Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 09:40, контрольная работа
Эмоции и чувства составляют особую, очень важную сторону внутренней жизни человека. Эмоциональные проявления человека очень разнообразны: радость, горе, страх, гнев, удивление, грусть, тревога, восхищение, презрение. Мир эмоциональных переживаний пронизывает все стороны жизни: отношения с окружающими людьми, деятельность, общение и познание. Одна из сфер человеческой деятельности - искусство - непосредственно обращена к эмоциям и чувствам человека.
Занятие 3.
Тема «Эмоциональное состояние детей и взрослых (радость, грусть, злость и др.)»
Цель: формировать представления детей о различных эмоциональных состояниях детей и взрослых, умения общаться с взрослыми и сверстниками; воспитывать желание дарит радость и хорошее настроение близким людям.
Ход занятия:
1. Слушание стихотворения (читает воспитатель).
Мне приснился грустный сон,
Но я его забыл.
Только помню, что во сне
Я без мамы был.
Мне не хочется играть
И мультфильм смотреть,
Даже битву рисовать,
Даже песни петь.
Ничему-то я не рад,
Может, дождик виноват?
2. Беседа с детьми о грусти, о плохом настроении.
Какое настроение у героя стихотворения?
Что вы почувствовали, слушая это стихотворение?
Вспомните, было ли у вас плохое настроение, почему?
Какое сейчас у вас настроение?
3. Творческая работа. (Рисуем дождик за окном)
Воспитатель предлагает детям нарисовать дождик за окном, чтобы мальчику из стихотворения не было так грустно и одиноко.
4. Слушание стихотворения.
Я не знаю, что со мной,
Разве лучше быть одной
Всех друзей обидела,
Плохое в них увидела.
Посмотри, вон у Ирки
Не глаза, а просто дырки!
Вовка жадный! Сашка глупый!
Ленка супом любит хлюпать!
Вместе мы с утра играли -
Не с кем поиграть сейчас.
Нет, ребята, я не злая, -
Зинка мне попала в глаз.
5. Беседа по вопросам.
Хорошо ли поступила девочка? Почему?
Как выглядит человек, когда он злится, сердится?
Воспитатель предлагает детям изобразить злое или сердитое лицо и посмотреть на себя в зеркало.
Понравилось ли вам выражение вашего лица?
Почему злых людей никто не любит?
6. Игра "Какое настроение?".
Задание. Подобрать пиктограммы
различных эмоциональных
7. Игра "Добрые и злые герои сказок".
Детям предлагаются картинки различных сказочных персонажей и кружки красного и черного цветов. Необходимо к добрым героям положить красные кружки, а к злым - черные и объяснить, почему так решили.
Воспитатель. Что значит делиться радостью?
Занятие 4.
Тема: "Я дарю тебе радость".
Цель: развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики; развитие выразительности жестов; снятие психомышечного напряжения.
Ритуал приветствия
Игра "Будь внимательным".
Основная часть
Воспитатель. Сегодня утром в мое окно постучался солнечный зайчик, широко улыбнулся мне и, передал вас письмо. Давайте его прочитаем.
"Привет, ребята! Я услышал про ваши занятия, и мне очень захотелось поиграть вместе с вами. Вы согласны? Я знаю, что вы учитесь угадывать настроение у своих друзей, взрослых. А можете ли вы угадать, какое настроение пришел сегодня подарить вам я? Давайте, попробуем! Я прислал вам свою фотографию, на которой изображено мое настроение. Но фотографии разрезана. Для того чтобы узнать, какое настроение хочу подарить вам, соберите ее".
Дети собирают фотографию и получают изображение лица с радостным и веселым выражением.)
Молодцы. А сейчас каждый из вас изобразит: эмоцию на своем лице.
Что вы чувствуете, когда вам весело и радостно?
На что похоже ваше настроение?
Давайте пошлем солнечному зайчику свои фотографии с нашим настроением.
Творческая работа
Рисунок «Мое хорошее настроение»
(Дети рисуют.) Молодцы.
А хотите еще поиграть с солнечным зайчиком?
Релаксационное упражнение
"Солнечный зайчик"
Воспитатель. Сядь удобно, расслабься. Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот - погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним. А теперь глубоко вдохнем и улыбнемся друг другу.
Ребята, вам стало теплее и радостнее? Давайте поблагодарим солнечного зайчика. А когда вам бывает весело и радостно?
Дети отвечают на вопрос,
а воспитатель заполняет
Затем совместно с детьми заполняется "Ромашка радости" для родителей: когда твоя мама радуется.
Воспитатель. Ребята, вам приятно, когда у вас хорошее настроение? А когда у ваших друзей хорошее настроение вам за них радостно? Старайтесь поделиться вашим хорошим настроением с окружающими вас людьми.
Занятие 5.
Тема: "Радость".
Цель: развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики пантомимики; снятие психомышечного напряжения.
Ритуал приветствия.
Игра "Поздоровайся радостно".
Основная часть.
Предварительная работа: воспитатель заранее готовит варианты ответов на вопрос "Что такое радость?
Например:
Радость - это когда все радуются, всем весело.
Радость - бывает радость большая, а бывает маленькая
Радость - это когда у одного человека, а большая - когда у всех.
Радость - это когда у всех праздник.
Радость - это когда никто не плачет. Ни один человек.
Радость - это когда нет войны.
Радость - это когда все здоровы.
Радость - это я, потому что мама говорит: "Ты моя радость"
Ответы на вопросы
Детям предлагается ответить на вопрос "Что такое Радость?". Воспитатель фиксирует ответы детей, сравнивает с теми, которые были заранее приготовлены. Далее отвечают на вопросы:
Что ты делаешь, когда тебе весело? (Ответы детей.) Расскажи самый веселый (смешной) случай, который произошел с тобой.
Затем детям предлагается нарисовать сюжет этого рассказа.
Рисунок " Кто как радуется"
Дети становятся в круг. Педагог предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, восклицания.
Воспитатель совместно с детьми наклеивает рисунки на большой лист бумаги - проводится выставка, выбор самого оригинального рисунка, ответы вопрос "Что такое радость? и самые интересные истории).
Психогимнастика "Ручеек радости"
Садимся на пол по кругу, все берутся за руки, распределяются.
Воспитатель.
Мысленно представьте себе, что внутри каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. В каждом ручейке - чистая, прозрачная, теплая. Ручеек маленький и очень озорной. Он не может усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем мысленно представим себе, как чистая, прозрачная водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу. Мы мысленно передаем друг другу радость.
Занятие 6.
Тема: "Страх"
Цель: познакомить с новой эмоцией - страхом; учить распознавать, изображать и отреагировать имеющиеся страхи.
Ритуал приветствия
Игра "Поздоровайся с соседом так, как будто ты его боишься
Основная часть
С помощью сюжетной картины и схематического изображения познакомить с новой эмоцией, ее проявлением в мимике, пантомимике, голосе.
Вопросы к детям:
Какое настроение у героев этой картины?
Как вы это узнали?
Можем ли мы узнать о настроении человека, не видя его лицо?
Как меняются движения человека в разном настроении?
Как меняется голос? '
Игра "Испорченный телефон"
Передаем страшное слово. Мимика страха. Обсуждение: "Чего мы боимся?"
Рисование "Я боюсь." или "Я боялся. "
Работа в парах - поменяться с соседом рисунками, рассказать ему о своем страхе и способах с ним справиться.
Игра "Живая шляпа"
Воспитатель (очень эмоционально). Это произошло совсем недавно с очень хорошими друзьями. Однажды у (имя одного из присутствующих) был день рождения. И он пригласил к себе (воспитатель перечисляет имена всех присутствующих детей). В самый разгар веселья, когда родителей не было дома, в комнате раздался грохот. - Дети насторожились, а кто-то успел даже испугаться. Ой, что это? (воспитатель делает испуганное выражение лица и с ужасом смотрит по сторонам, останавливая свой взгляд в углу комнаты, где заранее прячется игрушечный котенок, сидящий в машинке с дистанционным управлением, накрытый шляпой.) Все ребята побежали в угол комнаты. И что же все там увидели? (Дети предлагают варианты ответов.) Это была не просто шляпа. Она двигалась! (воспитатель незаметно от детей начинает управлять движением шляпы, дети разбегаются в разные стороны.) Все, конечно же, испугались (воспитатель просит детей изобразить мимикой и жестами испуг). Как вдруг шляпа перевернулась, и там оказался маленький, пушистый, мягкий котенок. Все засмеялись и побежали гладить котенка.
Детям предлагается дотронуться до котенка и погладить его.
Релаксационное упражнение "Что нам делать с этим чувством?"
Воспитатель. Если ты расстроен, испугался, представь, что ты можешь с этим сделать. Например, если ты боишься, ты можешь включить телевизор и посмотреть любимый мультфильм, выйти из комнаты или выбросить страх в мусорное ведро, рассмеяться.
А затем сделай то, что представил: например, надуй мяч из страха и закинь его подальше.
Занятие 7.
Тема: "Маленький храбрец".
Цель: повышение самооценки; снятие психического напряжения, устранение страхов; создание положительного эмоционального фона.
Ритуал приветствия.
Игра "Круговая беседа"
Дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель начинает предложение, а дети по очереди, не перебивая друг друга, дополняют его.
Больше всего мне нравится в себе.
Я бы хотел стать.
Моя любимая игра.
Больше всего я боюсь.
Когда-нибудь я надеюсь.
Основная часть
Воспитатель предлагает вниманию детей рассказ "Один дома".
Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно: а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?!
Мозговой штурм "Как побороть страх?"
Воспитатель выслушивает ответы детей и добавляет свои способы.
Рисование своего страха , рассказ о нем и способы его преодоления.
Упражнение "Воспитай свой страх"
После того как дети нарисуют свой страх и расскажут о нем, воспитатель предлагает ребенку перевоспитать страшилку для этого нужно сделать его добрым. Вместе они придумывают, как это сделать, возможны варианты: пририсовать воздушный шарик, конфеты руках у страшилки, исправить злое выражение лица на доброе, улыбчивое, одеть страшилку в нарядный, веселый костюм. Можно придумать и другие атрибуты.
Релаксационное упражнение "Самолет"
Воспитатель: Займите позицию готовности, как при взлете, стоя прямо и разведя руки в стороны. Может быть, у вас есть особый звуковой сигнал перед взлетом? Представьте, что ваш самолет разгоняется и взлетев, набирает высоту.
Вы летите! Что там сверху? Внизу? Что вы слышите?
Какие там запахи?
Что вы чувствуете, паря над облаками? Запомните ощущение и возьмите его с собой на землю. Вы приземляетесь.
В следующий раз, когда испугаетесь, представьте, что вы взлетаете над облаками. Вперед и вверх!
Ритуал прощания «Эстафета дружбы».
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Саше, к Ане и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый добавил чуточку своей. Пусть же она не покидает вас и греет.
Занятие 8.
Тема: "Пчелка в темноте".
Цель: коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты.
Ритуал приветствия Игра "Круг друзей"
Дети поют: "Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда мои друзья со мной!" Под эту песню ходят по кругу, прихлопывают в ладоши, притоптывают кружатся.
Основная часть
Игра "Пчелка в темноте"
Воспитатель рассказывает, а дети выполняют соответствующие действия.
Воспитатель. Пчелка перелетала с цветка на цветок можно использовать детские стульчики, тумбы разной высоты, мягкие модули. Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара и уснула внутри цветка. (Использовать детский столик или высокий стул, под который залезает ребенок.) Незаметно наступила ночь, и лепестки стали закрываться (столики и стулья накрываются материалом) Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что кругом темно. Тут она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается) и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок. Игру можно повторять, накрывая стульчик все более темной тканью, тем самым увеличивая степень темноты.
Рисование "Пчелка в темноте"
Рассматриваем рисунки детей и задаем вопросы:
Какое настроение хотел передать автор на этом рисунке как вы это определили, по каким признакам?
Разыгрывание этюда "В лесу"
Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся - нет никого. Он стал прислушиваться, не слышно ли голосов? (Внимание.) Вроде слышит он какой-то шорох, потрескивание веток, вдруг это волк или медведь? (Страх.) Но тут ветки качнулись, и он увидел своих друзей - они тоже потеряли его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой (Радость.)
Релаксационное упражнение "Тропический остров"
Воспитатель. Сядьте удобнее. Можете закрыть глаза. Вы видите прекрасный волшебный остров. Это может быть место, где вы однажды побывали, которое видели на картинке, или любое другое, нарисованное вашим воображением. Ты единственный человек на этом острове. Кроме тебя только звери, птицы и цветы. Какие звуки ты слышишь? Какие запахи чувствуешь? Видишь чистый берег и воду? Поплавай в море, какое оно? Какая погода на твоем острове?
Как ты чувствуешь себя там совершенно один? Забери это чувство с собой, возвращаясь назад в свою группу, ты можешь представлять этот остров, когда захочешь. Отправляйся в свой собственный райский уголок в любое время.
Ритуал прощания "Комплименты"