Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности: мотивационная составляющая

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Успешное формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к труду. Ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая понимается учеными как комплексное психологическое образование, как сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов.

В условиях смены образовательных парадигм, новых социально-экономических условий, профессиональная деятельность существенно усложняется, актуализируя внутренние, психологические ресурсы личности. Устойчивость, стабильность и качество профессиональной деятельности обуславливается особенностями психологической готовности специалиста.

Файлы: 1 файл

vvedenie.doc

— 617.00 Кб (Скачать)

Введение

Актуальность:

    Успешное  формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к труду. Ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая понимается учеными как комплексное психологическое образование, как сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов.

    В условиях смены образовательных  парадигм, новых социально-экономических  условий, профессиональная деятельность  существенно усложняется, актуализируя внутренние, психологические ресурсы личности. Устойчивость, стабильность и качество профессиональной деятельности обуславливается особенностями психологической готовности специалиста.

    В зависимости от определения психологической готовности, различными авторами выделяются её структура, главные составляющие, строятся пути его формирования. 
        Если определяющая составляющая – профессиональное мышление, то формирование психологической готовности строится через обучение приемам анализа. (Кашапов М. М.)

        Там, где в основу кладется профессиональная направленность и формирование профессиональных способностей (профессионализма) определяющих  психологическую готовность, проходит через профессиональную направленность. (Кузнецов В. Г., Паламарчук М. А., Ступницкая С. Ф.) 
        Маркова А. К. определяет, что профессионализация, включающая в себя в том числе и психологическую готовность, как многоканальный процесс идет сразу по нескольким направлениям. У нее через обучение и воспитание формируется мотивационная и операциональная сферы. Психологическую готовность к профессиональной деятельности в таком случае характеризует динамика изменений в мотивационной сфере личности, формирования в ней профессионально значимых установок, изменение ценностно – смысловой структуры мировосприятия личности.

     Согалаев  В.В.1 отмечает что в структуру психологической готовности входят мотивационный, ориентационный, эмоционально-волевой, личностно-операциональный и оценочно-рефлексивный компоненты.

Наиболее инвариантным по отношению к спектру профессий из выделенных компонентов нам представляется мотивационный компонент что и определит выделение предмета нашей работы.

Объект  изучения: психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности.

Предмет изучения: изменения в мотивационной сфере студентов как показатель психологической готовности к профессиональной деятельности

Целью работы является теоретическое и практическое изучение психологической готовности к профессиональной деятельности, которое предполагает выполнение следующих задач:

-обзор научной  литературы по изучаемой теме

- выделение логики  и структуры выполняемой курсовой  работы

- проведение  практического исследования

- анализ полученных  результатов и подведение итогов  курсовой работы.

Методологической  основой  для курсовой работы нами выбран деятельностный подход в русле которого трудились многие выдающиеся отечественные психологи. В качестве теоретической основы нами выбрано исследование системогенеза практической деятельности В.Д. Шадрикова, предложенное им понимание и схему практической деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Теоретическая часть

1. Обзор литературы и конкретизация понятия «психологическая готовность к профессиональной деятельности»

Обзор литературы по интересующей нас теме показал что актуальность изучения психологической готовности  к профессиональной деятельности отмечается многими исследователями. Связанно это в первую очередь с изменением к требованиям подготовки специалиста высшими и средне-специальными учебными  учреждениями  в контексте социально-экономических и культуральных преобразований в жизни российского общества.

Современное общество, производство, рынок товаров, услуг  и труда отличаются высокой степенью динамизма, неопределенности, быстрыми темпами перемен. Динамизм и неопределенность становятся характеристиками всех сторон нашей жизни, проявляются на всех уровнях – глобальном, региональном, социальном, индивидуальном. Эти принципиально новые условия выдвигают иные требования к подготовке специалистов на всех уровнях профессионального образования. Данная тенденция четко обозначена в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, в которой одна из ключевых идей – это идея о необходимости формирования нового качества российского образования и в особенности среднего профессионального образования, которому "необходимо обеспечить опережающее развитие". Новое качество образования сегодня - это образование, отвечающее требованиям международных стандартов качества, удовлетворяющее запросы всех потребителей образовательных услуг – личности, общества, государства, производства

Новое качество подготовки специалистов требует иных критериев его оценки. Между тем  анализ показывает, что основным критерием  качества подготовки по прежнему выступают  ЗУНы. Считается, что если выпускник продемонстрировал отличные знания, то его качество подготовки выше. Это так, но только отчасти. Современные научные исследования подтверждают, что преуспевание в финансовом отношении лишь на 15% обусловливается знаниями своей профессии, а на 85% - умением обращаться с коллегами, склонять людей к своей точке зрения, рекламировать себя и свои идеи, т.е. с личными качествами и способностями. Реальная практика и жизнь демонстрируют, что чаще всего успеха в социальной и профессиональной карьере добиваются далеко не выпускники с «красным дипломом», а те студенты, которые проявляли активность, реализовывали себя в различных видах деятельности: общественной, экономической, культурной, коммуникативной, научной и т.д. Учебная деятельность – лишь одна из них. Можно констатировать, что оценка качества подготовки выпускника по его знаниям и умениям, демонстрируемым на текущих и итоговых экзаменах, не адекватно характеризует действительный уровень их готовности к успешной профессиональной деятельности.        Знания и умения, как отмечает член-корреспондент РАО Г.И.Ибрагимов – лишь мизерная часть личностных свойств, влияющая на успешность деятельности, общения, поведения специалиста. «И пока результативным критерием качества подготовки специалистов будет успеваемость по предметам, руководители и преподаватели , студенты и их родители основные усилия по прежнему станут направлять именно на этот компонент – на формирование знаний. Поэтому вопрос о критериях качества подготовки специалистов – ключевой, определяющий всю направленность образовательного процесса в учебном заведении. Чтобы реально решать задачу по ориентации образования на формирование нового качества подготовки будущего специалиста, необходимо ввести в критерии оценки качества образования наряду со знаниями и другие параметры.» 
В качестве такого параметра Г.И. Ибрагимов , в том числе, выделяет и психологическую готовность к профессионльной деятельности.

В.И.Байденко и  Б.Оскарссон говоря о психологической  готовности к профессиональной деятельности используют понятие "базовые навыки" как "личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах в многообразных ситуациях работы и социальной жизни. Для индивида в условиях развитой рыночной экономики существует прямое соответствие между уровнями имеющихся базовых навыков и возможностью получения занятости" В перечень базовых навыков в соответствии с определением авторы включают: коммуникативные навыки и способности; творчество; способность к аналитическому мышлению; способность к креатическому мышлению; приспособляемость; способность работать в команде; способность работать самостоятельно; самосознание и самооценка.

Климов Е. А. в  своей работе "Образ мира в  разнотипных профессиях" отмечает: "Без ясности в вопросе о том, образ чего (какого результата деятельности) должен удерживать в сознании профессионал или обучающийся профессии, повышающий профессиональную квалификацию, мы не сможем рассчитывать ни на хорошую постановку профессионального образования, ни на хорошую организацию труда, ни на разумное проектирование каждым человеком своих очередных шагов на профессиональном жизненном пути, ни даже на хорошее взаимопонимание людей в обществе.

Под психологической  готовностью традиционно понимают психический феномен, посредством которого объясняют устойчивость деятельности человека в полимотивированном пространстве (К.К. Платонов, М.А. Котик, В.А. Сосновский, Р.Д. Санжаева, Л.И. Захарова и другие).

Психологическая готовность к профессиональной деятельности по мнению О.М. Краснорядцевой3 проявляется:

- в форме установок  (как проекции прошлого опыта  на ситуацию "здесь и сейчас"), предшествующих любым психическим  явлениям и проявлениям;

- в виде мотивационной  готовности к "приведению в  порядок" своего образа мира (такая готовность дает человеку возможность осознать смысл и ценность того, что он делает);

- в виде профессионально-личностной  готовности к самореализации  через процесс персонализации.

В работе Одинцовой  Л.А. и Завицкой С.В. «Реализация профессиональной подготовки учителя математики…»4 встречаеться следующие определение психологической готовности:

«Психологическая готовность к профессиональной деятельности характеризуется личностно-педагогической направленностью, которая проявляется в понимании и принятии себя и другого как уникальной сущности, а также мотивационно-ценностном отношении к процессу обучения, в котором реализуются субъект-субъектные отношения».

 Кузьмина Н. В5.  считает, что психологическая готовность к профессиональной деятельности характеризуется наличием у специалиста знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять свою деятельность на уровне современных требований науки и техники. Поскольку любая деятельность есть решение бесчисленного ряда задач, профессионализм (психологическая готовность) в ней обнаруживается, прежде всего, в умении видеть задачи, их формулировать, применить методологию и методы специальных наук для установки диагноза и прогноза при решении задач, оценивать и выбирать методы наиболее подходящие для их решения.

Штейнмец А.Э. в монографии «Психологическая подготовка к педагогической деятельности»6 определил психологическую готовность к профессиональной деятельности как процесс формирования совокупности ( системы) психических образований – представлений и понятий, способов мышления и умений, побуждений, качеств личности и др.,- обеспечивающих мотивационно-смысловую готовность и способность субъекта к осуществлению профессиональной деятельности. 

Как видно из обзора литературы понятие психологической  готовности в современной психолого-педагогической литературе трактуется достаточно широко и для нашей работы необходима конкретизация этого понятия, выделение в нем значимых для нашей работы аспектов.

Психологическую готовность к профессиональной деятельности мы будем понимать как степень сформированности в личности студента мотивационно- целевой структуры позволяющей субъекту эффективно осуществлять практическую деятельность. Конечно же психологическая готовность к профессиональной деятельности включает в себя помимо мотивационно-целевого блока  также операциональный блок (степень освоения профессионально значимых ЗУН), индивидуально-типологические особенности человека (степень соответствия их профессии). Но для нашей работы мы выделяем мотивационно целевой аспект психологической готовности предполагая что именно в мотивационной сфере отражается и проявляется наиболее значимые характеристики психологической готовности к профессиональной деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Мотивация в структуре профессиональной деятельности. 

В отечественной психологии разработан ряд плодотворных концепций деятельности и методических подходов к ее изучению. Это прежде всего работы общетеоретического плана С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова, Б.Г.Ананьева, К.А.Абульхановой-Славской, В.Н.Мясищева, Г.В.Суходольского, Е.Б.Старовойтенко, а также исследования, выполненные в русле психологии труда и инженерной психологии, К.К.Платонова, Б.Ф.Ломова, Д.А.Ошанина, В.П.Зинченко, В.Ф.Рубахина, А.А.Крылова, Г.М.Зараковского, В.А.Пономаренко, В.П.Дружинина, А.В.Карпова. Большой вклад в понимание психофизиологической сущности трудовой деятельности внесли работы И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, Н.А.Бернштейна, П.К.Анохина, В.Б.Швыркова. Сущностному раскрытию деятельности, выводящему на уровень социально-философского понимания, способствовали работы Н.А.Бердяева, М.Н.Бахтина, В.П.Кузьмина, В.В.Давыдова. Важным моментом в изучении деятельности явилось осознание ограниченности традиционных методов ее изучения и применение новой методологии системного подхода.

Информация о работе Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности: мотивационная составляющая