Подготовка детей к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

физическая, психологическая, специальная готовность к обучению в школе

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по подготовке к школе.docx

— 239.82 Кб (Скачать)

Готовность к учению предполагает наличие определенного уровня развития самостоятельности. Исследователями  К.П. Кузовковой, Г.Н. Годиной установлено, что самостоятельность начинает формироваться уже с младшего дошкольного возраста и при внимательном отношении взрослых к этой проблеме она может приобрести характер довольно устойчивых проявлений в разнообразной  деятельности.  Возможно и формирование ответственности (К.С. Климова). Старшие  дошкольники способны ответственно относиться к заданиям, которые им предлагает взрослый. Ребенок запоминает поставленную перед ним цель, способен удерживать ее довольно долго и выполнять. Для того, чтобы быть готовым к  учению, ребенку надо уметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым. И  эти качества, по данным исследований (Н.А. Стародубова, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре) и практики, успешно формируются  к концу дошкольного возраста.

Непременной характеристикой  готовности к обучению служат наличие  интереса к знаниям (Р.И. Жуковская, Ф.С. Левин-Щирина, Т.А. Куликова), а также  способность к произвольным действиям.

Готовность к новому образу жизни предполагает умение устанавливать  положительные взаимоотношения  со сверстниками (Т.А. Репина, Р.А. Иванкова, Р.Б. Стеркина), знание норм поведения  и взаимоотношений (В.Г. Нечаева, Т.И. Пониманская), умение общаться с детьми и взрослыми. Новый образ жизни  потребует определенных личностных качеств, таких, как честность, инициативность, умелость, оптимизм и др. При установлении взаимоотношений с одноклассниками  дети не всегда умеют без конфликтов и обид отстаивать свою точку зрению, не заискивать перед другими, но и  не противопоставлять себя другим. Это наука дается ребенку нелегко, но, как показывают исследования Е.В. Суббутского, Т.И. Пониманской, Л.А. Пеньевской, в дошкольном детстве можно заложить ее фундамент.

Перечисленные выше характеристики, социальной, нравственно-волевой готовности формируются постепенно в процессе все жизни ребенка от рождения до 6 лет в семье и дошкольном учреждении на занятиях и вне их.

Показателем уровня социально-психологической  готовности ребенка к обучению является умение общаться, договариваться в  игре со сверстниками; организовывать и подчиняться правилам игры; правильно  воспринимать оценки себя и своего поведения товарищами и взрослыми.

Наблюдая за поведением детей, их деятельностью, можно определить, удовлетворяют  ли они указанным  признакам психологической готовности к школьному обучению.

В последнее время имеется  ряд методик, позволяющих определить уровень готовности ребенка к обучению в школе. Желательно, чтобы в марте-апреле в детском саду собеседование с детьми провел специалист-психолог, в результате чего заполняется представление на ребенка о его готовности к обучению в школе.

Основная цель психологического обследования детей при приеме их в школу – выявить нуждающихся  в специальной коррекционно-развивающей  работе с ними, наметив ее план, индивидуальный подход к будущему ученику, провести определенную работу по профилактике школьной дезадаптации некоторых учащихся. Родители должны понять, что основной смысл определения готовности к  школьному обучению заключается  не в отсеве неподготовленных к этому  детей, а в том, чтобы помочь их развитию и коррекции недостатков.

Для того, чтобы  сформировать у ребенка психологическую готовность к школе, взрослым следует говорить о ней только хорошее и самое  важное: для чего дети учатся, чему в  школе учат; рассказать, как себя вести на уроке, слушать учительницу.  Полезно давать им задания на развитие речи, учить также умению организовывать игры со сверстниками, договариваться, подчиняться правилам.

Цель  психодиагностического  обследования шести-семилетних детей  перед поступлением в школу состоит  в том, чтобы выявить недостаточно подготовленных к этому детей  и оказать им своевременную психокоррекционную помощь по устранению недостатков.

Итак,  чтобы дети были интеллектуально подготовлены к  школе, необходимо дать им определенные знания, выстроенные в систему, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности. Следует также развивать  у ребенка любознательность, познавательные интересы и способность осознанно  воспринимать новую информацию.

Таким образом, подготовка детей  к школе должна быть разносторонней и начинаться задолго до фактического поступления детей в школу.

    1. Специальная готовность к обучению детей в школе

 

Под специальной подготовкой  понимается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему  специальность овладения содержанием  обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир).

 Специальная готовность  включает умения и навыки старшего  дошкольника, сформированные в  организованном обучении либо  в дошкольном учреждении, либо  в школах раннего развития, которые  необходимы для освоения чтения  и письма, а также счета. Существенным  является то, что в большинстве  случаев учителя младшей школы  считают именно эти навыки  необходимыми, а иногда и достаточными  для успешного освоения программы  первого класса.

Изучение программы первого  класса школы показывает, что успешно  овладеть ее сможет тот ребенок, который  уже располагает определенным запасом  знаний по школьным предметам, научился читать. Учитель будет опираться  на эти познания ученика и развивать  их, обогащать. Знания, таким образом, составляют основу для начала обучения по специальным предметам.

Однако было бы неверно  специальную подготовку к обучению в школе понимать лишь как количественное накопление знаний. Чем больше знает, тем будет лучше учиться? К  сожалению, все не так просто. У  ребенка-дошкольника хорошая память. Он быстро и много запоминает, может  воспроизвести то, что запомнил (З.М. Истомина). Но одной памяти для успешного  обучения мало. Важнее наличие умений сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, то есть необходим определенный уровень  развития познавательных процессов. Умение считать до 100 еще не говорит о  будущих успехов по математике. И  даже умение читать (складывать буквы  в слова) еще не гарантия хороших  результатов по чтению и письму.

Важны осознанность этих знаний и умений, понимание причинно-следственных связей и закономерностей, способность  выделять и удерживать учебную задачу. Исследователи Л.Е. Журова, Т.. Тарунтаева, Н.Ф. Виноградова, Г.А. Корнеева, А.Н. Макарова и др. установили, что такая подготовка к обучению в школе возможна и  необходима.

Чтобы хорошо усвоить школьную программу, ребенку необходимо иметь  «чувственные» представления о  предметах и явлениях окружающего  мира, полученные при непосредственном восприятии их. Общение с  миром  окажет здесь неоценимую услугу. По образному выражению физиолога  Н. Бернштейна, при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а  мозг. В движении ребенок упражняет  память, волю, учиться соподчинять  движения рук под контролем глаз, приобретает знания о свойствах предметов. С которыми действует, развивает пространственно-временные представления.

Отбор в элитные гимназии старших дошкольников строится на оценке развития навыков письменной речи и  счета, а также уровня общей  осведомленности  ребенка. Формирование навыков чтения и письма в старшем дошкольном возрасте вполне возможно при правильно  организованном обучении на базе игровой  деятельности у многих  детей, но не у всех. Критическим моментом для интенсификации обучения письменной речи является созревание моторных, слуховых и зрительно-проекционных зон, а  также ассоциативных полей коры: теменных и лобных. Если зрелость не всех указанных кортикальных формаций достигнута у дошкольников к началу освоения указанных навыков, то обучение будет не эффективным и может  отвратить ребенка от учения вообще. В связи с этим чрезвычайно  важна объективная диагностика  степени развития моторных,  сенсорных  и сенсомоторных функций, развитие которых задерживаться у части  детей, относящихся к группе ретердированных. Постепенная и настойчивая тренировка двигательных и сенсомоторных реакций, безусловно, принесет свои плоды, но при  условии положительного отношения  ребенка  к процессу формирования этих умений и навыков.

 Если ваш малыш не  справился с заданием этого  раздела, значит он нуждается  в дополнительных занятиях по  развитию тонкой моторики.

Большая  напряженная  работа в школе выпадает на  неокрепшую детскую руку:  навык письма требует  от младшего школьника высокой точности, хорошо развитой тонкой моторики. Готовность руки вашего ребенка к письму можно  определить, оценив его тонкую моторику и координацию движения рук. Тонкая моторика- это разнообразнее движения, в которых участвуют мелкие мышцы  кисти руки. Только при хорошем  развитии кисти ребенок будет  писать красиво и легко. 

 Тонкую моторику у  детей можно и нужно развивать.  Этому способствуют занятия мозаикой, лепкой, рисованием. Руку ребенка  тренируют  и укрепляют также  обучение вязанию, пришиванию  пуговиц, работа с раскрасками,  штриховка геометрических фигур, «путание» петель, игры с пуговицами и  др. все это развивает навыки счета, умение сравнивать, группировать, тренирует мышление ребенка, помогает развивать у него чувство пропорции, глазомер. Для тренировки мелких мышц руки можно предложить сжимать резиновое кольцо, делать висы на перекладине, подбрасывать на разную высоту и ловить мяч и др.

Формирование  предпосылок  учебной деятельности, представлены в программе «Пралеска» [17, 295]. В группе «Фантазеры» в разделе «Развиваемся в деятельности» предусмотрена учебная деятельность. Учебная деятельность представляет собой особую, специфическую форму активности человека. Она отличается от других уже освоенных ребенком ранее видов деятельности (игры, рисования, конструирования и др.), в процессе которых он уже немало приобрел и многому научился. Специфично прежде всего содержание и внутренняя структура учебной деятельности.

Учебная деятельность направлена на результат. Но результат этот своеобразен. Он заключается не во внешних изменениях (как это наблюдается, например, в изобразительной или трудовой деятельности), а во внутренних, которые происходят в самом ребенке - в приобретенных им знаниях, умениях, навыках. Направленность на такой результат складывается у детей постепенно.

  Каждая деятельность побуждается определенными мотивами. Назовем две основные группы мотивов учебной деятельности в младшем школьном возрасте:

- широкие социальные мотивы  учения, или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с его желаниями занять определенное место в системе доступных ему отношений;

      - мотивы, связанные  непосредственно с учебной деятельностью, познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в обладании новыми знаниями, умениями, навыками (Л. И. Божович, Н. И. Гуткина).

Эти значимые для учебной  деятельности мотивы (особенно когда они выступают как сплав) возникают, как правило, лишь к концу дошкольного возраста.

Значимую роль в учебной  деятельности имеет и такой ее компонент, как учебные операции, входящие в состав способа действий. Чтобы успешно учиться, необходимы определенные навыки (автоматизированные способы выполнения действий) и умения (сочетание знаний и навыков, обеспечивающее успешное выполнение деятельности). В их числе — специфические навыки и умения, необходимые на определенных уроках сложение, вычитание, выделение фонем, чтение, письмо, рисование и т. д.). Но наряду с ними значимы и обобщенные умения, которые нужны на любом занятии. Назовем основные из них:

  • умение слушать и слышать, выполнять инструкцию педагога, руководствоваться его указаниями при выполнении учебного задания; умение работать по образцу;
  • умение осмысливать учебный материал, выделять в нем главное, рационально запоминать учебную информацию;
  • умение моделировать, использовать простейшие приемы моделирования выделенных отношений и зависимостей в предметах и явлениях окружающей действительности;
  • умение осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности и ее результатов, оценивать их, исходя из критериев, заданных педагогом;
  • учебно-организационные умения.

Многие из этих умений предполагают не только относительно высокий уровень развития познавательной сферы, но и волевой, произвольности.

Из раздела «учебная деятельность»  можно сформулировать следующие  задачи по специальной готовности детей  к школе:

  • заинтересовать  знаниями и сформировать отношение к ним как к общечеловеческой ценности, значимой на всех этапах жизни человека; побуждать интерес, желание к овладению знаниями в процессе обучения;
  • формировать интерес к школе, социальную готовность к ней;
  • содействовать превращению программы обучения педагог; в программу самого ребенка, опираясь на природу старшего дошкольника и свойственную ему полимотивацию: сочетание игровых, соревновательных мотивов с мотивами самоутверждения;
  • формировать начала обобщенных учебных умений и навыков:

Информация о работе Подготовка детей к обучению в школе