Психологическая структура личности Б.Г. Ананьева

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:54, контрольная работа

Краткое описание

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.
Биологическая основа личности охватывает нервную

Оглавление

Содержание
Введение 3
Раздел 1 Краткая биография и анализ научного и творческого пути Б.Г.Ананьева 4
Раздел 2 Психологическая структура личности Б.Г. Ананьева . 6
2.1 Свойства входящие в структуру личности. 6
3 Заключение 14
4 Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ.docx

— 113.29 Кб (Скачать)

 

Содержание 

Введение 3

Раздел  Краткая биография и анализ научного и творческого пути Б.Г.Ананьева 4

Раздел 2 Психологическая структура личности Б.Г. Ананьева  . 6

2.1 Свойства входящие в структуру личности. 6

3 Заключение 14

4 Список использованной литературы 15 

                  Введение

 

     Личность  выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки  зрения его психической, духовной жизнедеятельности.

     В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

     Биологическая основа личности охватывает нервную  систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические  особенности, процессы созревания и  развития организма.

     Личность базовое понятие в психологии – это социальное качество индивида; субъект общественных отношений. Личность – индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно – полезную деятельность и отличающийся присущими только ему индивидуальными  и социально-психологическими особенностями.

      Отечественные психологи под личностью понимали высший уровень развития человека. Процесс развития личности – социализация (ее механизмы: подражание, идентификация, рефлексия, чувство вины и стыда). Впервые попытку структурировать Личность предпринял Фрейд и предложил 3-х компонентную структуру Личности.: ид (оно) – врожденное, неосознаваемое (кипящий котел влечений), эго(я) - опыт взаимодействия с реальностью (хочу-нельзя), суперэго (сверх я) – моральный цензор. В отечественной психологии структуру Личности описывали Ананьев, Рубинштейн, Платонов, Божович, Леонтьев. 

     Целью данной работы является рассмотрение психологической стуктуры личности Б.Г.Ананьева. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Дать краткую  биографическую характеристику Ананьева Б.Г.
    1. Сформулировать  психологическую структуру личности  Ананьева Б.Г.;
    1. Определить  стороны и содержание психологической структуры личности.
 
 

1.Краткая  биография и анализ научного  и творческого пути Б.Г.Ананьева 

     Борис Герасимович Ананьев (1907, Владикавказ-1972) — советский психолог, создатель и лидер Петербургской научной школы психологов. Его учениками были, например, известные отечественные психологи Б. Ф. Ломов, А. Г. Ковалёв и др. (позднее, однако, они в той или иной мере пересмотрели его взгляды и создали собственные школы).

     Борис Герасимович Ананьев происходил из обрусевшей армянской семьи. Окончил Горский пединститут (1928). Поступил в аспирантуру Института мозга, кандидат педагогических наук (1937), доктор педагогических наук (1939), заведующий кафедрой психологии ЛГУ (1944), декан факультета психологии ЛГУ (1967-1972), член-корреспондент АПН РСФСР (1945), действительный член АПН СССР (1968).

     На  доме, где жил в Санкт-Петербурге Борис Герасимович Ананьев, установлена мемориальная доска.

     Определил понятие возраст как одну из главных  составляющих периодизации жизни человека. Уделял большое внимание изучению взаимосвязи  биологических данных и достижений личности в социуме. Ананьев включал  человека в  контекст человекознания, а не просто ассоциировал его исключительно с деятельностью.

     Борис Герасимович Ананьев является последователем В. М. Бехтерева; тем не менее, его отношение к Бехтереву было довольно сложным: в период 1930-1950 гг., когда официальная психология не принимала рефлексологию Бехтерева, Борис Герасимович Ананьев дистанцировался от рефлексологии, неоднократно подчёркивал, что не является учеником Бехтерева и даже использовал термин «бехтеревщина». Аналогичный переворот Борис Герасимович Ананьев совершил и в отношении психологии: от полного отрицания психологии как науки до утверждения ее в качестве центральной науки в рамках человекознания. Работая на психологическом факультете ЛГУ, Борис Герасимович Ананьев предпринял попытку преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как личности и индивидуальности.

     В его модели науки о человеке группируются в четыре раздела:

  1. человек как биологический вид
  2. онтогенез и жизненный путь человека как индивида
  3. изучение человека как личности 
  4. проблема человечества.

     Он  выделял иерархически соподчиненные  уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида. Борис Герасимович Ананьев известен также своими трудами в области чувственного восприятия, а также возрастной и дифференциальной психологии, исследованиями по психологии общения, проблемами восстановления работоспособности раненых во время Великой Отечественной войны. Одним из первых в СССР организовал психологическую службу на базе средней школы в Выборгском районе Ленинграда.1

     В условиях быстрого развития перинатальной  психологии, где впервые плодотворно  осуществляется комплексный подход к изучению и развитию человека, и постепенной психологизации всего общества, идеи  Бориса Герасимовича Ананьева получают новый импульс к развитию.

     Основные  научные труды

Психология педагогической оценки, 1935..

Очерки  психологии, 1945.

Психология чувственного познания, 1960.

Теория  ощущений, 1961

Очерки  русской психологии XVIII-XIX веков, 1967.

Человек как предмет познания, 1969.

Психология  и проблемы человекознания. МОДЭК, 2005.

Избранные психологические труды, 1 и 2 тт. Педагогика, 1980.

Человек как предмет познания. Питер, 2001.

О проблемах современного человекознания. Питер, 2001. 
 
 
 
 
 
 

                       2.Психологическая структура личности  Ананьева Б.Г.

    1. Свойства  входящие в структуру личности

     Личность - составляющая индивидуальности, ее характеристика как общественного индивида, объекта и субъекта исторического процесса. Личность - «вершина» всей структуры человеческих свойств. Развитие личности направляется развитием индивидуальности.2

     Личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев).

     Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются  все внешние воздествия (Рубинштейн). 

     Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен). 

     Б.Г. Ананьев: личность - субъект общественного поведения и коммуникации.

     А.В. Петровский: личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, размуное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности.

     К.К. Платонов: личиность - человек как носитель сознания. 

     Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.  
А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур: 

     темперамента (структуры природных свойств), 

     направленности (система потребностей, интересов, идеалов), 

     способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств). 

     Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.  
В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни). 

     С этой точки зрения структура личности - лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.  
Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). "Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:  
1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).  
2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).  
3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).  
4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).  
1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.  
Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.3

     Б. Г. Ананьев, пытался преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как индивиде, личности и индивидуальности.

     Б. Г. Ананьев является сторонником широкой трактовки личности. Необходимо отметить, что в его концепции личности природные и общественно обусловленные аспекты личности не выступают как рядоположенные. Б. Г. Ананьев (1980) говорит о различных уровнях в структуре личности, подчеркивая при этом, что биофизиологические характеристики организма входят в структуру личности, только если они «многократно «опосредуются» социальными свойствами личности».

     По  Б. Г. Ананьеву (1967), в структуру личности входят:

     •  психические процессы;

     •  психические состояния;

     •  свойства личности (табл. 1).

Таблица 1

                                     Структура личности по Б. Г. Ананьеву

     По  мнению Б. Г. Ананьева, единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность. Однако человек – не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящей материальные и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личностикоторые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основу предметной деятельности человека составляет труд и потому он выступает как субъект трудаОснову теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания, и потому человек предстает как субъект познанияВ основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения. Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости.

     Таким образом, каждый человек предстает  в виде некоей целостности – как индивид, личность и субъект, обусловленный единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.

Информация о работе Психологическая структура личности Б.Г. Ананьева