Психокоррекционная программа эмоционально-волевой сферы детей подготовительной к школе групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 09:40, контрольная работа

Краткое описание

Эмоции и чувства составляют особую, очень важную сторону внутренней жизни человека. Эмоциональные проявления человека очень разнообразны: радость, горе, страх, гнев, удивление, грусть, тревога, восхищение, презрение. Мир эмоциональных переживаний пронизывает все стороны жизни: отношения с окружающими людьми, деятельность, общение и познание. Одна из сфер человеческой деятельности - искусство - непосредственно обращена к эмоциям и чувствам человека.

Файлы: 1 файл

Programma_Nastroenie.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

Выражают отношение к собственным  действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению. Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры.

Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это  защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, “запачкивание” контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, “заслоны”, линия удвоена. Направленность такой защиты – соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры – против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур -защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры – недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое – элементы “защиты”, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов  в рисунке, независимо от их связи  с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы.

3.Графическая методика «Кактус»

Цель: исследование эмоциональной сферы ребенка.

При проведении диагностики  испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция:

«На листе бумаги нарисуй  кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных.

При обработке результатов  принимаются во внимание данные, соответствующие  всем графическим методам, а именно:

пространственное положение

размер рисунка

характеристики линий

сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются  специфические показатели, характерные именно для данной методики:

характеристика «образа  кактуса» ( дикий, домашний, женственный  и т.д.)

характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный  и пр.)

характеристика иголок ( размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов:

По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать  качества личности испытуемого ребенка. Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность –  отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков  в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру  или внутри кактуса.

Оптимизм – изображение  «радостных» кактусов, использование  ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые  линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность – наличие  мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность  – на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего  кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

4.Методика "Картинки и кружки"

 Цель: определение  уровня упорства и целеустремленности.

В ходе проведения методики используются парные бланки, на одном из которых сверху и снизу изображено по 2 кружка, а на другом различные картинки. Ребенку одновременно показывается 2 бланка (с кружками и картинками), и предлагается внимательно смотреть поочередно на каждый кружок - сначала на верхние, потом на нижние. На картинки смотреть нельзя. Правильность выполнения фиксируется исследователем по направлению взгляда испытуемого.Анализ выполнения проводится по следующим критериям: 10 баллов высшая оценка - ставилась в том случае, если ребенок при выполнении всех заданий не отвлекался на картинки. Невыполнение условий для каждого задания снижает оценку на 1 балл.

Полученные результаты сравниваются со стандартными оценками уровней:

I высокий уровень - 9-10 баллов;

II средний уровень  - 6-8 баллов;

III низкий уровень - 3-5 баллов;

III очень низкий уровень - 1-3 балла.

5.Методика "Не подглядывай"

Цель: выявление  уровней развития таких волевых  качеств как упорство и целеустремленность.

Ребенку сообщается, что ему принесли интересную игру, но, прежде чем начать в нее играть, нужно подождать, пока к игре будет приготовлено все необходимое. Главное - не подглядывать, что делает взрослый, "а то будет неинтересно играть". Ребенку предлагается посидеть 3 мин с закрытыми глазами, а в это время создается видимость активной подготовки к игре (перекладывание деталей конструктора, стук). Через 3 мин ребенок получал обещанную игру. Если дошкольник не выдержал и открыл глаза раньше, делается вид, что нарушение правил не замечено, и игра отдается ребенку. Если дети все 3 мин не открывали глаза, испытание продлялось до 4 мин, но не более.При обработке результатов учитывается время, которое смог выдержать каждый ребенок, не открыв глаза (время ожидания), и количество подглядываний каждого ребенка. Затем подсчитывается, сколько детей выдержали 3 минуты, затем 2 и 1 минуту, также подсчитывается количество подглядываний по группе.

Полученные результаты сравниваются со стандартными оценками уровней:

I высокий уровень - время ожидания более трех  минут, ни одного подглядывания;

II средний уровень  - время ожидания от 2 до 3 минут, 1-2 подглядывания;

III низкий уровень - время ожидания менее 2 минут,  более 3 подглядываний.

 

 

Конспекты занятий

Занятие 1.

Тема: «Знакомство».

Цель: знакомство детей с основными правилами, целями, задачами.

Педагог: Здравствуйте, дети! Мы - группа, нам предстоит заниматься вместе, поэтому очень важно познакомиться, узнать имя друг друга. Приятно, когда тебя называют по имени. Значит, тебя ценят, уважают, любят. У меня в руках сердце. В сердце человека заключены тепло, любовь, дружба. Я предлагаю его вам. Меня зовут…, педагог передает мягкое сердечко близкому ребенку, который называет свое имя и передает сердечко другому. Постарайтесь запомнить имена детей группы. (Педагог громко, четко и эмоционально! повторяет имя каждого ребенка.)

Сердечко вернулось ко мне. Сейчас проверим, правильно ли я запомнила имя каждого из вас. Если я не смогу вспомнить, помогите мне (психолог называет детей). Я надеюсь, что вы тоже запомнили имена друг друга.

Ритуал приветствия.

Дети стоят в кругу, им предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть: - Доброе утро, Саша! (Улыбнуться и кивнуть головой.)

Доброе утро, Маша! (Называются имена, идет по кругу.)

Доброе утро, Ирина  Николаевна!

Доброе утро, солнце! (Все  поднимают руки, опускают.)

Доброе утро, небо! (Аналогичные движения)

Доброе утро всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают.)

Принятие правил.

Появляется мягкая игрушка (или кукла), здоровается с детьми, лично знакомится с каждым ребенком, спрашивает имя ребенка, гладит, предлагает познакомиться. Далее гость предлагает ребятам свои правила.

Никого не обижай, никого не унижай!

Слушай внимательно!

Хочешь сказать, подними  руку!

Будь на своем месте!

Игрушка (кукла) предлагает потренироваться в соблюдении правил: поиграть в игру "Испорченный  телефон". Дети делятся на две  команды. Воспитатель объясняет, что цепочке нужно передать шепотом словечко так, чтобы оно не изменилось и не потерялось. Последний ребенок сигнализирует высоко поднятой рукой, об окончании цепочки и озвучивает слово.

Каждый передающий должен "разбудить" ребенка, которому должны передать слово, делая это бережно и осторожно. Таким образом, тренируемся соблюдать два правила: "никого не обижай, никого не унижай" и "слушай внимательно". В конце игры отмечаются дети, разбудившие другого тихонечко, поглаживая по голове, по плечу. Педагог благодарит всех детей за участие и предлагает разучить ритуал прощания.

Ритуал прощания.Дети встают в круг и передают в ладошке соседу свое имя, улыбаясь самой доброй улыбкой. Педагог-психолог просит детей подарить ему что-нибудь на прощание!

У вас нет ничего с собой, но у вас есть тепло сердец, которое можно почувствовать это тепло ваших ладошек. Рукопожатие по кругу.

Занятие 2.

Тема: «Удивительный мир эмоций и чувств»

Цель: ознакомление детей с эмоциями; развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики; развитие выразительности жестов; снятие психомышечного напряжения.

Ритуал приветствия

Игра "Встаньте все, кто…."

Воспитатель. Встаньте все, кто

любит бегать,

радуется хорошей погоде,

имеет сестру,

любит дарить цветы и  т.д.

Рефлексия прошлого занятия

Произошло ли что-нибудь интересное за время, прошедшее с  прошлого занятия?

Какого цвета сейчас твое настроение?

Основная часть

Сказка "Домовые"

Воспитатель. Вы знаете, что в нашем детском саду живут  домовые? Днем они тихо дремлют в  укромных уголках, а вечером, когда все мы расходимся по домам, они вылезают, зажигают свечку и садятся вокруг нее.

И тогда домовые начинают разговор. Они любят поговорить. Особенно им интересно рассказывать разные истории из тех, что случаются  с нами днем. Но поскольку сами домовые днем спят, они очень любят слушать наши истории. Просто мечтают, чтобы им кто-нибудь что-нибудь о себе рассказал.

Причем все наши домовые - абсолютно разные, как и мы сами. Один любит веселые истории, любит  прыгнуть на ладошку и ждет, блестя глазами, когда с ним поделятся радостью! А вот его приятель больше любит истории грустные. Прижмется пушистым бочком, слушает и очень-очень рассказчику сочувствует. Третьему домовому нравятся истории сердитые. Брови насупит, кулачки сожмет и слушает, затаив дыхание, историю, в которой есть какой-нибудь злодей или обидчик. Сердится, сопереживает. Четвертый домовой предпочитает истории страшные. Пряниками не корми - дай послушать и испугаться! Только ушки мелко дрожат да шерстка дыбом становится.

Сказка продолжается, изображение каждого домового в свой срок появляется на доске. Психолог наглядно демонстрирует, подходя к кому-нибудь из группы, как именно каждый домовой слушает свою любимую историю.

Далее психолог задает вопросы:

Кто может что-то рассказать про сегодняшний день этому домовому? А этому? А есть ли у кого-то что-то сообщить этому домовому?

Кто-то из детей рассказывает соответствующую историю, а остальные  члены группы демонстрируют, как  именно домовой слушает.

Далее психолог проводит беседу о том, что такое настроение, как человек выражает свое настроение, что такое чувства, как человек выражает свои чувства, что такое эмоции, как человек их выражает. Рассказывает о выражении чувств, настроения и эмоций в музыке, рисунке, танце.

Воспитатель. В жизни человека очень важно понимать чувства других - это родник добрых взаимоотношений. Поэтому мы с вами и будем знакомиться с разными эмоциями, чувствами, будем учиться понимать эмоции, чувства и настроение людей.

Психолог предлагает детям рассказать, какое у них сейчас настроение. Следит, правильно ли ребенок подбирает слова для выражения своего настроения. После этого психолог предлагает детям нарисовать свое настроение.

Рисунок на тему: «Мое настроение»

Обсуждение рисунков.

Релаксационное  упражнение "Воздушный шарик"

Воспитатель. Представь, что в твоей груди находится  воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких. Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика. Сделай паузу и сосчитай до пяти. Снова вдохни и заполни легкие воздухом. Задержи его, считая до трех, представляя, что каждое легкое - надутый шарик. Выдохни. Почувствуй, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот. Повтори три раза, вдыхая и выдыхая воздух, представляя, что каждое легкое - надутый шарик, из которого выходит воздух, когда ты выдыхаешь. Остановись и почувствуй, что ты полон энергии, а все напряжение пропало.

Информация о работе Психокоррекционная программа эмоционально-волевой сферы детей подготовительной к школе групп