Эмоционально – волевые процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 00:03, контрольная работа

Краткое описание

В эмоциях и чувствах человека проявляется его отношение к поступкам и поведению других людей, к коллективу, а также к своим собственным высказываниям, результатам своей деятельности и т. д. Все эмоции и чувства делятся на две основные группы. В первую группу входят те, которые выражают положительное отношение человека к объектам и явлениям действительности, – удовольствие, радость, восторг, любовь и т. п.

Оглавление

1.Введение;
2.Эмоционально – волевые процессы;
3.Заключение;
4.Литература

Файлы: 1 файл

Эмоционально.docx

— 164.61 Кб (Скачать)

                         ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

                             РЫБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВИАЦИОННАЯ

                            ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. П.А.Соловьева 
 

                                  Кафедра

          

       «Философия социально – культурные  технологии» 
 

                       КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА      

                                  по дисциплине

                                    «Психология и Педагогика» 
 
 
 

                                                                                                Группа: ЗЭС –07

                                                                                                Студентка: Нехаева Е.В.                                                                                                               

                                                                                                Преподаватель: 

                                                                                                Оценка :  

            

                                                 

                                                                   Рыбинск, 2010

                                                    ПСИХОЛОГИЯ

                                        Содержание:

    1. Введение;
    2. Эмоционально – волевые процессы;
    3. Заключение;
    4. Литература.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ВВЕДЕНИЕ:

      Познавая  действительный мир, человек проявляет  определенное отношение к окружающим предметам и явлениям. Наблюдая игру последних лучей солнца на верхушках  деревьев, занимаясь любимым делом, читая книги, рассматривая картины, объясняясь с товарищем, каждый человек  испытывает то или иное чувство. Окружающие объекты и явления, действуя на органы чувств, вызывают эмоциональную реакцию человека, выражающуюся в различных ее проявлениях – в радости, грусти, боязни, страхе, ужасе, испуге, печали, восторге, гордости, ответственности, неловкости, удовольствии, любви, смехе, ненависти, горе и т. п.

      В эмоциях и чувствах человека проявляется  его отношение к поступкам  и поведению других людей, к коллективу, а также к своим собственным  высказываниям, результатам своей  деятельности и т. д. Все эмоции и  чувства делятся на две основные группы. В первую группу входят те, которые  выражают положительное отношение  человека к объектам и явлениям действительности, – удовольствие, радость, восторг, любовь и т. п. Вторую группу составляют те чувства и эмоции, которые выражают отрицательную реакцию человека на что-либо. К ним относятся боязнь, испуг, страх, ужас, ненависть, горе и т. д. Эмоции и чувства являются одной из форм отражения психикой человека окружающего мира. Отличие эмоций и чувств от других психических процессов заключается в том, что если, например, благодаря ощущениям, восприятиям, мышлению в нашем сознании отражаются различные предметы, явления и отдельные свойства и качества, а также разнообразные связи между ними, то в эмоциональных состояниях проявляется отношение человека к тому, что познается, что делается.

      В каждый конкретный момент определенное отношение человека вызывает лишь то, что входит в круг его потребностей и интересов. Остальное из воспринимаемого не вызывает у него эмоциональной реакции, остается для него безразличным. Эмоции и чувства проявляются у человека тогда, когда происходит удовлетворение или неудовлетворение (в самых разнообразных формах) его потребностей. При этом следует иметь в виду не только органические потребности человека (потребность в пище, воде, тепле и т. п.), но и все те многочисленные потребности, которые вытекают из условий его общественного бытия (потребность в общении, коллективе, в знаниях, в искусстве и т. п.).

      Эмоциональный мир человека очень сложен и богат. Часто человек не осознает всей глубины  и полноты охвативших его потребностей и степени их удовлетворения. В  психологии, характеризуя эмоциональные состояния человека, употребляют понятия "чувства" и "эмоции". В широком смысле эти понятия означают одно и то же. В более узком – эмоции есть элементарные переживания, выражающие реакцию удовлетворения или неудовлетворения органических потребностей в пище, питье, тепле и т. п. Жизнь в человеческом обществе, общественная природа человека обусловили развитие особой формы эмоционального отношения человека к действительности. Эта особая форма отношения человека к окружающему миру выражается в чувствах, основой которых, как правило, являются потребности человека в определенных связях с другими людьми (потребность в общении, в выполнении общественных требований, в оценке другими людьми результатов труда и т. д.). Возникновение чувств находится в тесной связи с духовными (культурными) потребностями. Следует также подчеркнуть, что если эмоции проявляются как у человека, так и у животных (естественно, значительно отличающиеся от эмоций человека), то чувства присущи только человеку.

      Нервно-физиологической  основой эмоционального переживания  человека служит возбуждение коры мозга, подкорковых центров и физиологические процессы, происходящие в вегетативной нервной системе. При этом ведущая роль принадлежит коре мозга, которая регулирует протекание эмоций и чувств, оказывая как тормозящее, так и возбуждающее влияние на подкорковые центры. Процесс эмоционального переживания сопряжен с целым рядом изменений в организме человека, и прежде всего в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системе. Эмоции и чувства сопровождаются изменениями ритма дыхания, частоты пульса, кровяного давления, расширением зрачков, побледнением или покраснением кожного покрова. Для каждого эмоционального переживания характерны определенные изменения во внутренних органах человека. По всем изменениям в целом, происходящим в организме человека, в эмоциональном состоянии можно легко определить чувство или эмоциональное состояние, испытываемое человеком в данный момент. И. П. Павлов связывал возникновение и характер протекания эмоциональных переживаний с подкреплением или нарушением динамического стереотипа. Эмоции и чувства вызываются как конкретными, непосредственно воспринимаемыми в данный момент объектами и явлениями, так и широкими системами временных связей, образованными в прошлом опыте. Это легко наблюдается при резком изменении привычных условий жизни, деятельности человека и т. п., т. е. когда нарушается уже сложившаяся система временных связей (динамический стереотип). Часто в результате резкой ломки динамического стереотипа возникают тяжелые чувства, оказывающие значительное влияние на поведение, образ жизни человека в течение длительного времени. Например, смерть жены так потрясла В. И. Сурикова, что он, несмотря на свою страсть к искусству, в течение двух лет даже не притрагивался к кистям, один вид которых вызывал в нем отвращение. В некоторых случаях глубокие нарушения жизненных динамических стереотипов вызывают не только очень сильные отрицательные чувства, но даже смерть. Имеются случаи, когда сообщение о смерти горячо любимого человека приводило к смерти его близких. Эмоциональные переживания человека тесно связаны со второй сигнальной системой. Самые различные переживания возникают у человека в процессе беседы, в процессе слушания рассказа о том или ином событии, случае. Слово, речь способствуют осознанию человеком эмоциональных переживаний, контролируют чувства и эмоции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Эмоционально –  волевые процессы: 

           Эмоционально-волевые процессы  представляют собой психические явления, формирующие общее функциональное состояние психики человека и управляющие протекающими в ней познавательными и другими процессами. Они включают эмоции, чувства и волю человека. Каждый из них имеет самостоятельную физиологическую основу и по-своему влияет на психическую деятельность в целом.

        Отмечено, что различные предметы и явления объективного мира по-разному воздействуют на сознательную сферу человека - одни радуют, другие огорчают, третьи оставляют его равнодушным. Это результат осознанного реагирования на них психики (эмоций и чувств). Вследствие этого под эмоциями понимается целостная субъективная реакция психики человека на воздействие внешних или внутренних раздражителей, проявляющаяся в виде конкретных переживаний (удовольствия или неудовольствия, радости или огорчения, уверенности или страха и т.д.). Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, они отражают значимость (смысл) явлений или ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической (прежде всего, познавательной) деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных материальных или духовных потребностей человека.

         Последовательное развитие эмоций в условиях общества детерминировалось необходимостью их направления на новые социально значимые явления, что привело к формированию высшей формы их проявления – чувств, которые представляют собой устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям объективной действительности, проявляющееся в духовно обусловленных переживаниях. Следовательно, чувства отвечают высшим социальным потребностям и выражают отношение человека к общественным явлениям, другим людям¸ самому себе и т.д. В то же время они отличаются стабильностью, независимостью от состояния организма и наглядно воспринимаемой ситуации. Одновременно сформировавшиеся чувства становятся главными детерминантами эмоциональной жизни человека, от которых зависит возникновение и содержание ситуативных эмоций.

         Простейшая форма проявления эмоций – эмоциональный фон, который представляет собой врожденные гедонические переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные ощущения (напр., вкусовые, температурные, болевые и др.). Уже на этом уровне они дифференцируются на два полярных вида (класса). Положительные эмоции возникают в результате осознания человеком полезности внешних или внутренних воздействий на организм и побуждают его к их достижению или сохранению. В то же время отрицательные (астенические) эмоции стимулируют активность, направленную на избегание нежелательных или опасных воздействий, но в то же время в той или иной мере закрепощающих функционирование психики в целом.

                 В экстремальных условиях, когда субъект осознает невозможность справиться с ситуацией, развиваются аффекты – особый вид эмоций, отличающийся большой силой и вызывающий бурные психические (страх, ярость и др.) и вегетативные (учащенное сердцебиение, повышенное потоотделение, дрожь в теле и др.) изменения. В этой же ситуации эмоции могут перевести психику в стрессовое состояние, при котором эмоциональные возбуждения из центров головного мозга через вегетативную нервную систему и железы внутренней секреции начинают распространяться на периферические, особенно непроизвольные, процессы. Вследствие этого происходит изменение функций различных внутренних органов, что может стать причиной развития неврозов, ишемической болезни сердца, язвенной болезни желудка и т.д.

               Считается, что физиологической основой эмоций выступают процессы, происходящие в мозге и организме в целом, как результат взаимодействия корково-подкорковых комплексов возбуждений, формирующихся на основе наследственного и приобретенного опыта. В формировании эмоций участвуют структуры мозга различного уровня, которые во взаимодействии с ретикулярной формацией ствола мозга составляют их центральный нервный субстрат. Следовательно, любые повреждения мозга приводят к нарушению способности человека адекватно оценивать внешние или внутренние раздражители.

                  Эмоции, как процесс целостного взаимодействия различных психических и физиологических структур человеческого организма, имеют характерное внешнее проявление в двигательных и звуковых реакциях, мимике, жестах, частоте дыхания, деятельности желудка, кишечника, желез внутренней секреции, состоянии кровеносных сосудов и т.д. В то же время одни реакции могут произвольно контролироваться человеком (например, частота дыхания), а другие (кровяное давление) такому контролю в обычных условиях не подвержены.

                Основными характеристиками эмоций являются их сила, длительность протекания, глубина воздействия на организм и скорость возникновения. В зависимости от их величины и сочетания различают соответствующие эмоциональные состояния, представляющие собой определенный временной уровень целостного функционирования психики человека. Например, настроение рассматривается как слабо выраженное эмоциональное состояние, отличающееся значительной длительностью и некоторой неясностью, слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих. В то же время страсть представляет собой длительное, действенное и глубокое эмоциональное состояние, возникшее на основе осознания субъектом необходимости достижения конкретной цели деятельности.

Информация о работе Эмоционально – волевые процессы