Психологические проблемы студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:39, реферат

Краткое описание

Категория адаптации относится к числу наиболее общих понятий, определяющих связь живого организма со средой. Введенное в 1865 г. Аубертом для обозначения изменения чувствительности при длительном воздействии адекватного раздражителя, оно стало одним из центральных понятий в науках о жизни: философии, физиологии, медицине, психологии. Существует много определений феномена адаптации.

Файлы: 1 файл

психология курсовая.docx

— 37.63 Кб (Скачать)

Глава 1. Теоретическое исследование адаптации студентов

1.1 Понятия адаптивности  и адаптации в психологии

Категория адаптации относится  к числу наиболее общих понятий, определяющих связь живого организма  со средой. Введенное в 1865 г. Аубертом для обозначения изменения чувствительности при длительном воздействии адекватного  раздражителя, оно стало одним  из центральных понятий в науках о жизни: философии, физиологии, медицине, психологии. Существует много определений  феномена адаптации. В обобщенном виде адаптация описывается как приспособление, необходимое для адекватного  существования в изменяющихся условиях, а также, как процесс включения  индивида в новую социальную среду, освоение им специфики новых условий.

Большинство исследователей Якиманская И.С., Карымова О.С., Трифонова Е.А., Ульчева  Т.А. Психология и педагогика / учебное  пособие. - Оренбург: Издательство Руссервис, 2008. - С. 44. специфику адаптации человека видят в его способности активного сознательного воздействия на окружающую среду, а мерой индивидуального здоровья считают свойство каждой живой системы адаптироваться к окружающим условиям. Исследователи валеологичекой ориентации И.И. Брехман и А.Г. Щедрина придерживаются мнения о здоровье, как индивидуальном качестве, которое определяется как способность «сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров потока сенсорной, вербальной, структурной информации» Цит. по: Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008. - С. 34..

По мнению академика М.К. Агаджаняна, здоровье или адаптация организма  есть «устойчивый уровень активности взаимосвязи функциональных систем, органов и тканей, а также механизмов управления» Цит. по: Головин С.Ю. Словарь практического психолога: [Электронный ресурс] / С.Ю. Головин // http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/. Такой уровень обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма.

По мнению М.А. Гилинского эффективность  приспособления индивида к меняющимся условиям среды обеспечивается не только возможностями специфических систем организма, несущих бремя гомеостатических регуляций, но и «способностью центральных  механизмов формировать на основе накопленного опыта оптимальную стратегию  реагирования» Цит. по: Ананьев Б.Г. Указ. соч. - С. 35.. Качество адаптивной реакции  зависит от активности ряда систем мозга, выполняющих интегративные  и регуляторные функции на пути от запускающего адаптационный процесс  стрессора, до комплекса реакций. Необходимыми компонентами физиологических адаптаций  являются также привыкание и фиксация адаптивного навыка. Привыканию отводится  роль основного пути приспособления организма к среде. Существует гипотеза о наличии особой формы вегетативной памяти Головин С.Ю. Словарь практического  психолога: [Электронный ресурс] / С.Ю. Головин // http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/.

Успешность формирования адаптивных навыков в поведенческих моделях  в высокой степени определяется эмоциогенностью предъявляемых  раздражителей. Адаптация как процесс  приспособления живых организмов к  тем или иным условиям существования  или к меняющимся условиям среды  включает в себя все виды приспособительной  деятельности организмов на клеточном, органном, системном и организменном  уровнях.

По Ф.З. Меерсону фенотипическая адаптация  есть процесс, в результате которого «организм получает возможность  жить в условиях ранее не совместимых  с жизнью или решать ранее неразрешимые задачи» Цит. по: Авдиенко Г.Ю. Влияние  мероприятий психологической помощи студентам в начальный период обучения на успешность адаптации к образовательной среде вуза // Вестник психотерапии. - 2007. - № 24. - С. 8..

А.А. Ильюченок выделяет несколько  важных аспектов участия эмоций в  адаптации. Эмоция может компенсировать отсутствие специализированной реакции  для достижения цели. Вместе с тем, эмоции могут форсировать течение  не только энергетических, но и информационных процессов, ускоряя процедуру адекватной программы действий. Эмоции способствуют также запоминанию и использованию  приобретаемой информации, формируя «метки» приоритетных сигналов Головин  С.Ю. Словарь практического психолога: [Электронный ресурс] / С.Ю. Головин // http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/.

Наконец, упоминается и дезорганизующая  роль эмоций, благодаря которой могут  пострадать целесообразные процессы. Любой новый раздражитель достаточной  интенсивности приводит к появлению  различных признаков стрессорной  реакции. Изменения при эмоциональном  стрессе активности катехоламинов, стероидов и гормонов белково-пептидной  природы специфически влияет на процесс  формирования системно-структурного следа, составляющего основу адаптации.

По мнению некоторых авторов, психическая  адаптация - это всегда регуляция  в состоянии стресса Алтынова Н.В., Панихина А.В., Анисимов Н.И., Шуканов  А.А. Физиологический статус студентов-первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе // В мире научных открытий. - 2009. - № 3-2. - С. 99..

Тенденции функционирования системы  целеустремленной, определяемые соответствием  или несоответствием ее целей  и достигаемых в ходе деятельности результатов. Адаптивность выражается в их согласованности. Различия в  трактовке целей функционирования системы обусловливают различные  варианты возможной направленности адаптации:

1) вариант гомеостатический - адаптивный  исход состоит в достижении  равновесия;

2) вариант гедонистический - адаптивный  исход состоит в наслаждении,  избегании страданий;

3) вариант прагматический - адаптивный  исход состоит в практической  пользе, успехе и пр. Андреева  Г.М. Социальная психология: Учебник  для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2003. - С. 136..

Представление о человеке лишь как  о существе адаптирующемся ограниченно  и преодолевается в рамках анализа  самодвижения деятельности. Этот же анализ приводит к представлению о неадаптивности как о возможно позитивном явлении. Она означает существование противоречивых отношений между целью и результатами функционирования системы целеустремленной: намерения не совпадают с деянием, замыслы - с воплощением, побуждения к действию - с его итогами. Это  противоречие неизбежно и неустранимо, но в нем - источник динамики деятельности, ее реализации и развития. Недостижение цели побуждает продолжать деятельность в заданном направлении. Если же результат  богаче исходных устремлений, то при  участии механизмов рефлексии это  симулирует не продолжение, но развитие деятельности. Неадаптивность - это  также особый мотив, направляющий развитие личности и проявляемый в активности надситуативной в специфической  привлекательности действий с заранее  непредрешенным исходом. Предметом  влечения становится сама граница между  противоположными исходами действия, сама возможность взаимоисключающих  исходов Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов. 2-е  изд.: [Электронный ресурс] // http://www.piter-press.ru/attachment..

Такое влечение входит в состав сложных  форм мотивации поведения:

1) в сфере познания, где притягательна  граница между известным и  неизвестным;

2) в сфере творчества - граница  между возможным и невозможным;

3) в сфере риска - между благополучием  и угрозой существованию;

4) в сфере игры - между воображаемым  и реальным;

5) в сфере доверительных контактов  - между открытостью людям и  защищенностью от них, и пр. Неадаптивность может выступать  и как дезадаптивность - в случае  постоянной неуспешности попыток  реализовать цель, или же при  наличии двух и более равно  значимых целей; это может свидетельствовать  о незрелости личности, невротических  отклонениях, дисгармонии в сфере  принятия решений; или же может  быть следствием экстремальности  ситуации Логинова М.В. Жизнестойкость  личности студента как фактор  ее успешной адаптации к условиям  обучения в вузе // Гуманитарные  и социально-экономические науки. - 2009. - № 6. - С. 77..

Адаптивность к стрессу - это  Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Психологический  словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. - М.: Педагогика, 2007. - С. 77.:

Универсальная способность человека, связанная с преодолением сложных, стрессовых, критических, экстремальных, травматических событий своей жизни.

Полисистемное свойство индивидуальности, позволяющее человеку справляться  с тяжелыми событиями и эффективно функционировать несмотря на стресс.

Адаптивность к стрессу включает 8 базовых способностей:

1. Оптимистический когнитивный  стиль, характеризующийся активной  жизненной позицией, жизнелюбием,  чувством юмора, высокой мотивацией  достижения, ориентированной на  моторную и языковую активность.

2. Способность устанавливать и  развивать поддерживающие отношения,  оказывать и принимать инструментальную  и эмоциональную поддержку. Социальная  поддержка в виде прямого информирования  о нежелательных действиях может  предотвратить стресс. Социальная  поддержка полезна также в  постстрессовых состояниях, позволяя  мобилизовать личностные ресурсы  и справляться с эмоциональными  нагрузками.

3. Способность к адаптивному  мышлению, которая свидетельствует  об осознанности, самоконтроле, рефлексивности, гибкости мышления, способности  дистанцироваться от травматических  событий, что приводит к устранению  стрессовой симптоматики.

4. Способность к адаптивному  сну и сновидениям. Свидетельствует  о развитых умениях оптимизации  и нормализации сна и сновидений.

5. Способность к уверенному поведению,  проявляющуюся в уверенности,  социальной смелости, инициативности, положительном самоотношении, ответственности,  социальной компетентности, способности  к самоутверждающему поведению.

6. Способность к управлению психофизиологическими  состояниями - характеризуется навыками  саморегуляции, контроля над сильными  эмоциями и импульсами.

7. Способность к поддержанию  оптимального физического состояния  включает развитые механизмы  произвольной и непроизвольной  соматической регуляции, поддержанию  и укреплению соматического здоровья.

8. Способность к самоорганизации  времени жизни. Включает умения  рационально распоряжаться временем  собственной жизни, планировать  и определять приоритеты собственных  дел, пунктуальность, способность  не терять время напрасно Головин  С.Ю. Словарь практического психолога: [Электронный ресурс] / С.Ю. Головин  // http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/.

Обобщая вышеуказанные точки зрения, можно сделать вывод о том, что адаптивность (в психофизиологии) -- способность человека осуществлять адаптационные перестройки и  приспосабливаться к изменяющимся условиям и характеру деятельности.

Потребность в адаптации у человека возникает тогда, когда он начинает взаимодействовать с какой-либо системой в условиях определенного  рассогласования с ней, что порождает  необходимость изменений. Эти изменения  могут быть связаны с самим  человеком или системой, с которой  он взаимодействует, а также с  характером взаимодействия между ними. То есть, пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена  окружающей его среды, при которой  привычное для него поведение  оказывается малоэффективным или  вообще неэффективным, что порождает  необходимость в преодолении  затруднений, связанных именно с  новизной условий.

Итак, адаптивность -- это выносливость, высокая работоспособность, устойчивость к болезням и другим факторам внешней  среды. Адаптивность зависит от уровня здоровья, но может рассматриваться  и как мера здоровья, как мера резервных возможностей организма. Это свойство организма, вероятно, не имеет специфичности, т.е. мало зависит  от действующего фактора. Под адаптацией в широком смысле понимается процесс  приспособления организма к новым  для него условиям функционирования. Это явление естественно для  живых систем.

1.2 Понятие и значение  адаптации студентов первого  курса

адаптация студент образовательный  первокурсник

Целью педагогического процесса является формирование гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями  и установками в отношении  обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям для  общества. Поэтому педагогическая деятельность основана на организации взаимодействия студентов и педагогов, т.е. на личностно-ориентированном  обучении, при котором создаются  оптимальные условия для развития способностей к самообразованию, самоопределению, самосовершенствованию, самореализации каждого студента. Именно поэтому  огромное значение имеет процесс  адаптации студентов.

Адаптация - это процесс изменения  характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса в учебном заведении. Психическая  адаптация связана с психической  активностью человека или группы и понимается как взаимодействие процессов приспособления к окружающей среде и преобразование среды  «под себя» Архипова А.А. Адаптация  студентов как одно из условий  самореализации личности // Педагогические науки. - 2007. - № 3. - С. 173..

Информация о работе Психологические проблемы студентов