Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 00:03, контрольная работа
В эмоциях и чувствах человека проявляется его отношение к поступкам и поведению других людей, к коллективу, а также к своим собственным высказываниям, результатам своей деятельности и т. д. Все эмоции и чувства делятся на две основные группы. В первую группу входят те, которые выражают положительное отношение человека к объектам и явлениям действительности, – удовольствие, радость, восторг, любовь и т. п.
1.Введение;
2.Эмоционально – волевые процессы;
3.Заключение;
4.Литература
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РЫБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. П.А.Соловьева
Кафедра
«Философия социально –
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
Содержание:
1. ВВЕДЕНИЕ:
Познавая действительный мир, человек проявляет определенное отношение к окружающим предметам и явлениям. Наблюдая игру последних лучей солнца на верхушках деревьев, занимаясь любимым делом, читая книги, рассматривая картины, объясняясь с товарищем, каждый человек испытывает то или иное чувство. Окружающие объекты и явления, действуя на органы чувств, вызывают эмоциональную реакцию человека, выражающуюся в различных ее проявлениях – в радости, грусти, боязни, страхе, ужасе, испуге, печали, восторге, гордости, ответственности, неловкости, удовольствии, любви, смехе, ненависти, горе и т. п.
В эмоциях и чувствах человека проявляется его отношение к поступкам и поведению других людей, к коллективу, а также к своим собственным высказываниям, результатам своей деятельности и т. д. Все эмоции и чувства делятся на две основные группы. В первую группу входят те, которые выражают положительное отношение человека к объектам и явлениям действительности, – удовольствие, радость, восторг, любовь и т. п. Вторую группу составляют те чувства и эмоции, которые выражают отрицательную реакцию человека на что-либо. К ним относятся боязнь, испуг, страх, ужас, ненависть, горе и т. д. Эмоции и чувства являются одной из форм отражения психикой человека окружающего мира. Отличие эмоций и чувств от других психических процессов заключается в том, что если, например, благодаря ощущениям, восприятиям, мышлению в нашем сознании отражаются различные предметы, явления и отдельные свойства и качества, а также разнообразные связи между ними, то в эмоциональных состояниях проявляется отношение человека к тому, что познается, что делается.
В каждый конкретный момент определенное отношение человека вызывает лишь то, что входит в круг его потребностей и интересов. Остальное из воспринимаемого не вызывает у него эмоциональной реакции, остается для него безразличным. Эмоции и чувства проявляются у человека тогда, когда происходит удовлетворение или неудовлетворение (в самых разнообразных формах) его потребностей. При этом следует иметь в виду не только органические потребности человека (потребность в пище, воде, тепле и т. п.), но и все те многочисленные потребности, которые вытекают из условий его общественного бытия (потребность в общении, коллективе, в знаниях, в искусстве и т. п.).
Эмоциональный мир человека очень сложен и богат. Часто человек не осознает всей глубины и полноты охвативших его потребностей и степени их удовлетворения. В психологии, характеризуя эмоциональные состояния человека, употребляют понятия "чувства" и "эмоции". В широком смысле эти понятия означают одно и то же. В более узком – эмоции есть элементарные переживания, выражающие реакцию удовлетворения или неудовлетворения органических потребностей в пище, питье, тепле и т. п. Жизнь в человеческом обществе, общественная природа человека обусловили развитие особой формы эмоционального отношения человека к действительности. Эта особая форма отношения человека к окружающему миру выражается в чувствах, основой которых, как правило, являются потребности человека в определенных связях с другими людьми (потребность в общении, в выполнении общественных требований, в оценке другими людьми результатов труда и т. д.). Возникновение чувств находится в тесной связи с духовными (культурными) потребностями. Следует также подчеркнуть, что если эмоции проявляются как у человека, так и у животных (естественно, значительно отличающиеся от эмоций человека), то чувства присущи только человеку.
Нервно-физиологической
основой эмоционального переживания
человека служит возбуждение коры мозга,
подкорковых центров и физиологические
процессы, происходящие в вегетативной
нервной системе. При этом ведущая роль
принадлежит коре мозга, которая регулирует
протекание эмоций и чувств, оказывая
как тормозящее, так и возбуждающее влияние
на подкорковые центры. Процесс эмоционального
переживания сопряжен с целым рядом изменений
в организме человека, и прежде всего в
органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой
системе. Эмоции и чувства сопровождаются
изменениями ритма дыхания, частоты пульса,
кровяного давления, расширением зрачков,
побледнением или покраснением кожного
покрова. Для каждого эмоционального переживания
характерны определенные изменения во
внутренних органах человека. По всем
изменениям в целом, происходящим в организме
человека, в эмоциональном состоянии можно
легко определить чувство или эмоциональное
состояние, испытываемое человеком в данный
момент. И. П. Павлов связывал возникновение
и характер протекания эмоциональных
переживаний с подкреплением или нарушением
динамического стереотипа. Эмоции и чувства
вызываются как конкретными, непосредственно
воспринимаемыми в данный момент объектами
и явлениями, так и широкими системами
временных связей, образованными в прошлом
опыте. Это легко наблюдается при резком
изменении привычных условий жизни, деятельности
человека и т. п., т. е. когда нарушается
уже сложившаяся система временных связей
(динамический стереотип). Часто в результате
резкой ломки динамического стереотипа
возникают тяжелые чувства, оказывающие
значительное влияние на поведение, образ
жизни человека в течение длительного
времени. Например, смерть жены так потрясла
В. И. Сурикова, что он, несмотря на свою
страсть к искусству, в течение двух лет
даже не притрагивался к кистям, один вид
которых вызывал в нем отвращение. В некоторых
случаях глубокие нарушения жизненных
динамических стереотипов вызывают не
только очень сильные отрицательные чувства,
но даже смерть. Имеются случаи, когда
сообщение о смерти горячо любимого человека
приводило к смерти его близких. Эмоциональные
переживания человека тесно связаны со
второй сигнальной системой. Самые различные
переживания возникают у человека в процессе
беседы, в процессе слушания рассказа
о том или ином событии, случае. Слово,
речь способствуют осознанию человеком
эмоциональных переживаний, контролируют
чувства и эмоции.
2.
Эмоционально –
волевые процессы:
Эмоционально-волевые процессы представляют собой психические явления, формирующие общее функциональное состояние психики человека и управляющие протекающими в ней познавательными и другими процессами. Они включают эмоции, чувства и волю человека. Каждый из них имеет самостоятельную физиологическую основу и по-своему влияет на психическую деятельность в целом.
Отмечено, что различные предметы и явления объективного мира по-разному воздействуют на сознательную сферу человека - одни радуют, другие огорчают, третьи оставляют его равнодушным. Это результат осознанного реагирования на них психики (эмоций и чувств). Вследствие этого под эмоциями понимается целостная субъективная реакция психики человека на воздействие внешних или внутренних раздражителей, проявляющаяся в виде конкретных переживаний (удовольствия или неудовольствия, радости или огорчения, уверенности или страха и т.д.). Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, они отражают значимость (смысл) явлений или ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической (прежде всего, познавательной) деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных материальных или духовных потребностей человека.
Последовательное развитие эмоций в условиях общества детерминировалось необходимостью их направления на новые социально значимые явления, что привело к формированию высшей формы их проявления – чувств, которые представляют собой устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям объективной действительности, проявляющееся в духовно обусловленных переживаниях. Следовательно, чувства отвечают высшим социальным потребностям и выражают отношение человека к общественным явлениям, другим людям¸ самому себе и т.д. В то же время они отличаются стабильностью, независимостью от состояния организма и наглядно воспринимаемой ситуации. Одновременно сформировавшиеся чувства становятся главными детерминантами эмоциональной жизни человека, от которых зависит возникновение и содержание ситуативных эмоций.
Простейшая форма проявления эмоций – эмоциональный фон, который представляет собой врожденные гедонические переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные ощущения (напр., вкусовые, температурные, болевые и др.). Уже на этом уровне они дифференцируются на два полярных вида (класса). Положительные эмоции возникают в результате осознания человеком полезности внешних или внутренних воздействий на организм и побуждают его к их достижению или сохранению. В то же время отрицательные (астенические) эмоции стимулируют активность, направленную на избегание нежелательных или опасных воздействий, но в то же время в той или иной мере закрепощающих функционирование психики в целом.
В экстремальных условиях, когда субъект осознает невозможность справиться с ситуацией, развиваются аффекты – особый вид эмоций, отличающийся большой силой и вызывающий бурные психические (страх, ярость и др.) и вегетативные (учащенное сердцебиение, повышенное потоотделение, дрожь в теле и др.) изменения. В этой же ситуации эмоции могут перевести психику в стрессовое состояние, при котором эмоциональные возбуждения из центров головного мозга через вегетативную нервную систему и железы внутренней секреции начинают распространяться на периферические, особенно непроизвольные, процессы. Вследствие этого происходит изменение функций различных внутренних органов, что может стать причиной развития неврозов, ишемической болезни сердца, язвенной болезни желудка и т.д.
Считается, что физиологической основой эмоций выступают процессы, происходящие в мозге и организме в целом, как результат взаимодействия корково-подкорковых комплексов возбуждений, формирующихся на основе наследственного и приобретенного опыта. В формировании эмоций участвуют структуры мозга различного уровня, которые во взаимодействии с ретикулярной формацией ствола мозга составляют их центральный нервный субстрат. Следовательно, любые повреждения мозга приводят к нарушению способности человека адекватно оценивать внешние или внутренние раздражители.
Эмоции, как процесс целостного взаимодействия различных психических и физиологических структур человеческого организма, имеют характерное внешнее проявление в двигательных и звуковых реакциях, мимике, жестах, частоте дыхания, деятельности желудка, кишечника, желез внутренней секреции, состоянии кровеносных сосудов и т.д. В то же время одни реакции могут произвольно контролироваться человеком (например, частота дыхания), а другие (кровяное давление) такому контролю в обычных условиях не подвержены.
Основными характеристиками эмоций являются их сила, длительность протекания, глубина воздействия на организм и скорость возникновения. В зависимости от их величины и сочетания различают соответствующие эмоциональные состояния, представляющие собой определенный временной уровень целостного функционирования психики человека. Например, настроение рассматривается как слабо выраженное эмоциональное состояние, отличающееся значительной длительностью и некоторой неясностью, слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих. В то же время страсть представляет собой длительное, действенное и глубокое эмоциональное состояние, возникшее на основе осознания субъектом необходимости достижения конкретной цели деятельности.