Психологическая деградация личности наркомана

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 07:08, дипломная работа

Краткое описание

Впервые теория жизненного сценария была разработана Эриком Берном. Берн в своих работах определял сценарий как «бессознательный жизненный план»1. На решение о выборе жизненного сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и личностные качества человека. Столкновение личности с обстоятельствами, препятствующими реализации в жизни ее глубинных, базисных тенденций, обусловливает предрасположенность к злоупотреблению наркотиками.

Оглавление

Введение..............................................................................................................................3
1 Жизненный сценарий наркозависимой личности как предмет
психологического исследования………………………………………………………..6
Проблема наркомании в психологии……………………………………………......6
Социальная деградация личности наркоманов…………………………………....10
Психическая трансформация личности наркомана……………………………….14
Личностные психологические факторы,
влияющие на приобщение к наркотикам………………………………………….17
1.5 Формирование жизненного сценария и жизненной позиции…………………….24
2 Исследование изменений психологической направленности жизненного сценария наркозависимой личности……………………………………………………………….29
2.1 Теоретический анализ методов исследования …………………………………….29
2.2 Объект и методы исследования …………………………………………………....34
2.3 Анализ и интерпретация результатов………………………………………………44
Заключение ………………………………………………………………………………53
Глоссарий………………………………………………………………………………...56
Список использованных источников…………………………………………………...63
Приложение А……………………………………………………………………………66
Приложение Б……………………………………………………………………………76
Приложение В……………………………………………………………………………82
Приложение Г……………………………………………………………………………84
Приложение Д……………………………………………………………………………85
Приложение Е……………………………………………………………………………8
Приложение Ж…………………………………………………………………………...90
Приложение З……………………………………………………………………………91
Приложение И……………………………………………………………………………92

Файлы: 1 файл

Жизненный сценарий при наркомании.doc

— 997.00 Кб (Скачать)

Очевидно, какие-то личностные особенности являются более устойчивыми  и к ним применимо первое объяснение (это, например, показатели самоотношения, заниженная самооценка), то есть можно  считать, именно заниженная самооценка, отсутствие интереса к своему Я ведут к формированию наркозависимости. В то же время, такие личностные особенности как снижение осмысленность жизни, скорее всего, являются следствием приема наркотиков и могут развиваться как раз в связи с формированием наркозависимости. Более детальное решение этой проблемы требует дальнейших исследований.

В практической части  работы нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли  участие две группы испытуемых. По специально подобранным психодиагностическим методикам мы провели диагностику личностных особенностей и самосознания испытуемых, а затем провели их сравнение при помощи методов математической статистики.

Полученные результаты однозначно свидетельствуют о регрессии  личностных качеств и самосознания. Поэтому для достижения цели нашего исследования нужно выяснить, как связаны личностные особенности наркозависимых с возрастом и стажем употребления наркотиков. Для решения этой задачи мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена. (Результаты статистического сравнения приведены в приложении И).

Оказалось, что с возрастом  у наркозависимых достоверно ниже становится уровень самоконтроля (Q3). То есть, чем  меньше стаж употребления наркотиков, тем в большей степени будут  выражены такие черты как целенаправленность, воля, умение контролировать свои эмоции и поведение. Хотя достоверной зависимости этого фактора со стажем приема наркотиков не выявлено.

- чем больше стаж  приема наркотиков у наркозависимых, тем в большей степени у  них выражены черты радикализма (Q1), которые проявляются в неадекватном свободомыслии, экспериментаторстве, восприимчивости к переменам, и новым идеям, недоверии к авторитетам и отказе принимать что-либо на веру. Чем больше стаж приема наркотиков у наркозависимых, тем в меньшей степени у них выражены черты нонконформизма (выше конформизма) - (Q2), то есть нарастает зависимость от мнения и требований группы, социабельность, следование за общественным мнением, стремление работать и принимать решения вместе с другими людьми, низкая самостоятельность, ориентация на социальное одобрение.

Исследования, проведенные  на группах с разным стажем употребления психоактивных веществ позволили  в целом определить динамику психологического сценария жизни наркозависимой личности.

 

 

Глоссарий

 

Понятие

Определение

Абстине́нция 

состояние, возникающее  в результате внезапного прекращения  приема (введения) веществ, вызвавших  токсикоманическую зависимость, или  после введения их антагонистов; характеризуется  психическими, вегетативно-соматическими  и неврологическими расстройствами; клиническая картина и течение А. зависят от типа вещества, дозы и продолжительности его употребления.

Атарактический мотив приобщения к наркотику

снятие внутреннего  напряжения

Аффект 

стремительно  и бурно протекающая, наиболее сильная эмоция взрывного свойства, неподконтрольная сознанию (сужение объема сознания)

Базовые человеческие ценности

это те, которые представляют универсальные потребности человеческого существования (биологические потребности, необходимость координации социального взаимодействия и требования функционирования группы)

Биологические изменения 

проявляются в нарушении  функционирования нервной системы  и жизненно важных внутренних органов.

Внешняя мотивация 

мотивация, не связанная  с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация 

мотивация, связанная  не с внешними обстоятельствами, а  с самим содержанием деятельности.

Внешние факторы

к внешним  факторам можно отнести элементы микросреды (группы членства, референтные группы и их ценности) и макросреды (традиционная система общечеловеческих ценностей, социальных ролей, социальные институты и т. д.)

Внутренние  факторы

к внутренним факторам можно отнести возраст, пол, особенности темперамента, задатки, способности, ведущие внутрисубъектные потребности, уровень развития самосознания»

Депре́ссия 

это психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной  триадой»: снижением настроения и  утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.), двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или иными психотропными веществами.

Жизненный сценарий

бессознательный жизненный  план

Инструментальные ценности

это убеждения в том, что определенный образ действий (например,  честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях

Интрапунитивность 

 

тенденция в ситуации фрустрации реагировать недовольством, гневом, направленным на самого себя

Инфантилизм

Сохранение во взрослом состоянии человека черт характера, свойственных детям и подросткам

Жизненный план

явление  одновременно  социального  и жизненного порядка, связанное с вопросами  самоопределения: профессионального   (кем быть?) и морального (каким быть?) 

Жизненный путь

история индивидуального  развития личности

Жизненный стиль

уникальный  способ, выбранный  каждым человеком для следования своей жизненной цели, интегрированный  стиль приспособлениия к жизни и взаимодействие с жизнью

Жизненная стратегия

соотнесение своих личных способностей, статусных, возрастных и индивидуальных особенностей и притязаний с требованиями общества

Компульсивная зависимость 

неодолимое стремление к наркотизации, стремление получить наркотик, определяет поведение, поступки больных

Кризис 

естественное, природосообразное (возрастной и экзистенциальный) или неприродосообразное (антропогенное, техногенное, социогенное) препятствие на жизненном пути. 

Личностный кризис 

психологическое состояние максимальной дезинтеграции  и дезадаптации личности, выражающееся в потере основных жизненных ориентиров в виде ценностей, базовой мотивации, поведенческих паттернов, что приводит к социально-психологической дезадаптации индивида в социуме. 

Мотив

(по Л.Д.Столяренко)- это  побуждение к совершению поведенческого акта, порождённое системой потребностей человека и в разной степени им осознаваемое или неосознаваемое вообще. В процессе реализация поведения, мотивы, будучи динамическими образованьями, могут трансформироваться (изменяться) на всех этапах совершения поступка, в результате он происходит согласно не изначальной, а преобразованной мотивации.

Мотивация 

это совокупность побуждающих  факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

Настроение 

относительно, слабо выраженное состояние, захватывающее в течении  некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности, поведении  человека.

Наркотическая зависимость 

это тяжелое заболевание, которое начинается со случайного (или под влиянием, давлением) приема наркотика с последующим формированием систематического его употребления и развитием непреодолимого влечения к постоянному его приему

Потребности

субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо.

Психологические нарушения 

проявляются в виде осознанной или неосознанной потребности в  употреблении наркотика для снятия психологического напряжения. Происходит нарушение внимания, памяти, способности думать, принимать новую информацию.

Психическая зависимость

постоянные мысли о  наркотике, которые сопровождаются подъемом настроения, оживлением в  предвкушении его приема, подавленностью, неудовлетворенностью

Ремиссия

период нормализации состояния

Саморегуляция

обеспечение самоорганизации  различных видов психической  активности человека.

Созависимость

модификация естественных реакций членов социальной общности обусловленная присутствием наркозависимого  индивида, либо актуализацией его образа в их сознании.

Созависимость

это зависимость  близких наркомана от тех изменений, которые происходят в их состоянии  и поведении и как только в  их сознании актуализируется образ  наркомана.

Субличность

«как будто  два разных человека (две личности) существовуют в одном теле».

Сценарий 

план жизненного пути

Социализация

процесс включения индивида в социальные отношения, в результате которого он усваивает и активно воспроизводит социальный опыт

Терминальные ценности

это убеждения в том, что определенные конечные цели индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживают того, чтобы к ним стремиться

Толерантность 

состояние адаптации  к наркотическим или другим психоактивным  веществам, характеризующееся уменьшенной реакцией на введение того же количества наркотика, когда для достижения прежнего эффекта требуется более высокая доза препарата.

Фрустрация

 

Эмоциональная возбудимость 

быстрота эмоционального «включения» – повышается, например, у наркоманов, больных атеросклерозом, неврозами, гипертериозом. Сочетание избыточной возбудимости и недостатка торможения формирует импульсивность.

Эмоциональные мотивы 

это импульсивные, нередко  логически необоснованные (по механизму  – правополушарные), мотивы

Эмоциональная лабильность  

патологически неустойчивое настроение, которое легко меняется на противоположное в связи с  изменением ситуации. Патологически  неустойчивое настроение характерно для  астенического синдрома, кроме того, может встречаться в рамках эмоционально-волевых расстройств, при патологии личности.

Эмоциональная ригидность 

вязкость, патологическая стойкость эмоций

Эмоциональная амбивалентность  

одновременное сосуществование  антогонистических эмоций, обусловливающих  непоследовательность мышления и неадекватность поведения.

Эмоциональная неадекватность 

возникновение эмоции, не соответствующей качественно, содержательно  вызывающему ее раздражителю, пардоксальность  эмоций (пациент с грустным лицом  повествует о приятных впечатлениях).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Андреева, Г. М. Социальная психология. Учебник. - 2-е изд., доп. и перераб [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: МГУ. -  1988. – 267 с.
  2. Белогуров, С.Б. Наркотики и наркомания [Текст] / С.Б. Белоусов. - СПб.: Университетская книга. -  1997. – 96с.
  3. Березин, С.В. Психология ранней наркомании [Текст] / С.В. Березин, К.С Лисецкий., И.А. Мотынга.- Самара. - 1997. – 211с.
  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди [Текст] / Э. Берн. -  Екатеринбург: ЛИТУР. -  2004. – с. 29.
  5. Берн, Э. Трансакционный анализ и психотерапия [Текст] / Э. Берн. - СПб: «Братство». -  1992. – 245с.
  6. Билибин, Д.П. Патофизиология алкогольной болезни и наркоманий. Учеб. пособие [Текст] / Д.П. Билибин, В.Е. Дворников. - М.: УДН. - 1991.
  7. Борохов, А.Д. Роль социально-психологических факторов в формировании пристрастия к алкоголю и наркотическим веществам у подростков мужского пола. Психологические исследования и психотерапия в наркологии [Текст] /А.Д. Борохов, Д.Д.  Исаев. -  Л.: Ленинградский психоневрологический институт. -  1989  - 93 с.
  8. Бобнева, М. И. Социальные нормы и регуляция поведения [Текст] / М.И. Бобнева. - М.: Наука. -  1978.- 245 с.
  9. Буянов, А.М. Феномен взаимозависимости в семьях алкоголиков [Текст] / А.М. Буянов. - М., 1994.
  10. Бубнова, С.С. Социально – психологическая диагностика развития личности [Текст] / С.С. Бубнова. - М. -  2002. -  30с.
  11. Ганнушкин, П.Б. Клиника психопатий. Их статика, динамика, систематика [Текст] / П.Б. Ганнушкин // Изб.тр. М.: Медицина. -  1964. - С.116-252.
  12. Генайло, С.П. Особенности преморбида больных наркоманиями [Текст] / С.П. Генайло // Журнал невропатол. и психиатр. - 1990. -  № 2.  - С.42-47.
  13. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст] / Е.И. Головаха. - СПб.: Питер. - 2000. – 279 с.
  14. Грибакин, А.В. Жизненный путь как социапьно-историческое утверждение человека [Текст] / А.В. Грибакин. -  Иркутск: Изд-во Иркутского Университета. - 1985. - 124 с.
  15. Гулдинг, М. Психотерапия нового решения. Теория и практика [Текст] / М. Гульдинг, Р. Гульдинг. -  М.: Независимая фирма "Класс". - 1997. – 154 с.
  16. Дьяченко М. И. Психология. Словарь-справочник [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А.Кандыбович. – Минск. - 1998. – 240 с.
  17. Дунаевский, В.В. Наркомании и токсикомании [Текст] / В.В. Дунаевский, В.Д. Стяжкин. - Л.: Медицина. -  1990. – 310с.
  18. Джон, А. Чебурсон С. Наркотики и общество [Текст] / А. Джон, С. Чебурсон. -  http://www.high.ru/cgi-bin/wb.cgi
  19. Змановская, Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) [Текст] / Е.В. Змановская. -  М.: Мысль. -  2003. – 398 с.
  20. Кесельман Л.Е. Социальные координаты наркотизма / Л.Е. Киссельман. -  СПб филиал Института социологии РАН; СПб. - 1989.- 134 с.
  21. Комиссаров, Б.Г. Подросток и наркомания. [Текст] / Б.Г. Комиссаров. - Ростов - на – Дону.; Феникс - 2001.
  22. Карандашев, В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. – СПб.: Речь, 2004 – С.21
  23. Курек, Н.С. Особенности эмоционального общения подростков. больных токсикоманией с родителями [Текст] / Н.С. Курек // Вопр. наркологии.  - 1992.  - № 1.  - С. 39-43.
  24. Максимова, Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению [Текст] / Н.Ю. Максимова // Психол. журнал.  - 1996.  - № 3. -  С.149-152.
  25. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) / Д.А. Леонтьев. - М., 2002. – С.16 
  26. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентации [Текст]  / Д.А. Леонтьев.  - М. -  2002 – С.17 
  27. Ливак, Г. Е.  Психологические тесты. В 2 т. [Текст] / Г.Е. Ливак. - М. - 2003 – 30с.
  28. Петровский, В.А. Феномены субъектности в развитии личности [Текст] / В.А. Петровский. – Самара. - 1997. – 124с
  29. Рубинштейн С. Л.  Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн.  - . Т 2. - М.: Педагогика. - 2000.- 328 с.
  30. Сенин, И. Г. Разработка модифицированного варианта «Опросника терминальных ценностей». Психология и практика: Ежегодник РПО. - Ярославль, 2003. -Т.4. - Вып.2. С.287-288.
  31. Семенов А.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности [Текст] / А.А. Семенов, В.А. Ядов и др. -  М.: Мысль. -  2001– 356 с.
  32. Соломин, И.Л. Современные методы психологической экспресс – диагностики и профессионального  консультирования [Текст] / И.Л. Соломин. - СПб. -  Речь. – 2006. -  202с.
  33. Ядов, В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе [Текст] / В.А. Ядов. //  -  Социол. Журн - 2000. - № 1. - С.35.
  34. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия / Э.Берн. - СПб: Братство. - 1992. – 129с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 

Многофакторный  личностный опросник Р. Кеттелла

 

 Тест для исследования личностных разработан Р. В. Кеттелом и Р. В. Коаном. В описываемом варианте он содержит 12 шкал для измерения степени выраженности черт личности. Ниже приводится краткая интерпретация каждой из 12 шкал опросника.

Оценки А+  характерны для человека, который легко подвержен аффективным переживаниям, лабилен, отличается богатством и яркостью эмоциональных проявлений откликается на происходящие события, имеет выразительную экспрессию. Для него характерны сильные колебания настроения.

Оценки А-  характерны для человека, который не склонен к аффектам и бурным, живым эмоциональным проявлениям. Такой человек холоден и формален в контактах, не интересуется жизнью окружающих его людей,

предпочитает общаться с книгами и вещами, старается  работать в одиночестве и в  конфликтах не склонен идти на компромисс. В делах такой человек точен и обязателен, но недостаточно гибок (табл. 8.2).

Таблица 8.2. фактор А.

Оценки В+ характерны для человека, который получает высокие  результаты по интеллектуальным тестам.

Оценки В-  характерны для человека, который обладает низким интеллектом или эмоциональной дезорганизацией мышления (Табл. 8.3).

Таблица 8.3. фактор В.

Оценки С+  характерны для человека, который является эмоционально зрелым и хорошо приспособленным. Такой  человек обычно способен достигать своих целей без особых трудностей, смело смотреть в лицо фактам, осознавать требования действительности. Он не скрывает от себя собственные недостатки, не расстраивается по пустякам и не поддаётся случайным колебаниям настроений.

Оценки С-  характерны для человека, который отмечает, что ему не хватает энергии, и он часто чувствует себя беспомощным, усталым и неспособным справиться с жизненными трудностями. Такой человек может иметь беспричинные страхи, беспокойный сон и обиду на других, которая зачастую оказывается необоснованной. Такие люди не способны контролировать свои эмоциональные импульсы и выражать их в социально допустимой форме. В поведении это проявляется как отсутствие ответственности, капризность (табл. 8.4).

Таблица 8.4. Фактор С.

Оценки D+  характерны для человека, который проявляет повышенную импульсивность или сверхреактивность на слабые провоцирующие стимулы. Для таких людей характерны постоянное беспокойство, отвлекаемость, недостаточная концентрация внимания. Дети с высокими оценками по этому фактору плохо владеют собой, по незначительному поводу у них могут возникать бурные эмоциональные реакции, и их поведение сильно зависит от наличного состояния.

Оценки D-  характерны для человека уравновешенного и сдержанного. Дети, имеющие низкие оценки по этому фактору, хорошо владеют собой даже в неблагоприятных ситуациях и при помехах их деятельности

Таблица 8.5 Фактор D

Оценки Е+ характерны для человека властного, которому нравится доминировать и приказывать, контролировать и критиковать других людей. У такого человека выражено стремление к самоутверждению, самостоятельности и независимости, он живет по собственным соображениям; игнорируя социальные условности и авторитеты, агрессивно отстаивая права на самостоятельность и требуя проявления самостоятельности от других. Такая личность действует смело, энергично и активно, ей нравится «принимать вызовы» и чувствовать превосходство над другими.

 Оценки Е-  характерны  для человека послушного, конформного  и зависимого. Такой человек руководствуется мнением окружающих, не может отстаивать свою точку зрения, следует за более доминантными и легко поддается влиянию авторитетам. Для его поведения характерны пассивность и подчинение своим обязанностям, отсутствие веры в себя и в свои возможности, склонность брать вину на себя. Низкая доминантность обычно связана с успешностью обучения во всех возрастных группах (Табл. 8.6).

 

Оценки F+  характерны для человека, который имеет более простой и оптимистичньтй характер, легко относится к жизни, верит в удачу, мало заботится о будущем. Такой человек часто демонстрирует находчивость и остроумие, получает удовольствие от вечеринок, зрелищных мероприятий, работы, предполагающей разнообразие, перемены, путешествия.

Оценки F- характерны для человека ответственного, трезвого и серьезного в своем подходе к жизни. Но наряду с этим он склонен все усложнять и подходить ко всему слишком серьезно и осторожно. Его постоянно заботит будущее, последствия его поступков, возможности неудачи несчастий. Такой человек для защиты от неудач принимает предохранительные меры, старательно планирует свои поступки (табл. 8.7),

Таблица 8.7. Фактор F.

Оценки G+ характерны, для человека с развитым чувством ответственности, обязательного и добросовестного. Такой порядочен не потому, что это может оказаться выгодным, а потом что у него такие убеждения. Подобные люди точны и аккуратны в деталях, любят порядок, стремятся не нарушать правила, обладают хорошим самоконтролем.

Оценки G-  характерны для человека, который проявляет слабый интерес к общественным нормам и не прилагает усилий для их выполнения. Он может презрительно относиться к моральным ценностям и ради собственной выгоды способен на нечестность и обман. Такой человек склонен к непостоянству, может иметь тенденции к социопатии (табл. ‘8.8).

Информация о работе Психологическая деградация личности наркомана