Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности: мотивационная составляющая

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Успешное формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к труду. Ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая понимается учеными как комплексное психологическое образование, как сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов.

В условиях смены образовательных парадигм, новых социально-экономических условий, профессиональная деятельность существенно усложняется, актуализируя внутренние, психологические ресурсы личности. Устойчивость, стабильность и качество профессиональной деятельности обуславливается особенностями психологической готовности специалиста.

Файлы: 1 файл

vvedenie.doc

— 617.00 Кб (Скачать)

Практическая  часть

     1. Постановка проблем и методы исследования.

      Исходя  из теоретического анализа психологической литературы по данной проблеме мы предполагаем, что: В ходе профессионального становления, во время обучения в ВУЗе, происходит изменение мотивационной сферы студентов и переосмысления основных терминальных ценностей и это является показателем психологической готовности к профессиональной деятельности. В связи с этим в практической части своей работы мы ставим перед собой следующие задачи:

  1. Изучить особенности мотивационной сферы студентов.
  2. Исследовать ценностные ориентации студентов.
  3. Произвести сравнительный анализ полученных данных.

      В данном исследовании принимали участие  студенты 1, 3, 5 курса обучающиеся  в педагогическом университете. Всего  в эксперименте приняло участие 30 человек. Для решения поставленных задач мы выбрали следующие методики:

  1. Тест-опросник для измерения мотивации аффиляции (ТМА).
  2. Тест-опросник для измерения мотивации достижения (ТМД).

      Данные  методики были выбраны потому, что  позволяют оценить 2 основные характеристики мотивационной сферы человека: мотивации достижения и личностная мотивация аффиляции.

  1. Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин).

      Тест-опросник для измерения  мотивации аффиляции.

      Модификация тест-опросника А. Мехрабиана (М.Ш. Магомед-Эминов).

      Тест-опросник мотивации аффиляции (ТМА) предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности, входящих  в структуру мотивации аффиляции: стремление к принятию (СП) и страх отвержения (СО).

      Методика  применима для измерения интенсивности  двух мотивов (СП) и (СО) у школьников, студентов и взрослых.

      Тест  представляет опросник, состоящий из двух шкал: шкалы мотива (СП) и шкалы мотива (СО).

      Инструкция.

      «Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также  мнений и чувств по поводу некоторых  жизненных ситуаций. Чтобы оценить  степень Вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

            +3 – полностью  согласен

            +2 – согласен

            +1 – скорее согласен, чем не согласен

              0 – нейтрален  

            -1 – скорее не  согласен, чем согласен

            -2 – не согласен

            -3 – полностью  не согласен

      Прочтите  утверждения текста и оцените  степень своего согласия (или несогласия). При этом на бланке для ответов  против номера утверждения поставьте  цифру, соответствующую выбранному Вами ответу.

      Не  тратьте время на обдумывания  ответов. Давайте тот ответ, который первым пришел к Вам в голову.

      Каждое  последующее утверждение читайте  только после того, как Вы уже  оценили предыдущее. Ни в коем случае ничего не пропускайте. При обработке  производится подсчет определенных баллов, а не содержательный анализ ответов на отдельные пункты теста.

      Результаты  теста будут использованы только для научных целей и дается полная гарантия их неразглашения.

      В тесте нет «хороших» или «плохих» ответов. Не старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно и искренне выражайте свое собственное мнение.

      Если  у Вас возникли какие-нибудь вопросы, задайте их прежде, чем выполнять  тест.

      Теперь  приступайте к работе».

Процедура подсчета суммарного балла.

      По  каждой из шкал подсчитывается суммарный  балл. Используется следующая процедура. Ответам испытуемого на прямые пункты опросника (отмечены знаком «+» в ключе) приписываются баллы на основе следующего соотношения:

      + -3 -2 -1 0 +1 +2 +3
      1 2 3 4 5 6 7
 

Ответам испытуемого  на обратные пункты опросника (отмечены знаком «- »в ключе) приписываются баллы на основе соотношения:

      + -3 -2 -1 0 +1 +2 +3
      7 6 5 4 3 2 1
 

      Ключ  к шкале СП: +1, +2, -3, -4, +5, -6, +7, -8, -9, -10, -11, +12, -13, +14, +15, -16, -17, -18, -19, +20, -21, +22, -23, -24, -25, +26, -27, -28, -29, +30.

      Ключ  к шкале СО: +1, +2, +3, +4, -5, -6, +7, +8, +9, +10, -11, +12, -13, +14, +15, -1, +17, +18, +19, -20, -21, +22, +23, -24, +25, -26, +27, +28, -29, +30, -31, +32.

      На  основе двух индексов СП и СО выделяют четыре типа мотивов. Для этого суммарные баллы всей выборки испытуемых ранжируются как по шкале для СП, так и по шкале для СО. Далее выделяются четыре подгруппы испытуемых: высокий – низкий (СП выше медианы, а СО ниже медианы), низкий – низкий (СП ниже медианы, а СО выше медианы), высокий – высокий (СП выше медианы, СО выше медианы), низкий – высокий (СП ниже медианы, СО выше медианы).

      Для испытуемых группы «высокий – низкий»  характерен мотив «стремление к  приятию», а для испытуемых группы «низкий – высокий» - мотив «страх отвержения». У испытуемых двух других групп интенсивность этих мотивов приблизительно одинакова. При этом у одной из них («высокий – высокий») интенсивность обоих мотивов высокая, а у других низкая. 

      Тест-опросник для измерения  мотивации достижения.

      Модификация тест-опросника А. Мехрабиана (М.Ш. Магомед-Эминов).

      Тест-опросник для измерения мотивации достижения предназначен для двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и избегания неудачи.

      При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Методика применяется для исследовательских целей при диагностике мотивации достижения у старшеклассников и студентов.

      Тест  представляет собой опросник имеющий 2 формы: Муж. (А) и Жен. (Б).

Инструкция.

      Тест  состоит из ряда утверждений касающихся отдельных сторон характера, а так же мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень Вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

            +3 – полностью  согласен

            +2 – согласен

            +1 – скорее согласен, чем не согласен

              0 – нейтрален  

            -1 – скорее не  согласен, чем согласен

            -2 – не согласен

            -3 – полностью  не согласен

      Процедура подсчета суммарного балла.

      Для определения суммарного балла необходимо пользоваться следующей процедурой. Ответам испытуемых на прямые пункты опросника (отмечены знаком «+» в ключе) приписываются баллы на основе следующего соотношения:

      + -3 -2 -1 0 1 2 3
      1 2 3 4 5 6 7
 

      Ответам испытуемых на обратные пункты опросника (отмечены в ключе знаком   «-») приписываются баллы на основе соотношения:

      + -3 -2 -1 0 1 2 3
      7 6 5 4 3 2 1
 

      Ключ  к мужской форме: +1, -2, +3, -4, +5, -6, +7, +8, -9, +10, -11, -12, +13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, -23, +24, -25, -26, -27, +28, -29, -30, +31, -32.

      Ключ  к женской форме: +1, +2, -3, +4, -5, -6, +7, +8, -9, +10, -11, -12, -13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, +23, -24, -25, +26, -27, +28, -29, -30.

      На  основе подсчета суммарного балла определяют, какая мотивационная тенденция  доминирует у испытуемого. Баллы всей подборки испытуемых, участвующих в эксперименте, ранжируют и выделяют две контрастные группы: верхние 27% выборки характеризуются мотивом стремления к успеху, а нижние 27% - мотивом избегания неудачи.  

      Опросник  терминальных ценностей (И.Г. Сенин).

      Этот  опросник основывается на 2х предположениях: во-первых, что жизненные сферы, в  той или иной мере представленные в жизни каждого человека, обладают для разных людей различной степенью значимости, а во-вторых, что в каждой из них реализуются различные для каждого человека желания и стремления, которые являются одним из компонентов направленности его личности. Перечень терминальных ценностей диагностируемых в начале опросника включает в себя 8 наименований:

  1. Собственный престиж, т.е. завоевываение своего признания в обществе путем следования определенных социальных требований.
  2. Высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.
  3. Креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.
  4. Активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.
  5. Развитие себя, т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.
  6. Достижения, т.е. постановка и решение определенных жизненных задач, как главный жизненный фактор.
  7. Духовное удовлетворение, т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.
  8. Сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общественными, защита своей неповторимости.

      Реальная  жизнь человека очень не однородна. Одному и тому же человеку приходится выполнять разнообразные функции различные по своему содержанию, виды деятельности, реализовывать в них определенную социальную роль. По своему сходству все эти особенности объединяются в определенные жизненные сферы. На наш взгляд наиболее типичными для большинства индивидов являются следующие сферы:

      а) профессиональная жизнь;

      б) обучение и образование;

      в) семейная жизнь;

      г) общественная жизнь;

      д) увлечения.

      Необходимо отметить, что терминальные ценности в той или иной мере проявляются во всех названных выше жизненных сферах – каждая из которых в силу своей объективности, обусловленности в различной степени способствует реализации тех или иных терминальных ценностей. Поэтому, сферы способствующие этой реализации в наибольшей степени приобретают для индивида наибольшую значимость.

Информация о работе Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности: мотивационная составляющая