Подготовка детей к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

физическая, психологическая, специальная готовность к обучению в школе

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по подготовке к школе.docx

— 239.82 Кб (Скачать)
  1. знание жанров живописи;
  2. умение /способность/ описать художественное произведение /картину, скульптуру малых форм, произведение декоративно-прикладного искусства, иллюстрацию/ по опорно-наводящим вопросам педагога и самостоятельно /методики 1; 2/;
  3. знание о функциональном назначении различных архитектурных сооружений, способность рассказать о них /методика 3/.

По II разделу - изобразительная деятельность:

3) знание материалов для рисования;

  1. знание основных цветов, теплых и холодных, осознанное использование

их в работе;

  1. технические умения /штриховка, закрашивание и т.д.

6) знание элементов белорусского геометрического и растительного орнамента;

7) знание и применение в рисовании правил декора /смотри в методиках/;

8) проявление творчества;

9) проявление интереса к рисованию /методика 4/;

10) владение способами рисования /изображение фигуры человека, животного и т.д./;

уровень овладения средствами выразительности  в рисовании /методика 5/.

- знание элементов белорусского  геометрического и растительного  орнамента; знание и применение  в рисовании правил декора /смотри  в методиках/;

- проявление творчества;

- проявление интереса к рисованию  /методика 4/;

-владение способами рисования  /изображение фигуры человека, животного и т.д./;

- уровень овладения средствами  выразительности в рисовании  /методика 5/.

Лепка:

  1. знание материалов для лепки, их свойства и качества;
  2. владение приемами и способами лепки;
  3. могут детально обследовать объект работы;
  4. проявление интереса к лепке /методики 6; 7/. Аппликация:
    1. знание цветовой гаммы, используемой в аппликации;
    1. знание правил декора и применение их в работе;
    2. владение приемами и способами аппликации /техника вырезывания, создание композиции;
    3. проявление самостоятельности и творчества; проявление интереса к аппликации /методика 8/.

 I раздел. Ознакомление с произведениями искусства

Методика I. Организация дидактических игр: «Разложи в соответствии с описанием», «Найди по описанию».

              1. Дидактическая игра «Разложи в соответствии с описанием». Ребенку /при наличии материала нескольким детям/ предлагаются открытки /или репродукции картин на паспорту/ с изображением художественных произведений разных жанров.

Дидактическое правило: последнее  слово /отгадку/ не называть, а класть соответствующую репродукцию.

Показатели:

  1. балл /низкий уровень/ - 2-3 ошибочных варианта выкладывания репродукций.
  2. балла /достаточный уровень/ - одна ошибка.
  3. балла /высокий уровень/ - безошибочное выкладывание репродукций.
              1. Дидактическая игра «Найди по описанию».

На полочках размещены: изделия  из соломки, льна, керамика, скульптура малых форм. Педагог «описывает» экспонат, акцентируя внимание детей на средствах выразительности данного художественного произведения. Дидактические правила: найти экспонат по словесному описанию; назвать материал, из которого он изготовлен.

Показатели:

    1. балл /низкий уровень/ - 2-3 ошибки в ответах
    2. балла /достаточный уровень/ - одна ошибка.
    3. балла /высокий уровень/ - все ответы правильные

3.Методика 2.

Организация мини-выставок: «знакомые  картины», «любимые сказки» / иллюстрации к хорошо знакомым детям сказкам/, «Забавная скульптура».

В изостудии /или в другом помещении/ организуется выставка из 6-7 репродукций уже знакомых детям картин. Ребенку предлагается «описать» ту картину, которая ему особенно нравится.

Аналогично организуется выставка иллюстраций к сказкам и скульптурам  малых форм /подбираются забавные глиняные, деревянные, фаянсовые фигурки/.

Показатели:

      1. балл /низкий уровень/ - рассматривает экспонат с удовольствием, но затрудняется ответить даже на направляющие вопросы педагога.
      2. балла /достаточный уровень/ - описание экспоната достаточно грамотное, но только по опорным вопросам педагога.
      3. балла /высокий уровень/ - описание развернутое, использует образные выражения.

4.Методика 3.

Организация экскурсий к различным /по функциональному назначению/ архитектурным сооружениям.

Это может быть: жилой дом, школа, мост, церковь и др.

Беседа проводится по наводящим  вопросам:

Что это за здание?

Для чего оно предназначено?

Почему оно построено именно в этом месте?

Чем отличается от других зданий?

Попробуй найти элементы, которым  украшено здание.

Чем оно тебе нравится или не нравится?

Как называют человека, который проектирует  различные здания?

Показатели:

        1. балл /низкий уровень/ - испытывает значительные затруднения в ответах на поставленные вопросы: долго думает и чаще всего отвечает неправильно или совсем не отвечает.
        2. балла /достаточный уровень/ - дает ответы только на наводящие вопросы педагога, но достаточно полные. Имеет определенные знания о функциональном назначении различных архитектурных сооружений.
        3. балла /высокий уровень/ - отвечает охотно. Ответы полные, развернутые. Проявляет любознательность /сам задает вопросы/. Изъявляет желание побывать на иных объектах. Хорошо знает функциональное назначение различных архитектурных сооружений.

II раздел. Изобразительная деятельность. Рисование

5.Методика 4.

Выполнение творческих заданий: «Нарисуй карандашом и фломастером, гуашью и акварелью, обычными и восковыми мелками»; «В царстве сказок»; «Помоги художнику-декоратору». Творческое задание «Нарисуй карандашом и фломастером, ...».

Педагог называет объект для изображения, который умеют рисовать. Рисование осуществляется с помощью карандаша, фломастера, гуаши, акварели, мелков. Ребенку предлагается нарисовать названный объект различными изобразительными материалами, а затем определить, какой материал лучше подходит для изображения. Фиксируется также техника рисования.

Показатели:

          1. балл /низкий уровень/ - знает материалы для рисования, но слабо владеет техникой работы с ними /неправильная штриховка и закрашивание/; интереса к рисованию не проявляет.
          2. балла /достаточный уровень/ - знает изобразительные материалы; выполняет поставленную задачу с помощью педагога /показ картинки, краткое словесное описание/; умеет штриховать, закрашивать; затрудняется в выборе наиболее подходящего материала для изображения определенного объекта; проявляет интерес к рисованию.
          3. балла /высокий уровень/ - хорошо знает свойства и качества изобразительных материалов; владеет техникой изображения /в различных материалах/; выполняет поставленную задачу самостоятельно; выбирает наиболее подходящий материал для изображения объекта, мотивирует свой выбор; проявляет повышенный интерес к рисованию.

6.Творческое задание «В царстве  красок».

Дети попадают в «царство красок» /большой выбор красок/. Им предлагается нарисовать дворцы для Королевы Солнца /теплый колорит/ и Королевы Моря /холодный колорит/ и от одного дворца к другому  «построить мост» в виде радуги.

Показатели:

            1. балл /низкий уровень/ - знаком только с основными цветами; путает теплые и холодные тона; задание выполняет, не стремясь к хорошему результату.
            2. балла /достаточный уровень/ - знает основные цвета и их оттенки; затрудняется в определении теплых и холодных тонов; задание выполняет заинтересовано.
            3. балла /высокий уровень/ - знает цвета радуги, цветовые оттенки, теплые и холодные тона; задание выполняет с повышенным интересом, творческим.

7.Творческое задание «Поможем художнику-декоратору»

В «мастерской художника» дети получают «художественные произведения», которые  он не успел расписать /лист бумаги разной формы/: «тарелки», «подносы», «салфетки», «передники» и пр. Нужно подобрать элементы белорусского геометрического или растительного орнамента и украсить ими предметы /в зависимости от формы украшаемой поверхности, функционального назначения предмета/.

Показатели:

              1. балл /низкий уровень/ - затрудняется с названием элементов белорусской орнаментики; нарушает правила декоративного построения композиции /симметрия, ритм, цветовая гамма, подбор элементов в зависимости от цвета фона, формы, величины, конфигурации украшаемого предмета/.
              2. балла /достаточный уровень/ - знает элементы белорусского геометрического и частично растительного орнамента; определяет белорусский геометрический орнамент по цветовой гамме; затрудняется в выборе элементов для украшения в зависимости от форм и функционального назначения предмета /недостаточное знание правил декора/.
              3. балла /высокий уровень/ - знает элементы белорусского геометрического и растительного орнамента; без затруднения подбирает элементы для составления узора на поверхностях, имеющих различную конфигурацию; в своей работе /декоративном рисовании/ опирается на знание правил декора.

8.Методика 5. Создание проблемных ситуаций: «Нарисуй фигуру человека, животного /по желанию ребенка/, используя разные геометрические фигуры; изобрази их большими и маленькими; неподвижными и в движении».

Детям раздаются карточки, на которых  нарисованы геометрические фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, трапеция. Предлагается использовать эти фигуры для изображения объектов живой природы, начиная с человека. Изображения должны быть большими и маленькими /относительно/; статистическими и с передачей движения.

Для повышения интереса детей к  выполнению задания можно предложить игровой сюжет: в соседней комнате открыта выставка игрушек, чтобы попасть на нее нужно предъявить «контролеру» рисунки, но не просто рисунки, а по два изображения каждого объекта: человек - высокий и низкий /папа и сын/, зайчик - сидящий и бегущий и т.п.

Показатели:

                1. балл /низкий уровень/ - испытывает значительные затруднения в рисовании фигуры человека и животных, даже с использованием опорных картинок.
                2. балла /достаточный уровень/ - правильно передает форму, величину; затрудняется в передаче пропорций, движения; владеет только простыми способами изображения /частично-целостный, схематический/.
                3. балла /высокий уровень/ - хорошо владеет всеми средствами выразительности и способами рисования, в основе которых геометрические фигуры; также свободно рисует по представлению /без опорных карточек/, использует более сложные способы изображения /силуэтный, с помощью цветового пятна и др./.

Лепка

9.Методика 6. Выполнение творческих  заданий «Вылепи фигурки», «Мы  скульпторы».

Творческое задание «Вылепи  фигурки».

Детям предлагается вылепить фигурки /по желанию ребенка/ из различных  материалов для лепки /пластилина, глины, песка/, затем рассказать «скульптору», какой материал следует использовать в лепке и почему. В роли скульптора может выступать педагог или  кто-нибудь из родителей.

Показатели:

                  1. балл /низкий уровень/ - затрудняется в выборе материалов для создания лепного изделия, так как плохо знает их свойства и качества; слабо владеет способами лепки; ждет помощи со стороны воспитателя.
                  2. балла /достаточный уровень/ - знает свойства и качества материалов; владеет приемами и способами лепки на репродуктивном уровне; пытается обосновать выбор материала для создания задуманного образа.
                  3. балла /высокий уровень/ - изобразительно относится к выбору лепных материалов, умеет обосновать свой выбор; хорошо знает свойства и качества материалов; творчески использует приемы и способы создания лепного изделия.

Информация о работе Подготовка детей к обучению в школе