Подготовка детей к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

физическая, психологическая, специальная готовность к обучению в школе

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по подготовке к школе.docx

— 239.82 Кб (Скачать)

VII уровень – очень высокий (25-28 баллов).

Дополнительной информацией  об уровне сформированности навыков  учебной деятельности у шести  – и семилетних детей являются результаты наблюдения за ребенком по схемам, представленными в исследовательской работе (Таблица 2.1.1).

 

 

 

 

 

 

Таблица  2.1.1 - Показатели, типичные проявления и методы изучения

школьной зрелости старших  дошкольников при подготовке к школе

 

Показатели низкого уровня школьной зрелости ребенка

Типичные проявления

Отклонения в соматическом и  нервно-психическом здоровье:

- наличие хронических соматических  заболеваний уха, горла, носа; органов пищеварения; сердечно-сосудистой  системы; дыхательных путей;

- нарушение опорно-двигательного  аппарата;

- наличие признаков нервности;

- болезненность

- высокая утомляемость ребенка,  пониженная активность, тревожность,  раздражительность, чрезмерная невнимательность, неусидчивость, расторможенность, или  напротив, заторможенность, обидчивость,  плаксивость, упрямство, драчливость.  Головные боли, головокружение, плохой  аппетит , тошнота, беспричинный  подъем температуры, непереносимость  резких звуков, жары, духоты, холода; потливость; аллергические реакции;  недержание мочи, кала;

- нарушение сна, страх перед   темнотой, одиночеством, болезненные  проявления;

- частые заболевания (более 4 раз в году)

Методы изучения

Анализ медицинской карты ребенка, беседа с медицинским работником детского сада, с родителями. Непосредственное наблюдение за ребенком в процессе учебных занятий, особенно при выполнении работ, требующих внимания, сосредоточенности, умственного напряжения

Недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе:

- нежелание идти в школу, отсутствие  учебной мотивации;

- недостаточная организованность, ответственность ребенка, неумение  общаться;

 

 

 

 

 

 

 

 

- низкая познавательная активность;

 

- ограниченность кругозора;

 

- низкий уровень развития речи

- нежелание идти в школу, отсутствие  интереса к учебным занятиям, устойчивое предпочтение к   игровой деятельности;

- нарушение принятых ном общения  в основных его сферах: в общении  со сверстниками и воспитателем;  не получается нормального взаимодействия  со сверстниками: не способен  к сотрудничеству, не понимает  социальную позицию  воспитателя,  отношения с ним строятся по  модели общения со сверстниками  или родителями, близкими родственниками; социальную позицию воспитателя  понимает, но избегает прямых  контактов с ним, застенчив,  замкнут. Неорганизованность, безответственность: ребенок не умеет вести себя  в группе, соотносить свои действия  с действия других детей;

- низкий уровень  или отсутствие  любознательности, желания узнать  как можно больше о том, что  его окружает;

- бедность, отрывочность, бессистемность  знаний и представлений об  окружающем;

- заметные затруднения в речевой  деятельности; ребенок почти не  использует в своей речи предложения,  произносит лишь отдельные слова,  испытывает  трудности при характеристике  объекта, явления, при рассказе  по картинке.


 

«Продолжение таблицы  2.1.1»

 

Методы изучения

Наблюдения за ребенком в  свободном общении, в игровой  и учебной ситуации и, в других видах организованной деятельности. Беседы с ребенком и его родителями. Организация сюжетных игр со школьной тематикой.  Анализ речевой деятельности (свободных высказываний, рассказав  на заданную тему, описаний объектов, явлений, изображений)

Несформированность психологических  и психофизиологических предпосылок  к обучению:

- недостаточная сформированность  интеллектуальных умений (смотреть  и слушать, воспринимать и логически  перерабатывать информацию; анализировать,  сравнивать, обобщать, устанавливать  причинно-следственные связи, классифицировать);

- слабая произвольная  деятельность,  недоразвитие произвольного  внимания;

 

 

 

- недостаточный уровень  развития мелких мышц руки;

 

 

 

- несформированность пространственной  ориентации, зрительного восприятия, координации рука-глаз;

 

- низкий уровень развития  фонематического слуха

- трудности при выполнении  заданий, направленных на сравнение,  анализ, выделение главного, установление  причинно-следственных связей и  закономерностей, классификацию  (ребенок самостоятельно не может  дать адекватного названия прослушанному  тексту или изображению, правильно  ответить на вопросы, что изображено, о чем рассказывается. Передает  содержание увиденного, услышанного  с искажением существенных связей  и зависимостей. Плохо разгадывает  загадки, понимает смысл простых  пословиц;

- неумение сосредоточиться  при выполнении учебных и игровых  заданий, удержать поставленную  задачу, довести решение до конца,  критически оценить полученный  результат, самостоятельно найти  и исправить ошибки;

- трудности работы руками (с карандашом, ножницами, пластилином)  и, как следствие этого, плохое  качество рисунков, поделок ребенка;

Плохая ориентировка при  восприятии наглядных  изображений, схем, трудности в определении  пространственных взаимоотношений  геометрических линий и фигур;

- неправильная речь, искажения  при воспроизведении простой  мелодии, прохлопанного ритма.

Методы изучения

Наблюдения за ребенком во время учебных, музыкальных, физкультурных  занятий, игр, в свободной деятельности. Анализ продуктов его творческой и учебной деятельности (рисунков, поделок из пластилина и других материалов, изделий из конструктора, результатов  выполнения учебных заданий). Организация  выполнения детьми специальных диагностических  заданий.


 

 

Специальная готовность является основным условием успешности обучения детей 6-7 лет. Чтобы овладеть навыками учебной деятельности, необходим относительно высокий уровень подготовленности в образовательных областях (образовательный уровень в изобразительном, экологическом, математическом, речевом (обучение грамоте), музыкальном циклах знаний, умений и навыков).

Состояние предматематической готовности ребенка, уровень его развития в  области математики по Государственному стандарту "Дошкольное образование. Готовность к школе" можно проверить  с помощью диагностической игры « В гости к веселым числам». Цель игры - проверка умения ребенка считать количественным и порядковым счетом в пределах  10, знания состава числа из единиц и двух меньших чисел, знания цифр от 0 до 9 и некоторых математических знаков, умения сравнивать предметы по величине и составлять ряды в возрастающем и убывающем порядке, измерять с помощью условной мерки, умения различать и узнавать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и во времени.

В процессе игры можно узнать умеет  ли ребенок классифицировать, составлять группы предметов и явлений по нескольким признакам.

Результаты выполнения ребенком заданий  во время игры сравниваются с описанием показателей высокого, достаточного, среднего и низкого уровней. Если все задания ребенок выполняет самостоятельно, его знания полные, а считает он про себя правильно — у него проявляется высокий или достаточно высокий уровень; если задания выполняет с помощью взрослого, подсказкой, правильно считает вслух, а про себя допускает ошибки, знания его не достаточно полны — средний уровень; если даже с помощью взрослого в его действиях есть ошибки, знания не достигают половины необходимого объема, то проявляется низкий уровень.

Отнесение ребенка к определенному  уровню возможно лишь при условии  полного совпадения его проявлений с описанием уровня. Частичное (до половины, половина или немного более половины) совпадение проявления показателей с описанным уровнем не дает право точно диагностировать уровень. Чтобы точнее оценить результат действий ребенка, в процессе игры ему предлагается выполнить задания несколько раз.

В описание уровней включены 12 основных показателей — низкий уровень, те же 12 основных показателей и еще один — достаточный и средний уровни и 17 (12 основных и пять дополнительных) — высокий уровень.

Высокий уровень

Самостоятельно:

      1. классифицирует предметы (явления) по 4 признакам одновременно;
      2. определяет среди групп из 2 и более предметов (явлений) равные, большие, меньшие;
      3. считает без ошибок до 10 про себя;
      4. определяет место предмета в ряду;
      5. без ошибок называет цифры от 0 до 9;
      6. знает, что обозначает цифра;
      7. определяет связи и отношения между смежными числами натурального ряда;
      8. измеряет с помощью условной мерки линейные протяженности, количество жидких и сыпучих тел;
      9. безошибочно раскладывает предметы в порядке возрастания или убывания. Правильно речью оформляет отношения между элементами ряда
      10. называет правильно круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, шар, куб, цилиндр.
      11. правильно определяет положение предметов относительно себя и других объектов.
      12. без ошибок называет последовательность дней недели, месяцев в году, пор года.
      13. объединяет квадрат, прямоугольник, трапецию, ромб единым названием "четырехугольник", объясняет почему.
      14. группирует цифры по сходству признаков, по различию признаков.
      15. называет знаки: ??? , использует их адекватно поставленной проблеме.
      16. знает состав чисел до пяти из единиц.
      17. знает состав чисел до 10 из двух меньших чисел. Достаточный уровень

Самостоятельно:

        1. классифицирует предметы (явления) по 2-3 признакам одновременно;
        2. определяет среди групп из 2 и более предметов (явлений) равные, большие, меньшие;
        3. считает без ошибок до 10 про себя;
        4. определяет место предмета в ряду;
        5. без ошибок называет цифры от 0 до 9;
        6. знает, что обозначает цифра;
        7. определяет связи и отношения между смежными числами натурального ряда.
        8. измеряет с помощью условной мерки линейные протяженности, количество жидких и сыпучих тел.
        9. безошибочно раскладывает предметы в порядке возрастания или убывания. Правильно речью оформляет отношения между элементами ряда.
        10. называет правильно круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, шар, куб, цилиндр.
        11. правильно определяет положение предметов относительно себя и других объектов.
        12. без ошибок называет последовательность дней недели, месяцев в году, пор года.
        13. объединяет квадрат, прямоугольник, трапецию, ромб единым названием "четырехугольник", объясняет почему.

Средний уровень

С помощью взрослого:

          1. классифицирует предметы (явления) по 2 признакам одновременно;
          2. определяет среди групп из 2 и более предметов (явлений) равные, большие, меньшие;
          3. при счете про себя допускает ошибки (до 10), при счете вслух исправляет

 их;

          1. может допускать ошибки при определении места предмета в ряду;
          2. называет цифры от 0 до 9;
          3. знает, что обозначает цифра;
          4. определяет связи и отношения между смежными числами натурального ряда.
          5. измеряет с помощью условной мерки линейные протяженности, количество жидких и сыпучих тел;
          6. раскладывает предметы в порядке возрастания или убывания. Оформляет речью отношения между элементами ряда;
          7. называет круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, шар, куб, цилиндр.
          8. определяет положение предметов относительно себя и других объектов;
          9. называет последовательность дней недели, месяцев в году, пор года;
          10. объединяет квадрат, прямоугольник, трапецию, ромб единым названием "четырехугольник", объясняет почему.

Низкий уровень

С помощью взрослого:

            1. классифицирует предметы (явления) по выделенному признаку;
            2. определяет среди групп из 2 и более предметов (явлений) равные, большие, меньшие;
            3. при счете про себя допускает ошибки (до 10), при счете вслух тоже допускает ошибки;
            4. допускает ошибки при определении места предмета в ряду;
            5. узнает цифры от 0 до 9, путает названия;
            6. знает, что обозначает цифра;
            7. допускает ошибки при определении связей и отношений между смежными числами натурального ряда;
            8. допускает ошибки в действиях при измерении с помощью условной мерки линейные протяженности, количество жидких и сыпучих тел;
            9. раскладывает предметы в порядке возрастания или убывания. Допускает ошибки при оформлении речью отношений между элементами ряда;
            10. называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб.
            11. допускает ошибки при определении положения предметов относительно себя и других объектов
            12. допускает ошибки в назывании последовательности дней недели, месяцев в году, пор года.

Заполняется протокол диагностики  уровня развития в области математики (Приложение В).

Разработчиком данной методики является кандидат педагогических наук, доцент Житко Ирина Владимировна.

С целью определения уровня подготовленности детей шестилетнего возраста, по искусству  и изобразительной деятельности будем использовать: наблюдение в  ходе специально организованных дидактических  игр, мини-выставок, экскурсий, созданием  проблемных ситуаций, творческих и  проблемно-творческих заданий, экспериментирования с изобразительными материалами; изучение детской продуктивной деятельности.

Уровень подготовленности определяется по предложенным показателям с использованием 3-х бальной оценочной шкалы.

По I разделу - ознакомление с произведениями искусства:

Информация о работе Подготовка детей к обучению в школе