Эмоционально – волевые процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 00:03, контрольная работа

Краткое описание

В эмоциях и чувствах человека проявляется его отношение к поступкам и поведению других людей, к коллективу, а также к своим собственным высказываниям, результатам своей деятельности и т. д. Все эмоции и чувства делятся на две основные группы. В первую группу входят те, которые выражают положительное отношение человека к объектам и явлениям действительности, – удовольствие, радость, восторг, любовь и т. п.

Оглавление

1.Введение;
2.Эмоционально – волевые процессы;
3.Заключение;
4.Литература

Файлы: 1 файл

Эмоционально.docx

— 164.61 Кб (Скачать)

   

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.   Задачи и цели процесса обучения:
 

стимулирование  учебно-познавательной деятельности обучающихся;

организация их познавательной деятельности по овладению  научными знаниями, умениями и навыками;

развитие  мышления, творческих способностей и  дарований;

выработка диалектико-материалистического мировоззрения  и нравственно-эстетической культуры;

совершенствование учебных умений и навыков.

Основные  принципы организации и функционирования педагогического процесса

принцип целостного подхода к воспитанию;

принцип непрерывности  воспитания;

принцип целенаправленности в воспитании;

принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности педа-гогов и воспитанников;

принцип природосообразности;

принцип культуросообразности;

принцип воспитания в деятельности и в коллективе;

принцип последовательности и систематичности в обучении и воспита-нии;

принцип единства и адекватности управления и самоуправления в педагогическом процессе;

принцип оптимизации (Ю.К Бабанский) — постоянного приведения методов и приемов деятельности в соответствии с целями и содержанием педагогического процесса, реальной психологической ситуацией.  

                                                   Цель  

     Педагогическая цель – это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса. 

 

Понятие цель неразрывно связано с понятием «задача». Задача - порция, часть цели.  

             Педагогическая задача – это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике.

         Педагогическая задача возникает всегда, когда нужно подготовить переход человека от “незнания” к состоянию “знания”, от “непонимания” к “ пониманию”, от “неумения” к “умению”, от беспомощности к самостоятельности.

        Чтобы педагогический процесс «заработал», необходим такой компонент как управление.  Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.  

    Процесс управления  состоит из следующих  компонентов: 

 
 

3. Содержание образования: 

        Обучение – процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений.  

                    Элементы содержания образования (И.Я. Лернера: концепция):

Знания.

Установление  и выведение в опыте способы  деятельности.

Опыт творчества.

Эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам и к реальной действительности.  

              Исходя из этого можно определить, что процесс обучения – есть целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых.

             Содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимися в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.  

                                     Составные части содержания образования:  

     Знание – это сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения;  

    Навыки - состоят из простых приемов деятельности и совмещенных приемов контроля и приемов регулирования;  

     Умения – владение способами применения усваиваемых знаний на практике. Умение включает в себя знания и навыки.  

    Отношения - включают в себя оценочные суждения и эмоциональные отношения к различным сторонам жизни и деятельности.  

     Творческая деятельность обеспечивает  рождение новых знаний, навыков,  умений и отношений.  
 

                                         Содержание учебного процесса : 

     Содержание учебного процесса – конкретный ответ на вопрос, чему учить, какие знания отобрать из всех богатств, накопленных человечеством.  

          Содержание общего образования составляет основу для всестороннего развития учащихся, формирования их мышления, познавательных интересов и подготовку к трудовой деятельности.

           Содержание учебного процесса определяется учебными планами, учебными программами по предметам.  

     Учебный план – это сертификат учебного заведения, определяющий: продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул, полный перечень предметов, распределение предметов по годам обучения; количество часов по каждому предмету и т.д.   На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам. 

                                Форма организации педагогического процесса:

     

      Форма организации педагогического процесса - внешнее выражение акта воспитательного взаимодействия учителя и учащихся. Форма характеризуется числом участников воспитательного взаимодействия, местом, временем и порядком его осуществления.

        В педагогике принято выделять формы воспитания и обучения, формы организации учебного процесса и формы организации (организационные формы) воспитания.

     Формы воспитания и обучения - это понятие используется для определения характера воспитательного взаимодействия, обусловленного числа участников 
 

 

          

4.Урок как основная форма обучения и воспитания:     

Классно-урочную  форму организации обучения отличают следующие особенности:

постоянный  состав учащихся одного возраста;

каждый класс  работает в соответствии со своим  годовым планом;

каждый урок посвящается только одному предмету;

постоянное  чередование уроков (расписание);

педагогическое  управление;

вариативность деятельности.

            Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного времени.  

     И.П. Подласый выделяет следующие общие требования к современному уроку: 

Использование последних достижений науки, передовой  педагогической практики, построение урока на основе закономерностей  учебно-воспитательного процесса.

Реализация  на уроке в оптимальном соотношении  всех дидактических принципов и  правил.

Обеспечение надлежащих условий для продуктивной позновательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

Установление  сознаваемых учащимися межпредметных связей.

Связь с  ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень  развития учащихся.

Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

Логичность  и эмоциональность всех этапов учебно воспитательной деятельности.

Эффективное использование педагогических средств.

Связь с  жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.

Формирование  практических необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

Формирование  умения учиться, потребности постоянно  пополнять объем знаний.

Тщательная  диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.  

     К дидактическим (или образовательным требованиям) относятся:  

четкое определение  образовательных задач каждого  урока;

рационализация  информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;

внедрение новейших технологий познавательной деятельности;

рациональное  сочетание разнообразных видов, форм и методов;

творческий  подход к формированию структуры  урока;

сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью  учащихся;

обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;

научный расчет и мастерство проведения урока.  

                                        Воспитательные требования к уроку включают:  

определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;

постановку  только тех воспитательных задач, которые  органически вытекают из целей и  содержания учебной работы;

воспитание  учащихся на общечеловеческих ценностях;

внимательное  и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического  такта, сотрудничество с учащимися  и заинтересованность в их успехах.  

             К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся:  

формирование  развития у учащихся положительных  мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и  активности;

изучение  и учет уровня развития и психологических  особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»;

проведение  учебных занятий на «опережающем»  уровне, стимулирование наступления  новых качественных изменений в  развитии;

прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная  перестройка учебных занятий  с учетом наступающих перемен.

       Кроме перечисленных требований к уроку выделяют и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и т.д.  
 
 
 
 

5. Технологии уровневой дифференциации: 

           Педагогическая технология как процесс является управляемой системой с планируемыми результатами. Структуру технологического процесса обучения можно представить тремя основными каналами движения информации (рис.).  

Информация о работе Эмоционально – волевые процессы