Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности: мотивационная составляющая

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Успешное формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к труду. Ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая понимается учеными как комплексное психологическое образование, как сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов.

В условиях смены образовательных парадигм, новых социально-экономических условий, профессиональная деятельность существенно усложняется, актуализируя внутренние, психологические ресурсы личности. Устойчивость, стабильность и качество профессиональной деятельности обуславливается особенностями психологической готовности специалиста.

Файлы: 1 файл

vvedenie.doc

— 617.00 Кб (Скачать)

      Таким образом, вторым диагностическим конструктом  нашего опросника выступает значимость для индивида той или иной жизненной сферы, как источника реализации или иной терминальной ценности.

      В целом конструкция опросника  даем возможность пользователю ответить на 3 основные вопроса:

  1. Какая терминальная ценность является преобладающей в жизни данного индивида.
  2. Какая жизненная сфера наиболее значима для данного индивида.
  3. В какой жизненной сфере преобладают терминальные ценности, реализованные в наибольшей степени.

    Структура опросника:

      Структура опросника такова, что для диагностики  двух основных конструктов теста  используются одни и те утверждения. Такая структура позволяет производить анализ полученных данных не только относительно выраженности каждой из терминальных ценностей и отдельно значимости жизненной сферы, но и относительно выраженности каждой из терминальных ценностей в каждой жизненной сфере.

      Обработка данных производится с помощью таблицы  ключа: В которой в каждой клеточке указаны номера ответов, сумма которых  даст шкальную оценку. По этой оценке определяется значимость терминальных ценностей  и жизненных сфер.

Ключ

  Профессиональная жизнь Обучение и  образование Семейная жизнь Общественная жизнь Увлечения
Собственный престиж 21, 57 5, 73 6, 49 27, 65 7, 74
Высокое материальное положение 36, 66 20, 59 11, 58 8, 45 30, 63
Креативность 31, 79 2, 55 9, 53 37, 48 25, 72
Активные социальные контакты 15, 47 28, 64 34, 42 22, 60 16, 54
Развитие  себя 41, 70 23, 44 38, 69 17, 56 35, 80
Достижения 1, 52 10, 50 24, 46 32, 68 13, 76
Духовное  удовлетворение 4, 43 33, 78 18, 62 3, 40 39, 71
Сохранение  собственной индивидуальности 26, 51 14, 75 29, 67 12, 51 19, 77

      2.Изучение особенностей мотивации студентов  

     Для решения поставленной задачи были использованы: Тест-опросник для измерения мотивации  аффиляции (ТМА), тест-опросник для измерения  мотивации достижения (ТМД).

      По  данным проведения тест-опросника ТМД на выборке 1 курса оказалось, что 4 человека из 10получили от 165 баллов и выше, что говорит о том, что потребность в достижении у этих студентов выражена сильно. Остальные 6 человек получили средние оценки. Поскольку среди тех студентов, у которых потребность в достижении выражена средне, наблюдается большой разброс школьных оценок (от 105 до 162), что говорит о том, что средняя выраженность потребности в достижении проявляется неодинаково. Поэтому мы посчитали необходимым выделить оценки приближающиеся к верхней границе, и нижней границе. Здесь и далее оценки верхней границы в данной выборке будут соответствовать сильной выраженности потребности в достижении, т.е. выраженности мотива стремления к успеху, нижняя граница оценок будет соответствовать слабой выраженности потребности в достижении, т.е. преобладанию мотива избегания неудач. Остальные оценки соответствуют средней выраженности потребности в достижении.

      С учетом данных дополнений мы получили следующие результаты.                       (см. таблицу № 1) 

Выраженность  потребности в  достижении у студентов

Таблица № 1

Критерии Университет
Высокий уровень 1 курс 22,7%
3 курс 11,2%
5 курс 30%
Средний уровень 1 курс 40,9%
3 курс 66,6%
5 курс 50%
Низкий 

уровень

1 курс 36,3%
3 курс 22,2%
5 курс 20%
 

      Таким образом, из таблицы видно, что в  данной выборке количество студентов  со средним уровнем выраженности потребности в достижении приблизительно одинаково, поэтому во внимание принимается  только высокий и низкий уровень выраженности потребности в достижении. У студентов 1 курса большее число студентов (36,3%) составляют те, у которых потребность в достижении выражена на низком уровне. И меньше всего студентов в этой группе проявляют мотив стремления к успеху на высоком уровне. Студентов 3 курса мотив достижения которых находится на низком уровне больше, чем число студентов, мотив достижения у которых находится на высоком уровне. У 5 курса в группе преобладают студенты с высоким уровнем потребности в достижении (30%). И меньшая часть группы характеризуется низким уровнем мотива достижения.

      Данные  тест-опросника для измерения  мотивации аффиляции позволяют  выделить 4 группы интенсивности проявления мотивов стремления к принятию и  страха  отвержения.

      В результате исследования данные распределяются следующим образом              (см. таблицу № 2)

      1 курс из таблицы видно, что  количество студентов, у которых  интенсивность обоих мотивов  высокая, такое же высокое,  как и число студентов у  которых интенсивность обоих  мотивов низкая. Так же в данной группе число студентов с преобладающим мотивом к принятию выше, чем число студентов с преобладанием мотива страха отвержения.

      3 курс Среди студентов группы  у большего числа из них  интенсивность обоих мотивов  высокая. Так же из таблицы видно, что мотив СП в данной группе преобладает над числом студентов с преобладанием мотива страха отвержения.

      5 курс Из таблицы видно, что  в данной выборке число студентов  с преобладающим мотивом СО  больше, чем число студентов с  преобладающим мотивом СП. Так же высоко число студентов у которых интенсивность обоих мотивов низкая. 

Интенсивность проявления мотивов  стремления к принятию и страха отвержения у студентов

Таблица № 2

Критерии Университет
Интенсивность обоих мотивов высокая 1 курс 31,8%
3 курс 33,3%
5 курс 16,6%
СП 1 курс 18%
3 курс 27,7%
5 курс 27,7%
СО 1 курс 13,6%
3 курс 22,8%
5 курс 33,3%
Интенсивность обоих мотивов низкая 1 курс 36,3%
3 курс 22,2%
5 курс 22,2%
 

 

      3. Исследование ценностных ориентаций студентов. 

      В данном параграфе опишем полученные результаты. После проведения опросника терминальных ценностей И.Г. Сенина, мы получили следующие данные.                             (см. таблицу № 3).

Сводная таблица данных по опроснику терминальных ценностей

 
Жизненная сфера

Терминальные  ценности

Профессиональная  жизнь Обучение  и образование Семейная  жизнь
1 у 3 у  5 у 1 у 3 у  5 у 1 у 3 у  5 у
Собственный престиж 8 7,4 7,8 6,5 6,05 7,6 5,5 5,3 5,5
Высокое материальное положение 6 6,5 7,06 7,6 8,4 7,6 8 8,7 8,6
Креативность 6,7 6,2 6,1 7,4 6 7,1 6 6,8 6,8
Активные  социальные контакты 7,2 4,7 5,6 7,5 7,6 7 4,1 5,2 6
Развитие  себя 7,3 6,6 7,7 7,5 6,9 7,5 6,9 6,6 7,1
Достижения 7,2 6,9 7,1 7,3 7,6 7,1 6,9 7,4 6,5
Духовное  удовлетворение 7,6 7,7 7,2 7,3 7,7 7,3 7,8 7,4 7,5
Сохранение  собственной индивидуальности 6,7 7 6,6 6,8 5,9 7,3 6,1 6,7 6,4
Всего 57 53 56,6 58 56,6 51,5 39,8 54,1 54

                                

                        Таблица № 3

Общественная  жизнь Увлечения Всего
1 у 3 у  5 у 1 у 3 у  5 у 1 у 3 у  5 у
5,3 5,7 5,5 6 4,7 5,3 31,5 36,5 34,9
7 8,2 7,8 6,05 6,3 5,6 34,7 38,8 36,9
6,4 5,7 5,2 5,5 5,8 5,3 32,1 30,5 25,7
7,8 6,7 7,3 5,8 5,2 6,4 32,6 29,4 29,7
6 7 5,3 7,6 7,1 7,5 35,4 34,2 33,9
7 6,3 6 6,9 6,5 6,9 35,6 34,7 34,8
8,1 7,2 5,6 5,5 4,3 6,3 36,4 34,3 33,3
5,5 6,2 5,1 7 6,2 6,2 32,3 32  
53,4 53 48,2 50,6 46,1 49,9      

Информация о работе Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности: мотивационная составляющая