Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 09:40, контрольная работа
Эмоции и чувства составляют особую, очень важную сторону внутренней жизни человека. Эмоциональные проявления человека очень разнообразны: радость, горе, страх, гнев, удивление, грусть, тревога, восхищение, презрение. Мир эмоциональных переживаний пронизывает все стороны жизни: отношения с окружающими людьми, деятельность, общение и познание. Одна из сфер человеческой деятельности - искусство - непосредственно обращена к эмоциям и чувствам человека.
Психокоррекционная программа
эмоционально-волевой сферы
детей подготовительной к школе групп.
Пояснительная записка
Эмоции и чувства составляют особую, очень важную сторону внутренней жизни человека. Эмоциональные проявления человека очень разнообразны: радость, горе, страх, гнев, удивление, грусть, тревога, восхищение, презрение. Мир эмоциональных переживаний пронизывает все стороны жизни: отношения с окружающими людьми, деятельность, общение и познание. Одна из сфер человеческой деятельности - искусство - непосредственно обращена к эмоциям и чувствам человека. Таким образом, эмоции - это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающих в форме переживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций. В процессе жизненной практики из проявлений воли в отдельных поступках складывается волевая организация личности.
Волевые свойства становятся неотъемлемым признаком личности. Формирование этих свойств связано с типом нервной деятельности человека, а также с теми требованиями, которые предъявляет к нему социальное окружение, с условиями жизнедеятельности. Важную роль в развитии волевых характеристик личности играет воспитание, влияние родителей и значимых взрослых.
Цель программы:
Задачи программы:
Диагностические:
1.Выявление особенностей внутрисемейных отношений
2.Исследование эмоционально-
Коррекционные:
1.Проводить коррекцию эмоциональных личностных нарушений.
2.Снятие напряжения и вхождение в состояние расслабленности с помощью релаксационных упражнений.
3.Способствовать развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей.
4.Становление умений осознанно относиться к своим и чужим чувствам, желаниям, стремлениям.
5.Учить отображать внутренний мир ребенка через рисунок.
Предполагаемые результаты можно сформулировать так:
1Диагностический блок
Цель: исследование у детей эмоционально-волевой сферы.
Диагностика - обязательный исходный блок коррекционного вмешательства в эмоциональную сферу ребёнка. Диагностический блок включает в себя наблюдения за эмоциональными проявлениями детей в процессе повседневной жизнедеятельности: во время игр, занятий, прогулок, еды.
Диагностика развития эмоционально-волевой сферы проводится в в виде тестов в ходе коррекционных занятий с целью выявить:
-положительный эмоциональный фон в течение дня, недели;
-межличностные и внутрисемейные отношении;
-самооценку детской деятельности.
2.Установочный блок
Цель: установление эмоционально-позитивного контакта с ребенком. Знакомство детей друг с другом, с правилами поведения в группе, наблюдение за эмоциональными переживаниями ребенка, формирование способности к произвольной регуляции эмоций.
Обобщение сформированных адекватных способов эмоционального самовыражения; практическое применение знаний и умений.
Получение обратной связи от родителей о возможностях детей, особенностях и трудностях в эмоциональной сфере; знакомство родителей с упражнениями, играми способствующими развитию эмоциональной сферы; совместная деятельность с родителями.
3.Коррекционный блок
Цель: Проводить работу при помощи коррекционных обучающих упражнений, игр, цель которых обеспечивать психологическую защищенность, доверие к миру, умение получать радость от общения.
4.Оценочный блок
Цель: проверить эффективность проведенной психокоррекционной работы.
Методы:
-проведение повторной диагностики уровня эмоционально-волевой сферы детей, особенности внутрисемейных отношений;
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 35 минут.
Рабочий план внедрения программы.
Этапы |
Содержание |
Сроки |
Диагностический |
-Диагностика развития эмоционально-волевой сферы; -наблюдение за ребенком во время общения в группе со сверстниками, родителями; -анкетирование родителей, беседы. |
Сентябрь 1-2 неделя |
Установочный |
- Обсуждение основных направлений работы с детьми дома; -индивидуальная работа с семьей с целью создания установок коррекций с их детьми; -различные формы |
Сентябрь 3-4 неделя |
Коррекционный |
-Контроль за коррекционной
работой, осуществляемой -использование системы коррекционных занятий; -консультации для педагогов; -консультации для родителей.
|
Октябрь-декабрь 1-2 неделя |
Оценочный |
-Использование -обсуждение итогов психокоррекционной работы с воспитателями; -рекомендации родителям и воспитателям по дальнейшему развитию эмоционально-волевой сферы. |
Декабрь 3-4 неделя |
Описание диагностических методов и методик:
Цель: определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха.
Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне. Инструкция: "Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.". Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики. Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.
Обработка данных.
1 балл присваивается,
если ребенок поставил
2 балла присваивается,
если ребенок поставил
3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий - на седьмую; красный, желтый, зеленый - на восьмую позицию.
Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное, при 4-6 баллах - как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при 7 - 9 баллах - как НПС средней степени; больше 9 баллов - НПС высокой степени.
Оценка результатов
4 балла - позитивное психическое состояние
3 балла - негативное психическое состояние низкой степени
2 балла - негативное психическое состояние средней степени
1 балл - негативное психическое состояние высокой степени
2. Методика "Несуществующее животное"
Цель: исследование личности с помощью проективного теста
Инструкция: “Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием”.
Показатели и интерпретация :положение рисунка на листе.
В норме рисунок расположен по средней
линии вертикально поставленног
Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.
Положение рисунка в нижней части – обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо – устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется – осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность.
На голове расположены детали, соответствующие органам чувств – уши, рот, глаза. Значение детали “уши” – прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно – зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками – когтями, щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.
Опорная часть фигуры: (ноги, лапы, иногда – постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формированияе-суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе – это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями.
Хвосты.