Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 07:08, дипломная работа
Впервые теория жизненного сценария была разработана Эриком Берном. Берн в своих работах определял сценарий как «бессознательный жизненный план»1. На решение о выборе жизненного сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и личностные качества человека. Столкновение личности с обстоятельствами, препятствующими реализации в жизни ее глубинных, базисных тенденций, обусловливает предрасположенность к злоупотреблению наркотиками.
Введение..............................................................................................................................3
1 Жизненный сценарий наркозависимой личности как предмет
психологического исследования………………………………………………………..6
Проблема наркомании в психологии……………………………………………......6
Социальная деградация личности наркоманов…………………………………....10
Психическая трансформация личности наркомана……………………………….14
Личностные психологические факторы,
влияющие на приобщение к наркотикам………………………………………….17
1.5 Формирование жизненного сценария и жизненной позиции…………………….24
2 Исследование изменений психологической направленности жизненного сценария наркозависимой личности……………………………………………………………….29
2.1 Теоретический анализ методов исследования …………………………………….29
2.2 Объект и методы исследования …………………………………………………....34
2.3 Анализ и интерпретация результатов………………………………………………44
Заключение ………………………………………………………………………………53
Глоссарий………………………………………………………………………………...56
Список использованных источников…………………………………………………...63
Приложение А……………………………………………………………………………66
Приложение Б……………………………………………………………………………76
Приложение В……………………………………………………………………………82
Приложение Г……………………………………………………………………………84
Приложение Д……………………………………………………………………………85
Приложение Е……………………………………………………………………………8
Приложение Ж…………………………………………………………………………...90
Приложение З……………………………………………………………………………91
Приложение И……………………………………………………………………………92
Приложение В
Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева.
Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача - выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).
1. Обычно мне очень скучно. 3210123 Обычно я полон энергии
2. Жизнь кажется мне
всегда волнующей и
3. В жизни я не имею определенных целей и намерений 3210123 В жизни я имею очень ясные целя и намерения
4. Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной 3210123 Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной.
5. Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие 3210123 Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие.
6. Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться 3210123 Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.
7. Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал 3210123 Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал.
8. Я не добился успехов
в осуществлении своих
9. Моя жизнь пуста и неинтересна. 3210123Моя жизнь наполнена интересными делами
10. Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной. 3210123Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.
11. Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе. 3210123Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас.
12. Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство. 3210123Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.
13. Я человек очень обязательный. 3210123Я человек совсем не обязательный.
14. Я полагаю, что
человек имеет возможность
15. Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком. 3210123Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.
16. В жизни а еще не нашел своего призвания и ясных целей. 3210123В жизни я нашел свое призвание и целя.
17. Мои жизненные взгляды еще не определились. 3210123Мои жизненные взгляды вполне определились.
18. Я считаю, что мне
удалось найти призвание и
интересные цели в жизни. 3210123Я
едва ли способен найти
19. Моя жизнь в моих
руках, и я сам управляю ею.
3210123Моя жизнь не
20. Мои повседневные
дела приносят мне
Приложение Г
Методика самооценка психических состояний (Айзенк).
Инструкция: Предлагаем вам описание различных психических состоянии.
Если вам это состояние часто присуще, поставьте 2 балла.
Если это состояние бывает, но изредка, поставьте 1 балл.
Если совсем не бывает - 0 баллов.
1. Не чувствую в себе уверенности. 11. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход. 21. Оставляю за собой последнее слово. 31. Мне трудно менять привычки. 2. Часто из-за пустяков краснею. 12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом. 22. Нередко в разговоре перебиваю собеседника. 32. Нелегко переключать внимание. 3. Мой сон беспокоен. 13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя. 23. Меня легко рассердить. 33. Очень настороженно отношусь ко всему новому. 4. Легко впадаю в уныние. 14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат. 24. Люблю делать замечания другим. 34. Меня трудно переубедить. 5. Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях. 15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной. 25. Хочу быть авторитетом для других. 35. Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться. 6. Меня пугают трудности. 16. Я нередко чувствую себя беззащитным. 26. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего. 36. Нелегко сближаюсь с людьми. 7. Люблю копаться в своих недостатках. 17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния. 27. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю. 37. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана. 8. Меня легко убедить. 18. Я чувствую растерянность перед трудностями. 28. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться. 38. Нередко я проявляю упрямство. 9. Я мнительный. 19. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели. 29. У меня резкая, грубоватая жестикуляция. 39. Неохотно иду на риск. 10. Я с трудом переношу время ожидания. 20. Считаю недостатки своего характера неисправимыми. 30. Я мстителен. 40. Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.
Приложение Д
Таблица 1. Сводная таблица
испытуемых экспериментальной и контрольной группы
№ исп. |
Возраст |
Стаж приема наркотика |
Л |
A |
B |
C |
E |
F |
G |
H |
I |
L |
M |
N |
O |
Q1 |
Q2 |
Q3 |
Q4 | ||||||||||||||||
1 |
25 |
5 |
5 |
5 |
3 |
5 |
7 |
7 |
9 |
7 |
1 |
9 |
6 |
6 |
11 |
10 |
8 |
8 |
6 | ||||||||||||||||
2 |
20 |
8 |
5 |
5 |
4 |
6 |
7 |
8 |
9 |
4 |
3 |
6 |
6 |
9 |
7 |
5 |
9 |
6 |
6 | ||||||||||||||||
3 |
31 |
15 |
9 |
13 |
3 |
10 |
10 |
9 |
8 |
10 |
2 |
7 |
3 |
2 |
4 |
11 |
5 |
6 |
6 | ||||||||||||||||
4 |
34 |
13 |
8 |
8 |
1 |
8 |
7 |
8 |
9 |
9 |
3 |
8 |
4 |
4 |
7 |
9 |
7 |
8 |
5 | ||||||||||||||||
5 |
31 |
13 |
4 |
9 |
5 |
2 |
8 |
5 |
5 |
8 |
5 |
6 |
6 |
5 |
9 |
8 |
9 |
7 |
5 | ||||||||||||||||
6 |
31 |
13 |
9 |
5 |
2 |
6 |
10 |
7 |
12 |
10 |
6 |
6 |
7 |
8 |
8 |
10 |
1 |
10 |
3 | ||||||||||||||||
7 |
30 |
12 |
8 |
10 |
3 |
7 |
11 |
8 |
11 |
9 |
5 |
6 |
3 |
10 |
6 |
8 |
2 |
6 |
2 | ||||||||||||||||
8 |
28 |
11 |
8 |
9 |
3 |
4 |
11 |
7 |
6 |
9 |
4 |
6 |
7 |
3 |
10 |
6 |
2 |
8 |
5 | ||||||||||||||||
9 |
27 |
11 |
6 |
8 |
4 |
6 |
11 |
6 |
7 |
8 |
6 |
8 |
6 |
6 |
9 |
9 |
9 |
6 |
4 | ||||||||||||||||
10 |
29 |
11 |
6 |
6 |
2 |
8 |
9 |
4 |
7 |
7 |
1 |
8 |
9 |
6 |
9 |
6 |
7 |
10 |
4 | ||||||||||||||||
11 |
26 |
10 |
8 |
9 |
3 |
9 |
9 |
6 |
8 |
7 |
1 |
4 |
8 |
5 |
8 |
8 |
6 |
6 |
8 | ||||||||||||||||
12 |
29 |
10 |
3 |
8 |
3 |
6 |
11 |
6 |
7 |
8 |
4 |
6 |
9 |
3 |
8 |
5 |
6 |
7 |
6 | ||||||||||||||||
13 |
32 |
10 |
5 |
7 |
5 |
0 |
5 |
7 |
6 |
1 |
3 |
6 |
4 |
5 |
6 |
4 |
6 |
7 |
5 | ||||||||||||||||
14 |
32 |
10 |
5 |
11 |
3 |
3 |
8 |
2 |
10 |
9 |
5 |
9 |
3 |
7 |
5 |
11 |
4 |
10 |
7 | ||||||||||||||||
15 |
36 |
10 |
9 |
10 |
3 |
7 |
6 |
11 |
9 |
11 |
2 |
8 |
6 |
5 |
7 |
4 |
6 |
10 |
4 | ||||||||||||||||
16 |
34 |
9 |
5 |
4 |
3 |
7 |
7 |
6 |
7 |
5 |
2 |
7 |
6 |
3 |
6 |
7 |
8 |
7 |
6 | ||||||||||||||||
17 |
26 |
8 |
3 |
10 |
2 |
5 |
8 |
5 |
9 |
7 |
3 |
10 |
8 |
5 |
8 |
8 |
5 |
7 |
9 | ||||||||||||||||
18 |
29 |
10 |
9 |
9 |
3 |
7 |
9 |
6 |
10 |
9 |
6 |
9 |
3 |
8 |
4 |
6 |
5 |
8 |
5 | ||||||||||||||||
19 |
23 |
6 |
4 |
10 |
5 |
10 |
10 |
6 |
7 |
10 |
7 |
6 |
6 |
2 |
8 |
5 |
9 |
6 |
4 | ||||||||||||||||
20 |
30 |
7 |
8 |
9 |
3 |
10 |
8 |
4 |
11 |
7 |
6 |
1 |
7 |
5 |
5 |
6 |
1 |
9 |
0 | ||||||||||||||||
Контрольная группа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ исп. |
Возраст |
Стаж приема наркотика |
Л |
A |
B |
C |
E |
F |
G |
H |
I |
L |
M |
N |
O |
Q1 |
Q2 |
Q3 | |||||||||||||||||
1 |
28 |
2 |
9 |
9 |
3 |
7 |
6 |
6 |
11 |
9 |
6 |
4 |
7 |
10 |
7 |
9 |
3 |
10 | |||||||||||||||||
2 |
27 |
4 |
8 |
9 |
5 |
10 |
8 |
4 |
11 |
5 |
4 |
3 |
7 |
8 |
6 |
8 |
5 |
10 | |||||||||||||||||
3 |
29 |
4 |
8 |
10 |
3 |
8 |
3 |
5 |
9 |
12 |
12 |
4 |
5 |
7 |
4 |
10 |
4 |
8 | |||||||||||||||||
4 |
26 |
3 |
9 |
9 |
5 |
10 |
6 |
7 |
8 |
6 |
9 |
3 |
10 |
7 |
5 |
6 |
10 |
10 | |||||||||||||||||
5 |
29 |
2 |
11 |
10 |
3 |
6 |
9 |
6 |
12 |
10 |
5 |
5 |
7 |
9 |
4 |
11 |
3 |
5 | |||||||||||||||||
6 |
29 |
4 |
9 |
9 |
5 |
10 |
6 |
5 |
8 |
6 |
9 |
3 |
10 |
7 |
6 |
6 |
9 |
10 | |||||||||||||||||
7 |
32 |
3 |
9 |
4 |
2 |
6 |
4 |
5 |
6 |
9 |
5 |
7 |
6 |
3 |
5 |
4 |
8 |
10 | |||||||||||||||||
8 |
32 |
5 |
9 |
7 |
4 |
10 |
7 |
5 |
9 |
6 |
5 |
9 |
6 |
6 |
5 |
7 |
6 |
10 | |||||||||||||||||
9 |
36 |
3 |
4 |
8 |
4 |
6 |
8 |
8 |
8 |
3 |
2 |
10 |
4 |
6 |
4 |
2 |
7 |
9 | |||||||||||||||||
10 |
34 |
4 |
10 |
9 |
2 |
8 |
7 |
7 |
10 |
9 |
8 |
8 |
5 |
8 |
7 |
8 |
6 |
8 | |||||||||||||||||
11 |
25 |
4 |
4 |
7 |
2 |
6 |
5 |
4 |
7 |
9 |
5 |
6 |
7 |
5 |
7 |
8 |
5 |
4 | |||||||||||||||||
12 |
20 |
4 |
10 |
9 |
3 |
5 |
4 |
6 |
11 |
6 |
7 |
5 |
7 |
5 |
11 |
5 |
7 |
7 | |||||||||||||||||
13 |
31 |
3 |
8 |
7 |
4 |
8 |
7 |
5 |
7 |
5 |
9 |
2 |
4 |
8 |
8 |
7 |
5 |
10 | |||||||||||||||||
14 |
34 |
2 |
8 |
6 |
3 |
6 |
6 |
7 |
9 |
9 |
8 |
6 |
6 |
7 |
5 |
4 |
7 |
5 | |||||||||||||||||
15 |
29 |
1 |
3 |
8 |
3 |
7 |
8 |
6 |
8 |
8 |
5 |
7 |
8 |
7 |
9 |
8 |
4 |
11 | |||||||||||||||||
16 |
29 |
4 |
10 |
9 |
3 |
7 |
6 |
8 |
9 |
11 |
4 |
2 |
6 |
6 |
5 |
8 |
8 |
9 | |||||||||||||||||
17 |
32 |
4 |
11 |
9 |
1 |
7 |
6 |
8 |
9 |
3 |
7 |
2 |
6 |
6 |
4 |
3 |
5 |
5 | |||||||||||||||||
18 |
32 |
3 |
8 |
10 |
3 |
8 |
3 |
3 |
9 |
12 |
12 |
4 |
5 |
7 |
4 |
10 |
4 |
8 | |||||||||||||||||
19 |
32 |
4 |
10 |
9 |
3 |
5 |
4 |
6 |
11 |
6 |
7 |
5 |
7 |
5 |
11 |
5 |
7 |
7 | |||||||||||||||||
20 |
28 |
4 |
8 |
7 |
4 |
8 |
7 |
5 |
7 |
5 |
9 |
2 |
4 |
8 |
8 |
7 |
5 |
10 |
№ исп. |
Открытость |
Самоуверенность |
Саморуководство |
Отраженное самоотношение |
Самоценность |
Самопринятие |
Самопривязанность |
Внутренняя конфликтность |
Самообвинение |
Цели |
Процесс |
Результат |
ЛК-Я |
ЛК-жизнь |
Тревожность |
Фрустрация |
Агрессивность |
Ригидность |
Экспериментальная группа | ||||||||||||||||||
1 |
5 |
10 |
12 |
8 |
9 |
12 |
9 |
12 |
8 |
31 |
34 |
19 |
23 |
33 |
11 |
12 |
16 |
11 |
2 |
7 |
6 |
5 |
3 |
10 |
11 |
9 |
7 |
8 |
21 |
24 |
21 |
14 |
17 |
15 |
16 |
14 |
15 |
3 |
7 |
13 |
9 |
5 |
6 |
7 |
5 |
1 |
6 |
36 |
34 |
23 |
26 |
29 |
7 |
8 |
10 |
11 |
4 |
4 |
8 |
8 |
6 |
9 |
8 |
2 |
15 |
10 |
25 |
20 |
16 |
18 |
24 |
17 |
15 |
18 |
19 |
5 |
4 |
11 |
7 |
2 |
7 |
11 |
5 |
12 |
6 |
22 |
24 |
16 |
16 |
16 |
13 |
15 |
17 |
14 |
6 |
6 |
13 |
9 |
9 |
9 |
8 |
5 |
9 |
4 |
25 |
25 |
20 |
18 |
15 |
11 |
8 |
13 |
11 |
7 |
5 |
10 |
7 |
7 |
12 |
6 |
2 |
3 |
7 |
17 |
16 |
21 |
13 |
17 |
4 |
6 |
9 |
7 |
8 |
3 |
10 |
5 |
5 |
10 |
10 |
3 |
13 |
9 |
21 |
22 |
18 |
11 |
21 |
11 |
12 |
11 |
14 |
9 |
7 |
13 |
9 |
10 |
11 |
11 |
4 |
3 |
5 |
36 |
25 |
15 |
22 |
21 |
5 |
11 |
6 |
10 |
10 |
7 |
10 |
5 |
8 |
7 |
7 |
7 |
10 |
10 |
23 |
32 |
27 |
19 |
20 |
17 |
18 |
17 |
15 |
11 |
4 |
12 |
10 |
8 |
11 |
11 |
5 |
10 |
4 |
28 |
28 |
16 |
18 |
26 |
4 |
5 |
5 |
8 |
12 |
4 |
12 |
9 |
6 |
8 |
11 |
8 |
12 |
5 |
29 |
30 |
22 |
18 |
23 |
16 |
16 |
17 |
15 |
13 |
4 |
7 |
4 |
3 |
7 |
11 |
3 |
13 |
9 |
11 |
7 |
6 |
12 |
20 |
16 |
15 |
13 |
15 |
14 |
7 |
11 |
8 |
8 |
13 |
8 |
1 |
8 |
8 |
27 |
24 |
18 |
20 |
19 |
15 |
16 |
15 |
12 |
15 |
3 |
13 |
8 |
4 |
7 |
8 |
9 |
1 |
8 |
30 |
20 |
30 |
17 |
30 |
2 |
9 |
7 |
6 |
16 |
5 |
7 |
7 |
11 |
6 |
6 |
5 |
11 |
3 |
12 |
10 |
9 |
10 |
22 |
17 |
17 |
11 |
13 |
17 |
7 |
9 |
6 |
5 |
8 |
11 |
7 |
12 |
8 |
9 |
14 |
10 |
12 |
12 |
17 |
16 |
14 |
14 |
18 |
7 |
12 |
11 |
7 |
10 |
9 |
7 |
7 |
3 |
37 |
36 |
25 |
21 |
45 |
8 |
6 |
12 |
11 |
19 |
5 |
8 |
8 |
5 |
9 |
6 |
4 |
13 |
8 |
19 |
32 |
26 |
16 |
25 |
14 |
12 |
10 |
15 |
20 |
7 |
11 |
8 |
8 |
11 |
8 |
5 |
1 |
3 |
37 |
28 |
24 |
21 |
31 |
6 |
5 |
4 |
5 |
Информация о работе Психологическая деградация личности наркомана