Подготовка детей к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

физическая, психологическая, специальная готовность к обучению в школе

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по подготовке к школе.docx

— 239.82 Кб (Скачать)

умение слушать и слышать  педагога, руководствоваться его  указаниями при выполнении учебных  заданий;

умение осмысливать учебный  материал, выделять в них главное, запоминать учебную информацию;

 умение моделировать, использовать простейшие приемы  моделирования выделенных отношений  и зависимостей в изучаемых  предметах и явлениях действительности;

 умение осуществлять  контроль и самоконтроль своей  деятельности и ее результатов, оценивать их, исходя из критериев педагога;

элементарные учебно-организационные  умения;

  • содействовать развитию воли, опираясь, прежде всего, на возможности игр с правилами (дидактических, подвижных и др.); способствовать расширению «поля» произвольности поведения в познавательной, двигательной сфере, в художественном творчестве, в сфере общения и т. п.;
  • содействовать в процессе обучения расширению интеллектуальных запросов, интереса к предметам со сложной структурой и нестандартным назначением, активизировать детскую поисковую деятельность, опираясь на субъективный опыт воспитанников;
  • способствовать развитию воображения — как воссоздающего (представить, например, по описанию, схемам животных и растения тех стран, где сам ребенок никогда не был), так и творческого (самому придумать сказку, иллюстрацию к ней, танец и т. д.);
  • оказывать индивидуально-дифференцированную поддержку в овладении предпосылками, элементами учебной деятельности;
  • использовать успехи в овладении учебной деятельностью как средство самоутверждения ребенка.

Можно сделать вывод, что  для успешной учебы ребенку необходимо иметь развитые познавательные интересы, достаточно широкий умственный кругозор, владеть необходимыми психическими качествами, знаниям и умениям, которые  даются в дошкольных учреждениях, подготовительных классах и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Преемственность между дошкольным учреждением и школой,  семьёй при подготовке к школьному обучению

 

Одной из задач дошкольного  учреждения является подготовка детей  к школе. Переход ребенка в  школу – качественно новый  этап в его развитии. Тот этап связан с изменением «социальной  ситуации развития», с личностными  новообразованиями, которые Л.С. Выготский  назвал «кризисом 7 лет». Результатом  подготовки является готовность к школе. Эти два термина связаны между  собой причинно-следственными отношениями: готовность к школе непосредственно  зависит от качества подготовки.

Поступление в школу –  переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни  и условиям деятельности, новому положению  в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками [11, 361].

Отличительная особенность  положения школьника состоит  в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность  перед учителем, школой, семьей. Жизнь  ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Ее основным содержанием становится усвоение знаний, общих для всех детей.

Учебная деятельность школьника  и по своему содержанию, и по организации  резко отличается от привычных ребенку  дошкольного возраста форм деятельности. Усвоение знаний становится единственной целью и выступает в чистом виде, не замаскированном игровой  или продуктивной формой задания. Эти  знания усваиваются детьми впрок, для  будущего.

Основная форма организации  учебной работы школьников - урок, на котором время рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить  за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонним  делом.

Большое значение имеет развитие волевых качеств ребенка, без  чего он не сможет сознательно регулировать свое поведение, подчинять его решению  учебных задач, организованно вести  себя на уроке.

Опросы детей, неоднократно проводившиеся в старших возрастных  группах детского сада, показали, что  все дети, за редкими исключениями, стремятся пойти в школу, не хотят  оставаться в детском саду. Обосновывают это желание дети по-разному. Большая  часть ссылается именно на учебу  как на привлекательную сторону  школы. Вот некоторые типичные ответы детей на вопрос, почему они хотят  идти в школу,  а не оставаться в детском саду: «В школе научишься  читать, много будешь знать» «В детском  саду я уже был, а в школе  не был». Там дают трудные задачи, а я учусь.  Мне папа тоже дает трудные задачи, я их все… нет, не все решаю».

Конечно, не только возможность  учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: сидение  за партами, звонки, перемена, отметки, владение портфелем, пеналом и т.п.

Важная сторона психологической  готовности к школе - достаточный  уровень волевого развития ребенка. У разных детей этот уровень оказывается  различным, но типической чертой, отличающей семилетних детей является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность  управлять своим поведением и  которое необходимо для того, чтобы  сразу же, придя в 1 класс, включиться в общую деятельность, принять  систему требований, предъявляемых  школой и учителем.

Что касается произвольности познавательной деятельности, то она, хотя и начинает формироваться в  старшем дошкольном возрасте, к моменту  поступления в школу еще не достигает полного развития: ребенку  трудно длительное время сохранять  устойчивое произвольное внимание, заучивать  значительный по объему материал и  т.п. обучение в начальной школе  учитывает  эти особенности детей  и строится так, что требования к  произвольности их познавательной деятельности возрастает постепенно, по мере того как  в самом процессе учения происходит ее совершенствование.

Готовность ребенка к  школе в области в области  умственного развития включает несколько  взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в 1 класс, необходим известный запас  знаний об окружающем мире – о предметах  и их свойствах, о явлениях живой  и неживой природы, о людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо  и что такое плохо», то есть о  моральных нормах поведения.  Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество – степень  правильности, четкости и обобщенности сложившихся в дошкольном детстве  представлений.

Особое место в психологической  готовности к школе занимает овладение  некоторыми специальными знаниями и  навыками, традиционно относящимися к собственно школьным, - грамотой, счетом, решением арифметических задач.

Ведущей в образовательном  процессе дошкольного учреждения и  начальной школы является диалогическая  форма общения взрослого с  детьми, признание права ребенка  на инициативные высказывания и аргументированное  отстаивание своих предложений, право на ошибку.

Главными  принципами  педагогического общения должны стать:

- осуществление общения  с позиции любви, доброжелательности, педагогического оптимизма;

- включение детей в  игровое общение, воздействие  сказкой, музыкой, другими художественными  средствами;

- создание на занятиях  особой атмосферы сотрудничества  и сотворчества; избирательность  и дифференцированность общения.

В процессе обучения должны использоваться методы, выполняющие  функции: развивающую, обучающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную, диагностико-коррекционную, коррекционно-стимулирующую. В обучении и организации жизнедеятельности  детей должны преобладать развивающие  игры, игровые ситуации, способствующие постепенному переходу от непроизвольной деятельности к произвольной.

Основными способами организации  обучения детей являются коллективные, подгрупповые, индивидуальные. Игровые  задания должны чередоваться с различными по степени сложными учебными заданиями, требующими от ребенка определенных волевых усилий, самостоятельности  в принятии решений.

Как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе  должны быть созданы условия для  полноценного физического развития, укрепления здоровья, профилактики утомляемости; организовано использование дидактических, подвижных игр при обучении грамоте, математике, изучении окружающего мира и других образовательных областей.

В дошкольном учреждении ведется  целенаправленная работа по установлению преемственности между детским  садом и школой. Это работа имеет  следующие направления: содержание, методы, формы обучения.

Детский сад и школа  составляют единый совместный план, целью  которого и является конкретизация  работы по названным трем линиям. План включает в себя две части: содержание совместной работы воспитателя и  учителя; ознакомления детей со школой.

Воспитатель подготовительной группы и учитель первого класса знакомятся с работой друг друга, с условиями, в которых будут  находиться дети. Воспитатель помогает учителю узнать детей, их индивидуальные особенности, склонности, интересы. Наблюдая детей в течение нескольких лет, воспитатель может посоветовать учителю. Какие методы воспитания и  обучения наиболее приемлемы по отношению  к тому или иному ребенку. Он расскажет  о положительных и отрицательных  сторонах семейного воспитания. Такая  информация, если она не носит предвзятого  характера, будет очень полезна  учителю, сократит для него время  знакомства с новыми учениками.

Учителю полезно самому понаблюдать  за детьми еще в тот период, когда  они посещают дошкольное учреждение, соотнести свои впечатления с  мнением воспитателя, обсудить их. Учитель  же поможет воспитателю заметить, на какие стороны подготовки детей  к школе следует обратить особое внимание.

Планом совместной работы могут предусматриваться взаимное посещение школы и детского сада учителем и воспитателем с целью  ознакомления с формами, методами работы, участие в педагогических советах, взаимное консультирование, совместное проведение родительского собрания воспитателем и учителем, организация конференций, изучение программ воспитания в дошкольном учреждении и программы первого класса школы и.др. Очень полезно посещение воспитателем школы в тот период, когда его бывшие воспитанники уже станут первоклассниками. Воспитатели, любящие детей, как правило долго не теряют своих питомцев из вида и наблюдают за их успехами не только в первом классе.

Таким образом, важнейшим  условием эффективности работы по налаживанию  преемственных связей между детским  садом и школой является доброжелательный деловой контакт между воспитателем и учителем.

Вторая часть плана  – ознакомление детей со школой. Воспитатель намечает посещение  детьми подготовительной группы той  школы, в которой они предположительно будут учиться.  Но если даже не все  дети поступят именно в эту школу, такая экскурсия будет полезна  для них. Первое посещение можно  провести 1 сентября. Дети вместе с воспитателем наблюдают за торжественной церемонией первого дня нового учебного года. Может быть, среди первоклассников  будут знакомые дошколятам бывшие выпускники детского сада. После посещения школы  можно поговорить с детьми о том, что такое событие ждет и их в следующем году.  Создавшийся  эмоциональный настрой поддержит  организованная воспитателем встреча  детей в детском саду с начинающими  школьниками.

Новое посещение школы  может уже непосредственно связано  с содержанием учебной работы по школе. При этом совсем не обязательно  сразу вести детей на урок. Лучше  познакомить их с библиотекой. А  в дальнейшем приводить туда детей  систематически – брать книги  и читать в детском саду, иногда предлагать тихо посидеть в читальном  зале и посмотреть, как читают книги  ученики. Можно посетить спортивный зал во время урока и понаблюдать  за учениками, а потом когда-то провести там физкультурное занятие. Если в школе есть актовый зал, где  проходят спектакли для детей, можно  посетить и их. Полезно также зайти  с детьми в пустой класс, разрешить  им посидеть за партой. В мае беседу с детьми о школе может провести учитель. Вся это работа равномерно распределяется  в течение года. Ее не должно быть много. Нужно оставить детям возможность что-то еще  узнавать и потом.  Ребенок не должен бояться нового здания, но и  не должен настолько привыкнуть к  нему, чтобы пропал эффект новизны, неожиданности, привлекательности.

Готовность к учению логично  формировать путем сближения  дошкольных и школьных форм организации  и  методов обучения. Конечно, не следует превращать детский сад  в школу, но должно быть общее: обязательность, систематичность проведения занятий. Это вырабатывает стереотип поведения, создает психологическую установку на обязательность обучения; аналогичными могут быть и отдельные методы, приемы (игровые); могут совпадать и отдельные требования к детям: отвечать по-одному, не мешать товарищам, слушать их ответы, выполнять задание воспитателя и др. Однако еще раз подчеркнем, что превращать занятие в урок недопустимо.

С точки зрения нравственно-волевой  подготовки к школе важно обратить внимание на интерес ребенка к  занятиям, на то, что рождает желание  заниматься. Р.С. Буре отмечает, что  желанию заниматься способствуют такие  факторы: возможность удовлетворения потребности в познании; наличие  трудностей, связанных с содержанием, объемом, способами выполнения задания; возможность эти трудности преодолевать и получать положительную оценку взрослого. Оценку, а не отметку, как  это будет в школе. Ш.А. Амонашвили не рекомендует ставить отметки  даже первоклассникам.

Информация о работе Подготовка детей к обучению в школе