Психологическая деградация личности наркомана

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 07:08, дипломная работа

Краткое описание

Впервые теория жизненного сценария была разработана Эриком Берном. Берн в своих работах определял сценарий как «бессознательный жизненный план»1. На решение о выборе жизненного сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и личностные качества человека. Столкновение личности с обстоятельствами, препятствующими реализации в жизни ее глубинных, базисных тенденций, обусловливает предрасположенность к злоупотреблению наркотиками.

Оглавление

Введение..............................................................................................................................3
1 Жизненный сценарий наркозависимой личности как предмет
психологического исследования………………………………………………………..6
Проблема наркомании в психологии……………………………………………......6
Социальная деградация личности наркоманов…………………………………....10
Психическая трансформация личности наркомана……………………………….14
Личностные психологические факторы,
влияющие на приобщение к наркотикам………………………………………….17
1.5 Формирование жизненного сценария и жизненной позиции…………………….24
2 Исследование изменений психологической направленности жизненного сценария наркозависимой личности……………………………………………………………….29
2.1 Теоретический анализ методов исследования …………………………………….29
2.2 Объект и методы исследования …………………………………………………....34
2.3 Анализ и интерпретация результатов………………………………………………44
Заключение ………………………………………………………………………………53
Глоссарий………………………………………………………………………………...56
Список использованных источников…………………………………………………...63
Приложение А……………………………………………………………………………66
Приложение Б……………………………………………………………………………76
Приложение В……………………………………………………………………………82
Приложение Г……………………………………………………………………………84
Приложение Д……………………………………………………………………………85
Приложение Е……………………………………………………………………………8
Приложение Ж…………………………………………………………………………...90
Приложение З……………………………………………………………………………91
Приложение И……………………………………………………………………………92

Файлы: 1 файл

Жизненный сценарий при наркомании.doc

— 997.00 Кб (Скачать)

Высокие значения шкалы  говорят о закрытости, неспособности  или нежелании осознавать и выдавать значимую информацию о себе.

Шкала 2 "самоуверенность" - содержит пункты, задающие представления  о себе как самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать.

Высокие значения шкалы  соответствует высокому самомнению, самоуверенности, говорит об отсутствии внутренней напряженности.

Низкие значения соответствуют  неудовлетворенности собой и  своими возможностями, свидетельствуют о сомнениях в способности вызывать уважение.

Шкала 3 "саморуководство" - отражает представление о том, что  основным источником активности и результатов, касающихся деятельности, так и собственной  личности субъекта, является он сам.

Высокий балл по шкале свидетельствует, что человек отчетливо переживает собственное " Я" как внутренний стержень, интегрирующий к организующий его личность и жизнедеятельность, считает, что его судьба находится в собственных руках; чувствует обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей.

Низкие баллы свидетельствуют  о подвластности Я влиянием обстоятельств, неспособности противостоять судьбе, плохой саморегуляции, размытом фокусе Я, отсутствии тенденций поиска причины  поступков и результатов в себе самом. Данная шкала по содержанию близка к психологической, которую в литературе принято обозначать как локус контроля.

Шкала 4 "зеркальное Я" (отраженное самоотношение) - включает пункты, связанные с ожидаемым  отношением к себе со стороны других людей.

Высокие значения шкалы  соответствуют представлению субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать  в других уважение, симпатию, одобрение  и понимание.

Низкие значения связаны  с ожиданием противоположных  чувств по отношению к себе от другого.

Шкала 5 "самоценность" - отражает эмоциональную оценку себя, своего Я по внутренним интимным критериям  любви, духовности, богатства внутреннего  мира.

Высокие оценки по шкале  отражают заинтересованность в собственном  Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего Я для других.

Низкие баллы по шкале  говорят о переоценке своего духовного  Я, сомнении в ценности собственной  личности, ответственности, граничащей с безразличием к своему Я, потеря интереса к своему внутреннему миру.

Шкала 6 "самопринятие".

Высокий полюс соответствует  дружескому отношению к себе, согласию с самим собой, одобрение своих  планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя таким, каков есть, пусть  даже с некоторыми недостатками.

Низкий полюс свидетельствует  об отсутствии перечисленных качеств - недостаточном самопринятии, что  является важным симптомом внутренней дезадаптацни.

Шкала 7 "самопривязанность".

Высокие значения шкалы  говорят о ригидности Я-концепции, привязанности, нежелание меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Данные переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному Я-образу. В последнем случае тенденция к сохранению такого образа - один из защитных механизмов самосознания.

Низкие значения свидетельствуют  о противоположных тенденциях: желании  что-то в себе изменить, соответствовать  идеальному представлению о себе, неудовлетворенности собой.

Шкала 8 "внутренняя конфликтность".

Высокие значения по данной шкале свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласии с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины. Постоянная неудовлетворенность и споры протекают на фоне неадекватно заниженной самооценки, что приводит к сомнениям в своей способности что-то предпринять или изменить. Чрезмерные самокопания и рефлексия протекают на общем негативном эмоциональном фоне по отношению к себе. Причем конфликтная аутокоммунникация не только не приносит облегчения, но, наоборот, лишь усугубляет негативные эмоции.

Умеренное повышение  значений по шкале говорит о повышенной рефлексии, глубоком проникновении  в себя, осознании своих трудностей, адекватном образе Я и отсутствии вытеснения.

Крайне низкие значения шкалы свидетельствуют об отрицании проблем, закрытости, самодовольстве.

Шкала 9 "самообвинение".

Высокие значения говорят  об интрапунитивности, самообвинении, готовности поставить себе в вину свои неудачи, собственные недостатки. По психологическому содержанию шкала  в целом сходна с предыдущей (8) шкалой. Однако если значение 8-й шкалы характеризуется конфликтностью, связанной с недостатком самоуважения (недооценкой своих возможностей, компетентности, знаний и способностей), то значение 9-й шкалы является индикатором отсутствия симпатии, что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес, несмотря на высокую самооценку собственных качеств.

4. Тест смысложизненных  ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева.

Данная методика представляет собой 20 симметричных шкал-вопросов, состоящих  из пары целостных альтернативных предложений с одинаковым началом (приложение В). Показатели теста включают в себя общий показатель осмысленности жизни (ОЖ), а также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля:

"Цели в жизни". Характеризует целеустремленность, наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

"Процесс жизни или интерес  и эмоциональная насыщенность  жизни". Определяет удовлетворенность своей жизнью в настоящем, восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Содержание этой шкалы совпадает с представлением о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить.

"Результативность жизни или  удовлетворенность самореализацией". Измеряет удовлетворенность прожитой  частью жизни, оценку пройденного  отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна  была прожитая ее часть.

"Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни)". Характеризует представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, контролировать события собственной жизни.

"Локус контроля - жизнь или управляемость жизни". Отражает убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю.

Тест СЖО позволяет, таким образом, оценить "источник" смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

Обработка результатов сводится к  суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (процент или). Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) - полюсу ее отсутствия.

Общий показатель ОЖ - все 20 пунктов.

Субшкала 1 (цели) - 3, 4, 10, 16, 17, 18.

Субшкала 2 (процесс) - 1, 2, 4, 5, 7, 9.

Субшкала З (результат) - 8, 9, 10, 12, 20.

Субшкала 4 (локус контроля - Я) - 1, 15, 16, 19.

Субшкала 5 (локус контроля - жизнь) - 7, 10, 11, 14, 18, 19.

Текст опросника дан в приложении А.

 

5. Методика самооценки психических  состояний (Айзенк).

Методика предназначена  для диагностики таких психических  состояний как: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность (приложение Г).

Обработка результатов  теста

Подсчитывается сумма  баллов за каждую группу вопросов:

I. Вопросы №1-10 - тревожность;

II. Вопросы №11-20 - фрустрация;

III. Вопросы №21-30 - агрессивность;

IV. Вопросы №31-40 - ригидность.

Иинтерпретация результатов  теста

I. Тревожность:

0-7 баллов - тревожность  отсутствует;

8-14 баллов - тревожность  средняя, допустимого уровня;

15-20 баллов - высокая тревожность.

II. Фрустрация:

0-7 баллов - имеете высокую  самооценку, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;

8-14 баллов - средний уровень,  фрустрация имеет место;

15-20 баллов - у вас низкая  самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.

III. Агрессивность:

0-7 баллов - вы спокойны, выдержаны;

8-14 баллов - средний уровень  агрессивности;

15-20 баллов - вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности  при общении и работе с людьми.

IV. Ригидность:

0-7 баллов - ригидности  нет, легкая переключаемость;

8-14 баллов - средний уровень;

15-20 баллов - сильно выраженная  ригидность, неизменность поведения,  убеждений, взглядов, даже если  они расходятся, не соответствуют  реальной обстановке, жизни (Текст  опросника дан в приложении  Б).

 

2.3 Анализ и интерпретация результатов

 

Выявление причастности к употреблению наркотиков у клиентов, обратившихся за юридической помощью  в агентство недвижимости «Виктория» проведено при помощи анализа рисуночного теста.

Отказов от выполнения рисунка  зафиксировано 20 % при исследовании 120 клиентов. У лиц, употребляющих наркотические вещества, психологами отмечена следующая особенность. Если испытуемый не рисует хотя бы один из четырех рисунков, то он вообще ничего не рисует. Поэтому отказ от выполнения рисунка мы интерпретировали как проблемность для испытуемого самой ситуации рисования, а непонимания жизненной ситуации, связанной с рисунком. Именно для наркоманов характерна стратегия бегства от фрустрирующей ситуации.

Поэтому на первом этапе  исследования нами проведено выявление причастности этих лиц к употреблению психоактивных веществ. Опрос родственников практически полностью подтвердил результаты теста. Из группы отказников 16,6 %  (20 человек) действительно принимали наркотические вещества достаточно длительное время. Эти клиенты представили для проведения дальнейшего исследования экспериментальную группу.

Схематическими оказались  20,7 % рисунков. Стремление выполнить  рисунки в виде схемы мы интерпретировали как шизоидные тенденции личности, желание видеть мир согласно собственным логическим рассуждениям, исключая эмоциональный компонент и меньшую субъектную представленность в своих действиях. Исходя из этого, мы сделали предположение на возможную причастность этих клиентов к употреблению наркотических веществ. Схематичное изображение рисунков, по описанию в методике, характерно для категории наркозависимых личностей.  Основной смысл такого изображения является избегание действительности и объясняется  боязнью личностного раскрытия во фруструрующей ситуации.

Рисунки этих испытуемых оказались метафорическими (особенно метафорическими оказались рисунки на тему: «Я и моя семья». Метафоричность рисунка, на наш взгляд, говорит о двух особенностях: во-первых, плохое знание проблемной ситуации, во-вторых, отсутствия ее осмысления. Что давало нам основание предположить, что данные испытуемые, возможно в меньшей степени, но причастны к употреблению психоактивных веществ. Опрос родственников подтвердил, что эти молодые люди эпизодически употребляют наркотические средства.

Поэтому, на основании анализа рисуночных тестов и опроса родственников, испытуемые дифференцированы нами на 2 группы. В 1 группу вошли клиенты, регулярно употребляющие наркотические вещества на протяжении более 5 лет, во 2 группу клиенты, эпизодически употребляющие наркотики от 1 года до 5 лет.

В результате проведения психодиагностического обследования были получены данные о выраженности личностных особенностей и особенностей самосознания испытуемых.

Анализ данных выявил следующее. Профиль факторов Кеттелла в экспериментальной группе отличается от контрольной более высокими показателями замкнутости (шкала А) и подчиненности (шкала Е). Также определены достоверно более низкие показатели по шкале I ("жесткость - чувствительность"). Таким образом, можно утверждать, что с увеличением  стажа употребления наркотических веществ, происходит регрессия  таких значимых черт личности, как общительность, доминантность и чувствительность.

Личностные особенности  респондентов контрольной группы имели  значительное преимущество, относительно экспериментальной группы по факторам G ("нормативность") и Q3 ("самоконтроль"), L ("доверчивость - подозрительность") и Q4 ("расслабленность - напряженность". Таким образом, средние показатели по этим факторам у испытуемых контрольной группы имеют достоверно большие значения, чем результаты испытуемых с большим стажем употребления наркотиков. Как показало исследование, начинающие наркоманы отличаются  большей общительностью, высокой нормативностью поведения, доверчивостью и низкой напряженностью относительно наркоманов со стажем (Результаты даны в приложении Д, таблица 1).

Информация о работе Психологическая деградация личности наркомана