Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:54, контрольная работа
Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.
Биологическая основа личности охватывает нервную
Содержание
Введение 3
Раздел 1 Краткая биография и анализ научного и творческого пути Б.Г.Ананьева 4
Раздел 2 Психологическая структура личности Б.Г. Ананьева . 6
2.1 Свойства входящие в структуру личности. 6
3 Заключение 14
4 Список использованной литературы 15
Содержание
Введение 3
Раздел 1 Краткая биография и анализ научного и творческого пути Б.Г.Ананьева 4
Раздел 2 Психологическая структура личности Б.Г. Ананьева . 6
2.1 Свойства входящие в структуру личности. 6
3 Заключение 14
4 Список
использованной литературы 15
Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.
В
широком плане личность человека
является интегральной целостностью биогенных,
социогенных и психогенных
Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.
Личность базовое понятие в психологии – это социальное качество индивида; субъект общественных отношений. Личность – индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно – полезную деятельность и отличающийся присущими только ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями.
Отечественные психологи под личностью понимали высший уровень развития человека. Процесс развития личности – социализация (ее механизмы: подражание, идентификация, рефлексия, чувство вины и стыда). Впервые попытку структурировать Личность предпринял Фрейд и предложил 3-х компонентную структуру Личности.: ид (оно) – врожденное, неосознаваемое (кипящий котел влечений), эго(я) - опыт взаимодействия с реальностью (хочу-нельзя), суперэго (сверх я) – моральный цензор. В отечественной психологии структуру Личности описывали Ананьев, Рубинштейн, Платонов, Божович, Леонтьев.
Целью данной работы является рассмотрение психологической стуктуры личности Б.Г.Ананьева. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Краткая
биография и анализ научного
и творческого пути Б.Г.
Борис Герасимович Ананьев (1907, Владикавказ-1972) — советский психолог, создатель и лидер Петербургской научной школы психологов. Его учениками были, например, известные отечественные психологи Б. Ф. Ломов, А. Г. Ковалёв и др. (позднее, однако, они в той или иной мере пересмотрели его взгляды и создали собственные школы).
Борис Герасимович Ананьев происходил из обрусевшей армянской семьи. Окончил Горский пединститут (1928). Поступил в аспирантуру Института мозга, кандидат педагогических наук (1937), доктор педагогических наук (1939), заведующий кафедрой психологии ЛГУ (1944), декан факультета психологии ЛГУ (1967-1972), член-корреспондент АПН РСФСР (1945), действительный член АПН СССР (1968).
На
доме, где жил в Санкт-Петербурге Бор
Определил понятие возраст как одну из главных составляющих периодизации жизни человека. Уделял большое внимание изучению взаимосвязи биологических данных и достижений личности в социуме. Ананьев включал человека в контекст человекознания, а не просто ассоциировал его исключительно с деятельностью.
Борис Герасимович Ананьев является последователем В. М. Бехтерева; тем не менее, его отношение к Бехтереву было довольно сложным: в период 1930-1950 гг., когда официальная психология не принимала рефлексологию Бехтерева, Борис Герасимович Ананьев дистанцировался от рефлексологии, неоднократно подчёркивал, что не является учеником Бехтерева и даже использовал термин «бехтеревщина». Аналогичный переворот Борис Герасимович Ананьев совершил и в отношении психологии: от полного отрицания психологии как науки до утверждения ее в качестве центральной науки в рамках человекознания. Работая на психологическом факультете ЛГУ, Борис Герасимович Ананьев предпринял попытку преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как личности и индивидуальности.
В его модели науки о человеке группируются в четыре раздела:
Он выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида. Борис Герасимович Ананьев известен также своими трудами в области чувственного восприятия, а также возрастной и дифференциальной психологии, исследованиями по психологии общения, проблемами восстановления работоспособности раненых во время Великой Отечественной войны. Одним из первых в СССР организовал психологическую службу на базе средней школы в Выборгском районе Ленинграда.1
В условиях быстрого развития перинатальной психологии, где впервые плодотворно осуществляется комплексный подход к изучению и развитию человека, и постепенной психологизации всего общества, идеи Бориса Герасимовича Ананьева получают новый импульс к развитию.
Основные научные труды
Психология педагогической оценки, 1935..
Очерки психологии, 1945.
Психология чувственного познания, 1960.
Теория ощущений, 1961
Очерки русской психологии XVIII-XIX веков, 1967.
Человек как предмет познания, 1969.
Психология и проблемы человекознания. МОДЭК, 2005.
Избранные психологические труды, 1 и 2 тт. Педагогика, 1980.
Человек как предмет познания. Питер, 2001.
О проблемах
современного человекознания. Питер, 2001.
Личность - составляющая индивидуальности, ее характеристика как общественного индивида, объекта и субъекта исторического процесса. Личность - «вершина» всей структуры человеческих свойств. Развитие личности направляется развитием индивидуальности.2
Личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев).
Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздествия (Рубинштейн).
Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).
Б.Г. Ананьев: личность - субъект общественного поведения и коммуникации.
А.В. Петровский: личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, размуное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности.
К.К. Платонов: личиность - человек как носитель сознания.
Среди
многих работ по теории личности, ее структуре
в психологии особенно выделяются работы
А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.
А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном
духовном облике личности, его происхождении
и строении как вопрос о синтезе сложных
структур:
темперамента (структуры природных свойств),
направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).
Все
эти структуры возникают из взаимосвязи
психических свойств личности, характеризующих
устойчивый, постоянный уровень активности,
обеспечивающий наилучшее приспособление
индивида к воздействующим раздражителям
вследствие наибольшей адекватности их
отражения. В процессе деятельности свойства
определенным образом связываются друг
с другом в соответствии с требованиями
деятельности.
В.Н. Мясищев единство личности характеризует:
направленностью (доминирующие отношения:
к людям, к себе, к предметам внешнего мира),
общим уровнем развития (в процессе развития
повышается общий уровень развития личности),
структурой личности и динамикой нервно-психической
реактивностью (имеется в виду не только
динамика высшей нервной деятельности
(ВНД), но и объективная динамика условий
жизни).
С
этой точки зрения структура личности
- лишь одно из определений ее единства
и целостности, т.е. более частная характеристика
личности, интеграционные особенности
которой связаны с мотивацией, отношениями
и тенденциями личности.
Концепция динамической структуры личности
(К.К. Платонов). "Наиболее общей структурой
личности является отнесение всех ее особенностей
и черт к одной из четырех групп, образующих
4 основные стороны личности:
1. Социально обусловленные особенности
(направленность, моральные качества).
2. Личный опыт (объем и качество имеющихся
ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).
3. Индивидуальные особенности различных
психических процессов (внимание, память).
4. Биологически обусловленные особенности
(темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).
1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически
обусловлены.
Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют
друг с другом. Однако, доминирующее влияние
всегда остается за социальной стороной
личности - ее мировоззрением, направленностью,
потребностями, интересами, идеалами и
эстетическими качествами.3
Б. Г. Ананьев, пытался преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как индивиде, личности и индивидуальности.
Б. Г. Ананьев является сторонником широкой трактовки личности. Необходимо отметить, что в его концепции личности природные и общественно обусловленные аспекты личности не выступают как рядоположенные. Б. Г. Ананьев (1980) говорит о различных уровнях в структуре личности, подчеркивая при этом, что биофизиологические характеристики организма входят в структуру личности, только если они «многократно «опосредуются» социальными свойствами личности».
По Б. Г. Ананьеву (1967), в структуру личности входят:
• психические процессы;
• психические состояния;
• свойства личности (табл. 1).
Таблица 1
По мнению Б. Г. Ананьева, единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность. Однако человек – не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящей материальные и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основу предметной деятельности человека составляет труд и потому он выступает как субъект труда. Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания, и потому человек предстает как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения. Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости.
Таким образом, каждый человек предстает в виде некоей целостности – как индивид, личность и субъект, обусловленный единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.
Информация о работе Психологическая структура личности Б.Г. Ананьева