Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 20:20, курсовая работа
физическая, психологическая, специальная готовность к обучению в школе
ВВЕДЕНИЕ
Поступление ребенка в школу резко изменяет его жизнь. Этот период труден как для шестилетних, так и для семилетних детей, поэтому, чем лучше готов организм, связанным с обучением, к трудностям, которые могут возникнуть у ребенка, тем безболезненнее будет протекать процесс адаптации к школьному обучению.
Ребенок вступает в школьный
коллектив, сталкивается с новыми видами
деятельности, коренным образом меняется
его режим дня. Если в дошкольном
возрасте основной формой деятельности
ребенка была игра, то в школе
становится учеба. Дома или в дошкольном
учреждении ребенок. В основном, занимается
тем, что ему интересно, он может
менять игры и развлечения и по
времени, и по содержанию. В школе
такой возможности у него не будет:
первая половина дня занята систематическим
обучением с элементами регламентации
поведения, он должен подчиняться расписанию
уроков и школьному порядку, в
любую погоду приходить на занятия
вовремя, приносить учебные
До сих пор в науке
отсутствует единое и конкретное
определение понятия «
По мнению А.Анастази, школьная зрелость связана с овладением умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими свойствами личности, которые необходимы для оптимального уровня усвоения школьной программы. Известный детский психолог И. Шванцера рассматривал школьную зрелость в более широком значении – как достижение определенной ступени в развитии, на которой дошкольник может принимать участие в школьном обучении.
Оба определения не дают конкретных представлений о качественных особенностях развития разных психических функций, на основе которых дошкольник способен справиться с учебными задачами в начальной школе.
Л.И. Божович рассматривала
готовность к обучению как состоящую
из нескольких связанных между собой
психических функций, развитие которых
достигает оптимального уровня для
возможности участия в
По мнению многих специалистов, произвольность поведения ребенка является недостаточно сформированной к концу дошкольного детства, поэтому она может рассматриваться в качестве «слабого звена» подготовки современных детей к обучению в школе.
Во многих исследованиях, посвященных изучению готовности ребенка к школе, выделяют три относительно самостоятельных понятия:
Безболезненное вхождение
Стандартом «Дошкольное образование. Готовность к школе», утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12.08.2010 года, №90 [2, 2], определены требования к организации образовательного процесса в старшей группе дошкольного учреждения при подготовке к обучению в начальной школе и в подготовительном классе общеобразовательной начальной школы в период адаптации.
Обязательным условием является преемственность целей и задач дошкольного и общего начального образования для реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и младшего школьного возраста. Образовательный процесс должен быть направлен на становление личности ребенка, развитие его компетентности (физической, интеллектуальной, личностной, коммуникативной, социальной). Для обеспечения адекватности содержания образования возможностям детей предметные области знаний дошкольного и общего начального образования должны быть интегрированы.
В дошкольном учреждении и общеобразовательной начальной школе должна быть создана предметно-пространственная среда, функционально моделирующая содержание детской деятельности. В педагогическом процессе должно быть использовано многообразие форм обучения «неурочного типа», включающих специфические детские виды деятельности на интегрированной основе, виды деятельности творческого характера (игровая, театральная, музыкальная, словесное творчество, техническое и художественное моделирование и др.).
Изучая тему подготовки детей к школе, нами была сформулирована цель работы.
Цель исследования: раскрыть содержание подготовки детей к обучению в школе.
В соответствии с намеченной целью были поставлены следующие задачи:
Объект – подготовка детей к школе.
Предмет исследования - процесс подготовки детей к школе.
Методы исследования: теоретический (анализ литературных источников по проблеме исследования), анализ и синтез, анкетирование, изучение документации, математическая обработка результатов, эксперимент, наблюдение.
Исследовательская работа проводилась на базе дошкольного учреждения ясли – сада №1 г.Ветки Гомельской области.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит с введения, с теоретических и практических глав, заключения и приложений. В первой главе раскрывается структурные компоненты подготовки детей к школе. Во второй главе раскрываются методики по процессу подготовки детей к школе. В приложения входят диагностика, тексты консультаций, анкет, собраний, конспекты занятий, таблиц.
ГЛАВА 1 Теоретические основы подготовки детей к обучению
в школе
1.1 Физическая готовность к обучению детей в школе
Физическая подготовка детей к школе - это залог успешного умственного развития, обучения. В современной системе подготовки детей к школе зачастую отдается предпочтение интеллектуальному развитию, при этом роль физического воспитания фактически сводится на нет. Такой подход чреват многими нежелательными последствиями. Поэтому сразу подчеркнем, что физическое развитие и состояние здоровья ребенка создают благоприятные условия для формирования всех психических процессов, облегчают адаптацию ребенка к школьному режиму, развивают способности к длительной и напряженной умственной работе.
Движения как форма физиологической активности присуще практически всему живому и играет важную роль в развитии психики интеллекта.
Учеными установлена прямая
зависимость между уровнем
Двигательной активностью ребенка следует управлять, создавая мотивацию к движениям: участие детей в прогулках за пределами дошкольного учреждения и в соревнованиях. Ребенок по своей природе готов постоянно двигаться. Задача родителей и воспитателей – исподволь прививать любовь к активности, всячески ее поощрять, добиваться высокой культуры движений.
Поскольку игра в детском возрасте является ведущим видом деятельности, то желательно организовать ее таким образом, чтобы она включала разнообразные движения, носила соревновательный характер или была направлена на выполнение каких-либо заданий, на достижение результатов.
Многочисленные научные исследования достаточно глубоко раскрывают понятие школьной зрелости и позволяют выделить три основных фундаментальных направления в физической подготовке детей к школе: укрепление здоровья и закаливание организма, обеспечение гармоничного физического развития, развития двигательных умений, навыков и физических качеств.
Физическое развитие характеризуется гармоничностью таких показателей, как рост, масса тела, объем грудной клетки и соответствие их нормам на уровне не ниже среднего. Благодаря правильному питанию, достаточной двигательной активности у ребенка нет лишнего веса и его дефицита, соответственно развиты все системы и функции организма; у ребенка хорошая осанка, правильно сформирована стопа.
Двигательное развитие: ребенок оптимально подвижен, у него сформированы соответственно возрасту двигательные умения; он достаточно ловок, вынослив, силен, что обеспечит возможность легко переносить статистические нагрузки в условиях школьного обучения; хорошо развитые крупные мышцы создают основу для овладения моторикой кисти рук и пальцев при обучении письму; у ребенка сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств.
Всестороннее физическое развитие обеспечивает оптимальную физическую и умственную работоспособность, умение управлять своим поведением; свидетельствует о развитой сенсорно-моторной сфере, волевых качеств ребенка.
Обучение в школе предъявляет достаточно высокие требования к здоровью ребенка. Что же такое здоровье, что вкладывается в это понятие?
Существует несколько
толкований понятия «Здоровье». Согласно
определению Всемирной
Физическое здоровье ребенка
предполагает состояние, при котором
имеют место гармония физиологических
процессов, высокий уровень механизмов
саморегуляции функций и
Психическое здоровье характеризуется
отсутствием в поведении
Социальное здоровье – это деятельное отношение человеческого индивидуума к миру, мера социальной активности.
В педиатрической практике приняты четыре критерия оценки состояния здоровья ребенка:
Как известно, здоровье в 50%
случаев обеспечивается образом
жизни, поэтому вся воспитательно-
Важна активность самих детей для укрепления собственного здоровья.
Дети должны знать и понимать, что быть здоровым – хорошо, болеть – плохо; называть некоторые признаки здоровья, элементарные средства здоровья, мыть руки после каждого загрязнения; не сердиться и не нервничать; быть доброжелательным, больше бывать на воздухе; вовремя ложиться спать; закаляться, любить труд и т.д.
Важно убедить родителей в том, что успехов в укреплении здоровья детей, их полноценного развития можно добиться только при единстве физического воспитания в детском саду и семье, особого внимания требует процесс закаливания ребенка.
Физическое развитие ребенка
должно быть гармоничным. Уровень физического
развития является важным критерием, интегрально
отражающим развитие функциональных систем
организма ребенка и степень
их зрелости. Существенное значение при
углубленном медицинском