Психологическая деградация личности наркомана

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 07:08, дипломная работа

Краткое описание

Впервые теория жизненного сценария была разработана Эриком Берном. Берн в своих работах определял сценарий как «бессознательный жизненный план»1. На решение о выборе жизненного сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и личностные качества человека. Столкновение личности с обстоятельствами, препятствующими реализации в жизни ее глубинных, базисных тенденций, обусловливает предрасположенность к злоупотреблению наркотиками.

Оглавление

Введение..............................................................................................................................3
1 Жизненный сценарий наркозависимой личности как предмет
психологического исследования………………………………………………………..6
Проблема наркомании в психологии……………………………………………......6
Социальная деградация личности наркоманов…………………………………....10
Психическая трансформация личности наркомана……………………………….14
Личностные психологические факторы,
влияющие на приобщение к наркотикам………………………………………….17
1.5 Формирование жизненного сценария и жизненной позиции…………………….24
2 Исследование изменений психологической направленности жизненного сценария наркозависимой личности……………………………………………………………….29
2.1 Теоретический анализ методов исследования …………………………………….29
2.2 Объект и методы исследования …………………………………………………....34
2.3 Анализ и интерпретация результатов………………………………………………44
Заключение ………………………………………………………………………………53
Глоссарий………………………………………………………………………………...56
Список использованных источников…………………………………………………...63
Приложение А……………………………………………………………………………66
Приложение Б……………………………………………………………………………76
Приложение В……………………………………………………………………………82
Приложение Г……………………………………………………………………………84
Приложение Д……………………………………………………………………………85
Приложение Е……………………………………………………………………………8
Приложение Ж…………………………………………………………………………...90
Приложение З……………………………………………………………………………91
Приложение И……………………………………………………………………………92

Файлы: 1 файл

Жизненный сценарий при наркомании.doc

— 997.00 Кб (Скачать)

Многие отечественные  методики имеют разные типы шкал и параметры измерения, часто используется различная терминология: ориентация на ценности, ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, ценности и т. д.

«Тест смысложизненных ориентации » 34 (С Ж О) был разработан Д. А. Леонтьевым. Он представляет собой адаптированную версию теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо  и Л. Махолика,  который был создан  на   основе  концепции В. Франкла. Наряду с общим показателем осмысленности жизни методика включает пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации: цели в жизни, процесс жизни (или интерес и эмоциональная насыщенность жизни), результативность жизни (или удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля: «локус контроля – Я» (Я - хозяин жизни) и «локус контроля – жизнь» (управляемость жизни).

Близкие по смыслу конструкты измеряет «Методика предельных смыслов»35 автор Д.А. Леонтьв. Данная методика была  разработана автором в попытках найти новые, нетрадиционные подходы к эмпирическому изучению и диагностике  трудно поддающихся анализу структур субъективной реальности, как динамические смысловые системы сознания. Методика является индивидуальной по форме проведения и диалогической по своей природе. Методическая процедура представляет собой структурированную серию вопросов и ответов. Вопросы, которые задает экспериментатор, имеют следующий вид: «Зачем люди делают то-то?». Серия вопросов и ответов заканчивается при выявлении предельного смысла, дальше которого испытуемый уже не в состоянии ответить на вопрос «Зачем?». Далее экспериментатор возвращается к оставленным на предыдущих этапах разветвлениям ответов. В результате всей процедуры выявляется и анализируется смысловое дерево личности.

Исследования  Шварца и его методика существенно обогатят психологические исследования ценностей и психологическую практику в России. Опросник Шварца представляет собой теоретически обоснованную методику, которая охватывает более широкий спектр ценностей. В современной науке и практике существует актуальная потребность в таких инструментах измерения, которые могли бы быть использованы в кросс культурных исследованиях, имели бы достаточно разработанную теоретическую основу и были бы эффективны для изучения ценностей, как групп, так и отдельных индивидов. К числу таких методик относится опросник ценносей, разработанный Шаломом Шварцем. В основе методики изучения индивидуальных ценностей, которую он разработал, лежат: концепция Рокича о существовании терминальных и инструментальных ценностей, концепция Шварца о мотивационной цели ценностных ориентации и универсальности базовых человеческих ценностей.

Он обосновывал это тем, что базовые человеческие ценности, с высокой вероятностью обнаруживаемые во всех культурах, - это те, которые представляют универсальные потребности человеческого существования (биологические потребности, необходимость координации социального взаимодействия и требования функционирования группы).36 Например, ценности достижения могут в конфликт с ценностями доброты: стремление к личному успеху может противоречить действиям, направленным на повышение благополучия других. Общая схема конфликтности и совместимости между ценностными типами, образующими теоретическую структуру системы ценностей. Конкурирующие ценностные типы расходятся в противоположные направления из центра, дополнительные типы располагаются по степени близости, образуя круг.

Среди немногих исследований, направленных на экспериментальное выделение типов ценностных систем личности на основе целостной иерархии ценностных ориентации, можно выделить работу С.С. Бубновой. На основе концепции М. Рокича она предлагает трехуровневую иерархическую модель системы ценностных ориентации.

1. ценности-идеалы, являющиеся наиболее общими, абстрактными (духовные познавательные, эстетические, гуманистические. И социальные - уважения, достижений, социальной активности);

2. ценности-свойства, закрепляющиеся в жизнедеятельности и проявляющиеся как свойства личности (общительность, любознательность, активность, доминантность и т.д.);

3. ценности-способы поведения, наиболее характерные  средства реализации и закрепления ценностей-свойств.

С.С. Бубнова экспериментально выделяет также типы личности, различающиеся ранговой структурой идеальных ценностей: «типы формального и неформального лидеров, гуманистический, эстетический и познавательный типы, а также тип с доминированием материальных ценностей».37

Однако данная типология, как и любая дифференциация людей на основании их ценностных ориентации, является достаточно условной.

Система ценностей человека изменчива, поскольку в значительной степени обусловлена как меняющейся социальной средой, так и актуальным уровнем развития личности. Описанные многими авторами типы ценностной направленности могут выступать в качестве стадий развития системы ценностных ориентации личности. Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на отдельные экспериментальные исследования, проблема построения типологии на основе целостной иерархии ценностных ориентации, учитывающей динамический характер их системы, недостаточно разработана.  Исходя из этого, нами будет применен ряд методик, которые позволят выявить динамику психических характеристик, определяющих жизненный сценарий наркозависимой личности.

 

    1. Объект и методы исследования

 

Гипотеза: Изучение проблемы исследования в источниках литературы позволило нам сделать предположение, что сценарий жизни наркозависимой личности будет определять направленность изменений психических качеств, состояний и смысловых ориентации.

Исследования проводились  на добровольной основе с соблюдением  этических норм и правил.

Объект исследования.  В исследовании участвовало 40 человек в возрасте от 16 до 35 лет. Экспериментальную группу (1 группа) составили 20 наркозависимых (средний возраст – 28 лет) со стажем  употребления наркотика более 5 лет. В контрольную (2 группа) вошли клиенты, эпизодически употребляющие наркотические вещества, со стажем до 5 лет - 20 человек (средний возраст 22 года). Экспериментальная и контрольная группы соответствовали по половозрастному и социально-демографическому составу.

Цель эмпирического  исследования: определить направленность изменений психических качеств, состояний и ориентации наркозависимой личности в течение жизни.

Задачи эмпирического  исследования:

1. Выявить личностные  особенности лиц в зависимости  от стажа употребления наркотических  средств. 

2. Исследовать особенности самоотношения и смысложизненных ориентаций экспериментальной и контрольной группы.

3. Выявить особенности  изменения самооценки психических  состояний от стажа употребления  психоактивных веществ.

4. Сформулировать практические  рекомендации по реабилитационной работе с наркозависимыми клиентами.

 

Методы исследования

  1. Наличие наркотической зависимости выявляли при помощи рисуночного теста 38.

2. Многофакторный личностный  опросник Р. Кеттелла 16 PF (форма  С) 39.

3.Методика исследования  самоотношения (Пантилеев С.Р., Столлин В. В.) 40.

4. Тест смысложизненных  ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева  41.

5. Методика самооценка  психических состояний (Айзенк) 42.

6. Статистическую значимость  различий определяли при помощи парного двухвыборочного Т-критерия Стъюдента, зависимость признаков определяли при помощи ранговой корреляции Спирмена.

Описание методик исследования.

1. Наличие наркотической зависимости выявляли при помощи рисуночного теста. Методика относится к глубинной диагностике, предназначена для выявления скрытых или скрываемых мотивов, отношений, структуры сознания и бессознательных переживаний.

Методика предназначена  для диагностики эмоционального состояния человека, некоторых особенностей его темперамента и характера, представлений о своей жизни и отношений к ней, выявления личностных проблем, расширения возможных способов их решения, определения целей и планирования путей их достижения.

Методика  характеризуется:

- экономичностью (методика компактна, не требует  специального оборудования и материалов, относительно проста в проведении, допускает групповую форму, занимает не более 30 минут для получения данных, не требует сложных методов обработки);

- глубиной  получаемой информации (методика  позволяет выявить индивидуально-психологические характеристики клиента и особенности его 
сознания, скрытые в обыденном поведении и повседневном общении и 
не всегда проявляющиеся в условиях традиционного консультирования);

- универсальностью (методика гибка в применении  и может использоваться для решения широкого спектра задач общего и профессионального психологического консультирования);

- значительным психокоррекционным  потенциалом при консультационной работе с клиентом.

Метафорический  характер выполняемых заданий и  получаемых результатов позволяет объективировать проблемы клиента, дает ему возможность более свободно и безопасно выражать свои чувства и отношения. Наглядность представлений о содержании и динамике отношений клиента создает условия для лучшего понимания им проблем и творческого их разрешения. Кроме того, методика:

- облегчает  установление контакта с клиентом, позволяет преодолеть барьеры и формальный характер взаимоотношений, является материалом для беседы и позволяет ее эффективно структурировать;

- позволяет удачно распределить роли между клиентом и консультантом, оптимизировать активность клиента и преодолеть его потребительское отношение к консультации.

Темы рисунков были следующие: «я и моя проблема», «я и мое  тело», «я и моя родительская семья», «я и мое будущее».

В рисунках по всем четырем  темам мы выделили три общие категории:

Схематичность изображения, для которой характерно изображение  не самих предметов, но их символов и знаков; часто встречаются стрелки, арифметические знаки, изображение  человека из геометрических фигур.

Метафоричность изображений. Для них характерно выражение рисунка через сюжеты, лишь косвенно связанные с заданной темой. Например, группа лебедей или кактус в рисунках на тему «Моя родительская семья». Таким образом, здесь тема раскрывается через метафорические сравнения. Отметим также, что метафорическое изображение может быть одновременно и схематическим.

Категория отказов (например, частый лес вместо рисунка).

2. Многофакторный личностный  опросник Р. Кеттелла 16 PF (форма  С).

Для изучения личностных характеристик, способствующих возникновению феномена психического "выгорания" нами был использован многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла 16 PF (форма С).

Данный опросник позволяет  получить количественную оценку по таким  переменным как: теплота (фактор А), интеллект (фактор В), "сила Я" (фактор С), доминантность (фактор Е), импульсивность (фактор F), групповая конформность (фактор G), смелость (фактор Н), сензитивность (фактор I), подозрительность (фактор L), воображение (фактор М), проницательность (фактор N), склонность к чувству вины, (фактор О), радикализм (фактор Q1), самоудовлетворенность (фактор Q2), способность сдерживать тревожность (фактор Q3), "свободно плавающая тревожность" (фактор Q4).

Полученные сырые баллы  не переводили в стены, так как, с  точки зрения А.Н. Капустиной, "перевод в стандартные баллы может помешать более точному дифференцированному анализу". В нашем случае огрубление оценок уменьшило бы достоверность корреляционного анализа.

Кроме 16 личностных факторов при анализе результатов методики Кеттелла мы также использовали Фактор "Л", который отражает адекватность самооценки испытуемого (Текст Опросника дан в приложении А).

3. Методика исследования  самоотношения (Пантилеев С.Р., Столлин  В.В.).

Данная методика предназначена  для исследования самоотношения  как эмоционально-ценностной системы, как обобщенного одномерного образования, отражающего более или менее устойчивую степень положительности или отрицательности отношения индивида к себе (приложение 1).

При помощи данного опросника  можно диагностировать 9 параметров самоотношения по следующим шкалам:

Закрытость - открытость (внутренняя честность) (14 пунктов).

Самоуверенность (14 пунктов).

Саморуководство (12 пунктов).

Отраженное самоотношение (11 пунктов).

Самоценность (14 пунктов).

Самопринятие (12 пунктов).

Самопривязанность (11 пунктов).

Внутренняя конфликтность (15 пунктов).

Самообвинение (10 пунктов).

Шкала 1 "внутренняя честность" (открытость) - включает 11 пунктов с  такими аспектами образа Я, как самоотношение, поведение, которые, являясь значимыми  для личности (с точки зрения моральных норм), с трудом допускаются до осознания.

Низкие значения шкалы  говорят о глубокой осознанности Я, повышенной рефлексивности и критичности, способности не скрывать от себя и  других даже неприятную информацию, несмотря на ее значимость.

Информация о работе Психологическая деградация личности наркомана