Эмоционально – волевые процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 00:03, контрольная работа

Краткое описание

В эмоциях и чувствах человека проявляется его отношение к поступкам и поведению других людей, к коллективу, а также к своим собственным высказываниям, результатам своей деятельности и т. д. Все эмоции и чувства делятся на две основные группы. В первую группу входят те, которые выражают положительное отношение человека к объектам и явлениям действительности, – удовольствие, радость, восторг, любовь и т. п.

Оглавление

1.Введение;
2.Эмоционально – волевые процессы;
3.Заключение;
4.Литература

Файлы: 1 файл

Эмоционально.docx

— 164.61 Кб (Скачать)

             В практической психологии также выделяется еще целый ряд эмоциональных состояний. В большинстве случаев они объединены по двум характерным признакам воздействия на организм – активизации или закрепощению его деятельности.

          К первой группе относятся стенические эмоциональные состояния, в число которых входят бодрость, активность, радость, удовлетворенность, удовольствие и др., в то время как ко второй – пассивность, апатию, боязнь, страх, панику и т.д.

          Если эмоции переводят функционирование психических познавательных процессов и деятельности человека в подсознательную (неуправляемую) сферу, то сознательное управление ими осуществляется на основе его воли. Воля рассматривается, как процесс осознанного воздействия человека на свою психическую сферу с целью выполнения необходимого действия в соответствии с поставленной целью, преодолевая физиологические и (или)  психологические трудности (препятствия).В психической деятельности она реализует две взаимосвязанные функции: активизирующую и тормозящую, что позволяет направлять деятельность человека как на достижение чего-то, так и на отказ от того, что ему не нужно. Психологический анализ волевого действия позволяет сделать вывод о его наиболее часто проявляющейся последовательности, включающей в себя определенную этапную совокупность.  

                                  Рассмотрим ее содержание несколько подробнее: 

1. Побуждение  к совершению волевого действия. В роли побудительных сил тех  или иных волевых действий  выступают определенные материальные  или духовные (психические или  психологические) потребности человека. Они могут быть самыми различными, но в любом случае заставляют  активно работать его мышление, что позволяет четко сформулировать  и осознать цель предстоящего  воздействия на эмоциональные  процессы или совершения поступка (поведения). 

2. Постановка  и осознание цели действия. Выполнению  любого, в том числе и волевого, действия предшествует формулирование  и понимание его цели, в качестве  которой рассматривается идеальный  образ его результата. 

3. Борьба  мотивов. Она начинается в результате  осмысленного представления цели  действия и представляет собой   процесс определения наиболее  значимого стимула волевого действия. Именно это служит показателем  способности человека устанавливать  связи, понимать и выбирать  желания, обусловленные нужными  мотивами. С другой стороны, борьба  мотивов характеризует способность  человека прилагать необходимые  усилия для достижения цели, заставляет  задумываться об ответственности  за последствия, связанные с  достижением или недостижением поставленной цели. 

4. Принятие  решения на волевое действие. В результате борьбы мотивов,  а также осмысления цели деятельности  человек принимает то или иное  решение. При его положительном  характере осуществляется оценка собственных возможностей, позволяющих достичь поставленной цели волевого действия. 

5. Выработка  плана действия. На этом этапе  человек выбирает доступные ему  средства достижения поставленной  цели, а также продумывает последовательность  их использования в волевом  действии. 

6. Реализация  плана волевого действия. На этом  этапе человек выполняет осознанное  психическое (волевое) действие  в интересах достижения поставленной  цели. В этом случае он строит  свое поведение таким образом,  чтобы имеющийся в сознании  план воплотился в необходимом  эмоциональном или физическом  состоянии, умственном или другом  навыке, поведении и т.д. 

7. Анализ  и оценка выполненного волевого  действия. В каждый момент волевого  действия человек анализирует  ход его выполнения действия, сопоставляет достигнутые и планируемые  целевые уровни, что позволяет  в целом оценить степень достижения  цели и, при необходимости,  внести в него необходимые  коррективы. 

               Представленный психологический анализ позволяет сделать вывод, что физиологической основой волевого действия (воли) является блокирование (торможение) или активизация соответствующими участками коры головного мозга деятельности тех ее участков, которые отвечают за включение познавательных и эмоциональных процессов психической сферы организма.

             Однако следует отметить, что одновременно и эмоциональные процессы пытаются подавить волевые усилия и распространить свое влияние на познавательную сферу деятельности человека. Это связано с условно-рефлекторной природой воли. На основе временной нервной связи складываются и закрепляются самые разнообразные системы, что в свою очередь создает условия для целенаправленного действия. Мозг непрерывно получает информацию о психическом и физиологическом состоянии организма, которая немедленно реализуется в уже выработанной программе действия. К тому же рефлекторная природа волевой регуляции поведения предполагает создание в коре головного мозга очага оптимальной возбудимости, который может быть вызван не только действующим в данный момент раздражителем, но и рефлексом, сформированным на основе более ранних воздействий.

              В зависимости от характера цели, сложности (трудности) препятствия и условий реализации рассматриваемый волевой психический процесс подразделяется на несколько видов волевых действий (воли): простые и сложные, преднамеренные и непреднамеренные. 

            Простые волевые действия - это действия, направленные на достижение хорошо осознанной и представляемой цели ближайшей перспективы, когда способы ее достижения заранее определены и привычны.

           Сложные волевые действия представляет собой ряд последовательно совершаемых актов с внутренними противоречиями, каждый из которых связан с необходимостью преодоления частных препятствий и трудностей.

          Преднамеренные волевые действия- сознательное действие по преодолению существующих физиологических или психологических трудностей в соответствии с поставленной целью.

          Непреднамеренные волевые действия- как правило, подсознательное действие по преодолению трудностей без предварительного формирования целевой установки. Зачастую этот вид волевого действия приобретает форму упрямства. 

          Формирование, развитие и проявление того или иного вида волевого действия (воли) происходит в ходе личностного становления человека. О качестве рассматриваемого психического явления личности можно судить по соответствующим характеристикам воли. К их числу относятся: 

Целеустремленность - строгое соответствие выполняемой деятельности (поступков) сознательно поставленной цели; 

самообладание- способность сознательно управлять своими мыслями, эмоциями (чувствами) и действиями (поступками); 

решительность- способность оперативно принимать наиболее целесообразные решения для незамедлительных действий; 

самостоятельность- способность (поступать) в соответствии с собственным планом (реализовывать свой замысел); 

настойчивость- проявление упорства для достижения поставленной цели деятельности; 

инициативность - степень активности при поиске наиболее целесообразных путей достижения поставленной цели. 

           В зависимости от уровня каждой из перечисленных волевых характеристик у человека формируются соответствующие качества личности: решительность, дисциплинированность, мужество, смелость и др., которые находят свою реализацию уже в двух других структурных компонентах психики человека - психических образованиях и свойствах личности.

          Таково главное содержание основных психических процессов, выступающих одной из составляющих целостной структуры психической сферы человека. Их подробный анализ позволяет сделать вывод, что рассмотренные явления позволяют лишь отражать в сознании человека предметы и явления объективного мира в различных формах их проявления. Однако человек, помимо созерцания, еще выполняет и созидательную функцию - соответствующим образом воздействует на окружающий его мир. Это воздействие осуществляется на основе второй и третьей групп психических явлений, называемых психическими образованиями и психическими свойствами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Заключение: 

             Человек не только познает   действительность в процессах  восприятия, памяти, воображения и  мышления, но и вместе с тем  и относится так или иначе  к тем или иным фактам жизни,  испытывает те или иные чувства  по отношению к ним. Такое  внутреннее личное отношение  имеет своим источником деятельность  и общение, в которых оно возникает, изменяется, укрепляется или угасает.

       Переживание чувства выступает  как особое испытываемое субъектом  психическое состояние, где восприятие  и понимание чего-либо, знание  о чем- либо выступает в единстве  с личным отношением к воспринимаемому,  понимаемому, известному или неизвестному. Во всех случаях говорят о  переживании чувства как особом  эмоциональном состоянии человека.  В психологии сложилось представление,  согласно которому эмоциональные  состояния определяются качеством  и интенсивностью актуальной  потребности индивида и оценкой,  которую он дает вероятности  ее удовлетворения. Этот взгляд  на природу и происхождение  эмоций получил название информационной  концепции эмоций. Сознавая или  не сознавая, человек сопоставляет  информацию о том, что требуется  для удовлетворения потребности,  с тем, чем он

располагает в момент ее возникновения.

         Важнейшей характеристикой эмоциональных  состояний является их регулятивная  функция. Возникающие у человека  переживания выступают в роли  сигналов, информирующих человека  о том, как идет у него  процесс удовлетворения потребностей, с какого рода препятствиями  он сталкивается, на что надо  обратить внимание.

          Эмоции сигнализируют о благополучном  или неблагополучном развитии  событий, о большей или меньшей  определенности положения субъекта  в системе его предметных и  межличностных отношений и обеспечивает  тем самым регулирование, отладку  его поведения в условиях общения  и деятельности. 

4.Литература: 

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М: Наука, 1994.

2. Казакова Л.И. Психология  и педагогика: Учебное  пособие. – Рыбинск:  РГАТА, 1996.

3. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. 
 
 

                           ПЕДАГОГИКА 

                           СОДЕРЖАНИЕ: 

  1. Введение;
  2. Задачи и цели процесса обучения;
  3. Содержание образования;
  4. Форма организации педагогического процесса;
  5. Урок как основная форма обучения и воспитания;
  6. Технологии уровневой дифференциации;
  7. Технология индивидуализации обучения;
  8. Заключение;
  9. Литература.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение:
 

         Педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

       Процесс — 1) последовательная смена состояния; ход развития чего-либо; 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

      Педагогический процесс - главная структурная единица процесса воспитания; особенность его состоит в том, что он конкретизирует систему педагогического взаимодействия учителей и учащихся: если понятие «процесс воспитания» включает в себя всю совокупность целенаправленных формирующих влияний на личность, то понятие педагогический процесс отражает систему преднамеренно организованных воспитательных взаимодействий.  

Информация о работе Эмоционально – волевые процессы