Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:39, реферат
Категория адаптации относится к числу наиболее общих понятий, определяющих связь живого организма со средой. Введенное в 1865 г. Аубертом для обозначения изменения чувствительности при длительном воздействии адекватного раздражителя, оно стало одним из центральных понятий в науках о жизни: философии, физиологии, медицине, психологии. Существует много определений феномена адаптации.
Глава 1. Теоретическое исследование адаптации студентов
1.1 Понятия адаптивности и адаптации в психологии
Категория адаптации относится
к числу наиболее общих понятий,
определяющих связь живого организма
со средой. Введенное в 1865 г. Аубертом
для обозначения изменения
Большинство исследователей Якиманская И.С., Карымова О.С., Трифонова Е.А., Ульчева Т.А. Психология и педагогика / учебное пособие. - Оренбург: Издательство Руссервис, 2008. - С. 44. специфику адаптации человека видят в его способности активного сознательного воздействия на окружающую среду, а мерой индивидуального здоровья считают свойство каждой живой системы адаптироваться к окружающим условиям. Исследователи валеологичекой ориентации И.И. Брехман и А.Г. Щедрина придерживаются мнения о здоровье, как индивидуальном качестве, которое определяется как способность «сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров потока сенсорной, вербальной, структурной информации» Цит. по: Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008. - С. 34..
По мнению академика М.К. Агаджаняна,
здоровье или адаптация организма
есть «устойчивый уровень активности
взаимосвязи функциональных систем,
органов и тканей, а также механизмов
управления» Цит. по: Головин С.Ю.
Словарь практического психолога: [Электронный
ресурс] / С.Ю. Головин // http://vocabulary.ru/
По мнению М.А. Гилинского эффективность
приспособления индивида к меняющимся
условиям среды обеспечивается не только
возможностями специфических
Успешность формирования адаптивных
навыков в поведенческих
По Ф.З. Меерсону фенотипическая адаптация
есть процесс, в результате которого
«организм получает возможность
жить в условиях ранее не совместимых
с жизнью или решать ранее неразрешимые
задачи» Цит. по: Авдиенко Г.Ю. Влияние
мероприятий психологической
А.А. Ильюченок выделяет несколько
важных аспектов участия эмоций в
адаптации. Эмоция может компенсировать
отсутствие специализированной реакции
для достижения цели. Вместе с тем,
эмоции могут форсировать течение
не только энергетических, но и информационных
процессов, ускоряя процедуру адекватной
программы действий. Эмоции способствуют
также запоминанию и
Наконец, упоминается и дезорганизующая
роль эмоций, благодаря которой могут
пострадать целесообразные процессы.
Любой новый раздражитель достаточной
интенсивности приводит к появлению
различных признаков
По мнению некоторых авторов, психическая адаптация - это всегда регуляция в состоянии стресса Алтынова Н.В., Панихина А.В., Анисимов Н.И., Шуканов А.А. Физиологический статус студентов-первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе // В мире научных открытий. - 2009. - № 3-2. - С. 99..
Тенденции функционирования системы
целеустремленной, определяемые соответствием
или несоответствием ее целей
и достигаемых в ходе деятельности
результатов. Адаптивность выражается
в их согласованности. Различия в
трактовке целей
1) вариант гомеостатический - адаптивный исход состоит в достижении равновесия;
2) вариант гедонистический - адаптивный исход состоит в наслаждении, избегании страданий;
3) вариант прагматический - адаптивный исход состоит в практической пользе, успехе и пр. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2003. - С. 136..
Представление о человеке лишь как
о существе адаптирующемся ограниченно
и преодолевается в рамках анализа
самодвижения деятельности. Этот же анализ
приводит к представлению о
Такое влечение входит в состав сложных форм мотивации поведения:
1) в сфере познания, где притягательна граница между известным и неизвестным;
2) в сфере творчества - граница между возможным и невозможным;
3) в сфере риска - между благополучием и угрозой существованию;
4) в сфере игры - между воображаемым и реальным;
5) в сфере доверительных
Адаптивность к стрессу - это Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. - М.: Педагогика, 2007. - С. 77.:
Универсальная способность человека, связанная с преодолением сложных, стрессовых, критических, экстремальных, травматических событий своей жизни.
Полисистемное свойство индивидуальности, позволяющее человеку справляться с тяжелыми событиями и эффективно функционировать несмотря на стресс.
Адаптивность к стрессу
1. Оптимистический когнитивный
стиль, характеризующийся
2. Способность устанавливать и
развивать поддерживающие
3. Способность к адаптивному
мышлению, которая свидетельствует
об осознанности, самоконтроле, рефлексивности,
гибкости мышления, способности
дистанцироваться от
4. Способность к адаптивному
сну и сновидениям.
5. Способность к уверенному
6. Способность к управлению
7. Способность к поддержанию
оптимального физического
8. Способность к самоорганизации
времени жизни. Включает
Обобщая вышеуказанные точки зрения,
можно сделать вывод о том,
что адаптивность (в психофизиологии)
-- способность человека осуществлять
адаптационные перестройки и
приспосабливаться к
Потребность в адаптации у человека
возникает тогда, когда он начинает
взаимодействовать с какой-либо
системой в условиях определенного
рассогласования с ней, что порождает
необходимость изменений. Эти изменения
могут быть связаны с самим
человеком или системой, с которой
он взаимодействует, а также с
характером взаимодействия между ними.
То есть, пусковым механизмом процесса
адаптации человека является смена
окружающей его среды, при которой
привычное для него поведение
оказывается малоэффективным
Итак, адаптивность -- это выносливость, высокая работоспособность, устойчивость к болезням и другим факторам внешней среды. Адаптивность зависит от уровня здоровья, но может рассматриваться и как мера здоровья, как мера резервных возможностей организма. Это свойство организма, вероятно, не имеет специфичности, т.е. мало зависит от действующего фактора. Под адаптацией в широком смысле понимается процесс приспособления организма к новым для него условиям функционирования. Это явление естественно для живых систем.
1.2 Понятие и значение адаптации студентов первого курса
адаптация студент образовательный первокурсник
Целью педагогического процесса является
формирование гармонично развитой личности,
с мировоззренческими позициями
и установками в отношении
обучения и профессии, обеспечивающие
способность и готовность выпускника
к высоким достижениям для
общества. Поэтому педагогическая деятельность
основана на организации взаимодействия
студентов и педагогов, т.е. на личностно-ориентированном
обучении, при котором создаются
оптимальные условия для
Адаптация - это процесс изменения
характера связей, отношений студента
к содержанию и организации учебного
процесса в учебном заведении. Психическая
адаптация связана с