VII уровень – очень высокий
(25-28 баллов).
Дополнительной информацией
об уровне сформированности навыков
учебной деятельности у шести
– и семилетних детей являются
результаты наблюдения за ребенком по
схемам, представленными в исследовательской
работе (Таблица 2.1.1).
Таблица 2.1.1 - Показатели,
типичные проявления и методы изучения
школьной зрелости старших
дошкольников при подготовке к школе
Показатели низкого уровня школьной
зрелости ребенка |
Типичные проявления |
Отклонения в соматическом и
нервно-психическом здоровье: |
- наличие хронических соматических
заболеваний уха, горла, носа;
органов пищеварения; сердечно-сосудистой
системы; дыхательных путей;
- нарушение опорно-двигательного
аппарата;
- наличие признаков нервности;
- болезненность |
- высокая утомляемость ребенка,
пониженная активность, тревожность,
раздражительность, чрезмерная невнимательность,
неусидчивость, расторможенность, или
напротив, заторможенность, обидчивость,
плаксивость, упрямство, драчливость.
Головные боли, головокружение, плохой
аппетит , тошнота, беспричинный
подъем температуры, непереносимость
резких звуков, жары, духоты, холода;
потливость; аллергические реакции;
недержание мочи, кала;
- нарушение сна, страх перед
темнотой, одиночеством, болезненные
проявления;
- частые заболевания (более 4
раз в году) |
Методы изучения
Анализ медицинской карты ребенка,
беседа с медицинским работником
детского сада, с родителями. Непосредственное
наблюдение за ребенком в процессе
учебных занятий, особенно при выполнении
работ, требующих внимания, сосредоточенности,
умственного напряжения |
Недостаточный уровень социальной
и психолого-педагогической готовности
к школе: |
- нежелание идти в школу, отсутствие
учебной мотивации;
- недостаточная организованность,
ответственность ребенка, неумение
общаться;
- низкая познавательная активность;
- ограниченность кругозора;
- низкий уровень развития речи |
- нежелание идти в школу, отсутствие
интереса к учебным занятиям,
устойчивое предпочтение к
игровой деятельности;
- нарушение принятых ном общения
в основных его сферах: в общении
со сверстниками и воспитателем;
не получается нормального взаимодействия
со сверстниками: не способен
к сотрудничеству, не понимает
социальную позицию воспитателя,
отношения с ним строятся по
модели общения со сверстниками
или родителями, близкими родственниками;
социальную позицию воспитателя
понимает, но избегает прямых
контактов с ним, застенчив,
замкнут. Неорганизованность, безответственность:
ребенок не умеет вести себя
в группе, соотносить свои действия
с действия других детей;
- низкий уровень или отсутствие
любознательности, желания узнать
как можно больше о том, что
его окружает;
- бедность, отрывочность, бессистемность
знаний и представлений об
окружающем;
- заметные затруднения в речевой
деятельности; ребенок почти не
использует в своей речи предложения,
произносит лишь отдельные слова,
испытывает трудности при характеристике
объекта, явления, при рассказе
по картинке. |
«Продолжение таблицы
2.1.1»
Методы изучения
Наблюдения за ребенком в
свободном общении, в игровой
и учебной ситуации и, в других
видах организованной деятельности.
Беседы с ребенком и его родителями.
Организация сюжетных игр со школьной
тематикой. Анализ речевой деятельности
(свободных высказываний, рассказав
на заданную тему, описаний объектов, явлений,
изображений) |
Несформированность психологических
и психофизиологических предпосылок
к обучению: |
- недостаточная сформированность
интеллектуальных умений (смотреть
и слушать, воспринимать и логически
перерабатывать информацию; анализировать,
сравнивать, обобщать, устанавливать
причинно-следственные связи, классифицировать);
- слабая произвольная
деятельность, недоразвитие произвольного
внимания;
- недостаточный уровень
развития мелких мышц руки;
- несформированность пространственной
ориентации, зрительного восприятия,
координации рука-глаз;
- низкий уровень развития
фонематического слуха |
- трудности при выполнении
заданий, направленных на сравнение,
анализ, выделение главного, установление
причинно-следственных связей и
закономерностей, классификацию
(ребенок самостоятельно не может
дать адекватного названия прослушанному
тексту или изображению, правильно
ответить на вопросы, что изображено,
о чем рассказывается. Передает
содержание увиденного, услышанного
с искажением существенных связей
и зависимостей. Плохо разгадывает
загадки, понимает смысл простых
пословиц;
- неумение сосредоточиться
при выполнении учебных и игровых
заданий, удержать поставленную
задачу, довести решение до конца,
критически оценить полученный
результат, самостоятельно найти
и исправить ошибки;
- трудности работы руками
(с карандашом, ножницами, пластилином)
и, как следствие этого, плохое
качество рисунков, поделок ребенка;
Плохая ориентировка при
восприятии наглядных изображений,
схем, трудности в определении
пространственных взаимоотношений
геометрических линий и фигур;
- неправильная речь, искажения
при воспроизведении простой
мелодии, прохлопанного ритма. |
Методы изучения
Наблюдения за ребенком во
время учебных, музыкальных, физкультурных
занятий, игр, в свободной деятельности.
Анализ продуктов его творческой
и учебной деятельности (рисунков,
поделок из пластилина и других материалов,
изделий из конструктора, результатов
выполнения учебных заданий). Организация
выполнения детьми специальных диагностических
заданий. |
Специальная готовность является основным условием успешности
обучения детей 6-7 лет. Чтобы овладеть
навыками учебной деятельности, необходим
относительно высокий уровень подготовленности
в образовательных областях (образовательный
уровень в изобразительном, экологическом,
математическом, речевом (обучение грамоте),
музыкальном циклах знаний, умений и навыков).
Состояние предматематической готовности
ребенка, уровень его развития в
области математики по Государственному
стандарту "Дошкольное образование.
Готовность к школе" можно проверить
с помощью диагностической игры
« В гости к веселым числам». Цель игры
- проверка умения ребенка считать количественным
и порядковым счетом в пределах 10, знания
состава числа из единиц и двух меньших
чисел, знания цифр от 0 до 9 и некоторых
математических знаков, умения сравнивать
предметы по величине и составлять ряды
в возрастающем и убывающем порядке, измерять
с помощью условной мерки, умения различать
и узнавать геометрические фигуры, ориентироваться
в пространстве и во времени.
В процессе игры можно узнать умеет
ли ребенок классифицировать, составлять
группы предметов и явлений по нескольким
признакам.
Результаты выполнения ребенком заданий
во время игры сравниваются с описанием
показателей высокого, достаточного, среднего
и низкого уровней. Если все задания ребенок
выполняет самостоятельно, его знания
полные, а считает он про себя правильно
— у него проявляется высокий или достаточно
высокий уровень; если задания выполняет
с помощью взрослого, подсказкой, правильно
считает вслух, а про себя допускает ошибки,
знания его не достаточно полны — средний
уровень; если даже с помощью взрослого
в его действиях есть ошибки, знания не
достигают половины необходимого объема,
то проявляется низкий уровень.
Отнесение ребенка к определенному
уровню возможно лишь при условии
полного совпадения его проявлений с описанием
уровня. Частичное (до половины, половина
или немного более половины) совпадение
проявления показателей с описанным уровнем
не дает право точно диагностировать уровень.
Чтобы точнее оценить результат действий
ребенка, в процессе игры ему предлагается
выполнить задания несколько раз.
В описание уровней включены 12 основных
показателей — низкий уровень, те же 12
основных показателей и еще один — достаточный
и средний уровни и 17 (12 основных и пять
дополнительных) — высокий уровень.
Высокий уровень
Самостоятельно:
- классифицирует предметы (явления) по 4 признакам одновременно;
- определяет среди групп из 2 и более предметов (явлений) равные, большие, меньшие;
- считает без ошибок до 10 про себя;
- определяет место предмета в ряду;
- без ошибок называет цифры от 0 до 9;
- знает, что обозначает цифра;
- определяет связи и отношения между смежными числами натурального ряда;
- измеряет с помощью условной мерки линейные протяженности, количество жидких и сыпучих тел;
- безошибочно раскладывает предметы в порядке возрастания или убывания. Правильно речью оформляет отношения между элементами ряда
- называет правильно круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, шар, куб, цилиндр.
- правильно определяет положение предметов относительно себя и других объектов.
- без ошибок называет последовательность дней недели, месяцев в году, пор года.
- объединяет квадрат, прямоугольник, трапецию, ромб единым названием "четырехугольник", объясняет почему.
- группирует цифры по сходству признаков, по различию признаков.
- называет знаки: ??? , использует их адекватно поставленной проблеме.
- знает состав чисел до пяти из единиц.
- знает состав чисел до 10 из двух меньших чисел. Достаточный уровень
Самостоятельно:
- классифицирует предметы (явления) по 2-3 признакам одновременно;
- определяет среди групп из 2 и более предметов (явлений) равные, большие, меньшие;
- считает без ошибок до 10 про себя;
- определяет место предмета в ряду;
- без ошибок называет цифры от 0 до 9;
- знает, что обозначает цифра;
- определяет связи и отношения между смежными числами натурального ряда.
- измеряет с помощью условной мерки линейные протяженности, количество жидких и сыпучих тел.
- безошибочно раскладывает предметы в порядке возрастания или убывания. Правильно речью оформляет отношения между элементами ряда.
- называет правильно круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, шар, куб, цилиндр.
- правильно определяет положение предметов относительно себя и других объектов.
- без ошибок называет последовательность дней недели, месяцев в году, пор года.
- объединяет квадрат, прямоугольник, трапецию, ромб единым названием "четырехугольник", объясняет почему.
Средний уровень
С помощью взрослого:
- классифицирует предметы (явления) по 2 признакам одновременно;
- определяет среди групп из 2 и более предметов (явлений) равные, большие, меньшие;
- при счете про себя допускает ошибки (до 10), при счете вслух исправляет
их;
- может допускать ошибки при определении места предмета в ряду;
- называет цифры от 0 до 9;
- знает, что обозначает цифра;
- определяет связи и отношения между смежными числами натурального ряда.
- измеряет с помощью условной мерки линейные протяженности, количество жидких и сыпучих тел;
- раскладывает предметы в порядке возрастания или убывания. Оформляет речью отношения между элементами ряда;
- называет круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, шар, куб, цилиндр.
- определяет положение предметов относительно себя и других объектов;
- называет последовательность дней недели, месяцев в году, пор года;
- объединяет квадрат, прямоугольник, трапецию, ромб единым названием "четырехугольник", объясняет почему.
Низкий уровень
С помощью взрослого:
- классифицирует предметы (явления) по выделенному признаку;
- определяет среди групп из 2 и более предметов (явлений) равные, большие, меньшие;
- при счете про себя допускает ошибки (до 10), при счете вслух тоже допускает ошибки;
- допускает ошибки при определении места предмета в ряду;
- узнает цифры от 0 до 9, путает названия;
- знает, что обозначает цифра;
- допускает ошибки при определении связей и отношений между смежными числами натурального ряда;
- допускает ошибки в действиях при измерении с помощью условной мерки линейные протяженности, количество жидких и сыпучих тел;
- раскладывает предметы в порядке возрастания или убывания. Допускает ошибки при оформлении речью отношений между элементами ряда;
- называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб.
- допускает ошибки при определении положения предметов относительно себя и других объектов
- допускает ошибки в назывании последовательности дней недели, месяцев в году, пор года.
Заполняется протокол диагностики
уровня развития в области математики
(Приложение В).
Разработчиком данной методики является
кандидат педагогических наук, доцент
Житко Ирина Владимировна.
С целью определения уровня подготовленности
детей шестилетнего возраста, по искусству
и изобразительной деятельности
будем использовать: наблюдение в
ходе специально организованных дидактических
игр, мини-выставок, экскурсий, созданием
проблемных ситуаций, творческих и
проблемно-творческих заданий, экспериментирования
с изобразительными материалами; изучение
детской продуктивной деятельности.
Уровень подготовленности определяется
по предложенным показателям с использованием
3-х бальной оценочной шкалы.
По I разделу - ознакомление с произведениями
искусства: