализируя внутренние, психологические ресурсы личности. Устойчивость, стабильность и качество профессиональной деятельности обуславливается особенностями психологической готовности специалиста.
Как видно из таблицы, для группы 1 курса наиболее значимой является - терминальная ценность духовное удовлетворение, и наиболее значимой жизненной сферой обучение и образование. Однако, согласно данным исследования преобладающими ценностями относительно жизненных сфер являются: собственный престиж, в наибольшей степени реализующийся в сфере профессиональной жизни, высокое материальное положение – в сфере семейной жизни, и духовное удовлетворение – в сфере общественной жизни.
Для 3курса наиболее значима терминальная ценность высокое материальное положение, а наиболее значимой жизненной сферой является так же обучение и образование. При том, ведущая терминальная ценность высокое материальное положение в наибольшей степени реализуется в сферах обучения и образования, семейная жизнь, общественная жизнь.
5
курс Согласно данным
3.Сравнительный
анализ данных исследования.
Поскольку
целью нашей работы является проследить
динамику изменения мотивационно-
Сравним данные полученные в результате проведения ТМД, с целью выявления динамики мотивации достижения у студентов педагогического университета (см. таблицу № 5).
Таблица № 5
|
Из таблицы видно, что у всей выборке студентов средний уровень мотива достижения встречается в приблизительно одинаковом числе случаев.
Если проследить динамику изменения мотива достижения от курса к курсу, то получим следующие данные.
Таблица № 6
|
Исходя из представленных данных следует, что число студентов с высоким уровнем мотива стремления к успеху увеличивается от 1 к 3 курсу и сохраняется на том же уровне до 5 курса. Одновременно, к 3 курсу увеличивается число студентов с низким уровнем мотива достижения, а к 5 курсу их доля снова снижается. Очевидно такое изменение может быть связана, с включенностью студентов в учебный процесс, а так же с более детальным знакомством с будущей профессией.
Проследим теперь, как изменяется мотивация аффиляции у студентов высшего учебного заведения. Данные исследования представлены в таблице № 7.
Таблица № 7
|
Устудентов 1 курса часть группы не заботится о том будут ли они приняты группой, а другая часть группы проявляет высокую интенсивность обоих мотивов. Вероятно, это связано с личностными особенностями студентов, а так же той свободой, которая предоставлена студентам сначала обучения. К 3 курсу, группа студентов становится более устойчивой у студентов интенсивность обоих мотивов очень велика, т.к. стремление занять свое место в группе наиболее значимо. На 5 курсе у студентов университета – мотив страха отвержения является ведущим. Возможно, это может быть связано с осознанием студентами 5 курса себя как профессионала
Проследим динамику изменения мотивации аффиляции от курса к курсу. По данным исследования составлена таблица № 8.
Таблица № 8
|
Согласно
данным обследования, мотивация аффиляции
на 1 курсе выражена средне. К 3 курсу
происходит незначительный перевес
в сторону высокой
Таким образом, происходит изменение мотивации аффиляции от среднего уровня на 1 к., к высокому уровню проявления мотивации аффиляции на 3 и 5 курсах.
Данные полученные в результате изучения ценностных ориентаций студентов так же подверглись сравнительному анализу. Сводные данные представлены в таблице № 3.
На основе данных таблицы, мы можем сделать вывод о том, что для группы 1 к преобладающей является ценность духовное удовлетворение Т.е. для 1 к наиболее ценно руководство морально-нравственными принципами преобладанием духовных ценностей на материальными К 3 курсу преобладающими являются ценности обеспечивающие высокое материальное положение как к главному смыслу жизни. Для студентов 5 курса преобладающими являются высокое материальное положение как главный смысл жизни. При анализе актуальных жизненных сфер обнаружилось, что ведущей жизненной сферой для студентов 1 курса обучение и образование, на 3 курсе для студентов университета актуальная жизненная сфера остается постояннойНа 5 курсе вновь происходит изменение, для университета актуальной жизненной сферой становится сфера профессиональной жизни.
При анализе данных об изменении основных терминальных ценностей от 1 к 5 мы получили следующие результаты. (см. таблицу № 9).
Из данных таблицы видно, что наиболее значимыми ценностями на 1 к являются развитие себя и своих способностей, и духовное удовлетворение предполагающие превалирование морально нравственных ценностей над материальными. К 3 курсу на 1 место выходят ценности достижения, т.е. постановка и решение определенных жизненных задач. На 5 курсе ведущими становятся ценности высокого материального положения, как главный жизненный смысл. Таким образом, от 1 к от идеальных ценностей переходят к материальным и практическим.
При этом
на протяжении всего обучения ведущей
жизненной сферой является среда
обучения и образования.
Итак, исходя из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза о том, что в ходе профессионального становления во время обучения в ВУЗе происходят изменения мотивационной сферы студентов и переосмысление основных терминальных ценностей.. Действительно, в ходе профессионального становления происходит изменение мотивационной сферы студентов, от средней выраженности мотива достижения на 1 курсе к высокому уровню мотива достижения на 3 и 5 курсе. А так же происходит изменение мотивации аффиляции от среднего уровня на 1 курсе к высокой интенсивности мотивации аффиляции на 3 и преобладанию мотивов СП и СО на 5 курсе.
Высокие
показатели выраженности мотивации достижения
у студентов 5го курса свидетельствуют
о высокой степени их психологической
готовности к будущей профессиональной
деятельности
Заключение
В
курсовой работе посвященной изучению
психологической готовности студентов
к профессиональной деятельности мы
рассмотрели теоретические
Под
психологической готовностью
Для нашей работы мы выделяем мотивационно целевой аспект психологической готовности, предполагая что именно в мотивационной сфере отражается и проявляется наиболее значимые характеристики психологической готовности к профессиональной деятельности
Мотивационная сфера человека представляет собой сложное системное образование, в которое включены определенные иерархические структуры. В исследованиях мотивации в профессиональном становлении студентов указывается на влияние мотивационных установок студентов на степень психологической готовности к профессиональной деятельности.
Нами была предпринята попытка изучения особенностей мотивационной сферы студентов в разные периоды обучения.
Для этого, мы изучили 2 основных вида мотивации: мотивация достижения и мотивация аффиляции В целом наблюдается изменение мотивации достижения и мотивации аффиляции от низкого уровня на 1 курсе к более высокому на 3 и 5 курсах.
В ходе данного исследования были так же изучены основные терминальные ценности студентов. Данные исследования выявили нацеленность студентов больше на духовное удовлетворение, и развитие себя в начале профессионального становления. А к концу обучения их ценностные ориентации становятся более материальными. В результате проведения сравнительного анализа данных оказалось, что в ходе профессионального становления на всем протяжении обучения, происходят статически значимые изменения мотивации достижения и мотивации аффиляции в сторону увеличения ее выраженности от 1 к 5 курсу.. Отсутствие статистически достоверных различий в оценках студентами разных курсов и учебных заведений субъективно значимых для них основных целей – ценностей указывает на их относительную устойчивость и независимость в профессиональном становлении личности студента.