Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 20:20, курсовая работа
физическая, психологическая, специальная готовность к обучению в школе
умение слушать и слышать педагога, руководствоваться его указаниями при выполнении учебных заданий;
умение осмысливать учебный материал, выделять в них главное, запоминать учебную информацию;
умение моделировать,
использовать простейшие
умение осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности и ее результатов, оценивать их, исходя из критериев педагога;
элементарные учебно-
Можно сделать вывод, что для успешной учебы ребенку необходимо иметь развитые познавательные интересы, достаточно широкий умственный кругозор, владеть необходимыми психическими качествами, знаниям и умениям, которые даются в дошкольных учреждениях, подготовительных классах и т.п.
Одной из задач дошкольного
учреждения является подготовка детей
к школе. Переход ребенка в
школу – качественно новый
этап в его развитии. Тот этап
связан с изменением «социальной
ситуации развития», с личностными
новообразованиями, которые Л.С. Выготский
назвал «кризисом 7 лет». Результатом
подготовки является готовность к школе.
Эти два термина связаны между
собой причинно-следственными
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками [11, 361].
Отличительная особенность
положения школьника состоит
в том, что его учеба является
обязательной, общественно значимой
деятельностью. За нее он несет ответственность
перед учителем, школой, семьей. Жизнь
ученика подчинена системе
Учебная деятельность школьника и по своему содержанию, и по организации резко отличается от привычных ребенку дошкольного возраста форм деятельности. Усвоение знаний становится единственной целью и выступает в чистом виде, не замаскированном игровой или продуктивной формой задания. Эти знания усваиваются детьми впрок, для будущего.
Основная форма организации учебной работы школьников - урок, на котором время рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонним делом.
Большое значение имеет развитие волевых качеств ребенка, без чего он не сможет сознательно регулировать свое поведение, подчинять его решению учебных задач, организованно вести себя на уроке.
Опросы детей, неоднократно
проводившиеся в старших
Конечно, не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: сидение за партами, звонки, перемена, отметки, владение портфелем, пеналом и т.п.
Важная сторона
Что касается произвольности познавательной деятельности, то она, хотя и начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу еще не достигает полного развития: ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т.п. обучение в начальной школе учитывает эти особенности детей и строится так, что требования к произвольности их познавательной деятельности возрастает постепенно, по мере того как в самом процессе учения происходит ее совершенствование.
Готовность ребенка к школе в области в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в 1 класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире – о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», то есть о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество – степень правильности, четкости и обобщенности сложившихся в дошкольном детстве представлений.
Особое место в
Ведущей в образовательном процессе дошкольного учреждения и начальной школы является диалогическая форма общения взрослого с детьми, признание права ребенка на инициативные высказывания и аргументированное отстаивание своих предложений, право на ошибку.
Главными принципами педагогического общения должны стать:
- осуществление общения
с позиции любви,
- включение детей в
игровое общение, воздействие
сказкой, музыкой, другими
- создание на занятиях
особой атмосферы
В процессе обучения должны
использоваться методы, выполняющие
функции: развивающую, обучающую, воспитывающую,
побуждающую, контрольно-коррекционную,
диагностико-коррекционную, коррекционно-стимулирующую.
В обучении и организации
Основными способами организации обучения детей являются коллективные, подгрупповые, индивидуальные. Игровые задания должны чередоваться с различными по степени сложными учебными заданиями, требующими от ребенка определенных волевых усилий, самостоятельности в принятии решений.
Как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе должны быть созданы условия для полноценного физического развития, укрепления здоровья, профилактики утомляемости; организовано использование дидактических, подвижных игр при обучении грамоте, математике, изучении окружающего мира и других образовательных областей.
В дошкольном учреждении ведется целенаправленная работа по установлению преемственности между детским садом и школой. Это работа имеет следующие направления: содержание, методы, формы обучения.
Детский сад и школа составляют единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по названным трем линиям. План включает в себя две части: содержание совместной работы воспитателя и учителя; ознакомления детей со школой.
Воспитатель подготовительной
группы и учитель первого класса
знакомятся с работой друг друга,
с условиями, в которых будут
находиться дети. Воспитатель помогает
учителю узнать детей, их индивидуальные
особенности, склонности, интересы. Наблюдая
детей в течение нескольких лет,
воспитатель может посоветовать
учителю. Какие методы воспитания и
обучения наиболее приемлемы по отношению
к тому или иному ребенку. Он расскажет
о положительных и
Учителю полезно самому понаблюдать за детьми еще в тот период, когда они посещают дошкольное учреждение, соотнести свои впечатления с мнением воспитателя, обсудить их. Учитель же поможет воспитателю заметить, на какие стороны подготовки детей к школе следует обратить особое внимание.
Планом совместной работы
могут предусматриваться
Таким образом, важнейшим
условием эффективности работы по налаживанию
преемственных связей между детским
садом и школой является доброжелательный
деловой контакт между
Вторая часть плана
– ознакомление детей со школой.
Воспитатель намечает посещение
детьми подготовительной группы той
школы, в которой они предположительно
будут учиться. Но если даже не все
дети поступят именно в эту школу,
такая экскурсия будет полезна
для них. Первое посещение можно
провести 1 сентября. Дети вместе с воспитателем
наблюдают за торжественной церемонией
первого дня нового учебного года.
Может быть, среди первоклассников
будут знакомые дошколятам бывшие выпускники
детского сада. После посещения школы
можно поговорить с детьми о том,
что такое событие ждет и их
в следующем году. Создавшийся
эмоциональный настрой
Новое посещение школы
может уже непосредственно
Готовность к учению логично формировать путем сближения дошкольных и школьных форм организации и методов обучения. Конечно, не следует превращать детский сад в школу, но должно быть общее: обязательность, систематичность проведения занятий. Это вырабатывает стереотип поведения, создает психологическую установку на обязательность обучения; аналогичными могут быть и отдельные методы, приемы (игровые); могут совпадать и отдельные требования к детям: отвечать по-одному, не мешать товарищам, слушать их ответы, выполнять задание воспитателя и др. Однако еще раз подчеркнем, что превращать занятие в урок недопустимо.
С точки зрения нравственно-волевой
подготовки к школе важно обратить
внимание на интерес ребенка к
занятиям, на то, что рождает желание
заниматься. Р.С. Буре отмечает, что
желанию заниматься способствуют такие
факторы: возможность удовлетворения
потребности в познании; наличие
трудностей, связанных с содержанием,
объемом, способами выполнения задания;
возможность эти трудности