Подготовка детей к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

физическая, психологическая, специальная готовность к обучению в школе

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по подготовке к школе.docx

— 239.82 Кб (Скачать)

Таблица 2.2.4 - Сводная таблица сформированности

 психологических познавательных  процессов 

детей старшей группы

 

Показатели

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

низкий

1 этап

2 этап

1

этап

2 этап

1

 этап

2 этап

1

этап

2

 этап

1

этап

2

этап

Внимание

11%

34%

22%

23%

38%

43%

29%

-

-

-

Память

-

17%

34%

45%

50%

38%

11%

-

5%

-

Мышление

-

11%

5%

28%

38%

61%

29%

-

29%

-

Воображение

28%

50%

5%

16%

34%

34%

16%

-

17%

-

Восприятие

50%

73%

11%

16%

34%

11%

5%

-

-

-


 

Представленная таблица показывает результативность работы психолога, педагогов и родителей.

 

 Уровень специальной  готовности диагностируется по  различным методикам, представленных в главе 2.1 по разделам стандарта «Дошкольное образование «Готовность к школе». По результатам диагностики заполнялись протоколы (Приложение В), на основании которых была составлена сводная таблица (Таблица 2.2.5, 2.2.6). Разделы таблицы «Физическая культура», «Мир искусства», «Мир музыки», как и диагностика, проводилась и заполнялась различными специалистами. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.2.5 - Выполнение образовательного стандарта

 «Дошкольное образование «Готовность к школе»

 на начало учебного года

 

                                                                                             сентябрь

Образовательная область

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Физическая культура

61% - 11

39% - 7

0

Обучение грамоте

33% - 6

61% - 11

6% - 1

Математика

44% - 8

28% - 5

28% - 5

Мир природы

33% - 6

44% - 8

23% - 4

Мир искусства (рисование)

61% - 11

39% - 7

6% - 1

Мир искусства (лепка)

44% - 8

56% - 10

11% - 2

Мир искусства (аппликация)

56% - 10

23% - 3

28% - 5

Мир музыки

11% - 2

83% - 15

6% - 1

Всего выпускников: 18 детей


 

Таблица 2.2.6 - Выполнение образовательного стандарта

 «Дошкольное образование «Готовность  к школе»

на конец учебного года

 

май

Образовательная область

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Физическая культура

78% - 14

22% - 4

0

Обучение грамоте

78% - 14

22% - 4

0

Математика

78% - 14

22% - 4

0

Мир природы

83% - 15

17% - 3

0

Мир искусства (рисование)

83% - 15

17% - 3

0

Мир искусства (лепка)

94% - 17

6% - 1

0

Мир искусства (аппликация)

83% - 15

17% - 3

0

Мир музыки

78% - 14

22% - 4

0

Всего выпускников: 18 детей


 

Для анализа эффективности работы педагогов, результаты диагностики  предоставляем в форме диаграмм по каждому разделу. Уровни сформированности знаний и умений по образовательным областям оформляются в процентном соотношении (Диаграмма 2.2.7 -2.2.14).

 

Диаграмма 2.2.7 - Диаграмма  выполнения образовательного стандарта «Дошкольное образование «Готовность к школе»

 по разделу «Физическая культура»

 

 

Диаграмма 2.2.8 - Диаграмма  выполнения образовательного стандарта «Дошкольное образование «Готовность к школе»

по разделу «Обучение грамоте»

 

 

Диаграмма 2.2.9 - Диаграмма  выполнения образовательного стандарта «Дошкольное образование «Готовность к школе»

 по разделу «Математика»

 

 

 

Диаграмма 2.2.10 - Диаграмма  выполнения образовательного стандарта «Дошкольное образование «Готовность к школе»

по разделу «Мир природы»

 

 

Диаграмма 2.2.11 - Диаграмма  выполнения образовательного стандарта «Дошкольное образование «Готовность к школе»

по разделу «Мир искусства (рисование)»

 

 

Диаграмма 2.2.12 - Диаграмма  выполнения образовательного стандарта «Дошкольное образование «Готовность к школе»

 по разделу «Мир искусства (лепка)»

 

 

 

Диаграмма 2.2.13 - Диаграмма  выполнения образовательного стандарта «Дошкольное образование «Готовность к школе»

по разделу «Мир искусства (аппликация)»

 

 

 

Диаграмма 2.2.14 - Диаграмма  выполнения образовательного стандарта «Дошкольное образование «Готовность к школе»

по разделу «Мир музыки»

 

Таким образом, обследование готовности детей к обучению в  школе показало эффективность работы педагогов дошкольного учреждения. Данные исследования позволяют сделать вывод о том, что работа с детьми по подготовке детей к обучению в школе должна проводиться систематически не только на занятиях, а также в свободное от занятий время, включая в себя работу, не только специалистов дошкольного учреждения, но и родителей и учителей начальных классов.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3  Методические рекомендации  по подготовке детей

к обучению в школе

 

Подготовить старших дошкольников к обучению в школе – одна из главных задач воспитателей, психолога, руководителей физического и  музыкального воспитания,  родителей  и учителей начальных классов.

Профессиональная деятельность воспитателя, психолога, руководителей  физического и музыкального воспитания в целом направлена на подготовку детей к школе, что наиболее эффективно при взаимодействии всех специалистов.

Важно также выполнять  основные требования к организации образовательного процесса в старшей группе дошкольного учреждения при подготовке к детей к школе:

- Согласование  целей,  задач дошкольного и начального  школьного образования. 

- Развитие детской подготовленности (физической, интеллектуальной, личностной  и специальной).

- Создание соответствующей   предметно-пространственной развивающей  среда.

- Для формирования учебных  умений и навыков использовать  наиболее перспективные методы.

- Для развития продуктивного  мышления, памяти, познавательных процессов  используются познавательные игры, дискуссии, беседы.

- Поддержание диалогового  общения между детьми.

- Игровые ситуации на  занятиях должны рассматриваться  педагогами как форма обучения, и носить познавательный характер.

- Основными формами обучения  пяти-шестилетных детей являются  коллективные, подгрупповые, индивидуальные. Игровые формы заданий чередуются  с различными по степени сложности  учебными, требующими от ребенка  определенных волевых усилий, самостоятельности  в принятии решений. 

- Создание условий для  полноценного физического развития, укрепления здоровья, профилактики  утомляемости. С целью снижения  дефицита двигательной активности  использовать дидактические, подвижные  игр при обучении грамоте, математике, изучении окружающего мира, включая  в занятие паузы, минутки отдыха  в виде психогимнастические игр  и упражнений.

- В процессе обучения  должны использоваться методы, выполняющие  функции: развивающую, обучающую,  воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную, диагностико-коррекционную, коррекционно-стимулирующую.

Для успешности взаимодействия можно использовать различные формы  работы:

    • Индивидуальные беседы
    • Коллективное обсуждение
    • Консультации (Приложение Е)
    • Рекомендации для индивидуальной работы с детьми (Приложения Ж, И, К)
    • Посещение открытых занятий
    • Дни открытых дверей
  • Совместное планирование и проведение праздников, игр, досугов.

В дошкольном учреждении также  ведется целенаправленная работа по установлению преемственности между  детским садом и школой, воспитателем и учителем начальных классов. Основными  формами взаимодействия дошкольного  учреждения и школы являются:

    • Посещение занятий и уроков педагогами
    • Посещение уроков детьми
    • Экскурсии в школу, школьную библиотеку и т.д.
  • Беседы и обсуждения
  • Внесение атрибутики школьной жизни: отметки, владение портфелем, пеналом и т.п.

Так же подготовка ребенка  к школе должна осуществляться и  через преемственность таких  двух институтов воспитания как семья  и дошкольное учреждение. Только совместными  усилиями можно получить желаемый результат. Родителям  полезно прислушаться к советам врача, психолога, педагогов.

Педагоги могут использовать следующие формы взаимодействия с семьей:

      1. занятия, целью которых является повышение родительской компетентности в области:

а) Индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

б) Сфере  предлагаемых программой предметов;

      1. встречи родителей со специалистами ДОУ "Круглый стол";
      2. совместные праздники, игры (совместное планирование и проведение досугов);
      3. дни открытых дверей;
      4. встречи родительской общественности с администрацией детского сада и школы;
      5. родительские собрания (Приложение М);
      6. участие родителей в образовательном процессе, проведение открытых занятий, бесед, диспутов, дискуссий по проблемам воспитания детей;
      7. привлечение родителей к оформлению групповых комнат, кабинетов, семейных поделок;
      8. расширение сферы дополнительных образовательных услуг;
      9. анкетирование родителей (Приложение Н);
      10. тестирование родителей (Приложение П);
      11. консультирование родителей (Приложение Р);
      12. посещение семьи ребенка, для дополнительных рекомендаций по созданию развивающей среды по подготовке детей к школе;
      13. составление педагогам или психологом рекомендаций для родителей (Приложение С);
      14. памятки (Приложение Т);

Информация о работе Подготовка детей к обучению в школе