Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 07:08, дипломная работа
Впервые теория жизненного сценария была разработана Эриком Берном. Берн в своих работах определял сценарий как «бессознательный жизненный план»1. На решение о выборе жизненного сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и личностные качества человека. Столкновение личности с обстоятельствами, препятствующими реализации в жизни ее глубинных, базисных тенденций, обусловливает предрасположенность к злоупотреблению наркотиками.
Введение..............................................................................................................................3
1 Жизненный сценарий наркозависимой личности как предмет
психологического исследования………………………………………………………..6
Проблема наркомании в психологии……………………………………………......6
Социальная деградация личности наркоманов…………………………………....10
Психическая трансформация личности наркомана……………………………….14
Личностные психологические факторы,
влияющие на приобщение к наркотикам………………………………………….17
1.5 Формирование жизненного сценария и жизненной позиции…………………….24
2 Исследование изменений психологической направленности жизненного сценария наркозависимой личности……………………………………………………………….29
2.1 Теоретический анализ методов исследования …………………………………….29
2.2 Объект и методы исследования …………………………………………………....34
2.3 Анализ и интерпретация результатов………………………………………………44
Заключение ………………………………………………………………………………53
Глоссарий………………………………………………………………………………...56
Список использованных источников…………………………………………………...63
Приложение А……………………………………………………………………………66
Приложение Б……………………………………………………………………………76
Приложение В……………………………………………………………………………82
Приложение Г……………………………………………………………………………84
Приложение Д……………………………………………………………………………85
Приложение Е……………………………………………………………………………8
Приложение Ж…………………………………………………………………………...90
Приложение З……………………………………………………………………………91
Приложение И……………………………………………………………………………92
Очевидно, какие-то личностные особенности являются более устойчивыми и к ним применимо первое объяснение (это, например, показатели самоотношения, заниженная самооценка), то есть можно считать, именно заниженная самооценка, отсутствие интереса к своему Я ведут к формированию наркозависимости. В то же время, такие личностные особенности как снижение осмысленность жизни, скорее всего, являются следствием приема наркотиков и могут развиваться как раз в связи с формированием наркозависимости. Более детальное решение этой проблемы требует дальнейших исследований.
В практической части
работы нами было проведено эмпирическое
исследование, в котором приняли
участие две группы испытуемых. По
специально подобранным
Полученные результаты однозначно свидетельствуют о регрессии личностных качеств и самосознания. Поэтому для достижения цели нашего исследования нужно выяснить, как связаны личностные особенности наркозависимых с возрастом и стажем употребления наркотиков. Для решения этой задачи мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена. (Результаты статистического сравнения приведены в приложении И).
Оказалось, что с возрастом
у наркозависимых достоверно ниже становится
уровень самоконтроля (Q3). То есть, чем
меньше стаж употребления наркотиков,
тем в большей степени будут
выражены такие черты как целенаправленн
- чем больше стаж
приема наркотиков у
Исследования, проведенные
на группах с разным стажем употребления
психоактивных веществ
Глоссарий
Понятие |
Определение | |
Абстине́нция |
состояние, возникающее в результате внезапного прекращения приема (введения) веществ, вызвавших токсикоманическую зависимость, или после введения их антагонистов; характеризуется психическими, вегетативно-соматическими и неврологическими расстройствами; клиническая картина и течение А. зависят от типа вещества, дозы и продолжительности его употребления. | |
Атарактический мотив приобщения к наркотику |
снятие внутреннего напряжения | |
Аффект |
стремительно и бурно протекающая, наиболее сильная эмоция взрывного свойства, неподконтрольная сознанию (сужение объема сознания) | |
Базовые человеческие ценности |
это те, которые представляют универсальные потребности человеческого существования (биологические потребности, необходимость координации социального взаимодействия и требования функционирования группы) | |
Биологические изменения |
проявляются в нарушении функционирования нервной системы и жизненно важных внутренних органов. | |
Внешняя мотивация |
мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. | |
Внутренняя мотивация |
мотивация, связанная
не с внешними обстоятельствами, а
с самим содержанием | |
Внешние факторы |
к внешним факторам можно отнести элементы микросреды (группы членства, референтные группы и их ценности) и макросреды (традиционная система общечеловеческих ценностей, социальных ролей, социальные институты и т. д.) | |
Внутренние факторы |
к внутренним факторам можно отнести возраст, пол, особенности темперамента, задатки, способности, ведущие внутрисубъектные потребности, уровень развития самосознания» | |
Депре́ссия |
это психическое расстройство,
характеризующееся « | |
Жизненный сценарий |
бессознательный жизненный план | |
Инструментальные ценности |
это убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях | |
Интрапунитивность
|
тенденция в ситуации фрустрации реагировать недовольством, гневом, направленным на самого себя | |
Инфантилизм |
Сохранение во взрослом состоянии человека черт характера, свойственных детям и подросткам | |
Жизненный план |
явление одновременно социального и жизненного порядка, связанное с вопросами самоопределения: профессионального (кем быть?) и морального (каким быть?) | |
Жизненный путь |
история индивидуального развития личности | |
Жизненный стиль |
уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, интегрированный стиль приспособлениия к жизни и взаимодействие с жизнью | |
Жизненная стратегия |
соотнесение своих личных способностей, статусных, возрастных и индивидуальных особенностей и притязаний с требованиями общества | |
Компульсивная зависимость |
неодолимое стремление к наркотизации, стремление получить наркотик, определяет поведение, поступки больных | |
Кризис |
естественное, природосообразное (возрастной и экзистенциальный) или неприродосообразное (антропогенное, техногенное, социогенное) препятствие на жизненном пути. | |
Личностный кризис |
психологическое состояние максимальной дезинтеграции и дезадаптации личности, выражающееся в потере основных жизненных ориентиров в виде ценностей, базовой мотивации, поведенческих паттернов, что приводит к социально-психологической дезадаптации индивида в социуме. | |
Мотив |
(по Л.Д.Столяренко)- это побуждение к совершению поведенческого акта, порождённое системой потребностей человека и в разной степени им осознаваемое или неосознаваемое вообще. В процессе реализация поведения, мотивы, будучи динамическими образованьями, могут трансформироваться (изменяться) на всех этапах совершения поступка, в результате он происходит согласно не изначальной, а преобразованной мотивации. | |
Мотивация |
это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека. | |
Настроение |
относительно, слабо выраженное состояние, захватывающее в течении некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности, поведении человека. | |
Наркотическая зависимость |
это тяжелое заболевание, которое начинается со случайного (или под влиянием, давлением) приема наркотика с последующим формированием систематического его употребления и развитием непреодолимого влечения к постоянному его приему | |
Потребности |
субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. | |
Психологические нарушения |
проявляются в виде осознанной или неосознанной потребности в употреблении наркотика для снятия психологического напряжения. Происходит нарушение внимания, памяти, способности думать, принимать новую информацию. | |
Психическая зависимость |
постоянные мысли о наркотике, которые сопровождаются подъемом настроения, оживлением в предвкушении его приема, подавленностью, неудовлетворенностью | |
Ремиссия |
период нормализации состояния | |
Саморегуляция |
обеспечение самоорганизации различных видов психической активности человека. | |
Созависимость |
модификация естественных реакций членов социальной общности обусловленная присутствием наркозависимого индивида, либо актуализацией его образа в их сознании. | |
Созависимость |
это зависимость близких наркомана от тех изменений, которые происходят в их состоянии и поведении и как только в их сознании актуализируется образ наркомана. | |
Субличность |
«как будто два разных человека (две личности) существовуют в одном теле». | |
Сценарий |
план жизненного пути | |
Социализация |
процесс включения индивида в социальные отношения, в результате которого он усваивает и активно воспроизводит социальный опыт | |
Терминальные ценности |
это убеждения в том, что определенные конечные цели индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживают того, чтобы к ним стремиться | |
Толерантность |
состояние адаптации к наркотическим или другим психоактивным веществам, характеризующееся уменьшенной реакцией на введение того же количества наркотика, когда для достижения прежнего эффекта требуется более высокая доза препарата. | |
Фрустрация |
||
Эмоциональная возбудимость |
быстрота эмоционального «включения» – повышается, например, у наркоманов, больных атеросклерозом, неврозами, гипертериозом. Сочетание избыточной возбудимости и недостатка торможения формирует импульсивность. | |
Эмоциональные мотивы |
это импульсивные, нередко логически необоснованные (по механизму – правополушарные), мотивы | |
Эмоциональная лабильность |
патологически неустойчивое настроение, которое легко меняется на противоположное в связи с изменением ситуации. Патологически неустойчивое настроение характерно для астенического синдрома, кроме того, может встречаться в рамках эмоционально-волевых расстройств, при патологии личности. | |
Эмоциональная ригидность |
вязкость, патологическая стойкость эмоций | |
Эмоциональная амбивалентность |
одновременное сосуществование антогонистических эмоций, обусловливающих непоследовательность мышления и неадекватность поведения. | |
Эмоциональная неадекватность |
возникновение эмоции, не соответствующей качественно, содержательно вызывающему ее раздражителю, пардоксальность эмоций (пациент с грустным лицом повествует о приятных впечатлениях). |
Список использованных источников
Приложение А
Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла
Тест для исследования личностных разработан Р. В. Кеттелом и Р. В. Коаном. В описываемом варианте он содержит 12 шкал для измерения степени выраженности черт личности. Ниже приводится краткая интерпретация каждой из 12 шкал опросника.
Оценки А+ характерны для человека, который легко подвержен аффективным переживаниям, лабилен, отличается богатством и яркостью эмоциональных проявлений откликается на происходящие события, имеет выразительную экспрессию. Для него характерны сильные колебания настроения.
Оценки А- характерны для человека, который не склонен к аффектам и бурным, живым эмоциональным проявлениям. Такой человек холоден и формален в контактах, не интересуется жизнью окружающих его людей,
предпочитает общаться с книгами и вещами, старается работать в одиночестве и в конфликтах не склонен идти на компромисс. В делах такой человек точен и обязателен, но недостаточно гибок (табл. 8.2).
Таблица 8.2. фактор А.
Оценки В+ характерны для человека, который получает высокие результаты по интеллектуальным тестам.
Оценки В- характерны для человека, который обладает низким интеллектом или эмоциональной дезорганизацией мышления (Табл. 8.3).
Таблица 8.3. фактор В.
Оценки С+ характерны для человека, который является эмоционально зрелым и хорошо приспособленным. Такой человек обычно способен достигать своих целей без особых трудностей, смело смотреть в лицо фактам, осознавать требования действительности. Он не скрывает от себя собственные недостатки, не расстраивается по пустякам и не поддаётся случайным колебаниям настроений.
Оценки С- характерны для человека, который отмечает, что ему не хватает энергии, и он часто чувствует себя беспомощным, усталым и неспособным справиться с жизненными трудностями. Такой человек может иметь беспричинные страхи, беспокойный сон и обиду на других, которая зачастую оказывается необоснованной. Такие люди не способны контролировать свои эмоциональные импульсы и выражать их в социально допустимой форме. В поведении это проявляется как отсутствие ответственности, капризность (табл. 8.4).
Таблица 8.4. Фактор С.
Оценки D+ характерны для человека, который проявляет повышенную импульсивность или сверхреактивность на слабые провоцирующие стимулы. Для таких людей характерны постоянное беспокойство, отвлекаемость, недостаточная концентрация внимания. Дети с высокими оценками по этому фактору плохо владеют собой, по незначительному поводу у них могут возникать бурные эмоциональные реакции, и их поведение сильно зависит от наличного состояния.
Оценки D- характерны для человека уравновешенного и сдержанного. Дети, имеющие низкие оценки по этому фактору, хорошо владеют собой даже в неблагоприятных ситуациях и при помехах их деятельности
Таблица 8.5 Фактор D
Оценки Е+ характерны для человека властного, которому нравится доминировать и приказывать, контролировать и критиковать других людей. У такого человека выражено стремление к самоутверждению, самостоятельности и независимости, он живет по собственным соображениям; игнорируя социальные условности и авторитеты, агрессивно отстаивая права на самостоятельность и требуя проявления самостоятельности от других. Такая личность действует смело, энергично и активно, ей нравится «принимать вызовы» и чувствовать превосходство над другими.
Оценки Е- характерны для человека послушного, конформного и зависимого. Такой человек руководствуется мнением окружающих, не может отстаивать свою точку зрения, следует за более доминантными и легко поддается влиянию авторитетам. Для его поведения характерны пассивность и подчинение своим обязанностям, отсутствие веры в себя и в свои возможности, склонность брать вину на себя. Низкая доминантность обычно связана с успешностью обучения во всех возрастных группах (Табл. 8.6).
Оценки F+ характерны для человека, который имеет более простой и оптимистичньтй характер, легко относится к жизни, верит в удачу, мало заботится о будущем. Такой человек часто демонстрирует находчивость и остроумие, получает удовольствие от вечеринок, зрелищных мероприятий, работы, предполагающей разнообразие, перемены, путешествия.
Оценки F- характерны для человека ответственного, трезвого и серьезного в своем подходе к жизни. Но наряду с этим он склонен все усложнять и подходить ко всему слишком серьезно и осторожно. Его постоянно заботит будущее, последствия его поступков, возможности неудачи несчастий. Такой человек для защиты от неудач принимает предохранительные меры, старательно планирует свои поступки (табл. 8.7),
Таблица 8.7. Фактор F.
Оценки G+ характерны, для человека с развитым чувством ответственности, обязательного и добросовестного. Такой порядочен не потому, что это может оказаться выгодным, а потом что у него такие убеждения. Подобные люди точны и аккуратны в деталях, любят порядок, стремятся не нарушать правила, обладают хорошим самоконтролем.
Оценки G- характерны для человека, который проявляет слабый интерес к общественным нормам и не прилагает усилий для их выполнения. Он может презрительно относиться к моральным ценностям и ради собственной выгоды способен на нечестность и обман. Такой человек склонен к непостоянству, может иметь тенденции к социопатии (табл. ‘8.8).
Информация о работе Психологическая деградация личности наркомана