Психологическая деградация личности наркомана

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 07:08, дипломная работа

Краткое описание

Впервые теория жизненного сценария была разработана Эриком Берном. Берн в своих работах определял сценарий как «бессознательный жизненный план»1. На решение о выборе жизненного сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и личностные качества человека. Столкновение личности с обстоятельствами, препятствующими реализации в жизни ее глубинных, базисных тенденций, обусловливает предрасположенность к злоупотреблению наркотиками.

Оглавление

Введение..............................................................................................................................3
1 Жизненный сценарий наркозависимой личности как предмет
психологического исследования………………………………………………………..6
Проблема наркомании в психологии……………………………………………......6
Социальная деградация личности наркоманов…………………………………....10
Психическая трансформация личности наркомана……………………………….14
Личностные психологические факторы,
влияющие на приобщение к наркотикам………………………………………….17
1.5 Формирование жизненного сценария и жизненной позиции…………………….24
2 Исследование изменений психологической направленности жизненного сценария наркозависимой личности……………………………………………………………….29
2.1 Теоретический анализ методов исследования …………………………………….29
2.2 Объект и методы исследования …………………………………………………....34
2.3 Анализ и интерпретация результатов………………………………………………44
Заключение ………………………………………………………………………………53
Глоссарий………………………………………………………………………………...56
Список использованных источников…………………………………………………...63
Приложение А……………………………………………………………………………66
Приложение Б……………………………………………………………………………76
Приложение В……………………………………………………………………………82
Приложение Г……………………………………………………………………………84
Приложение Д……………………………………………………………………………85
Приложение Е……………………………………………………………………………8
Приложение Ж…………………………………………………………………………...90
Приложение З……………………………………………………………………………91
Приложение И……………………………………………………………………………92

Файлы: 1 файл

Жизненный сценарий при наркомании.doc

— 997.00 Кб (Скачать)

Оценки Н+  характерны для человека нечувствительного  к угрозам, смелого, решительного, имеющего тягу к риску и острым ощущениям. Такой человек не теряется при  столкновении с нестандартными ситуациями и быстро забывает о неудачах, не делая необходимых выводов. Кроме этого, такая личность не испытывает трудности в общении, легко вступает в контакты, любит часто находиться на виду, не стесняется публичных выступлений.

Оценки Н-  характерны для человека, который обладает сверхчувствительной нервной системой и остро реагирует на любую угрозу. Такие люди зачастую робки, застенчивы, не уверены в своих силах, часто терзаются чувством собственной неполноценности. Человек с низким значением по фактору Н, как правило, меду сдержан в выражении своих чувств, предпочитает иметь одного-двух близких друзей, проявляет заботу и внимание к окружающим, но не может поддерживать широкие контакты.

Оценки I+ характерны для человека, отличающегося мягкостью утонченностью, образностью, художёственным восприятием мира. Такой человек зачастую обладает богатым воображением, тонким эстетическим вкусом и действует, ориентируясь на собственную интуицию. Он не любит «грубых» людей и «грубую» работу, но обожает путешествия и новые впечатления. Для него типичны тревожность и беспокойство по поводу состояния здоровья, снисходительность к себе другим, зависимость и потребность в любви, внимании и помощи со стороны других людей.

Оценки I- характерны для человека, который отличается мужественностью, стойкостью, практичностью в делах и реализмом в оценках. В жизни такой человек опирается на здравый смысл и логику, больше доверяет рассудку, чем чувствам, интуиции предпочитает расчет, психические травмы преодолевает за счет рационализации. Подобные люди независимы, придерживаются собственной точки зрения, склонны принимать на себя ответственность (табл. 8.10).

Таблица 8.10. Фактор I.

Оценки 0+ характерны для человека тревожного, подавленного, озабоченного,  с пониженным настроением, легко плачущего. Такой человек склонен к печальным размышлениям в одиночестве, легко подвержен различным страхам и тяжело переживает любые жизненные неудачи. Он не верит в себя, склонен к самоупрекам, недооценивает свои возможности, знания, способности. Для него характерны развитое чувство долга, подверженность чужому влиянию, зависимость настроения и поведения от одобрения или неодобрения со стороны окружающих. В обществе подобный человек чувствует себя неуютно и неуверенно, держится скромно и обособленно.

Оценки 0-  характерны для человека веселого, бодрого, жизнерадостного. Он может легко переживать жизненные неудачи, верит в себя, не пред- расположен к страхам, самоупрекам и раскаиванию, слабо чувствителен к оценкам окружающих.

Таблица 8.11.Фактор О

Оценки Q3+  свидетельствуют об организованности, умении хорошо контролировать cвои эмоции и поведение. Такие личности способны эффективно управлять своей энергией и умеют хорошо планировать свою жизнь.

Они думают, прежде чем  действовать, упорно преодолевают препятствия, не останавливаются при столкновении с трудными проблемами, склонны доводить начатое до конца и не дают обещания, которые не могут выполнить. Подобные люди хорошо осознают социальные требования и заботятся о своей общественной репутации.

Оценки Q3-  характерны для слабовольных и обладающих плохим самоконтролем людей. Такие люди слабо способны придать своей энергии конструктивное направление и не расточать ее. Они не умеют организовывать свое время и порядок выполнения дел. Как правило, подобные люди не остаются долго на одной работе и в силу этого не достигают мастерства и не идентифицируют себя с профессиональной деятельностью (табл. 8.12).

Таблица В 

Фактор О

ОценкиQ4 + характерны для человека, у которого выражен классический невроз тревожности. Подобные люди постоянно находятся в состоянии возбуждения, с большим трудом успокаиваются, чувствуют себя разбитыми, усталыми и не могут оставаться без дела даже в обстановке, способствующей отдыху. Для таких людей характерны эмоциональная неустойчивость с преобладанием пониженного настроения, раздражительность, проблемы со сном, негативное отношение к критике.

Оценки Q4-  характерны для людей, которые отличаются расслабленностью, отсутствием сильных побуждений и желаний. Такие люди невозмутимы, спокойно относятся и к удачам, и к неудачам, находят удовлетворение в любом положении дел и не стремятся к достижениям и переменам (табл. 8.13).’

Таблица 8.13. Фактор

 

Инструкция. Вашему вниманию предлагается ряд утверждений, которые объединены в пары. Из каждой пары вам необходимо выбрать одно, которое наиболее характерно для вас, и отметить его знаком «+» в соответствующей графе в листке для ответов рядом с нужным номером ответа. При этом, если из двух утверждений вы выбрали первое, то знак «+» будет в левой графе, если второе, то знак «+» будет в правой графе. В некоторых случаях вам придется сделать выбор одного из трех отвётов и написать этот ответ нужным словом, числом или буквой у соответствующего номера.

Основные правила:

а) отвечать честно;

б) отвечать быстро;

в) не пропускать номера вопросника.

Младшим школьникам (1—З-го классов) текст вопросника зачитывается мальчикам и девочкам отдельно, но можно использовать один общий опросник, изменяя в нужных случаях формулировки утверждений  (для мальчиков и девочек).

  1. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым  предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками  уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровент развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Инструкция. «Любой человек  оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий.

Они обозначаются:

здоровье;

ум, способности;

характер;

авторитет у сверстников;

умение много делать своими руками, умелые руки;

внешность;

уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя».

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина – едва заметной точкой.

Методика может проводиться  как фронтально – с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.

Задание.

Далее изображено семь линий, длина каждой – 100 мм, с указанием  верхней, нижней точек и середины шкалы.

Порядок проведения.

Методика может проводиться  как фронтально – с целым классом  или группой учащихся, - так и индивидуально. При фронтальной работе надо проверить, как каждый из учащихся заполнил первую шкалу: пройдя по классу, посмотреть, правильно ли используются предложенные значки, ответить на вопросы школьников. После этого учащиеся работают самостоятельно, и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции длится обычно 10-12 мин.

Целесообразно наблюдать, как разные школьники выполняют  задание: сильное возбуждение, демонстративные  высказывания о том, что работа «глупая», «я это не способен», отказ выполнять  задание, стремление задать экспериментатору дополнительные вопросы, привлечь его внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень медленное выполнение ( с разницей не менее 5 мин.). Все это служит полезной дополнительной информацией при интерпретации результатов.

Обработка результатов:

 Обработка проводится  по шести шкалам ( первая, тренировочная – «здоровье» - не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику ( например, 54 мм=54 баллам).

По каждой из шести шкал определить:

Уровень притязаний –  расстояние  в мм от нижней точки  шкалы («0») до знака «х»;

Высоту самооценки –  от «0» до знака «-»;

Значение расхождения  между уровнем притязаний и самооценкой  – расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

Рассчитать среднюю  величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести  шкалам.

Уровень притязаний.

Норму, реалистический уровень  притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он- индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки.

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о  завышенной самооценке и указывает  на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может  подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

 

Методика исследования самоотношения (Пантилеев С.Р., Столлин  В. В.).

 

Инструкция: Вам предлагается ответить на вопросы (в форме возможных  утверждений) об особенностях Вашего характера, привычках, интересах и т.п.

На эти вопросы не может быть "правильных" или "неправильных" ответов т.к. каждый человек имеет  право на свою собственную точку  зрения. Для того, чтобы полученные на основании Ваших ответов результаты оказались наиболее информативными и плодотворными для конкретизации собственного представления о себе, Вам нужно постараться выбрать наиболее точные и правильные ответы. Отвечая, помните простые правила:

Вопросы составлены так, что особого времени на обдумывание  не требуется. Давайте первым ответ, который придет Вам в голову (как правило, он оказывается наиболее естественным). Конечно, вопросы слишком коротки, чтобы в них содержались все необходимые подробности. Поэтому отвечайте, представляя себе самые типичные ситуации, не задумываясь над деталями.

Возможно, некоторые вопросы  Вам трудно отнести к себе. В  таком случае постарайтесь дать наилучший  предположительный ответ.

Помните, что - плохих ответов  быть не может. Не пытайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое собственное мнение.

Читайте последовательно  каждое из приведенных выше утверждений  и решайте, верно оно по отношению  к Вам или неверно и ставьте  в бланк ответов 2 крестик или  галочку соответственно в столбец "ДА" или "НЕТ".

Тестовый материал

  1. .К чужим проблемам я всегда отношусь с тем же пониманием, что и к своим.
  2. У меня нередко возникает чувство, что то, о чем я с собой мысленно разговариваю, мне неприятно.
  3. Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией.
  4. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни это не противиться своей судьбе.
  5. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.
  6. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.
  7. Я не способен причинять душевную боль самым родным и любимым мною людям.
  8. Я считаю, что не грех пожалеть иногда самого себя.
  9. Совершив какой-то промах, я часто не могу понять, как мне могло прийти в голову, что из задуманного могло получиться что-то хорошее.
  10. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.
  11. В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызвать у других острую неприязнь.
  12. Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки.
  13. Я не могу быть для любимого человека интересным длительное время.
  14. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.
  15. Мой внутренний голос редко подсказывает мне то, с чем бы я в конце концов не согласился.
  16. Многие мои знакомые не принимают меня всерьез.
  17. Бывало и не раз, что я сам остро ненавидел себя.
  18. Мне очень мешает недостаток энергии, волн и целеустремленности.
  19. В моей жизни возникали такие обстоятельства, когда я шел на сделку с собственной совестью.
  20. Иногда я сам себя плохо понимаю.
  21. Порой бывает мучительно больно общаться с самим собой.
  22. Думаю, что без труда смог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.
  23. Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.
  24. Иногда я сомневаюсь, можно ли любить меня по-настоящему.
  25. Нередко мои споры с самим собой обрываются мыслью, что все равно выйдет не так, как я решил.
  26. Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским.
  27. Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе.
  28. Часто я не без издевки подшучиваю над собой.
  29. Если бы мое второе Я существовало, то для меня это был бы довольно скучный партнер в общении.
  30. Мне представляется, что я сложился как личность и поэтому не трачу много сил на то, чтобы в чем-то стать другим.
  31. В целом меня устраивает то, какой я есть.
  32. К сожалению, слишком многие не разделяют моих взглядов на жизнь.
  33. Я вполне могу сказать, что уважаю себя.
  34. Я думаю, что имею умного и надежного советчика в своем лице.
  35. Сам у себя я довольно часто вызываю раздражение.
  36. Я часто, но довольно безуспешно, пытаюсь в себе что-то изменить.
  37. Я думаю, что моя личность гораздо интереснее и богаче, чем это может показаться на первый взгляд.
  38. Мои достоинства более значительны, чем недостатки.
  39. Я редко остаюсь непонятным в самом важном для меня.
  40. Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.
  41. Ко всему, что со мной случается, я приложил старание.
  42. Если я спорю с собой, то уверен, что найду единственно правильное решение.
  43. Когда со мной случаются неприятности, я говорю: "И поделом тебе!".
  44. Я не считаю, что достаточно интересен духовно для того, чтобы быть притягательным для многих людей.
  45. У меня нередко возникает сомнение: таков ли я на самом деле, каким себе кажусь.
  46. Я не способен на измену даже в мыслях.
  47. Чаще всего я думаю о себе с дружеской иронией.
  48. Мне кажется, что мало кто может подумать обо мне плохо.
  49. Уверен, что на меня можно положиться в самых ответственных делах.
  50. Я могу сказать, что в целом контролирую свою судьбу.
  51. Я никогда не выдаю чужие мысли за свои.
  52. Каким бы я ни казался окружающим, я-то знаю, что в глубине души я лучше, чем большинство других.
  53. Я хотел бы оставаться таким, какой есть.
  54. Я всегда рад критике в свой адрес, если она обоснована и справедлива.
  55. Мне кажется, что если бы таких людей, как я, было больше, то жизнь изменилась бы в лучшую сторону.
  56. Мое мнение имеет достаточный вес в глазах окружающих.

Информация о работе Психологическая деградация личности наркомана