Подготовка детей к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

физическая, психологическая, специальная готовность к обучению в школе

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по подготовке к школе.docx

— 239.82 Кб (Скачать)

Для изучения выносливости используется бег на длинную дистанцию (1000 м). Он проводится в удобном для ребенка темпе (умеренном). Фиксируется расстояние, которое преодолел испытуемый до момента перехода на ходьбу.

Для изучения мотивационной готовности ребенка к физкультурной деятельности может проводиться беседа, круг вопросов которой следующий:

Нравится ли тебе заниматься физкультурой?

Если бы было два детских сада - один, в котором дети занимаются физкультурой (выполняют физические упражнения, играют в спортивные и подвижные игры), и другой, в котором дети рисуют, поют, а физкультуры совсем нет. В какой из них ты бы пошел?

Если бы воспитательница сказала: «Сегодня одни дети пойдут в спортивный зал и будут участвовать в  физкультурном занятии, а другие останутся в группе и будут заниматься кто чем хочет», - что бы ты выбрал?

Если бы в детском саду проводилось  спортивное соревнование, хотел бы ты в нем участвовать или только наблюдать, как играют другие дети?

5. Хотел бы ты быть тренером и учить детей выполнять физические упражнения?

Полученные ответы подвергаются количественной обработке: ответ «да» - 2 балла, «не  знаю» - 1 балл, «нет» - 0 баллов.

Заполняется протокол диагностики  уровня развития в области математики (Приложение В).

Разработчик - кандидат педагогических наук, доцент Шебеко Валентина Николаевна.

Обследование речи детей 5-6 лет должно проводиться индивидуально  с каждым ребенком, при этом беседа не должна превышать 15 минут. Задания  даются в интересной, интонационно выразительной форме. Большое значение при диагностировании имеет точная формулировка вопросов.

При обследовании выделяются следующие умения:

Словарь:

  • Умение подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации;
  • Подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;
  • Понимать и употреблять разные значения многозначных слов;
  • Дифференцировать обобщающие понятия.

Грамматика:

  • Образовывать названия детенышей животных, согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе;
  • Образовать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения;

Фонетика:

  • Дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, л-р; различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие.
  • Изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания;
  • Подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.

Связная речь:

  • В пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей;
  • Составлять описание, повествование или рассуждение;

         - Развивать сюжетную линию в  серии картин, соединяя части  высказывания разными типами  связей.

Условно выделены четыре уровня развития речи: высокий, достаточный, средний и низкий.

  1. Высокий уровень: ребенок может поддержать разговор на знакомую тему, самостоятельно пересказать хорошо знакомое художественное произведение, без помощи взрослого составить рассказ по картине, рассказать о событиях из собственной жизни; лексический запас у него довольно высокий, редко встречаются неточности в употреблении лексических средств, не наблюдается лексическая интерференция (смешение в речи русских и белорусских слов); грамматические ошибки в словоизменении допускает только в отдельных сложных случаях, может образовать названия детенышей животных, посуды, профессий; отчетливо произносит и дифференцирует на слух все звуки родного языка.
  2. Достаточный: Отличается от высокого тем, что ребенок временами испытывает трудности при подборе нужного слова, время от времени допускает грамматические ошибки в словоизменении и словообразовании, особенно в сложных случаях, допускает ошибки при произношении наиболее трудных для детей звуков.
  3. Средний уровень: ребенок может участвовать в общении, самостоятельно пересказать небольшую по объему сказку, составить с помощью взрослого короткий рассказ по картине; лексический запас несколько ниже нормы, ребенок часто употребляет в речи слова из близкородственного языка; грамматические ошибки в словоизменении допускает примерно в половине случаев, новые слова образует только с помощью воспитателя; допускает ошибки при произношении 3-4 звуков.
  4. Низкий уровень: ребенок с трудом участвует в разговоре на бытовые темы, пересказывает с помощью воспитателя, лексический запас низкий, употребляет русские и белорусские слова вперемежку, допускает грамматические ошибки в словоизменении более, чем в половине случаев, не владеет правильным произношением 5-6 звуков.

Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты  и правильности они (оценки) помогают выявить уровни речевого развития:

4 балла ставится за точный и правильный по всем параметрам ответ, данный ребенком самостоятельно;

3 балла получает ребенок,  допустивший неполный ответ, допустивший  незначительную неточность, но отвечающий  самостоятельно;

2 балла получает ребенок, допустивший неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого;

1 балл ставится ребенку,  если он не соотносит ответы  с вопросами взрослого, повторяет  за ним слова, демонстрирует  непонимание.

Примерные (возможные) ответы детей даются после каждого задания  в следующей последовательности: 1)полный и правильный самостоятельно сформулированный ответ; 2) правильный, но неполный ответ; 3) частично правильный ответ; 4) неточный или неправильный ответ.

По результатам диагностики  заполняется протокол уровня развития речи (Приложение В).

Разработчик – доктор педагогических наук, профессор Старжинская Наталья Степановна.

Физическая готовность к  школе предполагает:  общее крепкое  здоровье, низкую утомляемость, работоспособность, выносливость. Ослабленные дети будут  часто болеть, быстро утомляться, их работоспособность будет падать – все это не может не отразиться на качестве обучения и состояния  здоровья. Данные параметры берутся из диагностики уровня развития физических качеств и двигательных умений ребенка и наблюдений на занятиях физического воспитания.

Диагностика проводится в  начале и конце учебного года. Необходимость проведения диагностики дважды обосновывается тем, что психологу, педагогу, родителям важно знать актуальные возможности ребенка, группы в целом и проследить динамику развития способностей к обучению в школе.

На основании результатов  выполнения всех заданий определяется уровень развития и сформированности предпосылок учебной деятельности детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ готовности детей к обучению в школе

 

Проводилась диагностика  готовности детей к школе в  начале и конце учебного года. Ее задачи - выявить актуальный уровень развития детей; определить трудности, связанные с успешностью усвоения знаний в различных видах деятельности; интеллектуальным, социально-личностным развитием, проследить динамику психического и физического развития ребенка с целью осуществления индивидуального подхода в образовательном процессе

Результаты диагностики  используются педагогом в ходе планирования его деятельности, при постановке и реализации педагогических задач.

На основе результатов  диагностики воспитателям и психологам дошкольных учреждений проводить профилактическую коррекцию и целенаправленную подготовку детей к школе с учетом возможностей детей и потребностей родителей.

По завершении учебного года проводить повторное психолого-педагогическое обследование детей, которое осуществляют психолог и педагог дошкольного учреждения. Психолог на основе результатов обследования формулирует психологическое заключение о готовности детей к обучению в школе (Приложение Г). Педагог, ориентируясь на возрастные показатели специальной готовности, в соответствии с требованиями настоящего образовательного стандарта готовит рекомендации учителю подготовительного класса.

Результаты психодиагностического  обследования каждого ребенка фиксируются  в протоколе с дальнейшим оформлением  в диагностической карте единого образца, которая передается в начальную школу при поступлении в подготовительный класс (Приложение Д).

Используя результаты диагностики, можно  помочь учителю компетентно осуществлять дифференцированный и индивидуальный подходы к детям в образовательном процессе, наметить стратегию оказания помощи по преодолению выявленных проблем.

Содержание помощи должно быть направлено не на натаскивание ребенка по определенным пробелам в знаниях, а на развитие и стимулирование потенциальных возможностей детей, и выравнивание психологических трудностей, связанных с дисгармоничным развитием познавательной деятельности и личности ребенка [14, 598].

Диагностика  психологической  и личностной готовности детей к  школе проводила психолог совместно  с воспитателем группы, что позволило  выявить степень сформированности параметров учебной деятельности старших  дошкольников. Результаты выполнения данной диагностики показали следующий уровень сформированности учебной деятельности, представленные в сводной таблице (Таблица 2.2.1).

Таблица 2.2.1  – Сводная таблица диагностики

уровня сформированности учебной деятельности

 

уровень –очень низкий

(8-10 баллов)

II уровень – низкий (11-13 баллов)

III уровень – средне-низкий (14-15 баллов)

IV уровень –средний (16-18 баллов)

V уровень – средне-высокий (19-21 баллов)

VI уровень – высокий (22-24 балла)

VII уровень – очень высокий (25-28 баллов)

1 этап (сентябрь)

 

1

8

8

1

   

2 этап (март)

   

1

2

8

5

2


    

  Динамика результатов лучше заметна на диаграмме уровня сформированности учебной деятельности на начало и конец учебного года (Диаграмма 1).

Диаграмма 2.2.2 -  Диаграмма уровня

 сформированности учебной  деятельности

Психолог, используя дополнительные диагностики, проверяет уровень  личностной готовности к школе детей старшей группы в конце учебного года (Таблица 2.2.3) и сформированности психологических познавательных процессов детей старшей группы (Таблица 2.2.4 ).

Таблица 2.2.3 - Сводная таблица личностной

 готовности к школе детей  старшей группы

май

Ф.И.О.

Мотивация

Самооценка

Ануфрева А.

Преобладает трудовая мотивация(2) над учебной мотивацией   (1)

высокая

Бондорева А.

Преобладает игровая мотивация (2) над трудовой мотивацией (1)

высокая

Вашенко А.

Преобладает трудовая мотивация (2) над игровой мотивацией (1)

высокая

Галустов А.

Преобладает учебная мотивация  (3)

высокая

Гайдашев А.

Преобладает трудовая мотивация (3)

средняя

Гатальский А.

Мотивация не сформирована до конца

высокая

Журова Л.

Мотивация не сформирована до конца

высокая

Ковалькова Д.

Преобладает трудовая мотивация (2) над игровой (1)

  средняя

Куничик Е.

Преобладает учебная мотивация (2) над игровой мотивацией (1)

высокая

Кравцов И.

Преобладает игровая мотивация (2) над учебной мотивацией  (1)

высокая

Радкевич Н.

Преобладает трудовая мотивация (2) над игровой мотивацией (1)

высокая

Самонов С.

Преобладает трудовая мотивация (2) над игровой (1)

высокая

Судиловский А.

Преобладает трудовая мотивация (2) над игровой мотивацией (1)

высокая

Терехова А.

Мотивация не сформирована до конца

высокая

Филатов А.

Преобладает игровая мотивация (2) над учебной мотивацией (1)

средняя

Филатова М.

Преобладает учебная мотивация (3)

высокая

Читакова Л.

Преобладает трудовая мотивация (2) над учебной (1)

высокая

Шевченко Д.

Преобладает учебная мотивация (2) над игровой мотивацией (1)

высокая

 

 

 

   

Информация о работе Подготовка детей к обучению в школе