Психокоррекционная программа эмоционально-волевой сферы детей подготовительной к школе групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 09:40, контрольная работа

Краткое описание

Эмоции и чувства составляют особую, очень важную сторону внутренней жизни человека. Эмоциональные проявления человека очень разнообразны: радость, горе, страх, гнев, удивление, грусть, тревога, восхищение, презрение. Мир эмоциональных переживаний пронизывает все стороны жизни: отношения с окружающими людьми, деятельность, общение и познание. Одна из сфер человеческой деятельности - искусство - непосредственно обращена к эмоциям и чувствам человека.

Файлы: 1 файл

Programma_Nastroenie.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

Психокоррекционная программа

эмоционально-волевой  сферы

детей подготовительной  к школе групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

  Эмоции и чувства составляют особую, очень важную сторону внутренней жизни человека. Эмоциональные проявления человека очень разнообразны: радость, горе, страх, гнев, удивление, грусть, тревога, восхищение, презрение. Мир эмоциональных переживаний пронизывает все стороны жизни: отношения с окружающими людьми, деятельность, общение и познание. Одна из сфер человеческой деятельности - искусство - непосредственно обращена к эмоциям и чувствам человека. Таким образом, эмоции - это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающих в форме переживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций. В процессе жизненной практики из проявлений воли в отдельных поступках складывается волевая организация личности.

Волевые свойства становятся неотъемлемым признаком личности. Формирование этих свойств связано с типом  нервной деятельности человека, а  также с теми требованиями, которые  предъявляет к нему социальное окружение, с условиями жизнедеятельности. Важную роль в развитии волевых характеристик личности играет воспитание, влияние родителей и значимых взрослых.

Цель программы:

  • обеспечение  эмоционального и полноценного психического развития каждого ребёнка;
  • коррекция индивидуально «отстающих» эмоционально-волевых психических функций ребёнка;
  • «воспитание глубины и устойчивости чувств, умение сдерживать свои эмоциональные реакции»;
  • развитие и формирование психологической готовности к обучению в школе. 

Задачи программы:

Диагностические:

1.Выявление особенностей внутрисемейных отношений

2.Исследование эмоционально-волевой  сферы ребенка, характер его  взаимоотношений со сверстниками  и взрослыми в семье, детском  саду.

Коррекционные:

1.Проводить коррекцию эмоциональных личностных нарушений.

2.Снятие напряжения и вхождение в состояние расслабленности с помощью релаксационных упражнений.

3.Способствовать развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей.

4.Становление умений осознанно относиться к своим и чужим чувствам, желаниям, стремлениям.

5.Учить отображать  внутренний мир ребенка через  рисунок.

Предполагаемые результаты можно сформулировать так:

  1. Позитивное психоэмоциональное состояние ребёнка.
  2. Контактность ребёнка, адаптивность в группе сверстников.
  3. Зрелое поведение в социальных контактах и деятельности.
  4. Формирование коммуникативных и организаторских способностей.
  5. Развитие, самодисциплины и самоорганизации сообразительности.
  6. Развитие сосредоточенности и способности к концентрации.
  7. Снятие страха перед агрессией. 

1Диагностический блок

Цель: исследование у детей эмоционально-волевой сферы.

Диагностика - обязательный исходный блок коррекционного вмешательства  в эмоциональную сферу ребёнка. Диагностический блок включает в  себя наблюдения за эмоциональными проявлениями детей в процессе повседневной жизнедеятельности: во время игр, занятий, прогулок, еды.

Диагностика развития эмоционально-волевой  сферы проводится в в виде тестов в ходе коррекционных занятий с целью выявить:

-положительный эмоциональный фон в течение дня, недели;

-межличностные и внутрисемейные отношении;

-самооценку детской деятельности.

2.Установочный  блок

Цель: установление эмоционально-позитивного контакта с ребенком. Знакомство детей друг с другом, с правилами поведения в группе, наблюдение за эмоциональными переживаниями ребенка, формирование способности к произвольной регуляции эмоций.

Обобщение сформированных адекватных способов эмоционального самовыражения; практическое применение знаний и умений.

Получение обратной связи от родителей о возможностях детей, особенностях и трудностях в эмоциональной сфере; знакомство родителей с упражнениями, играми способствующими развитию эмоциональной сферы; совместная деятельность с родителями.

         3.Коррекционный блок

Цель: Проводить работу при помощи коррекционных обучающих упражнений, игр, цель которых обеспечивать психологическую защищенность, доверие к миру, умение получать радость от  общения.

4.Оценочный блок

 Цель: проверить эффективность проведенной психокоррекционной работы.

Методы:

-проведение повторной  диагностики уровня эмоционально-волевой сферы детей, особенности внутрисемейных отношений;

Занятия проводятся 1 раз  в неделю, продолжительностью 35 минут.

Рабочий план внедрения программы.

 

Этапы

Содержание 

Сроки

Диагностический

-Диагностика развития эмоционально-волевой сферы;

-наблюдение за ребенком во время общения в группе со сверстниками, родителями;

-анкетирование родителей, беседы.

Сентябрь

1-2 неделя

Установочный

 - Обсуждение основных направлений работы с детьми дома;

 -индивидуальная работа с семьей с целью создания установок коррекций с их детьми;

-различные формы просветительской  деятельности.      

Сентябрь

3-4 неделя

Коррекционный

-Контроль за коррекционной  работой, осуществляемой воспитателями  и родителями;

 -использование системы коррекционных занятий;

-консультации для  педагогов;

-консультации для  родителей.

 

 Октябрь-декабрь

1-2 неделя

Оценочный

-Использование диагностических  методик (повторная диагностика)

-обсуждение итогов  психокоррекционной работы с  воспитателями;

-рекомендации родителям и воспитателям по дальнейшему развитию эмоционально-волевой сферы.

Декабрь

3-4 неделя


 

     

 

Описание диагностических  методов и методик:

  1. Методика "Паровозик"

Цель: определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха.

Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются  на белом фоне. Инструкция: "Рассмотри  все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.". Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики. Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.

Обработка данных.

1 балл присваивается,  если ребенок поставил вагончик  фиолетового цвета на вторую  позицию; черный, серый, коричневый - на третью; красный, желтый, зеленый - на шестую.

2 балла присваивается,  если ребенок поставил вагончик  фиолетового цвета на первую  позицию; черный, серый, коричневый - на вторую; красный, желтый, зеленый  - на седьмую, синий - на восьмую. 

3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий - на седьмую; красный, желтый, зеленый - на восьмую позицию.

Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное, при 4-6 баллах - как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при 7 - 9 баллах - как НПС средней степени; больше 9 баллов - НПС высокой степени.

Оценка результатов 

4 балла - позитивное  психическое состояние

3 балла - негативное  психическое состояние низкой  степени 

2 балла - негативное  психическое состояние средней  степени 

1 балл - негативное психическое  состояние высокой степени 

2. Методика "Несуществующее животное"

Цель: исследование личности с помощью проективного теста

 Инструкция: “Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием”.

Показатели и интерпретация :положение рисунка на листе.

В норме рисунок расположен по средней  линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Расположение рисунка ближе  к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как  высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части  – обратная тенденция: неуверенность  в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая  часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо – устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется – осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность.

На голове расположены детали, соответствующие  органам чувств – уши, рот, глаза. Значение детали “уши” – прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно – зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

На голове также бывают расположены  дополнительные детали: например, рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию  с другими признаками – когтями, щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

Опорная часть фигуры: (ноги, лапы, иногда – постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формированияе-суждения, опора на существенные положения  и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие  в выводах и неосновательность  суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или  почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе – это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями.

Хвосты.

Информация о работе Психокоррекционная программа эмоционально-волевой сферы детей подготовительной к школе групп