Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:39, реферат
Категория адаптации относится к числу наиболее общих понятий, определяющих связь живого организма со средой. Введенное в 1865 г. Аубертом для обозначения изменения чувствительности при длительном воздействии адекватного раздражителя, оно стало одним из центральных понятий в науках о жизни: философии, физиологии, медицине, психологии. Существует много определений феномена адаптации.
Проблема адаптации студентов-
Ускорение процессов адаптации
первокурсников к новому для них
образу жизни и деятельности, исследование
психологических особенностей, психических
состояний, возникающих в учебной
деятельности на начальном этапе
обучения, а также выявление
Студенческая жизнь начинается
с первого курса и, поэтому
успешная адаптация первокурсника
к жизни и учебе в вузе является
залогом дальнейшего развития каждого
студента как человека, будущего специалиста.
Поступив в новое учебное заведение,
молодой человек уже имеет
некоторые сложившиеся
Проблема адаптации студентов к условиям обучения в высшей школе представляет собой одну из важных задач, исследуемых в настоящее время в педагогике и дидактике высшей школы. При этом специфика процесса адаптации студентов в вузах определяется различием в методах обучения в средней и высшей школах. Так, например, первокурсникам недостает навыков и умений, которые необходимы в вузе для успешного овладения программой. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к новым требованиям обучения. Отсюда зачастую возникают существенные различия в деятельности, и особенно в ее результатах, при обучении одного и того же человека в школе и вузе. Кроме того, слабая преемственность между средней и высшей школой, своеобразие методики и организации учебного процесса в вузе, большой объем информации, отсутствие навыков самостоятельной работы вызывают большое эмоциональное напряжение, что нередко приводит к разочарованию в выборе будущей профессии. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе, непонимание и, возможно, непринятие условий и требований вуза Костенко С.С. К вопросу о внутриличностных факторах саморазвития студентом компетенции жизнеутверждающей адаптации // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 8. - С. 36..
Причем часто организация
Между тем, в эффективной адаптации к вузу заинтересованы все участники образовательного процесса: не только сами студенты первого курса, но и работающие с ними преподаватели и сотрудники, руководство факультетов и вуза. Успешное начало обучения может помочь студенту в его дальнейшей учебе, позитивно повлиять на процесс построения отношений с преподавателями и товарищами по группе, привлечь к нему внимание организаторов научных студенческих обществ и лидеров различных творческих коллективов и объединений студентов, активистов факультетской и вузовской общественной жизни. От успешности адаптации студента к образовательной среде вуза во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста Чернова О.В., Сячин М.В. Социально-культурные аспекты адаптации студентов на разных этапах обучения // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2008. - № 4. - С. 65..
В адаптации условно выделяют 3 типа: физиологическую, социальную и биологическую (рисунок 1 в приложении 1). Состояние здоровья студентов определяется их адаптационными резервами в процессе обучения.
В литературе предложена классификация студентов по уровню адаптации в зависимости от степени сформированности, развитости, устойчивости функционирования когнитивных, мотивационно-волевых, социально-коммуникативных связей обучающихся в образовательной среде вуза:
· неадаптированные (низкий уровень),
характеризующиеся
· среднеадаптированные (средний уровень), для которых характерна сформированность всех типов связей при отсутствии их устойчивости или наличие хотя бы одной устойчивой связи, в то время как другие связи могут быть еще даже не сформированы;
· адаптированные (высокий уровень),
отличающиеся сформированностью всех
связей, и при этом хотя бы в одном
направлении наблюдается
Итак, педагогические коллективы вузов
и ссузов осознают важность управления
адаптацией к профессиональной деятельности,
влияние результатов адаптации
на процесс становления будущего
специалиста. Вместе с тем даже в
старейших профессиональных учебных
заведениях страны отсутствует действенная,
постоянно обновляющаяся
Глава 2. Процесс успешной
адаптация студента-
2.1 Факторы адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе
Исследователи констатируют наличие
многофакторной детерминированности
процесса адаптации и то, что на
разных этапах обучения он определяется
структурной перестройкой психологических
факторов, его обуславливающих Гончикова
О.Н. Этнопсихологические
Выделяют три блока факторов,
оказывающих влияние на адаптацию
к обучению в вузе: социологический,
психологический и
Любое обучение, особенно вузовское,
является делом не из легких. Это
связано с многочисленными
Выпускники школ с первых дней окунаются в совсем другую, не знакомую им жизнь. И для решения вопроса успешной адаптации вчерашних школьников в новых условиях необходимо выявить наиболее типичные проблемы, с которыми сталкивается большинство студентов в первый год своего обучения. В процессе адаптации студенты испытывают следующие основные трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом бывших учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условиях в общежитие; отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и др. Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них имеют объективный характер, другие - субъективный характер и связаны с недостаточной подготовкой и дефектами воспитания Томкив Е.Л. Взаимосвязь социальных значений и ценностей: к проблеме социальной адаптации личности студента // Современные гуманитарные исследования. - 2008. - № 4. - С. 185..
По результатам исследования Смирнов А.А., Живаев Н.Г. Уровень субъективного контроля и адаптация студента в вузе // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2008. - № 6. - С. 53., направленного на выявление основных трудностей, с которыми сталкиваются студенты первых курсов, можно назвать следующие самые значительные проблемы первых месяцев обучения: заметно возросший объем учебной нагрузки; сложность усвоения новых учебных дисциплин; сложности в отношениях с товарищами по учебе; выстраивание новой системы отношений с преподавателями.
По результатам того же исследования
только 30% из всех опрошенных первокурсников
категорически отрицают необходимость
психологической помощи. Еще 30% учащихся
затруднились с ответом. Остальные
40% первокурсников считают, что психологическая
помощь им нужна в первую очередь
при решении следующих проблем:
преодоление стресса перед
Одним из важнейших социальных факторов,
оказывающим влияние на поведение
студента первого курса, на его взаимоотношения
с другими учащимися и
Признавая многофакторную детерминированность
адаптации студентов к
Проведенное анкетирование студентов первого курса показало, что 41% первокурсников помогли адаптироваться к новым условиям обучения в первую очередь собственные черты характера и способности, такие, например, как общительность, доброжелательность, чувство юмора. Одна треть опрошенных студентов считают, что освоиться в новых условиях им помогли товарищи по группе. В единичных анкетах было отмечено, что в адаптационный период студенты рассчитывают на поддержку преподавателей Там же..
Итак, степень социальной адаптации
первокурсника в вузе определяет
множество факторов: индивидуально-психологические
особенности человека, его личностные,
деловые и поведенческие
2.2 Условия успешной адаптации студента-первокурсника
Как было показано выше, одной из важнейших педагогических задач любого вуза является работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе социальных отношений, на освоение ими новой роли студентов. Задача вуза в этот сложный для молодого человека период помочь ему как можно быстрее и успешнее адаптироваться к новым условиям обучения, влиться в ряды студенчества Федотова Л.А. О взаимосвязи системы контроля в довузовской подготовке и адаптации студента в вузе // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2008. - № 5. - С. 84..
Адаптационный процесс необходимо рассматривать комплексно, на различных уровнях его протекания, т.е. на уровнях межличностных отношений, индивидуального поведения, психофизиологической регуляции. Решающую роль в этом ряду имеет собственно психическая адаптация, которая в значительной мере оказывает влияние на адаптационные процессы, осуществляющиеся на иных уровнях Осадчая Е.А., Петрова Р.Ф. Учебный стресс как показатель степени эмоционального напряжения организма студентов в процессе адаптации к вузу // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки. - 2009. - № 4. - С. 40..