Психологическая деградация личности наркомана

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 07:08, дипломная работа

Краткое описание

Впервые теория жизненного сценария была разработана Эриком Берном. Берн в своих работах определял сценарий как «бессознательный жизненный план»1. На решение о выборе жизненного сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и личностные качества человека. Столкновение личности с обстоятельствами, препятствующими реализации в жизни ее глубинных, базисных тенденций, обусловливает предрасположенность к злоупотреблению наркотиками.

Оглавление

Введение..............................................................................................................................3
1 Жизненный сценарий наркозависимой личности как предмет
психологического исследования………………………………………………………..6
Проблема наркомании в психологии……………………………………………......6
Социальная деградация личности наркоманов…………………………………....10
Психическая трансформация личности наркомана……………………………….14
Личностные психологические факторы,
влияющие на приобщение к наркотикам………………………………………….17
1.5 Формирование жизненного сценария и жизненной позиции…………………….24
2 Исследование изменений психологической направленности жизненного сценария наркозависимой личности……………………………………………………………….29
2.1 Теоретический анализ методов исследования …………………………………….29
2.2 Объект и методы исследования …………………………………………………....34
2.3 Анализ и интерпретация результатов………………………………………………44
Заключение ………………………………………………………………………………53
Глоссарий………………………………………………………………………………...56
Список использованных источников…………………………………………………...63
Приложение А……………………………………………………………………………66
Приложение Б……………………………………………………………………………76
Приложение В……………………………………………………………………………82
Приложение Г……………………………………………………………………………84
Приложение Д……………………………………………………………………………85
Приложение Е……………………………………………………………………………8
Приложение Ж…………………………………………………………………………...90
Приложение З……………………………………………………………………………91
Приложение И……………………………………………………………………………92

Файлы: 1 файл

Жизненный сценарий при наркомании.doc

— 997.00 Кб (Скачать)

Мотивы здравого смысла - это рационально-логические (конвенциональные, или, по психологическому механизму, - левополушарные) мотивы. Эмоциональные мотивы - это импульсивные, нередко логически необоснованные (по механизму – правополушарные), мотивы, встречающиеся при желании: повысить степень привлекательности среди круга близкого общения (с целью сохранить внимание близких) и для расширения круга общения среди ранее незнакомых лиц (с целью выделиться из "массы", привлечь внимание окружающих, вызвать их восхищение); быть принятым в определенной среде (это мотивы самоутверждения и престижа, моды и уподобления, зависти и конкуренции); удовлетворить любопытство (одновременно – потребность в информированности); почувствовать себя комфортно физически и психологически (эмоционально), т.е. преодолеть внутренние комплексы (страх, неуверенность в себе, заниженную самооценку).

Смешанные мотивы сочетают элементы рациональности и иррациональности, при этом эмоциональные импульсы трансформируются в сознании в рациональные мотивы. Мотивы подобного рода включают эстетические направления, следование традициям, творчество (трансформированный инстинкт созидания) и просто страсть к приобретательству (стяжательский инстинкт, "вещизм").

Личностные расстройства существенно затрудняют проведение психотерапевтических и реабилитационных мероприятий, так как чаще всего пациенты некритичны к своему состоянию. Выработка мотивации наркологического больного к получению специализированной помощи после купирования абстинентного состояния является трудной, но необходимой целью терапевтического вмешательства. Следует концентрировать усилия врача, психолога, психотерапевта на формирование у пациента устойчивой мотивации на полный отказ от привычного психоактивного вещества и крайне настороженного отношения к употреблению других ПАВ, способных замещать привычный наркотик. Терапевтические воздействия должны быть подобраны индивидуально для каждого пациента и учитывать его состояние, личностные особенности, социальный опыт, а также желание больного участвовать в тех или иных видах и формах психотерапии. Добровольность участия наркологического больного в предложенных ему программах, возможность выбора специалистов, которые будут оказывать ему помощь, может существенно повлиять на эффективность психотерапевтических и реабилитационных мероприятий 21.

 

1.4 Личностные психологические факторы, влияющие на приобщение к наркотикам

 

В психологии была предпринята  попытка построения "специфического профиля" личности предрасположенной  к употреблению наркотических веществ. Предпринятые в этом направлении исследования весьма противоречивы. Считается что наиболее уязвимым является подростковый возраст, характеризующийся как кризисный, а следовательно, уязвимый как со стороны физиологии, так и со стороны социальных факторов, в частности, семьи, школы, молодежной субкультуры. Проблемы в общении, нестабильность самооценки, самонеорганизованность, неоформленность, высокая подверженность стрессам, а также высокая степень склонности к различным экспериментам (как способу поиска чего-то "своего"), стремление быть принятым какой-либо социальной группой - все это является фоном, повышающим вероятность употребления психоактивных веществ.

Анализ существующей литературы не дает точного ответа на вопрос о том, какие именно особенности  личности можно считать факторами риска в приобщении к употреблению наркотических веществ. Среди психологических факторов, создающих условия для злоупотребления психоактивными веществами, большое значение имеет неблагополучие в семье. Кроме этого, многие исследования показывают, что большое наркоманов воспитываются в неполных семьях. Неблагополучие в семье служит фоном, который чаще всего подталкивает человека к участию в асоциальных компаниях, особенно при некоторых типах акцентуаций характера.

П.Б. Ганнушкин 22 считает, что конституциональная предрасположенность к наркозависимости наиболее характерна эпилептоидным, неустойчивым, циклоидным и истероидным типам акцентуаций. Было выявлено, что риск злоупотребления наиболее высок для эпилептоидного и истероидного типа акцентуаций. Гипертимы проявляют интерес к галлюциногенам и ингаляторам, которые способны вызывать яркие, красочные образы. Кроме того, им также свойственно стремление "все попробовать". Люди с истероидной акцентуацией предпочитают приятное состояние или успокоение, вызываемое транквилизаторами. При шизоидном типе наблюдается тенденция к употреблению опийных препаратов, то есть желание вызвать у себя эмоционально приятное состояние.

Но большинство авторов  пришло к выводу о том, что риск нарко- и токсикомании наиболее характерен для дюдей с эпилептоидной, неустойчивой и гипертимной акцентуацией. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что в большинстве случаев выявление людей, злоупотребляющих психоактивными веществами, происходит поздно, когда их поведение уже характеризуется патохарактерологическими реакциями.

Это обстоятельство ставит под сомнение достоверность данных о том, что акцентуации характера  являются факторам предрасположенности  к наркомании, поскольку причинно-следственная связь может быть и прямой, и обратной: акцентуанты имеют больший риск начать употреблять наркотики, но и употребление наркотиков также ведет к существенным нарушениям в поведении и изменениям характера.

С.П. Генайло 23, проведя клиническое обследование, установил, что наркомания формируется преимущественно в подростковом возрасте у лиц с выраженными тенденциями к самоутверждению и немедленному выполнению своих претензий. В то же время, это люди со сниженной способностью к длительной, целенаправленной деятельности, раздражительностью, склонностью к избыточному фантазированию, демонстративному проявлению чувств, подражанию и лжи. Это дало автору основание предположить у них нарушение равновесия между потребностями и возможностями. И это, в свою очередь, приводит к снижению социальной адаптации и способствует формированию асоциальных форм поведения.

Таким образом, согласно предположению С.П. Генейло, фактором, повышающим риск наркотизации, является высокий уровень напряженности  потребностей и низкий уровень возможности  их удовлетворения. К сожалению, остается неясным качественное содержание потребностей, фрустрация которых повышает риск приобщения к наркотикам. Отметим также еще одно очень важное обстоятельство. Для значительного числа исследований причин наркотизации характерно традиционное понимание поведения человека как процесса, направленного на удовлетворение потребности или нескольких потребностей. Обнаружение потребности или класса потребностей, неудовлетворение которых выступало бы как специфическая предпосылка наркотизации означало бы, во-первых, наличие в наркомании телеологического основания, а, во-вторых, возможность построения результирующей терапии. Однако, как показывают научные исследования и анализ клинической практики, наркомания не имеет ни общего телеологического основания, ни результирующей терапии 24.

Мы можем предположить, что ответ на вопрос о том, что  представляет собой класс потребностей, которые лежат в основе формирования психической зависимости, отсутствует  до сих пор именно потому, что  причины наркотизации связаны с иным, нежели потребности и потребностные состояния, психическими явлениями.

Возможно, что решающим условием формирования психической  зависимости является переживание  могу, т.е. переживание избыточности возможностей удовлетворения потребностей, а ни сами неудовлетворенные потребности как таковые 25. Переживание "могу" принципиально отличается от переживаний, связанных с тем, что я что-то не могу. Могу - это избыток, переживания, которых близко к тому, что С.Л. Рубинштейн обозначал термином "интерес", а В.А. Петровский обозначает термином "устремление". Есть некие "я могу": я могу потребовать (наркотик), я могу это взять, я могу это употребить в компании друзей. "Я могу" характеризуется субъективным ощущением преодоления помех: мне ничего не мешает это сделать. А дальше возникает ощущение грандиозных возможностей - разрешения генерализованной неудовлетворенности

Стремление субъекта воспользоваться нарастающими возможностями - это не совсем то, что в психологии называют термином "потребность", это иной вид побуждения. Разницу между побуждениями, основанными на деффицитарности (потребности) и побуждениями, порожденными переживаниями избыточности, рассмотрим на следующем примере. Аффективная потребность, т.е. потребность быть принятым в группе - это дефицитарность, это отсутствие субъективного переживания принятости другими, значительности для других, нужности им и т.п. Наличие такой потребности нередко подталкивает субъекта к употреблению наркотиков как способа завоевания симпатии группы.

В свою очередь, побуждения, основанные на избыточности (устремления), возникают тогда, когда субъект переживает ощущение свободы, а именно, свободы воспользоваться своими возможностями, что подталкивает его вперед, за пределы его поведении. Примером такого рода состояний является бравада, порой увлекающая субъекта далеко за рамки того поведения, которое было бы сообразно с его потребностями. В браваде субъект переживает и пользуется избытком своих возможностей: я чувствую себя смелым, рискующим, не ограниченным. Такое переживание "могу", побуждение активности субъекта в какой-либо сфере отношений или деятельности снижает, а то и вовсе снимает остроту переживаний "не могу" во всех других сферах отношений и деятельности. Возможно, поэтому наркотик и становится практически универсальным средством решения жизненных проблем.

Таким образом, в анализе  развития психической зависимости  мы вынуждены обращаться и к категории "потребность", и к категории "могу", которая обозначает избыточность возможностей и действует как  побуждающая сила.

Значительный интерес  представляют собой работы, посвященные  исследованию черт, свойственных людям, злоупотребляющим наркотиками и  алкоголем. К ним можно отнести:

· слабое развитие самоконтроля и самодисциплины;

· эмоциональная незрелость;

· низкая устойчивость к всевозможным воздействиям и неумение прогнозировать последствия действий и преодолевать трудности;

· деформированная система  ценностей;

· склонность неадекватно  реагировать на фрустрирующие обстоятельства, неумение найти продуктивный выход  из трудной психотравмирующей ситуации;

· болезненная впечатлительность, обидчивость;

· неспособность адекватно  воспринимать ситуации, связанные с  необходимостью преодоления жизненных  трудностей, налаживания отношений  с окружающими и регуляции  своего поведения.

Н.Ю. Максимова 26 предполагает, что актуализации психологической готовности человека к употреблению наркотических веществ, способствуют следующие причины:

· неспособность к  продуктивному выходу из ситуации затрудненности удовлетворения актуальных, жизненно важных потребностей;

· несформированность и  неэффективность способов психологической  защиты, позволяющей хотя бы на время  снять эмоциональное напряжение;

· наличие психотравмирующей  ситуации, из которой человек не может найти выхода.

Таким образом, личность человека оказывается беспомощным перед захлестывающими его отрицательными состояниями и прибегает к изменению своего состояния химическим путем. Наркоман, употребляя наркотики, нанося себе вред, "попадает под контроль схемы с неподходящим способом подкрепления - наркотическим веществом". Наркотик помогает неуверенному и боязливому человеку освободиться от страха и неуверенности.

Отмечается, что в результате развития наркотической зависимости  личность начинает изменяться. Внутренние конфликты обостряются, а слабая психическая адаптация становится все более очевидной. В работах Н.С. Курека 27выявлены особенности эмоциональной активности наркозависимых: снижение адекватности восприятия эмоций у другого человека по мимике, жестам и позам, нормальный или повышенный уровень эмоциональной экспрессии; нивелировка половых различий в эмоциональной сфере между юношами и девушкам.

Таким образом, отмечается не только нарушение эмоциональной  сферы наркозависимых, но, что особенно важно с точки зрения изучения социального поведения наркоманов, нарушения в выражении и распознавании эмоций.

Особую роль в приобщении к наркотикам играет неформальная группа. Она имеет сильное влияние  на личность человека, особенно велико ее влияние на подростка. По мере взросления каждого человека, система его взаимоотношений со сверстниками оказывает возрастающее влияние на его поведение и установки.

Популярность ребенка  в группе связана с рядом его  индивидуальных особенностей: уровень  интеллектуального развития; приятный внешний вид; живость в общении; способность к установлению дружеских контактов; успешность в тех или иных видах деятельности, которые наиболее значимы для членов группы. Непопулярность и социальная отвергнутость ребенка могут быть предвестниками отклоняющегося поведения и психических нарушений и как следствие предрасположенности к приему наркотических веществ. Поэтому, по мнению М.А. Алемаскина школа как социальный институт тоже может являться фактором риска приобщения к наркотикам.

Существенный интерес  с точки зрения анализа причин наркотизации представляет вопрос об устойчивости поведения человека. Высказываются полярные точки зрения о детерминации поведения человека с устойчивыми характерологическими особенностями, с одной стороны, и ситуативными факторами - с другой.

По мнению ряда авторов, исследующих проблему наркомании, продуктивным является подход, основанный на использовании принципа дополнительности взаимодействия трансситуативных и ситуативных факторов, причем в большинстве случаев детерминирующими являются личностные, а ситуативные факторы играют роль модулятора (определяя вариативность проявления личностных факторов). В некоторых случаях иерархия факторов может меняться. Преувеличение роли ситуативных факторов в поведении (как это делают сторонники бихевиорального направления) может приводить к особо негативным последствиям именно при теоретической и практической оценках наркомании. Рассмотрение ситуативных факторов в качестве детерминант приводит к освобождению от ответственности личности за свое поведение.

Информация о работе Психологическая деградация личности наркомана